ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-479/19 от 29.04.2019 Привокзального районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 апреля 2019 года г. Тула

Привокзальный районный суд города Тулы в составе:

председательствующего судьи Кулешова А.В.,

при секретаре Петренко Г.Р.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Тульской области по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-479/19 по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Тульской области об обязании произвести перерасчет среднего заработка,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Тульской области об обязании произвести перерасчет среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске с 15.10.2018 по 02.11.2018 с учетом материального стимулирования в виде единовременных поощрений.

В обоснование исковых требований истец указал, что приказом Управления Федеральной службы судебных приставов по Тульской области №* от 05.05.2014 назначен на должность федеральной государственной гражданской службы начальника отдела судебных приставов Советского района г. Тулы с установлением должностного оклада в размере 5 212 рублей в месяц, ежемесячной надбавкой к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 100 % оклада, ежемесячного денежного поощрения в размере 1 должностного оклада. Приказом № * от 01.10.2018 ему был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск на период с * по 02.11.2018, продолжительностью 19 календарных дней за рабочий период с 28.06.2017 по 27.06.2018, согласно графику отпусков за 2018 год. В связи с чем, была начислена сумма за отпуск в размере 23 838,79 руб., без учета выплат в виде материального стимулирования, которые ему выплачивались. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. На основании вышеизложенного, просил обязать Управление Федеральной службы судебных приставов по Тульской области произвести перерасчет среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске с 15.10.2018 по 02.11.2018 с учетом материального стимулирования в виде единовременных поощрений.

Истец ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные требования, по основаниям изложенным в иске, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика УФССП по Тульской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 приказом Управления Федеральной службы судебных приставов по Тульской области №* от 05.05.2014 назначен на должность федеральной государственной гражданской службы начальника отдела судебных приставов Советского района г. Тулы с установлением должностного оклада в размере 5 212 рублей в месяц, ежемесячной надбавкой к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 100 % оклада, ежемесячного денежного поощрения в размере 1 должностного оклада.

В соответствии с дополнительным соглашением к служебному контракту от 24.01.2011 г. №* от 09.01.2018 г. № *, истцу установлен должностной оклад в размере 5 421 рублей в месяц.

На основании приказа ФССП России № * от 19.12.2017 «Об оказании материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим территориальных органов Федеральной службы судебных приставов» установлена выплата федеральным государственным гражданским служащим территориальных органов Федеральной службы судебных приставов с 01.01.2018 по 31.12.2018 г ежемесячно: …. начальнику отдела в размере 12900,00 руб.

На основании приказа ФССП России № * от 28.03.2017 «О материальном стимулировании государственных гражданских служащих ФССП России в 2017 году», № * от 25.12.2017 «О материальном стимулировании государственных гражданских служащих ФССП России в 2018 году», проводилась единовременная выплата соответственно в 2017 и в 2018 гг. работникам территориальных органов ФССП России.

ФИО1 на основании приказов УФССП России от 25.12.2017 № *, от 19.03.2018 № *, от 25.06.2018 № *, являлся получателем материального стимулирования в 2018 г.

В соответствии с приказом № * от 01.10.2018 истцу был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск на период с 15.10.2018 по 02.11.2018, продолжительностью 19 календарных дней за рабочий период с 28.06.2017 по 27.06.2018, согласно графика отпусков за 2018 год. В связи с чем, была начислена сумма за отпуск в размере 23 838,79 руб.

Из исследованных судом документов следует, что в период работы с июня 2017 года по октябрь 2018 года истцу производились выплаты материального стимулирования в виде единовременных поощрений.

Как следует из представленного в суд расчета среднего заработка для исчисления отпуска госслужащего, выполненного УФССП по Тульской области в отношении ФИО1 – начальника отдела старшего судебного пристава, выплаты, установленные вышеуказанными приказами, за 2017 и 2018 гг., учтены не были.

Одновременно в материалы дела представлен расчет, среднего заработка для исчисления отпуска госслужащего, выполненного УФССП по Тульской области в отношении ФИО1 – начальника отдела старшего судебного пристава, который учитывает при расчете оплаты отпуска единовременные материальные поощрения.

Федеральный закон от 27.07. 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 данного Федерального Закона, гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Согласно положениям статьи 50 указанного Федерального закона установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учётом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счёт средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09. 2007 г. № 562 (далее - Правила).

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчёт денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.

Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчёте на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырёх должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трёх должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трёх окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счёт средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счёт средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счёт средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчёте на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07. 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счёт средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счёт средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учётом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учётом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 8 подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации как в 2014 г., так и в последующем в 2017 и 2018 г.г. Правительством Российской Федерации 23.02.2017 и 06.03.2018 гг. принимались постановления соответственно № 228-7 и № 229-6, которыми в 2017 и 2018 гг. предусматривались объёмы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.

Из анализа приведенных выше нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счёт средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченные ФИО1 в соответствии с приказами УФССП России по Тульской области в период работы с июня 2017 года по октябрь 2018 года материальное стимулирование должно учитываться при расчёте его среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2018 году.

Отсутствие прямого указания в законе на отнесение материального стимулирования к составу денежного довольствия не препятствует учету данных выплат для исчисления среднего заработка, так в силу ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ выплаты в счет материального стимулирования относятся к иным дополнительным выплатам, входящим в состав денежного довольствия федеральных государственных гражданских служащих.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 г. № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6.09.2007 г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определённого статьёй 50 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 г. № 238-7.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).

Пунктом 5.5 данного Положения предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации, как на федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности, то ответчику следовало учесть, содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 г. № 14-04-05/34482 разъяснения, при расчете ФИО1 среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2018 году, что им сделано не было.

Проанализировав законодательство, регулирующее спорные правоотношения в связи с заявленными требованиями о перерасчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске с учетом материального стимулирования в виде единовременных поощрений (ст.ст. 14, 50, 51 Федерального закона от 27.07. 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Правила исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 г. № 562 (п.п.6,8), Указ Президента Российской Федерации от 25.07.2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»), суд пришел к выводу о том, что к иным дополнительным выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченные гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 г. № 238-7, поскольку фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе, и за счет средств на иные предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами выплаты.

На основании изложенного, материальное стимулирование ФИО1 за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда входит в состав ее денежного содержания и должно учитываться при расчете среднего заработка истца для оплаты денежного содержания на период нахождения его в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2018 году (с 15.10.2018 по 02.11.2018), что сделано не было, в связи с чем исковые требования истца об обязании произвести перерасчет среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске с 15.10.2018 по 02.11.2018 с учетом материального стимулирования в виде единовременных поощрений, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Обязать Управление Федеральной службы судебных приставов по Тульской области произвести перерасчет среднего заработка ФИО1 для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске с 15.10.2018 по 02.11.2018 с учетом материального стимулирования в виде единовременных поощрений.

Решение может быть обжаловано в судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Привокзальный районный суд г. Тулы в месячный срок со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий А.В. Кулешов