ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-479/2021 от 20.01.2022 Комаричского районного суда (Брянская область)

УИД 32RS0017-01-2021-000577-45

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Комаричи Брянская область Дело №2-64/2022 (2-479/2021)

20 января 2022 года

Комаричский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи- Кадыковой Е.С.,

при секретаре- Вдовенковой Т.В.,

при участии истца Цепухова Н.Н.,

представителя ответчика Богомоловой Л.В., действующей на основании доверенности 19/2021 от 01.10.2021,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цепухова Н. Н.ча к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда по Брянской области о признании отказа включении в специальный стаж периодов работы незаконным, о включении в специальный стаж периодов работы, об обязании назначения досрочной страховой пенсии по старости с даты обращения,

УСТАНОВИЛ:

Цепухов Н.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда по Брянской области о признании отказа включении в специальный стаж периодов работы незаконным, о включении в специальный стаж периодов работы в должности медника, об обязании назначения досрочной страховой пенсии по старости с даты обращения.

В обоснование иска указал, что с 24.12.1994 года по 31.07.2010 работал в должности медника ООО «АТП Комаричи-сервис» (до переименования ОАО «Комаричское автотранспортное предприятие»).

Работа в данной должности, по мнению истца, согласно п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 №400 «О страховых пенсиях» дает ему право на назначение пенсии по старости на льготных условиях.

Согласно списку №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, указана профессия медник, постоянно занятый на лужении и пайке припоями, содержащими свинец - шифр профессии 1110400а-14420. В трудовой книжке и приказе №122-К от 13.12.1994 истец был принят на работу в качестве медника 3 разряда.

Поскольку Типовой инструкции №11 по охране труда для медника, утвержденной приказом Департамента автомобильного транспорта РФ от 27.02.1996 работа медника предполагает использование свинцовых соединений, в трудовой книжке истца отсутствуют записи о переводе на иную работу или о работе по совместительству в спорный период, в должности медника истец работал полный рабочий день, кроме того неоднократно повышал свою квалификацию, истец считает, что отказ в досрочном назначении пенсии в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ незаконным.

В связи с чем, Цепухов Н.Н. просит суд признать решение об отказе в установлении пенсии УПФР в Севском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) от 30.09.2021 незаконным, обязать ответчика включить в специальный стаж истца период работы в должности медника ООО «АТП Комаричи-Сервис» (до переименования ОАО «Комаричское автотранспортное предприятие») с 24.12.1994 по 31.07.2010 и обязать ответчика назначить истцу досрочную пенсию по старости с даты обращения – 25.06.2021.

В судебном заседании истец Цепухов Н.Н. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.

Представитель ГУ ОПФР по Брянской области Богомолова Л.В. просила отказать в удовлетворении исковых требований, указав, что истцом не представлено документов, свидетельствующих о наличии условий для включения спорных периодов в стаж, дающий право на назначение пенсии ранее общеустановленного возраста, а именно справки об аттестации рабочих мест, уточняющих особый характер работы, должностной инструкции, справки, отражающей занятость на лужении и пайке припоями, содержащими свинец в течение полного рабочего дня. По сведениям индивидуального (персонифицированного) учета после регистрации Цепухова Н.Н. в качестве застрахованного лица 22.07.1998 его работа в данной должности, не предусмотрена Списком №1. В выписках из лицевого счета застрахованного лица Цепухова Н.Н. код особых условий труда в сведениях о трудовом стаже за период с 24.12.1994 по 31.07.2020 в ООО «АТП Комаричи-Сервис» не указан. Имеющиеся в распоряжении ответчика наблюдательного дела и поименных списков ООО «АТП Комаричи-Сервис» в перечне льготных процессий должность медника в Пенсионный фонд не предоставлялась.

Выслушав стороны, оценив, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 1 пунктом 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Подпунктом "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда - Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение". Список №1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.;

В соответствии со Списком N 1 производств, профессий, должностей и показателей, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, в специальный стаж засчитываются работа медника на лужении и пайке (паяльщики) (раздел XI "Металлообработка").

В пункте "а" подраздела 5 раздела XI "Металлообработка" Списка N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", работа медником, постоянно занятым на лужении и пайке припоями содержащими свинец, дает право на досрочное назначение пенсии (код позиции 1110400а-14420).

Правительство Российской Федерации в соответствии с предоставленными ему полномочиями, Постановлением от 11 июля 2002 года N 516 утвердило Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в пункте 4 которых предусмотрено общее правило о включении в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Пунктом 5 разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 (в редакции от 1 октября 1999 г.) "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" (далее - Разъяснение) предусмотрено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня; под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.

Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Установленные статьей 60 ГПК РФ о допустимости доказательств носят императивный характер.

В силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Аналогичное правило предусмотрено в приведенном выше пункте 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Как установлено в судебном заседании, решением ГУ-УПФР в Севском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) от 30.09.2021 Цепухову Н.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа на работах в связи с тяжелыми условиями труда. В специальный стаж Цепухова Н.Н. не включен период трудовой деятельности: с 24.12.1994 по 31.07.2020 15 лет 7 месяцев 8 дней в должности медника ООО «АТП Комаричи- Сервис» (до переименования ОАО «Комаричское автотранспортное предприятие»), поскольку списком №1, разделом XI, подразделом 1110400а-14420 поименована должность «медники, постоянно занятые на лужении и пайке припоями, содержащими свинец», а должность «медники» Списком №1 не поименована, документов подтверждающих постоянную занятость на лужении и пайке припоями, содержащими свинец, не представлено, а сведения индивидуального (персонифицированного) учета после регистрации Цепухова Н.Н. в качестве застрахованного лица 22.07.1998 не содержит информации о работе в должностях, предусмотренных Списком №1.

Кроме того, согласно документам, имеющимся в распоряжении ТО ПФР (наблюдательное дело, поименные списки ООО «АТП Комаричи-Сервис» должность «медники, постоянно занятые на лужении и пайке припоями, содержащими свинец» в указанной организации не предусмотрена, а согласно акту проведенной документальной проверки от 24.09.2021 данная организация не предоставляла перечни льготных профессий в отношении Цепухова Н.Н. в Пенсионный фонд.

Из трудовой книжки истца следует, что с 13.12.1994 Цепухов Н.Н. принят на работу медником 3 разряда в АО «Комаричское АТП», 01.03.1994 ему присвоен 4 разряд, 01.07.1995 ему присвоен 5 разряд, 01.02.1996 ему присвоен 6 разряд. 26.06.1997 АО «Комаричское АТП» переименовано в ОАО «Комаричское АТП», 30.04.2004 уволен в связи с переводом по ст. 77-5 ТК РФ в ООО «АТП Комаричи-Сервис». 01.05.2004 принят на работу медником переводом по ст. 77-5 ТК РФ. 01.08.2010 наименование профессии «медник» изменена на «слесарь ТО и ТР автобусов».

Согласно архивной справке районного архива администрации Комаричского муниципального района Брянской области в книге приказов за 1994-2004 г.г. ООО «Автотранспортное предприятие» значатся приказы Цепухова Н.Н. о приеме его на работу в должности медника 3 разряда со сдельно-премиальной оплатой труда (приказ -К от 13.12.1994); Цепухов Н.Н. уволен по ст. 77-5 ТК переводом в ООО «АТП Комаричи-сервис» с 30.04.2004 (приказ от 30.04.2004).

В архиве имеются сведения о реорганизации Комаричского автотранспортного предприятия с 1993 года в АООТ «Комаричское АТП», постановление №212 от 21.07.1993, затем с 2004 года ООО «АТП Комаричи-Сервис». Зарегистрировано 17.03.2004 в МИФНС России №10 по Брянской области за ОГРН 1043238500392.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ деятельность ООО «АТП Комаричи-Сервис» с 11.11.2015 как юридического лица прекращена, в связи с ликвидацией юридического лица с завершением конкурсного производства в деле о несостоятельности (банкротстве).

Представителем ГУ ОПФР по Брянской области суду представлены перечни рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость на которых дает право застрахованным лицам ООО «АТП Комаричи-Сервис» на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со ст. 27 и ст.28 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» за 2005-2009 г.г., в которых профессия «медник» не указана.

Исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что достоверных данных, подтверждающих льготный характер работы за период с 13.12.1994 по 31.07.2010, истцом не представлено. Среди имеющихся у ответчика перечней профессий ООО «АТП Комаричи-Сервис» за 2005-2009 г.г., дающих право на досрочное назначение пенсии по Списку №1 и Списку №2, профессия «медник» не указана.

Поскольку в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета отсутствуют данные о периодах работы Цепухова Н.Н. в должности медника, постоянно занятого на лужении и пайке припоями, содержащими свинец, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, достоверность выполнения Цепуховым Н.Н. работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не подтверждена письменными доказательствами, суд приходит в выводу о том, что у истца отсутствует необходимый специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по Списку №1.

При таких обстоятельствах, исковые требования Цепухова Н.Н., не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.с.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Цепухова Николая Николаевича к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда по Брянской области о признании отказа включении в специальный стаж периодов работы незаконным, о включении в специальный стаж периодов работы, об обязании назначения досрочной страховой пенсии по старости с даты обращения, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Комаричский районный суд Брянской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья Е.С. Кадыкова

Резолютивная часть решения объявлена 20.01.2022.

Мотивированное решение составлено 27.01.2022.