Дело № 2-479/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 июня 2020 года г. Хабаровск
Кировский районный суд города Хабаровска в составе: председательствующего судьи Т.В. Брязгуновой, при секретаре С.Д. Зыкове, с участием представителя истца по доверенности Рой Е.Е., представителей ответчика ФИО1, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ТСЖ "ФИО3 25А" к МУП г.Хабаровска "Тепловые сети" о возложении обязанности по подписанию Акта границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности ответвления 815.001/1 теплотрассы,
установил:
ТСЖ "ФИО3 25А" обратилось в Центральный районный суд г.Хабаровска с иском к МУП г.Хабаровска "Тепловые сети" о возложении обязанности по подписанию Акта границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности ответвления 815.001/1 теплотрассы. В обоснование иска указало, что ТСЖ «ФИО3 25 А» на основании решения общего собрания собственников, оформленного протоколом № от ДАТА., осуществляет управление МКД, расположенным по адресу г.Хабаровск, <адрес> ТСЖ «ФИО3 25А» и ОАО «ДГК», заключен договор № теплоснабжения жилого дома от 01.03.2015г. Между МУП г.Хабаровск «Тепловые сети» и ТСЖ «ФИО3, 25А» подписан Акт границ балансовой принадлежности ответвления 815.00/1 теплотрассы на следующих условиях зоны ответственности: Границей балансовой принадлежности ответвления является наружная стена данного здания. Ответственность за эксплуатацию теплотрассы до наружной стены здания №а по <адрес>, несет МУП г.Хабаровск «Тепловые сети». Ответственность за эксплуатацию теплотрассы от наружной стены здания №а по <адрес> и далее по зданию, в том числе за герметизацию ввода теплосети, несет ТСЖ «ФИО3, 25А. По мнению истца, установленная зона ответственности по содержанию теплотрассы, противоречит действующему законодательству, а также нарушает законные права и интересы собственников многоквартирного жилого дома по следующим основаниям: Ссылаясь на ст.36 ЖК РФ, п.5-7 постановления Правительства РФ от ДАТА N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", указали, что в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. Согласно п.8 указанных Правил, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом. Исходя из данных общих норм, была установлена зона ответственности сторон в указанном Акте. Однако при этом не учтено следующее: в МКД по <адрес>А имеются общедомовые приборы учета отопления. Соответственно зона ответственности должна быть установлена по данным приборам учета, но не как не по границе внешней стены жилого дома. Исходя из буквального толкования вышеуказанных норм, внешняя граница стены МКД устанавливает зону ответственности ТСЖ, только в случае отнесения данных сетей к общему имуществу собственников МКД. Пункт 5 Правил N 491 транзитные сети к общему имуществу многоквартирного дома не отнесены. Как указывалось выше, сети могут быть отнесены к общедомовому имуществу, если они обслуживают один МКД, если система отопления жилого дома обслуживает непосредственно помещения данного дома. Как видно из оспариваемого Акта ответвление теплотрассы 815.00/1 проходит «транзитом» через жилой дом по <адрес>А и обслуживает иных потребителей, Так теплотрасса далее входит в <адрес>Б по <адрес> и проходит далее. В соответствии со ст.39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Поскольку указанная часть теплотрассы не относится к общедомовому имуществу, бремя содержания данной магистрали не может вменяться собственникам МКД. Состав общего имущества определяется в первую очередь на основании положений ч.1 ст.36 ЖК РФ и п.2 Правил содержания общего имущества. При этом именно собственники помещений в МКД определяют состав общего имущества в целях выполнения обязанности по его содержанию через управление ТСЖ. При этом на собственников и, соответственно, ТСЖ не может быть возложена обязанность по содержанию имущества, не являющегося общим имуществом в МКД. В соответствии со ст.29 ГПК РФ, иски, вытекающие из договоров, в том числе трудовых, в которых указано место их исполнения, могут быть предъявлены также в суд по месту исполнения такого договора. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.131-132 ГПК РФ, просили Обязать МУП г.Хабаровска «Тепловые сети» подписать Акт границ балансовой принадлежности ответвления 815.00/1 теплотрассы между МУП г.Хабаровск «Тепловые сети» и ТСЖ «ФИО3, 25А» на следующих условиях зоны ответственности: ответственность после коллективного (общедомового) прибора учета на отводе на внутридомовые сети МКД ФИО3, 25А от транзитной теплотрассы 815.00/1 несет ТСЖ «ФИО3, <адрес>А».
В ходе судебного разбирательства по делу ответчиком МУП г.Хабаровска "Тепловые сети" представлен отзыв на иск, где указано, что постановлением Администрации г.Хабаровска от ДАТА№ «О содержании и технологическом обслуживании бесхозяйственных тепловых сетей, расположенных в <адрес> в г.Хабаровске » была определена как бесхозяйная и передана на содержание и техническое обслуживание предприятию тепловая сеть от тепловой камеры ТК 01.05а до наружной стены здания №А по <адрес>, диаметром Ду 125 мм. Участок тепловой сети, проходящий по подвалу <адрес>А по <адрес> г.Хабаровск отсутствует в перечне бесхозных сетей теплоснабжения в приложении к постановлению Администрации г.Хабаровска от ДАТА№, не принадлежит и не находится на содержании и техническом обслуживании у МУП г.Хабаровска «Тепловые сети». Между ТСЖ «ФИО3, 25А» и МУП г.Хабаровск «Тепловые сети» заключен акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от ДАТА к зданию по адресу №А по <адрес> содержания указанного акта следует: Ответственность за техническое обслуживание тепловой сети до наружной сети со стороны ввода в жилое здание №А по <адрес> и эксплуатацию тепловой сети от наружной сети со стороны выхода из жилого здания несет МУП г.Хабаровск «Тепловые сети». Ответственность за эксплуатацию тепловой сети по подвалу жилого здания №А по <адрес> и иное оборудование, установленное в пределах здания, включая ответственность за герметизацию ввода в здание несет ТСЖ «ФИО3, 25А». Согласно примечания указанного в акте, срок действия настоящего акта 3 года с даты подписания. Действие настоящего акта продлевается автоматически без составления дополнительных документов, перезаключение акта не требуется. МУП г.Хабаровска «Тепловые сети» является муниципальным унитарным
предприятием, все имущество которого, согласно Устава предприятия является муниципальной собственностью и закрепляется за предприятием на праве хозяйственного ведения. МУП в соответствии с Уставом предприятия вправе заключать хозяйственные договоры и совершать сделки (п.1.6). В соответствии с п.1.7 Устава, городской округ «Город Хабаровск» является собственником имущества предприятия. В соответствии с п.2.1 Устава, МУП создано с целью обеспечения тепловой энергией населения путем ее транспортировки по муниципальным тепловым сетям. В соответствии с п.2.2 Устава, задачей предприятия является транспортировка тепловой энергии до потребителей по тепловым сетям, находящимся в хозведении предприятия. Ссылаясь на ст.2, 11 ФЗ от ДАТА № 161-ФЗ «О государственных и
муниципальных унитарных предприятиях» указали, что баланс предприятия образуется из имущества, полученного строго в соответствии со ст.11 ФЗ и вышеуказанными пунктами Устава, что исключает право принять на баланс предприятием имущества от третьих лиц напрямую. Таким образом, на баланс недвижимое имущество принимается от собственника -муниципалитета (так как МУП не в праве осуществлять распоряжением без согласия с собственником недвижимым имуществом и осуществляет управление переданным учредителем - собственником предприятия и объектов недвижимости). Тепловые сети передаются МУП от собственника (Муниципалитета) в соответствии с актом и распоряжением. Поэтому предприятие не вправе принять на баланс транзит. Участок тепловой сети, проходящей по подвалу <адрес>А по <адрес> г.Хабаровск не является муниципальной собственностью, не передан предприятию в хозяйственное ведение, не числится на балансе предприятия, не закреплен за предприятием на техническое обслуживание, соответственно, вышеуказанный участок не является имуществом предприятия и не может стать им в результате подписания акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности. Порядок, основания отнесения и включение объектов в муниципальную собственность установлен действующим законодательством, а именно ст.225 ГК. В настоящее время даже участок тепловой сети к жилому дому №А по <адрес> не находится в хозяйственном ведении предприятия, а лишь передан ему на техническое обслуживание. Актом разграничения эксплуатационной ответственности сторон, исходя из постановления Правительства РФ от ДАТА№, является документ, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок. Граница эксплуатационной ответственности - линия раздела элементов источников тепловой энергии, тепловых сетей или теплопотребляющих установок по признаку ответственности за эксплуатациютех или иных элементов, устанавливаемая соглашением сторон договора теплоснабжения, договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, а три отсутствии такого соглашения - определяемая по границе балансовой принадлежности. Ссылка истца на то, что согласно п.5 Правил № транзитные сети к общему имущества многоквартирного дома не отнесены не соответствует действительности. Таким образом, инженерные коммуникации, расположенные внутри здания, начиная от наружной стены здания, принадлежат его собственнику. Таким образом, исходя из вышеизложенного, у МУП г.Хабаровска «Тепловые сети» отсутствует законное основание для владения, пользования и распоряжения инженерными коммуникациями внутри здания, а также отсутствует обязанность по его безвозмездной эксплуатации этого имущества, и, следовательно, отсутствует обязанность по подписанию акта границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в редакции истца. По поводу доводов истца о том, что в доме имеются общедомовые приборы учета и, соответственно, граница ответственности должна быть установлена по данным приборам учета, сообщаем следующее. Ссылаясь на п.8 постановления Правительства от ДАТА№ (ред. от ДАТА) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" указали, что в случае наличия коллективного прибора учета тепловой энергии может измениться только граница эксплуатационной ответственности, это никак не влияет на установление границы балансовой принадлежности. То есть имущество, относящееся к общему имуществу собственников жилых помещений, продолжает оставаться таковым и при установке коллективного прибора учета. Таким образом, эксплуатация тепловой сети от стены многоквартирного дома до прибора учета тепловой энергии может быть произведена только на основании возмездного договора заключенного между сторонами, так как на предприятие не может быть возложена обязанность по безвозмездному содержанию чужого имущества. При отсутствии заключенного договора обязанности по обеспечению надлежащего технического содержания системы теплоснабжения проходящей по подвальному помещению жилого дома у МУП г.Хабаровска «Тепловые сети» нет. Предприятие является муниципальным унитарным предприятием. Объекты на обслуживание передаются предприятию муниципалитетом, исходя из п.1.7 Устава, ст.11 ФЗ от ДАТА № 161-ФЗ. Переданные муниципалитетом объекты, содержаться и обслуживаются за счет предприятия. Следовательно, оснований и обязанности МУП брать на себя ответственность за содержание сети на безвозмездной основе, нет. МУП вправе осуществлять обслуживание таких сетей на возмездной основе в рамках заключения гражданско-правовых договоров, так как в тариф расходы на содержание такой сети включены быть не могут, а обязанности содержать бесплатно сети, не находящейся на балансе предприятия законодательством и Уставом на МУП не возложено. Следовательно, так как на балансе предприятия транзитного участка тепловой сети нет, то акт границ раздела не может быть подписан с указанием иного места границ раздела. Установив границу в ином точке, предприятие возьмет на себя ответственность за содержание участка сети, которым не владеет, однако такой обязанности у предприятия нет. Так как обязанность эксплуатации определяется законными основаниями владения (в данном случае балансом), то определять границы эксплуатации в ином месте, а не на наружной стене, нет. Кроме того, в акте границ балансовой и эксплуатационной ответственности от 24.03.2016г., также указано, что ответственность за герметизацию вводов теплосети в здание несет ТСЖ ФИО3, 25А». Таким образом,в обязанности МУП г.Хабаровска «Тепловые сети» входит обеспечение надлежащей эксплуатации теплового оборудования, а не герметичности смежных с ней конструкций и обеспечения целостности конструкции наружных стен дома. На основании изложенного, МУП г.Хабаровска «Тепловые сети»не обязано выполнять герметизацию вводов, в том числе транзитных трубопроводов. Ранее, в 2015г., ТСЖ «ФИО3 25А» обращалось в Управление Федеральной антимонопольной службы по <адрес> с заявлением об установлении границ раздела в редакции предлагаемой ТСЖ. В результате проверки Федеральной антимонопольной службы по <адрес> нарушений законодательства в действия предприятия выявлено не было. Таким образом, основываясь на вышеуказанных нормативных актах, а также исходя из положений ст.50, 113, 210, 225 ГК РФ, ФЗ от ДАТА № 161-ФЗ, постановлений Правительства РФ от ДАТА№, от ДАТА№, постановления Госстроя РФ от ДАТА N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от ДАТА№ обязанность по содержанию и эксплуатации тепловых сетей от внешней стены многоквартирного дома внутри фундамента и подвала дома, а также производство герметизации ввода трубопроводов в стене жилого дома лежит на организации, отвечающей за содержание и эксплуатацию жилого фонда. Следовательно, МУП г.Хабаровска «Тепловые сети» не обязана в силу закона содержать и возлагать на себя ответственность по ремонту тепловых сетей внутри дома, в том числе и герметизацию ввода и подписывать акты границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности на не принадлежащее предприятию имущество. На основании вышеизложенного, просили отказать ТСЖ «ФИО3 25А» в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Определением Центрального районного суда г.Хабаровска от 20.12.2019г. гражданское дело по иску ТСЖ "ФИО3, 25А" к МУП г.Хабаровска "Тепловые сети" о возложении обязанности, передано на рассмотрение по подсудности в Кировский районный суд г.Хабаровска.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от 28.02.2020г. определение Центрального районного суда г.Хабаровска от 20.12.2019г. оставлено без изменения, частная жалоба МУП г.Хабаровска "Тепловые сети" - без удовлетворения.
13.03.2020г. данное гражданское дело поступило из Центрального районного суда г.Хабаровска в Кировский районный суд г.Хабаровска.
Определением судьи Кировского районного суда г.Хабаровска от 16.03.2020г. гражданское дело принято к производству суда с назначением по нему судебного разбирательства.
Определением судьи Кировского районного суда г.Хабаровска от 02.06.2020г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Администрация г.Хабаровска.
В судебном заседании представитель истца ТСЖ "ФИО3, 25А" по доверенности Рой Е.Е. представил заявление об уточнении иска, согласно которому просили Обязать МУП г.Хабаровска «Тепловые сети» подписать Акт границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности ответвления 815.00/1 теплотрассы между МУП г.Хабаровск «Тепловые сети» и ТСЖ «ФИО3, 25А» на следующих условиях зоны ответственности: - ответственность после коллективного (общедомового) прибора учета на отводе на внутридомовые сети МКД "ФИО3, 25А" от транзитной теплотрассы 815.00/1 несет ТСЖ «ФИО3, <адрес>А»; - ответственность до коллективного (общедомового) прибора учета на отводе на внутридомовые сети МКД ФИО3, 25 А от транзитной теплотрассы 815.00/1 несет МУП г.Хабаровска «Тепловые сети».
Представитель ответчика МУП г.Хабаровска "Тепловые сети" по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражала против иска истца, в обоснование ссылаясь на ранее представленный письменный отзыв и дополнение к нему, просила в удовлетворении исковых требований ТСЖ "ФИО3, 25А" к ним отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора администрации г.Хабаровска ФИО2 в судебном заседании подтвердил, что в администрацию поступало обращение от ТСЖ. Администрацией в адрес ТСЖ был дан ответ, с указанием на то, что, действительно, спорный участок тепловых сетей необходимо обслуживать МУП «Тепловые сети» и будет передано МУП «Тепловые сети», в соответствии с Постановлением от 22.06.2015г. №. Реагируя на это обращение, в адрес МУП «Тепловые сети» было направлено письмо о необходимости обслуживания спорного участка тепловой сети. В ответ МУП «Тепловые сети» предоставило акт «о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности», который имеется в материалах дела, а также был представлен техпаспорт спорного участка тепловой сети, который в действительности было передано МУП «Тепловые сети». Из этих документов было видно, что участок тепловой сети, который являлся бесхозяйным и был передан в дальнейшем МУП «Тепловые сети» для облуживания, включал в себя участок, который идет ровно до внешней стены здания по ФИО3 25а. Участок тепловых сетей, который являлся спорным, расположенный в подвальном помещении этого дома, на самом деле МУП «Тепловые сети» не предоставлялся, бесхозяйным имуществом не являлся, в связи с этим ответ был дан ошибочный. Связано это было с тем, что в Постановлении указано расположение тепловых сетей и ее протяженность. Сделать вывод о том, что именно подвальное участок тепловой сети не входит в этой постановление не представилось возможным. В дальнейшем было достоверно установлено, что подвальный участок тепловой сети не входил в переданные МУП «Тепловые сети» для обслуживания. В настоящее время, на основании решения суда, участок тепловой сети, который являлся бесхозяйным, был передан в казну муниципального образования и признан на праве муниципальной собственности и в соответствии с распоряжением передан на обслуживание МУП «Тепловые сети». Про участок под домом больше других обращений не было. От ТСЖ обращений о признании бесхозяйным спорного участка тепловых сетей не имеется.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы гражданского дела, судом установлено следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ТСЖ «ФИО3 25А» осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г.Хабаровск, <адрес>А.
01.03.2015г. между ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» в лице директора структурного подразделения «Хабаровские тепловые сети» филиала «Хабаровская теплосетевая компания» (РСО) и ТСЖ «ФИО3 25а» (Потребитель) заключен Договор № теплоснабжения жилого фонда Управляющей организации, по условиям которого РСО обязуется подавать Потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию и (или) теплоноситель, а Потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и теплоноситель в объёме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором, соблюдать режим их потребления, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования (п.1.1).
Согласно п.1.2 договора отпуск тепловой энергии и (или) теплоносителя на объекты Потребителя производится через присоединенную сеть на границе балансовой принадлежности сетей ресурсоснабжающей организации или теплосетевой организации и сетей Потребителя, установленной Актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон. Местом исполнения обязательств РСО является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети Потребителя и тепловой сети РСО или теплосетевой организации, либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети.
24.03.2016г. директором МУП города Хабаровска «Тепловые сети» ФИО5, Начальником ПТО И.А. Серга, Начальником Центрального теплового района ФИО6 с одной стороны и Председателем ТСЖ «ФИО3,25А» ФИО7 с другой стороны подписан Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности ответвления №.07/1 с наименованием <адрес>. Согласно Акту границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по тепловым сетям между Муниципальным унитарным предприятием города Хабаровска «Тепловые сети» и ТСЖ «ФИО3,25А» к зданию №А по <адрес> являются наружные стены жилого здания. Ответственность за техническое обслуживание тепловой сети до наружной стены со стороны ввода в жилое здание №А по <адрес> унитарное предприятие города «Тепловые сети». Ответственность за эксплуатацию тепловой сети по подвалу жилого здания №А по <адрес> и иное оборудование, установленное в пределах здания, включая ответственность за герметизацию вводов в здание несет ТСЖ «ФИО3,25А». Срок действия настоящего акта 3 года с даты подписания. Действие настоящего акта продлевается автоматически без составления дополнительных документов, в случае отсутствия у МУП ГХ ТС сведений о смене способа управления МКД, либо наименования организации, при отсутствии смены способа управления. В случае изменения законодательства, правомочий собственника (владельца) объекта, влияющих на определение границ, Акт автоматически аннулируется досрочно с момента таких изменений.
07.02.2019г. Председатель правления ТСЖ "ФИО3, 25А" обратился к директору МУП г.Хабаровска "Тепловые сети" с заявлением, где со ссылками на ст.36 ЖК РФ, п.2, 5-7 Правил содержания общего имущества в МКД, утв.постановлением Правительства РФ от ДАТА№, считал необходимым внести изменения в Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 24.03.2016г. между МУП г.Хабаровска "Тепловые сети" и ТСЖ "ФИО3. 25А" в части ответственности за эксплуатацию тепловой сети по подвалу жилого здания №А по <адрес>, а также заключить с ТСЖ "ФИО3, 25А" соглашение (договор) о содержании/эксплуатации) транзитной тепловой сети на возмещенной основе, в противном случае, необходимо произвести демонтаж бесхозяйной транзитной тепловой сети (постановление Администрации. Хабаровска от ДАТА№).
В ответе от ДАТА№ МУП г.Хабаровска "Тепловые сети" - ТСЖ "ФИО3, 25А" сообщило, что МУП г.Хабаровска "Тепловые сети" осуществляет эксплуатацию тепловых сетей, находящихся в муниципальной собственности и переданных в хозяйственное ведение предприятия. Указанный в письме участок теплотрассы не является муниципальным имуществом и не находится на балансе предприятия. Строительство транзитной теплотрассы МУП г.Хабаровска "Тепловые сети" не производилось. Порядок, основания отнесения и включения объектов в муниципальную собственность установлен действующим законодательством. В данном случае оснований считать теплосеть здания по <адрес>А в г.Хабаровске муниципальным имуществом и передавать в эксплуатацию МУП г.Хабаровска "Тепловые сети" нет. Основания, препятствующие принятию в эксплуатацию спорного участка тепловой сети, указаны в Акте обследования. Вопрос о передаче тепловой сети в муниципальную собственность и в эксплуатацию предприятия может быть решен только после устранения препятствий в эксплуатации тепловой сети, указанных в Акте обследования.
11.03.2019г. председатель правления ТСЖ "ФИО3, 25А" вновь обратилось к директору МУП г.Хабаровска "Тепловые сети" с обращением, где указало, что между МУП г.Хабаровска "Тепловые сети" и ТСЖ "ФИО3, 25А" подписан Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности 24.03.2016г., срок которой составляет 3 года и истекает 24.03.2019г. ТСЖ "ФИО3, 25А" предлагает переподписать Акт разграничения с изменившимися условиями, а именно: участок транзитных тепловых сетей, проходящих по подвалу <адрес>А по <адрес> не относится к общему имуществу собственников МКД по <адрес> г.Хабаровска от ДАТА№ данный участок признан бесхозяйной транзитной тепловой сетью и у ТСЖ на балансе не находится, следовательно, данный участок транзитной трассы необходимо исключить из зоны ответственности ТСЖ "ФИО3, 25А". В случае не подписания Акта разграничения балансовой принадлежности с изменившимися условиями, ТСЖ "ФИО3, 25А" будет вынуждено обратиться в суд.
На запрос от 11.03.2019г. ТСЖ "ФИО3, 25А" - МУП г.Хабаровска "Тепловые сети" от 29.03.2019г. сообщило, что согласно постановлению Администрации <адрес> от ДАТА№ была определена как бесхозяйственная и передана на содержание и техническое обслуживание предприятию МУП г.Хабаровска "Тепловые сети" тепловая сеть от тепловой камеры ТК 01.05а до наружной стены здания №А по <адрес>, диаметр Ду 125 мм. Участок тепловой сети диаметром Ду 70, проходящий по подвалу <адрес>А по <адрес> г.Хабаровска от ДАТА№, не принадлежит и не находится на содержание и техническое обслуживание у МУП г.Хабаровска "Тепловые сети". Порядок, основания отнесения и включения объектов в муниципальную собственность установлен действующим законодательством. В данном случае оснований считать теплосеть диаметром Ду 70, проходящую по подвалу <адрес>А по <адрес> в г.Хабаровске муниципальным имуществом и передать в эксплуатацию МУП г.Хабаровска "Тепловые сети" нет, следовательно, отсутствует возможность переоформления Акта разграничения на предлагаемых ими условиях.
ДАТА ТСЖ "ФИО3, 25А" обратилось в администрацию г.Хабаровска с заявлением, где со ссылками на п.2, 5-7 Правил содержания общего имущества в МКД, утв.постановлением Правительства РФ от ДАТА№, просило предоставить схему тепловой сети с указанием диаметров, которая прилагается к постановлению Администрации г.Хабаровска от ДАТА№ "О содержании и техническом обслуживании бесхозяйных тепловых сетей, расположенных <адрес> г.Хабаровска, а также оказать содействие в сложившейся ситуации и обязать МУП г.Хабаровска "Тепловые сети" обслуживать транзитный участок, т.к. участок находится под давлением, и в случае аварийной ситуации, будет причине ущерб имуществу собственников дома.
Ответом Администрации г.Хабаровска от 15.05.2019г. в адрес ТСЖ "ФИО3, 25А" направлена схема вышеуказанного участка тепловой сети с обозначением диаметров. Дополнительно сообщено, что МУП г.Хабаровска "Тепловые сети" поручено содержать и вести техническое обслуживание транзитного участка тепловой сети, проходящей в подвале жилого дома по <адрес>А согласно п.1 постановления Администрации г.Хабаровска от ДАТА№ "О содержании и техническом обслуживании бесхозяйных тепловых сетей, расположенных в <адрес> г.Хабаровска".
23.05.2019г. ТСЖ "ФИО3, 25А" вновь обратилось к директору МУУП г.Хабаровска "Тепловые сети" с заявлением где с приложением ответа администрации г.Хабаровска от 15.05.2019г. считало необходимым внести изменения в Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от ДАТА между МУП г.Хабаровска "Тепловые сети" и ТСЖ "ФИО3, 25А" в части ответственности за эксплуатацию тепловой сети по подвалу жилого здания №А по <адрес>, а также ответственность за герметизацию вводов в здание.
18.06.2019г. ТСЖ "ФИО3, 25А" направило в адрес МУП г.Хабаровска "Тепловые сети" обращение, где указало, что 07.06.2019г. квалифицированными специалистами МУП г.Хабаровска "Тепловые сети" и представителем администрации г.Хабаровска проведено обследование участка теплотрассы по жилому дому по <адрес>А и выявлены грубейшие нарушения по прокладке теплосети, однако, данная тепловая сеть была построена одновременно со строительством дома и введена в эксплуатацию со сдачей дома. Участок транзитных тепловых сетей, проходящий по подвалу <адрес>А по <адрес>, не относится к общему имуществу собственников МКД по <адрес>А, а МУП г.Хабаровска "Тепловые сети" отказывается принимать участок на обслуживание, но при этом трубы стоят под давлением, а также отсутствие секущих задвижек приведет к длительному устранению аварийной ситуации. Также при обследовании выявлено несоответствие теплотрассы техническим нормам места расположения тепловой сети и т.<адрес> демонтировать данный участок теплотрассы в кратчайшие сроки и сообщить о принятых мерах ТСЖ "ФИО3, 25А".
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА№ утверждены "Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями" (далее - Правила №), которыми установлены обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья с ресурсоснабжающими организациями договоров, в том числе теплоснабжения, в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида (далее - договор ресурсоснабжения).
Пунктом 4 Правил № установлено, что ТСЖ обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на товарищество собственников жилья в соответствии с договором управления многоквартирным домом, уставом товарищества возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Согласно п.6 Правил №, к заявке (оферте) прилагаются, в том числе, документы, подтверждающие факт подключения (технологического присоединения) многоквартирного дома (жилого дома) в установленном порядке к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляется подача соответствующего вида коммунального ресурса, предусмотренные нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере теплоснабжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА№ утверждены "Правила подключения к системам теплоснабжения" (далее - правила №), которые определяют порядок подключения теплопотребляющих установок, тепловых сетей и источников тепловой энергии к системам теплоснабжения. пунктом 3 Правил № определено, что подключение к системам теплоснабжения осуществляется на основании договора о подключении к системам теплоснабжения (далее - договор подключения), пунктом 5 определен порядок подключения объекта, конечным этапом которого является исполнение сторонами условий договора о подключении, в том числе подключение объекта к системам теплоснабжения и подписание сторонами акта о подключении объекта и акта разграничения балансовой принадлежности.
Также п.43 Правил № предусмотрено, что осуществление подключения завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о подключении и акта разграничения балансовой принадлежности, в котором указываются границы раздела тепловых сетей, теплопотребляющих установок и источников тепловой энергии по признаку владения на праве собственности или ином законном основании.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА№ утверждены «Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации» (далее - Правила №), которые устанавливают порядок организации теплоснабжения потребителей, в том числе существенные условия договоров теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, особенности заключения и условия договоров поставки
тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, порядок организации заключения указанных договоров между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями.
В соответствии с указанными Правилами №, «Акт разграничения балансовой принадлежности» - документ, определяющий границы владения тепловыми сетями, источниками тепловой энергии и теплопотребляющими установками различными лицами на праве собственности или ином законном основании; «акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон» - документ, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок.
В силу п.20 Правил № по договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель тепловой энергии обязан принять и оплатить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии (далее - договор теплоснабжения).
При этом подп.9 ст.2 Федерального закона от ДАТА № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что потребитель тепловой энергии (далее также - потребитель) - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Правилами № определены существенные условия договоров теплоснабжения, п.21 Правил № установлено, что к договору теплоснабжения прилагаются акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон; условия договора теплоснабжения не должны противоречить документам на подключение теплопотребляющих установок потребителя.
Кроме того, акты разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и акты разграничения эксплуатационной ответственности сторон и иных организаций являются обязательным приложением к договору поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя (п.51 Правил №), а также к договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключаемого между теплоснабжающей организацией и
теплосетевой организацией (пункты 57, 74 Правил №).
30.12.2015г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по <адрес> было рассмотрено заявление ТСЖ «ФИО3 25а» от 09.10.2015г. на действия МУП г. Хабаровска «Тепловые сети», связанные с составлением Акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, по итогам рассмотрения заявления в возбуждении дела было отказано по мотиву того, что ТСЖ «ФИО3 25А» не является участником правоотношений, в рамках которых составляются акты разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и акты разграничения эксплуатационной ответственности сторон, предусмотренные пунктами 51, 57 и 74 Правил № (сторонами по договору поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя являются единая теплоснабжающая организация (покупатель) и теплоснабжающая организация (поставщик); сторонами по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, являются теплоснабжающая организация и теплосетевая организация). Таким образом, УФАС пришло к выводу, что акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон, составленный по результатам надлежащего подключения теплопотребляющих установок к системам теплоснабжения, являются приложением к договору теплоснабжения, в котором в рассматриваемом случае сторонами являются теплоснабжающая организация – АО «ДГК» и потребитель – исполнитель коммунальных услуг ТСЖ «ФИО3 25а».
Действующим законодательством в сфере теплоснабжения предусмотрено составление актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон между сторонами, состоящими в договорных отношениям – между теплоснабжающей организацией (АО «ДГК») и потребителем тепловой энергии (ТСЖ «ФИО3 25а») в рамках договора теплоснабжения; между теплоснабжающей организацией (АО «ДГК») и теплосетевой организацией (ПУП г. Хабаровска «Тепловые сети») в рамках договора оказания услуг по передаче тепловой энергии; между единой теплоснабжающей организацией-покупателем и теплоснабжающей организацией-поставщиком в рамках договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения вышеуказанного заявления, документов и сведений, представленных Хабаровскому УФАС России, установлено, что между ТСЖ «ФИО3 25а» и МУП <адрес> «Тепловые сети» отсутствуют какие-либо договорные отношения, следствием которых являлась бы обязанность МУП г. Хабаровска «Тепловые сети» составлять акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон. Однако ТСЖ «ФИО3 25а» обратилось к МУП г. Хабаровска «Тепловые сети» для подписания проекта Акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, составление которого между ТСЖ «ФИО3 25а» и МУП г. Хабаровска «Тепловые сети» не предусмотрено в рамках Правил №, Правил № и Правил №.
При таких обстоятельствах, поскольку акты о разграничении балансовой принадлежности, ответственности за эксплуатацию подписываются между сторонами в рамках договорных отношений и являются неотъемлемой частью соответствующих договоров, подтверждающими исполнение сторонами условий договора о технологическом присоединении; должны соответствовать условиям договоров и тем характеристикам мощности присоединяемых энергопринимающих устройств и условиям присоединения, которые сторонами согласованы в договоре, то такие акты отношено от договора не порождают каких-либо прав и обязанностей.
Сведения об оспаривании изложенного отказа УФАС в возбуждении дела материалы гражданского дела не содержат.
Суд приходит к выводу, что к отношениям сторон по данному делу подлежат применению нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил содержания общего имущества вмногоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА N 491 (далее - Правила N 491), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА N 354 (далее - Правила N 354), Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА N 124 (далее - Правила N 124), Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА N 808 (далее - Правила N 808).
В силу п.16 Правил N 124 условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, данными Правилами, а в части, не урегулированной указанными нормативными правовыми актами, нормативными правовыми акт актами в сфере ресурсоснабжения.
Согласно ч.8 ст.15 Закона о теплоснабжении условия договора теплоснабжения должны соответствовать техническим условиям. Договор теплоснабжения должен определять: объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, подлежащий поставкам теплоснабжающей организацией и приобретению потребителем; величину тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии, параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии; уполномоченных должностных лиц сторон, ответственных за выполнение условий договора; ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя; ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором; обязательства теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и соответствующие обязательства потребителя тепловой энергии; иные существенные условия, установленные правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В пункте 21 Правил N 808 приведены существенные условия договора теплоснабжения: договорный объем тепловой энергии и (или) теплоносителя, поставляемый теплоснабжающей организацией и приобретаемый потребителем; величина тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии с указанием тепловой нагрузки по каждому объекту и видам теплопотребления (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение), а также параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя; сведения об уполномоченных должностных лицах сторон, ответственных за выполнение условий договора; ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя, конденсата; ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором; обязательства теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, иными обязательными требованиями по обеспечению надежности теплоснабжения и требованиями данных Правил а также соответствующие обязательства потребителя тепловой энергии; порядок расчетов по договору; порядок осуществления учета потребляемой тепловой энергии и (или) теплоносителя; объем тепловых потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях заявителя от границы балансовой принадлежности до точки учета; объем (величина) допустимого ограничения теплоснабжения по каждому виду нагрузок (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение). К договору теплоснабжения прилагаются акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон. Условия договора теплоснабжения не должны противоречить документам на подключение теплопотребляющих установок потребителя.
Пунктом 3 ст.8 и п.4 ст.15 Федерального закона "О теплоснабжении" от ДАТА N 190-ФЗ (далее Закон о теплоснабжении) установлено, что затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно п.4 ст.8 Закона о теплоснабжении в случае, если организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, осуществляют эксплуатацию тепловых сетей, собственник или иной законный владелец которых не установлен (бесхозяйные тепловые сети), затраты на содержание, ремонт, эксплуатацию таких тепловых сетей учитываются при установлении тарифов в отношении указанных организаций в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, материалы дела не содержат данных о том, что спорный участок теплотрассы признан бесхозяйным в установленном законом порядке.
При этом, в случае признания участка бесхозяйным, на основании указанных норм, лицом, ответственным за содержание такого участка теплосети и за обеспечение её надлежащего технического состояния будет являться организация, эксплуатирующая данный участок теплотрассы.
Между тем, по смыслу чч. 6.2, 7.1 ст. 155, чч. 1, 2, 2.3, 9 ст. 161, чч. 1 - 3 ст. 162 ЖК РФ, пп. 40, 63, 64 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА N 354, правомочия управляющей компании (исполнителя услуг по договору управления) в отношении тепловых сетей как составной части общего имущества многоквартирного дома производны от прав собственников помещений в этом доме (заказчиков по тому же договору). Управляющая компания не вправе по собственному усмотрению устанавливать состав общедомового имущества.
Точка поставки тепловой энергии в многоквартирный дом по общему правилу должна находиться на внешней стене многоквартирного дома в месте соединения внутридомовой системы отопления с внешними тепловыми сетями. Иное возможно при установлении прав собственников помещений в многоквартирном доме на спорные тепловые сети. Такое установление возможно в рамках спора об урегулировании разногласий по договору теплоснабжения, коим фактически является предъявленный ТСЖ «ФИО3 25а» иск.
Однако, как установлено, сторонами Договора № теплоснабжения жилого фонда Управляющей организации, заключенного 01.03,2015г. являются ОАО «ДГК» и ТСЖ «ФИО3, 25а», при этом из положений п.8.5 данного договора следует, что споры, возникающие при заключении, исполнении, изменении или расторжении настоящего Договора, а также связанные с его недействительностью рассматриваются в арбитражном суде.
При рассмотрении данного дела судом не установлены основания для удовлетворения иска в заявленной формулировке при заявленном ответчике. Между тем, судом также не установлено и то, что имелось предусмотренное подп. "а" п. 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА N 491, волеизъявление управомоченных собственников помещений в многоквартирном доме на определение состава общего имущества многоквартирного дома, и что спорный участок тепловых сетей может быть отнесен к иным объектам, предназначенным для обслуживания одного многоквартирного дома в соответствии с подп. "ж" п. 2 указанных правил. В судебном заседании стороны спора не отрицали того обстоятельства, что спорный участок тепловых сетей ТСЖ «ФИО3, 25а» не обслуживает по назначению, а транспортирует энергоресурс другому дому.
При этом, передача застройщиком теплопровода управляющей компании (ТСЖ) не дает оснований полагать, что его собственником стали жильцы многоквартирного дома. (Определение ВС РФ N 308-ЭС16-7310 от 03.10.2016г.)
Между тем, в силу ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и не может выйти за пределы заявленных требований кроме как в случаях, предусмотренных федеральным законом. В соответствии со ст.41 ГПК РФ и с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в абзаце 3 пункта 23 Постановления от ДАТА№ «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству», замена ненадлежащего ответчика производится только при наличии ходатайства истца. Суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен, и только в отношении тех ответчиков, которые указаны истцом. Таким образом, для замены ответчика или привлечения соответчика требуется волеизъявление истца.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что сам по себе факт установления границ балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности от 24.03.2016г. не свидетельствует ни о соблюдении сторонами требований законодательства, ни о наличии законных оснований для отнесения спорного участка тепловой сети к общему имуществу и возложения бремени несения затрат на его содержание на собственников помещений многоквартирного дома, что, однако, не свидетельствует о наличии предусмотренных законом оснований для понуждения ответчика к подписанию Акта границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности ответвления 815.001/1 теплотрассы на условиях, изложенных в иске, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ТСЖ "ФИО3 25А" к МУП г.Хабаровска "Тепловые сети" о возложении обязанности по подписанию Акта границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности ответвления 815.001/1 теплотрассы, - отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Кировский районный суд города Хабаровска в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме вынесено 25.06.2020 года.
Судья (подпись)
Копия верна, судья Т.В. Брязгунова