ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-479/2013 от 12.12.2013 Троицко-печорского районного суда (Республика Коми)

     Дело № 2-479/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 декабря 2013 года пгт. Троицко-Печорск

Троицко-Печорский районный суд РК в составе

Председательствующего судьи Леконцева А.П.,

с участием истца ФИО1,

при секретаре Рожковой В.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации МР «Троицко-Печорский» о признании незаконным действий должностных лиц по изданию распоряжения, признания распоряжения незаконным и его отмене, обязании выплатить премию, признания действий дискриминационными, компенсации морального вреда

УСТАНОВИЛ

ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации МР «Троицко-Печорский» о признании незаконным действий должностных лиц ответчика по изданию распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № о неначислении премии по итогам работы за октябрь 2013 года, признания данного распоряжения в части неначисления премии незаконным и его отмене, обязании выплатить премию в размере ** % фонда оплаты труда, признания действий ответчика по изданию распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № в части неначисления премии по итогам работы за октябрь 2013 года дискриминационными, компенсации морального вреда в размере ** руб.

В обосновании исковых требований истец указал, что принята на работу в Администрацию МР «Троицко-Печорский» ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты>, в настоящее время продолжает работать в должности <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ она была ознакомлена с распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №, где в пункте 2 содержались сведения о лишении ее премии. При этом какие-либо основания такого лишения отражены не были.

Считает, что лишение премии связано с событиями, имевшими место ДД.ММ.ГГГГ (суббота, выходной день) во время проведения сельскохозяйственной ярмарки, когда она, замещая начальника отдела экономического анализа, отпросившись у непосредственного руководителя в середине дня ушла домой, поскольку было намечено мероприятие по празднованию 18-летия сына.

В связи с изданием распоряжения никаких объяснений с нее не брали. Ее должностная инструкция не содержит положений, что на нее возлагается проведение ярмарок, приготовление обедов для ярмарки.

Премия в силу ст. 129 ТК РФ входит в систему оплаты труда. В соответствии со ст. 22 ТК работодатель обязан соблюдать законы и иные нормативные акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров. Обеспечивать работникам равную оплату труда и выплатить заработную плату в полном объеме в установленные сроки.

Действия в отношении ее носили незаконный и дискриминационный характер. Ст. 132 ч. 2 ТК РФ запрещает дискриминацию труда.

В результате незаконных, дискриминационных действий она претерпела моральные страдания в виде унижения чести и достоинства, была расстроена до слез, до настоящего времени ей неприятно ощущать это унизительное состояние, поэтому считает, что имеет право на компенсацию морального вреда.

В судебном заседании истец поддержала исковые требования, дополнительно показала, что оснований для лишения премии не было, свои трудовые обязанности она исполняет в полном объеме. Возможно действия по лишению премии это ответ на ее действия. Замечаний в ее адрес не было, дисциплинарных взысканий на нее не налагали. Премия, которую ее лишили является ежемесячной, каких-либо распоряжений руководителя Администрации о начислении премии работникам не показывают, о начислении премии они узнают из документов при получении заработка. По Администрации установлен порядок, что в конце текущего месяца к начальникам отделов направляется лист согласования по премиям, где они могут указать на необходимость увеличения премии либо о ее снижении. По отделу экономического анализа куратором является первый заместитель руководителя Администрации ФИО4 и именно она оформляет такой лист согласования в отсутствие руководителя отдела.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, до рассмотрения дела направил в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1, 2 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 года № 25-ФЗ предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу.

Под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Статьей 22 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» предусмотрено, что оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Частью 2 статьи 9 Закона Республики Коми «О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми» от 21.12.2007 года № 133-РЗ определены ежемесячные и иные дополнительные выплаты в составе оплаты труда муниципального служащего: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе; 3) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, выплата которой осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством; 3-1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин; 4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты и размер которых устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования; 5) материальная помощь, порядок выплаты и размер которой за счет средств фонда оплаты труда муниципальных служащих муниципального образования устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования; 6) другие выплаты, предусмотренные федеральным законодательством.

К денежному содержанию муниципального служащего применяются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В качестве правовых актов, на основании которого было издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ указано решение Совета района от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах муниципальной службы администрации муниципального района «Троицко-Печорский» (в ред. решений Совета от ДД.ММ.ГГГГ № и Положение о порядке выплаты ежемесячных и иных дополнительных выплат, порядке стимулирования результатов профессиональной службы, социальных гарантиях муниципальных служащих администрации муниципального района «Троицко-Печорский», а также результаты работы за октябрь 2013 года.

Решением Совета муниципального района «Троицко-Печорский» от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. решения Совета от ДД.ММ.ГГГГ №) «О некоторых вопросах муниципальной службы администрации МР «Троицко-Печорский» утверждены размеры должностных окладов, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат муниципальных служащих согласно приложению №2.

Приложением № 2 к названному Решению Совета определена структура денежного содержания муниципального служащего, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

К дополнительным выплатам относятся: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе; 3) ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин; 4) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; 5) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; 6) материальная помощь; 7) другие выплаты, предусмотренные федеральным законодательством (раздел 1).

Раздел 7 Приложения № 2 определяет порядок выплаты и размер премии за выполнение особо важных и сложных заданий муниципальных служащих администрации муниципального района "Троицко-Печорский", в частности отражено, что для стимулирования профессионального роста, закрепления высококвалифицированных кадров, усиления материальной заинтересованности муниципальным служащим устанавливается и выплачивается премия за выполнение особо важных и сложных заданий.

Виды премии: - ежемесячная; - квартальная; - годовая.

Размер премии индивидуализирован и привязан к конкретным показателям, в основу которых заложены следующие принципы:

- создание преимуществ в оплате труда для работников, труд которых имеет повышенную значимость;

- уровень ответственности, круг выполняемых обязанностей работника;

- способность работника достичь определенных и перспективных целей, а главное - реализация этой способности;

- степень решения стоящих перед работником задач;- умение интенсивно и производительно трудиться.

Ежемесячная премия служащим администрации выплачивается в размере не более **% от месячного должностного оклада с учетом надбавок и коэффициентов к выплатам, входящим в систему оплаты труда.

Источником выплаты квартальной и годовой премии является экономия средств муниципального бюджета, предусмотренных на фонд оплаты труда работников администрации муниципального района "Троицко-Печорский".

Размер премии по каждому муниципальному служащему конкретно определяется в зависимости от личного вклада в результаты работы и выплачивается в процентном отношении или фиксированной суммой на основании распоряжения руководителя администрации.

При невыполнении показателей и условий премирования у муниципального служащего не возникает права на премию.

Снижение размера премии или лишение премии полностью отдельным муниципальным служащим производится за упущения в работе, нарушения трудовой дисциплины, при наличии претензий к нему со стороны непосредственного руководителя.

Частичное снижение или лишение премии производится за тот расчетный период, в котором было допущено упущение в работе или нарушение трудовой дисциплины, либо непосредственно за обнаружением, но не позднее одного месяца со дня обнаружения.

Решением Совета МР «Троицко-Печорский» от ДД.ММ.ГГГГ № в решение Совета от ДД.ММ.ГГГГ № указанное выше Приложение № 2 изложено в иной редакции, при этом разделы 1 и 7 остались без изменения. Решение Совета от ДД.ММ.ГГГГ распространяется на отношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ года, т.е на спорный период (л.д. 61-66).

Кроме названных правовых актов распоряжением руководителя Администрации МР «Троицко-Печорский» № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке выплаты ежемесячных и иных дополнительных выплат, порядке стимулирования результатов профессиональной службы, социальных гарантиях муниципальных служащих администрации МР «Троицко-Печорский» (л.д. 50; 52-58).

В данном Положении в разделе 5 отражены порядок и условия премирования муниципальных служащих, которые полностью идентичны порядку и условиям, отраженным в разделе 7 приложения № 2 Решения Совета от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции как от ДД.ММ.ГГГГ так и в редакции от ДД.ММ.ГГГГ года).

В соответствии со ст. 129 ТК РФ, заработной платой (оплатой труда работника) является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре, в качестве обязательной информации указываются условия оплаты труда (размер тарифной ставки или оклада, доплаты, надбавки, поощрительные выплаты.

В «Изменении и дополнении от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ года» раздел 4 трудового договора, регламентирующий оплату труда и социально-бытовое обеспечение муниципального служащего, изложен в иной редакции, в частности относительно премий указано, что за выполнение обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором муниципальному служащему выплачивается ежемесячная премия суммарно, не более ** ФОТ в год (л.д. 68).

Таким образом, с учетом содержания трудового договора, изложенных правовых норм трудового законодательства, а также локальных актов работодателя ежемесячная премия является составной частью заработной платы и входит в систему оплаты труда.

Следовательно, работодатель при изложенных обстоятельствах не вправе лишать работника в полном объеме ежемесячной премии, даже несмотря на какие-либо недостатки или упущения в служебной деятельности.

В силу локальных актов ответчик наделен правом регулировать размер такой ежемесячной премии в зависимости от наличия или отсутствия основания для увеличения размера или его снижения.

В связи с чем, пункт 2 распоряжения руководителя Администрации МР «Троицко-Печорский» от ДД.ММ.ГГГГ № о неначислении премии ФИО1 по итогам работы за октябрь 2013 года не может быть признан законным и подлежит отмене, действия должностных лиц Администрации МР «Троицко-Печорский» по изданию распоряжения в оспариваемой части также являются незаконными.

Вместе с тем, при определении размера премии, подлежащей взысканию в пользу истицы, суд не определяет такой размер, поскольку ни в трудовом договоре, ни в локальных актах ответчика не определен размер такой ежемесячной премии в твердом размере. В данных документах речь идет лишь о максимальном размере такой премии (не более ** % от месячного должностного оклада).

В окончательном виде размер ежемесячной премии определяется по каждому муниципальному служащему в зависимости от личного вклада в результаты работы и выплачивается в процентном отношении или фиксированной суммой распоряжением руководителя.

Таким образом, суд не вправе подменять работодателя в вопросе определения размера ежемесячной премии выплачиваемой работнику, в связи с чем суд определяет лишь наличие права у истицы ФИО1 на получение ежемесячной премии за октябрь 2013 года в размере не более ** % от месячного должностного оклада с учетом надбавок и коэффициентов к выплатам, входящим в систему заработной платы, оставляя окончательный размер премии на усмотрение работодателя, отказав истцу в обязании ответчика выплатить премию в размере ** % фонда оплаты труда.

В связи с установленным нарушением со стороны ответчика трудовых прав истицы, как работника, с учетом положений ст. 237 ТК РФ, обращение истицы с требованием о компенсации морального вреда является обоснованным и подлежит удовлетворению. При определении размера компенсации морального вреда суд исходит из конкретных обстоятельств дела, объема и характера причиненных работнику нравственных страданий, степени вины работодателя, а также требований разумности и справедливости и полагает необходимым взыскать с Администрации МР «Троицко-Печорский» в пользу истицы ФИО1 компенсацию морального вреда в размере ** руб.

В соответствии со ст. 3 ТК РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

В рассматриваемых отношениях сторон суд не усматривает каких-либо действий со стороны ответчика, носящих дискриминационный характер, поэтому в удовлетворении исковых требований о признании действий Администрации МР «Троицко-Печорский» дискриминационными в части издания оспариваемого распоряжения, суд отказывает.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования ФИО1 к Администрации МР «Троицко-Печорский» о признании незаконными действий должностных лиц по изданию распоряжения, признания распоряжения незаконным и его отмене, обязании выплатить премию, признания действий дискриминационными, компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Признать действия должностных лиц Администрации МР «Троицко-Печорский» по изданию распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № в части неначисления премии ФИО1 по итогам работы за октябрь 2013 года, незаконными.

Признать пункт 2 распоряжения руководителя Администрации МР «Троицко-Печорский» от ДД.ММ.ГГГГ № о неначислении премии ФИО1 по итогам работы за октябрь 2013 года, незаконным и отменить данный пункт.

Признать право ФИО1 на получение ежемесячной премии за октябрь 2013 года, обязать Администрацию МР «Троицко-Печорский» начислить и выплатить ФИО1 ежемесячную премию в размере не более ** % от месячного должностного оклада с учетом надбавок и коэффициентов к выплатам, входящим в систему платы труда.

Взыскать с Администрации МР «Троицко-Печорский» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере ** руб.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации МР «Троицко-Печорский» о выплате ежемесячной премии за октябрь 2013 года в размере ** % фонда оплаты труда, а также в признаний действий Администрации МР «Троицко-Печорский» по изданию распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № о неначислении премии по итогам работы за октябрь 2013 года дискриминационными, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в месячный срок со дня его принятия.

Судья Леконцев А.П.