РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 мая 2018 г. п. Заиграево
Заиграевский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Мархаева П.С., при секретаре судебного заседания Ануфриевой Г.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заиграевского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Заиграевский район», Правительству РБ, об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Заиграевского района РБ обратился в суд с иском к АМО «Заиграевский район», Правительству РБ об обязании совершить определенные действия, а именно, обязать Правительство РБ принять меры по организации деятельности по сбору твердых коммунальных отходов с земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, на территории площадью 5,9 га объемом 29043 т., обязать АМО «Заиграевский район» принять участие в организации сбора твердых коммунальных отходов указанного земельного участка.
Иск мотивирован тем, что проведенной проверкой установлено, что в ходе проверки выявлено захламление указанного участка твердыми коммунальными отходами, что в свою очередь загрязняет почву, поверхностные водоемы, грунтовые и подземные воды, угнетает растительность и организмы, обитающие в почвенном слое и в водных объектах, нарушает ст.ст. 41, 42 Конституции РФ, ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», которыми закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия.
Определением суда от 25.04.2018 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Министерство природных ресурсов РБ.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Аксенова Л.Е. увеличила исковые требования, так прокурор Заиграевского района просит:
обязать Правительство РБ в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, на территории площадью 5,9 га объемом 29043 т.
обязать АМО «Заиграевский район» в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу принять участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, на территории площадью 5,9 га объемом 29043 т.
В судебное заседание третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РБ своего представителя не направило, в заявлении представитель ФИО1 просил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя Росприроднадзора.
В судебное заседание ответчик Правительство РБ своего представителя не направило, в заявлении представитель ФИО2 просил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя Правительства РБ. В отзыве представитель ФИО3 просит в удовлетворении иска к Правительству РБ отказать, указав, что п. 5.2.1 Правил благоустройства территорий муниципальных образований городских (сельских) поселений, расположенный в МО «Заиграевский район», утвержденных решением Заиграевского районного Совета депутатов от 31.10.2017 г. №234 установлено, что организация уборки муниципальной территории осуществляется специализированными организациями, выполняющими муниципальное задание или заказ по уборке территорий. В рамках ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 г.г.» в 2015 г. в п. Заиграево завершено строительство полигона ТКО, общим объемом 169500 кв.м., получено разрешение на ввод в эксплуатацию от 30.10.2015 г. №04-506101-7-2015, при этом финансирование на его строительство составило 32,85 млн. руб., в том числе из федерального бюджета 23,2 млн. руб., республиканского бюджета 8,8 млн. руб., местного бюджета 0,85 млн. руб. Ликвидация несанкционированной свалки отходов, как мероприятие, направленное на очистку территории муниципального образования с целью его благоустройства, является полномочием органов местного самоуправления муниципального района. Из республиканского бюджета Заиграевскому району выделено 20830,9 тыс. руб. для проведения работ по ликвидации несанкционированных свалок и рекультивации земель, используемых, но не предназначены для размещения отходов IV-V классов опасности. Полагает, что появление несанкционированной свалки на территории МО ГП «п. Заиграево» не могло оставаться незамеченным, что подтверждает факт бездействия администрации.
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» непосредственное осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов обеспечивается региональным оператором на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. В то время как на Правительство РБ возложены полномочия по организации данной деятельности. В рамках введения института регионального оператора Правительством РБ приняты постановления: от 22.08.2016 г. №393 «Об утверждении Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории РБ; от 15.12.2016 г. №576 «Об утверждении содержания и порядка заключения соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами»; от 09.12.2016 г. №570 «Об утверждении Правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Бурятия» и иные акты.
В судебном заседании представитель ответчика АМО «Заиграевский район» ФИО4 исковые требования не признала, пояснив, что обязанность по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов должна быть возложена на Правительство РБ.
В судебном заседании представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Министерства природных ресурсов РБ ФИО5, ФИО6 просили в удовлетворении иска к Правительству РБ отказать, удовлетворив иск в части его предъявления АМО «Заиграевский район».
Заместитель министра природных ресурсов РБ ФИО7 в отзыве указала, что требования истца к Правительству РБ не подлежат удовлетворению поскольку одно и то же требования истца одновременно предъявляемое к Правительству и к Муниципальному образованию нарушает закрепленный Бюджетным кодексом РФ в порядке конкретизации конституционных основ финансовой системы государства принцип самостоятельности бюджетов (ст. 31), а в конечном итоге – ставит под сомнение конституционный принцип самостоятельности МСУ. В материалах дела отсутствуют документальные доказательства того, что Правительство РБ было информировано истцом в установленном порядке о проведении проверки, её целях, основаниях и предмете. Выводы истца о недостаточности мер Правительства РБ по организации деятельности по сбору твердых коммунальных отходов являются произвольными и ничем не подкрепленными. Выводы истца о том, что обнаруженные им свалки являются именно твердыми коммунальными отходами, также документально не подтверждены. Правительством РБ в пределах компетенции принимались и принимаются меры по организации деятельности по сбору твердых коммунальных отходов. Так, с 2009 г. Правительством и Главой РБ принято более 170 ти актов, касающихся вопросов по организации деятельности по сбору отходов. Кроме того Правительство РБ не вправе совмещать функции государственного органа с функциями хозяйствующего субъекта. Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию, тогда как Правительству РБ такая лицензия не может быть дана.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика Правительства РБ, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РБ на основаниист.167 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить иск частично, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Право граждан на благоприятную окружающую среду также закреплено в ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2).
В соответствии с п.14 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч.1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч.2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов относится к вопросам местного значения муниципального района.
Аналогичные положения закреплены и в Уставе МО «Заиграевский район» (пп. 13, 16 п.1 ст. 4 Устава).
Положение ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Судом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № расположена свалка твердых коммунальных отходов площадью 5,9 га.
По сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № находится в постоянном (бессрочном) пользовании АМО ГП «п. Заиграево».
В соответствии с п. 2 ст. 31 Устава МО «Заиграевский район» на АМО «Заиграевский район» в силу абз. 3 ч.2 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" возлагается исполнение полномочий местной администрации МО ГП «п. Заиграево».
Таким образом суд пришел к выводу о том, что обязанность принять участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, на территории площадью 5,9 га объемом 29043 т. должна быть возложена на Администрацию МО «Заиграевский район», поскольку последнее приняло на себя исполнение полномочий МОГП «Поселок Заиграево» которое является землепользователем данного земельного участка на котором расположена вышеуказанная свалка.
В силу ст.206 ГПК РФ суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу, в связи с большим объемом свалки ТКО.
В удовлетворении требований об обязании Правительство РБ принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с земельного участка с кадастровым номером 03:06:480112:393, расположенного по адресу: <адрес>, на территории площадью 5,9 га объемом 29043 т.
Доказательств того, что истцом у ответчика Правительства РБ истребована документация о деятельности Правительства РБ по вопросам деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с земельного участка с кадастровым номером 03:06:480112:393 суду не представлено. Доказательств того, что была проведена проверка по данному вопросу с участием Правительства РБ суду не представлено.
Истцом не представлено доказательств того, что Правительство РБ бездействует, в частности не осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с земельного участка с кадастровым номером 03:06:480112:393
На территории МО «Заиграевский район» с 2015 г. имеется полигон ТКО. Правительством РБ были выделены денежные средства МО «Заиграевский район» для осуществления полномочий по охране окружающей среды». Таким образом, по мнению суда вопреки доводам прокурора Правительство РБ не проявляет бездействие. При изложенных обстоятельствах (наличие полигона ТКО, наличие денежных средств, наличие юридического лица ООО «БХК-восток» ответственного за деятельность данного полигона) суд считает, что ответственность за наличие вышеуказанной свалки целиком и полностью лежит на органе местного самоуправления. Правительством же РБ созданы надлежащие условия для реализации полномочий в сфере обращения с отходами для органа местного самоуправления.
Органом же местного самоуправления доказательств того, почему при наличии полигона ТКО, наличие денежных средств, наличие юридического лица ООО «БХК-восток» ответственного за деятельность данного полигона имеется захламление отходами ТКО вышеуказанного земельного участка суду не представлено. Таким образом, с учетом вышеуказанных обстоятельств прокурором доказан факт бездействия со стороны АМО «Заиграевский район».
Кроме того согласно Постановления Конституционного суда РФ №13-П от 26.04.2016 г. организационные меры (т.е организация деятельности) включают оказание регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории муниципального образования от бытовых и промышленных отходов, притом что сами по себе такого рода меры не входят, по смыслу статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в нормативное содержание понятий "сбор отходов", "транспортирование отходов", "утилизация отходов", как они определены в статье 1 того же Федерального закона.
Согласно абз.16 ст.6 ФЗ РФ «Об отходах потребления» регламентировано, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям субъектов РФ. Однако данным законом не предусмотрены полномочия субъектов РФ в области обращения с отходами в отношении отдельного муниципального образования. Данным законом предусмотрено, что перераспределение указанных полномочий между муниципальными органами и органами государственной власти не освобождает органы местного самоуправления городского поселения от исполнения предусмотренных законом обязанностей.
Согласно Постановления Конституционного суда РФ от 13.10.2015 г. №26-П в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Таким образом, из анализа вышеперечисленных положений законодательства РФ, Постановлений Конституционного суда РФ суд пришел к выводу, что возложить указанные обязанности на Правительство РБ невозможно. Так Правительство РБ собственником, либо землепользователем земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> не является, собственником данных отходов Правительство РБ также не является.
Вышеуказанный земельный участок не является участком, собственность на который не разграничена.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Заиграевского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Заиграевский район», Правительству РБ, об обязании совершить определенные действия удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Муниципального образования «Заиграевский район» в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу принять участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, на территории площадью 5,9 га объемом 29043 т.
В удовлетворении остальных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Заиграевский районный суд Республики Бурятия в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: П.С. Мархаев