ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-479/17 от 16.05.2017 Пестречинского районного суда (Республика Татарстан)

Дело № 2-479/17

Решение

именем Российской Федерации

16 мая 2017 года село Пестрецы

Пестречинский районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Хабибрахманова Д.А.,

с участием прокурора Осипов И.Н.,

ответчика ФИО1,

представителя третьего лица ГКУ «Центр занятости населения Пестречинского района РТ» ФИО2,

при секретаре Потаповой Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Пестречинского района РТ в интересах Республики Татарстан к ФИО1 о возмещении материального ущерба,

установил:

Прокурор Пестречинского района РТ обратился в суд с вышеуказанным заявлением в обоснование, указав, что проведенной прокуратурой Пестречинского района РТ проверкой установлено, что ИП ФИО1 совершила хищение денежных средств при получении субсидий, установленных законом и иными нормативными правовыми актам, путем предоставления недостоверных сведения, а именно ФИО1 с целью хищения чужого имущества, путем обмана, в ГКУ «Центр занятости населения Пестречинского района РТ» предоставила подложные сведения о производственных затратах на оснащение рабочих мест для инвалидов, в связи с чем из бюджетных средств ей было выплачено <данные изъяты> рублей. Поэтому просит взыскать с ответчицы в пользу бюджета Республики Татарстан <данные изъяты> рублей.

Прокурор в судебном заседании свои требования поддержал в полном объеме, ответчик требования не признала, пояснила, что на полученные из ГКУ «Центр занятости населения Пестречинского района РТ» денежные средства потратила на обустройство рабочих мест трудоустроенных ею инвалидов ФИО7, ФИО8, взятые на себя обязательства перед инвалидами выполняла и выполняет в соответствии с условиями Договора от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель третьего лица ГКУ «Центр занятости населения Пестречинского района РТ» поддержал требования прокурора, однако пояснил, что ответчица действительно выполняет взятые на себя обязательства перед инвалидами и ГКУ «Центр занятости населения Пестречинского района РТ».

Выслушав прокурора, ответчика и представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со ст.7 Закона Республики Татарстан №60-ЗРТ «О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите» работодателям, выделяющим или создающим рабочие места в соответствии с установленными квотами и количеством резервируемых рабочих мест и трудоустраивающим на эти рабочие места инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите, предоставляется приоритетное право на получение инвестиций из бюджета Республики Татарстан в соответствии с законодательством.

Представительные органы местного самоуправления за счет средств местных бюджетов самостоятельно решают вопросы стимулирования работодателей, выделяющих или создающих рабочие места в соответствии с установленными квотами и количеством резервируемых рабочих мест и трудоустраивающих на эти рабочие места инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

Согласно п.2.2 утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 5 февраля 2007 года №32 Порядка компенсации расходов работодателей на создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов - компенсация является частичным возмещением расходов работодателя на создание специального рабочего места для трудоустройства инвалида и составляет в год не более 24-кратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством.

Размер частичной компенсации расходов работодателя на создание специального рабочего места для трудоустройства инвалида определяется в устанавливаемом Министерством труда и занятости Республики Татарстан порядке, дифференцированно, в зависимости от отрасли деятельности организации, а также с учетом принимаемых дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями.

Создание работодателем специальных рабочих мест и обеспечение занятости (трудоустройство) инвалида отражаются в акте о создании специальных рабочих мест и обеспечении занятости (трудоустройства) инвалида по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.

Перечисление средств производится Министерством труда и занятости Республики Татарстан в соответствии с его решением о предоставлении компенсации расходов работодателю, принятым на основании справки на предоставление компенсации работодателю за создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку, составленной органом службы занятости в соответствии с вышеуказанным актом.

Частичная компенсация предоставляется ежеквартально в равных долях в зависимости от размера суммы, подлежащей компенсации, при обеспечении работодателем занятости граждан на созданных рабочих местах в течение соответствующего квартала не менее календарного месяца.

В силу ст.2 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

По смыслу ст.20 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в частности: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов; создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения инвалидов новым профессиям.

Как следует из ст.22 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

Как гласит ст. 7 Конституции Российской Федерации - Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В обоснование своих требований прокурором представлено в суд копия Постановления об отказе в возбуждение уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное Начальником группы дознания ОМВД России по Пестречинскому району ФИО6, согласно которому отказано в возбуждении уголовного дела по ст.159.2 ч.1 УК РФ в отношении ФИО1 вследствие истечения сроков давности уголовного преследования. Согласно выводам данного постановления следует, что в действиях ФИО1 дознаватель усмотрел признаки преступления, предусмотренного ч.1 ст.159.1 УК РФ, однако в возбуждении уголовного дела отказано ввиду имеющихся достаточных данных, указывающих на отсутствие признаков преступления, предусмотренного ч.1 ст.159.2 УК РФ.

Актом совместной проверки прокурора и ГКУ «Центр занятости населения Пестречинского района РТ » от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что представленные ФИО1 в ГКУ «Центр занятости населения Пестречинского района РТ» при оформлении Договора от ДД.ММ.ГГГГ представлены фиктивные счета-фактуры на товары, приобретаемые для организации рабочего места для трудоустройства инвалидов ФИО7 и ФИО8 Впоследствии, на основании вышеуказанных не достоверных документов ИП ФИО1 получила из ГКУ «Центр занятости населения Пестречинского района РТ» денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей.

При этом, ответная сторона представила суду копии трудовых договоров от ДД.ММ.ГГГГ и , согласно которым ФИО7 и ФИО8 трудоустроены в ИП ФИО1 в качестве разнорабочего и оператора ЭВМ соответственно. Данные граждане согласно представленным удостоверениям являются инвалидами. Как следует из вышеуказанных трудовых договоров им установлена 5-ти дневная рабочая неделя с 4-ех часовым рабочим днем. Согласно представленным копиям табелей учета рабочего времени ФИО7 и ФИО8ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время работают в ИП ФИО1 в соответствии с вышеуказанными трудовыми договорами и на тех же условиях.

В подтверждение понесения ИП ФИО1 соответствующих расходов на приобретение оборудования и инвентаря для организации рабочего процесса инвалидов ответчиком представлены соответствующие документы, а именно: товарная накладная от ДД.ММ.ГГГГ, квитанция к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ, накладная от ДД.ММ.ГГГГ, квитанция к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ, накладная от ДД.ММ.ГГГГ, товарный чек от ДД.ММ.ГГГГ и кассовый чек к нему, накладная от ДД.ММ.ГГГГ, товарный чек от ДД.ММ.ГГГГ, накладная от ДД.ММ.ГГГГ, а также Акт от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому вместо накладной от ДД.ММ.ГГГГ от ИП ФИО9 вместо картофелечистки на сумму <данные изъяты> рублей были приобретены товары на сумму <данные изъяты> рублей, и в подтверждение приобретения данного товара представлены соответствующие квитанции, чеки и накладные.

Таким образом, из вышеуказанного следует, что ИП ФИО1 полученные из ГКУ «Центр занятости населения Пестречинского района РТ» денежные средства действительно потратила на соответствующее обустройство рабочих мест инвалидов и приобретение для организации рабочего пространства и места соответствующего оборудования. Более того, ответчик с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время выполняет взятые на себя Договором от ДД.ММ.ГГГГ обязательства перед инвалидами и ГКУ «Центр занятости населения Пестречинского района РТ».

По мнению суда, удовлетворение заявления прокурора и взыскание с ответчика требуемой суммы денег освободит ИП ФИО1 от выполнения ею взятых на себя вышеуказанным Договором от ДД.ММ.ГГГГ обязательств перед трудоустроенными в ИП ФИО1 инвалидами. Поэтому, разрешая заявление прокурора, суд учитывает данное обстоятельство и недопустимость нарушения прав социально беззащитного слоя населения, в который, в частности, входят и инвалиды.

Принимая во внимание вышеуказанное обстоятельства, руководствуясь непосредственно императивами статьи 7 Конституции Российской Федерации, статьями 2, 20 и 22 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», суд приходит к выводу о необходимости оставления заявления прокурора к ИП ФИО1 без удовлетворения.

Исходя из изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Пестречинского района РТ в интересах Республики Татарстан к ФИО1 о возмещении материального ущерба, оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Татарстан через райсуд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: