РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 октября 2015 года с. Летняя Ставка
Туркменский районный суд
Ставропольского края Российской Федерации
В составе председательствующего судьи Мелихова И.В.,
при секретаре Исмаиловой Е.А.,
с участием:
истца – заместителя прокурора Туркменского района Есипенко В.А.,
ответчика – ФИО1,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФИО1 о возложении обязанности разработать проект рекультивации земельного участка сельхозназначения и провести восстановление нарушенных земель,
установил:
<адрес> обратился в Туркменский районный суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФИО1 о возложении обязанности разработать проект рекультивации земельного участка сельхозназначения и провести восстановление нарушенных земель, в котором указал, что прокуратурой <адрес> в период времени с 14 до 16 часов ДД.ММ.ГГГГ с привлечением в качестве специалистов государственного инспектора <адрес> по использованию и охране земель ФИО4 и главного агронома отдела сельского хозяйства и охраны окружающей среды администрации Туркменского муниципального района ФИО5 проведена проверка соблюдения земельного законодательства индивидуальным предпринимателем главой КФХ ФИО1 при использовании земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером 26:09:000000:1751, площадью 30,6 га пастбищ на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенного между ним и администрацией Туркменского муниципального района сроком на 3 года. По результатам проверки установлено, что на части указанного земельного участка площадью 28 га проведены сельскохозяйственные работы - вспашка, культивация. Пастбища являются природными кормовыми угодьями и предназначены для пастьбы сельскохозяйственных животных. В результате самовольной распашки пастбищ происходит их деградация и существенно снижается продуктивность пастбищ из-за уничтожения естественного травостоя. Из конституционных предписаний следует, что охрана окружающей среды - важнейшая функция государства. Федеральный законодатель, определяя правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, исходит из необходимости обеспечения сбалансированного решения социально-экономических задач, сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Согласно ч.1 ст.9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Согласно ч.2 ст.36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. В соответствии с ч. 3 ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» граждане обязаны: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства. В силу ст. 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации защита прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законом. В силу ст. 42 ФЗ «Об охране окружающей среды», при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Как следует из п. 2 ч. 1 ст. 1 Земельного Кодекса Российской Федерации акты земельного законодательства основываются на принципе приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде. Согласно ст. 12 Земельного Кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель. В соответствии с п.1 ч.1 ст. 13 Земельного Кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель. В соответствии со ст. 42 Земельного Кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы. Часть 1 ст. 79 Земельного Кодекса Российской Федерации определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Часть 1 ст. 6 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» определяет, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. Определение размера причиненного окружающей среде вреда, в том числе земле как природному объекту, осуществляется на основании нормативов в области охраны окружающей среды в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В силу ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы земельных участков обязаны соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геологоразведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель. Требования при проведении работ по рекультивации земель утверждены приказом Минприроды РФ №, Роскомзема № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» (Зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ№). В соответствии с п. 3 данного положения рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей. В частности п. 5 положения предусмотрено, что рекультивации подлежат земли, нарушенные в том числе при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова. Таким образом, осуществление работ, повлекших нарушение почвенного покрова, порождают у лица, осуществлявшего эти работы, обязанность по рекультивации земли за счет собственных средств. В соответствии с ч. 1 ст. 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. В силу ч. 2 ст. 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Рекультивация земель осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан не только в случае нарушения природоохранного и земельного законодательства, но и во всех случаях, когда требуется восстановление земель при снятии плодородного слоя почвы при производстве работ. Таким образом, в результате неправомерных действий ИП главы К(Ф)Х ФИО1, произошло фактическое уничтожение компонента природной среды - пастбищ, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. На основании изложенного просит суд: Обязать ИП главу К(Ф)Х ФИО1 разработать за счет собственных средств проект рекультивации земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:09:000000:1751, площадью 30,6 га пастбищ с указанием сроков окончания работ по рекультивации, и в обязательном порядке включить в проект рекультивации раздел «Охрана окружающей среды». Обязать ИП главу К(Ф)Х ФИО1 после разработки проекта рекультивации провести восстановление нарушенных земель, в соответствии с проектом рекультивации на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, площадью 30,6 га пастбищ для использования данного участка по целевому назначению.
Участвовавший в судебном заседании заместитель прокурора <адрес>Есипенко В.А. поддержал исковые требования и просил суд их удовлетворить.
ФИО1 в судебном заседании признал исковые требования прокурора <адрес> и не возражал против их удовлетворения.
Заслушав заместителя прокурора <адрес>Есипенко В.А., ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> совместно с государственным инспектором <адрес> по использованию и охране земель ФИО4 и главным агрономом отдела сельского хозяйства и охраны окружающей среды администрации Туркменского муниципального района ФИО5 проведена проверка соблюдения земельного законодательства индивидуальным предпринимателем главой КФХ ФИО1 по использованию земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером 26:09:000000:1751, площадью 30,6 га пастбищ на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенного между ним и администрацией Туркменского муниципального района сроком на 3 года.
По результатам проверки установлено, что на части указанного земельного участка площадью 28 га проведены сельскохозяйственные работы - вспашка, культивация. Пастбища являются природными кормовыми угодьями и предназначены для пастьбы сельскохозяйственных животных. В результате самовольной распашки пастбищ происходит их деградация и существенно снижается продуктивность пастбищ из-за уничтожения естественного травостоя.
В соответствии с п.1 ст. 1064 Гражданского Кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Способами возмещения вреда являются возмещение вреда в натуре (предоставление вещи того же рода и качества, исправление поврежденной вещи и т.п.) или возмещение причиненных убытков (ст. 1082 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
Согласно ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Из указанных конституционных предписаний следует, что охрана окружающей среды - важнейшая функция государства. Федеральный законодатель, определяя правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, исходит из необходимости обеспечения сбалансированного решения социально-экономических задач, сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Согласно ч.1 ст.9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно ч.2 ст.36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» граждане обязаны: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд
решил:
Обязать индивидуального предпринимателя главу КФХ ФИО1 разработать за счет собственных средств проект рекультивации земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:09:000000:1751, площадью 30,6 га пастбищ с указанием сроков окончания работ по рекультивации, и в обязательном порядке включить в проект рекультивации раздел «Охрана окружающей среды».
Обязать индивидуального предпринимателя главу КФХ ФИО1 после разработки проекта рекультивации провести восстановление нарушенных земель, в соответствии с проектом рекультивации на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, площадью 30,6 га пастбищ для использования данного участка по целевому назначению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в <адрес>вой суд через Туркменский районный суд.
Судья подпись И.В. Мелихов
Подлинник решения хранится в
гражданском деле №
Туркменского районного суда
<адрес>.