РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Забайкальск 10 января 2017 г.
Забайкальский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Дёминой Н.В.,
при секретаре Аримпиловой В.П.,
с участием помощника прокурора Забайкальского района Лыгдыновой А.Д.,
материального истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-47/17 по иску прокурора Забайкальского района в интересах ФИО1 к ОАО «Читаэнергосбыт» о признании действий по начислению и взиманию платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, в период с 01.02.2013 г. по 19.07.2015 г., незаконными, взыскании денежных средств,
установил:
Прокурор Забайкальского района в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился с указанным иском в интересах ФИО1, в обоснование которого указал на следующие обстоятельства.
ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, и является потребителем услуг в виде электроснабжения, предоставляемых ОАО «Читаэнергосбыт». ОАО «Читаэнергосбыт» с февраля 2013 г. до июля 2015 г. осуществляло начисление и взимание платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, напрямую собственникам жилых помещений вышеуказанного многоквартирного жилого дома, в том числе и истице. Всего ФИО1 оплачено ответчику за электроэнергию по ОДН 8 000 руб. Вместе с тем, в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, избран способ управления управляющей компанией. В период с июня 2011 г. управление указанным многоквартирным домом осуществлялось управляющей компанией ООО «Заб.В.Т.С.», затем - УК ООО «Феникс». 19.06.2015 в вышеуказанном многоквартирном жилом доме выбран способ непосредственного управления. По мнению прокурора, действия ОАО «Читаэнергосбыт» по начислению и взиманию платежей на оплату потребленной электроэнергии напрямую собственникам жилого помещения противоречит закону, поскольку жилищным законодательством РФ предусмотрено, что собственники и наниматели помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества, вносят этой управляющей компании. С учетом изложенных обстоятельств, прокурор просил признать незаконными действия ОАО «Читаэнергосбыт» по начислению и взиманию с ФИО1 платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, за период с февраля 2013 г. по 19.07.2015 г., взыскать с ответчика в пользу ФИО1 8 000 руб., уплаченные за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды.
В судебном заседании помощник прокурора Лыгдынова А.Д. исковые требования поддержала и суду дала объяснения аналогичные вышеизложенным, дополнив, что ресурсоснабжающая организация не наделена правом на взимание платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, с собственников жилых помещений, в случае осуществления управления многоквартирным жилым домом управляющей компанией. На данное обстоятельство не влияет отсутствие заключенного между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией договора энергоснабжения. Действия ОАО «Читаэнергосбыт» противоречат требованиям Жилищного кодекса РФ. Также пояснила, что ООО «Заб.В.Т.С.», занимавшаяся управлением многоквартирного жилого дома в период с июня 2011 г. по 11.05.2014 г. к участию в деле не привлечено в связи с тем, что с 26.07.2016 г. прекратило деятельность, в связи с ликвидацией на основании определения Арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
Материальный истец ФИО1 позицию прокурора поддержала и суду пояснила, что в период с февраля 2013 г. по июль 2015 г. собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом <адрес><адрес>, решение о производстве оплаты за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, напрямую в ресурсоснабжающую организацию не принималось.
Надлежаще извещенные представитель ответчика ФИО2, представитель третьего лица – ООО «Феникс» в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие. В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных участников процесса.
Представитель ответчика ФИО2 направила в суд отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования не признала, мотивируя тем, что в силу действующего законодательства непосредственным исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению является ОАО «Читаэнергосбыт». При отсутствии договора между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией, договорные отношения, в силу ст. 39 Закона об электроэнергетике, ст.ст. 539, 540 ГК РФ, возникают непосредственно между ресурсоснабжающей организацией и гражданами, проживающими в многоквартирном доме, и ресурсоснабжающая организация до начала предоставления коммунальной услуги электроснабжения управляющей организацией вправе в платежном документе указывать размер платы за электрическую энергию, потребляемую в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Также указала, что в рассматриваемый период времени ФИО1 произведена оплата электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, в размере 9 541 руб. 19 коп.
Изучив материалы дела, заслушав явившихся участников процесса, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником <адрес><адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес>.
ОАО «Читаэнергосбыт» начисляется плата за общедомовые нужды по электроэнергии с февраля 2013 г., исходя из показаний общедомового прибора учета. В счет оплаты указанных услуг истица оплатила ОАО «Читаэнергосбыт» 8 000 руб., что подтверждается представленными в материалы дела платежными документами.
Статья 153 Жилищного кодекса РФ предусматривает обязанность собственников и нанимателей помещений по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила), электроснабжение жилого помещения является коммунальной услугой.
Согласно п. 13 Правил, предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 указанных Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (ч. 1 ст. 155 ЖК РФ).
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
По общему правилу, предусмотренному ч. 7 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в многоквартирном доме, в котором управление осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Согласно ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ (в действующей редакции), на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Анализируя вышеуказанное, суд приходит к выводу о том, что жилищное законодательство не допускает возможность прямой оплаты собственниками помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (ч. 8 ст. 155 ЖК РФ).
Из системного толкования приведенных норм права следует, что в случае, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, ресурсоснабжающая организация не может быть признана исполнителем коммунальных услуг, в связи с чем она не вправе производить взимание платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Судом установлено, что многоквартирный жилой <адрес><адрес>, в котором расположено жилое помещение, нанимателем которого является истец, с июня 2011 г. находился в управлении ООО «Заб.В.Т.С.», с мая 2014 г. по 19.06.2015 г. - УК ООО «Феникс». Таким образом, собственниками жилья реализовано право выбора способа управления домом, принято решение о заключении договора управления с управляющей компанией, выступающей в роли исполнителя жилищных и коммунальных услуг, в том числе в части выполнения работ по техническому содержанию внутридомовых электрических сетей (до 19.06.2015 г. – избрание непосредственного способа управления).
В ходе рассмотрения дела, судом установлено, что договор электроснабжения между ресурсоснабжающей организацией и управляющими компаниями относительно жилого <адрес><адрес> не заключен.
Согласно ст. 161 Жилищного кодекса РФ, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Управляющая компания в силу статей 161, 162 Жилищного кодекса РФ, должна предоставлять жителям многоквартирных домов весь комплекс коммунальных услуг, в том числе закупать электроэнергию для мест общего пользования многоквартирных жилых домов, и не может осуществлять только часть функций управления, не оказывая населению коммунальную услугу энергоснабжения.
В соответствии с п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, и положениями Постановления Правительства РФ от 14 февраля 2012 года № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме, а исполнителем услуг - управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией (п. 17).
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что граждане не являются исполнителями услуг по надлежащему содержанию общего имущества, не осуществляют функции по управлению домом и, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды, энергоснабжающая организация не вправе производить расчет и принимать напрямую от жителей многоквартирного дома, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за потребляемую электроэнергию, электроэнергию на общедомовые нужды, компенсацию потерь электрической энергии.
Управляющая организация, выбранная собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления, является непосредственным исполнителем коммунальных услуги для собственников и нанимателей помещений в таком доме. Несмотря на указанное обстоятельство, собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме также может быть принято решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом в период до 30 июня 2015 г. возможность оплаты коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, непосредственно ресурсоснабжающей организации являлось недопустимым даже в случае принятия соответствующего решения собственниками и нанимателями многоквартирного дома. Собственниками многоквартирного жилого <адрес><адрес> в период с 30.06.2015 г. не принималось решение о внесении платы за коммунальные услуги, использованные на общедомовые нужды, ресурсоснабжающей организации.
Отсутствие договора энергоснабжения между управляющими компаниями и ОАО «Читаэнергосбыт» основанием для выставления ресурсоснабжающей организацией счетов в части оплаты электроэнергии на общедомовые нужды гражданам являться не может, поскольку положениями Жилищного кодекса РФ возможность внесения оплаты жителями многоквартирных домов при выборе способа управления домом управляющей компанией непосредственно ресурсоснабжающей организации не поставлена в зависимость от наличия или отсутствия вышеуказанных обстоятельств.
Учитывая вышеизложенное, суд считает необходимым исковые требования в части незаконности действий ОАО «Читаэнергосбыт» по начислению и взиманию с истицы платы за электроэнергию на общедомовые нужды в период с 01.02.2013 г. по 19.06.2015 г. удовлетворить.
В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 15 ГПК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Учитывая, что ресурсоснабжающая организация в рассматриваемый период времени не имела полномочий по начислению и взиманию платы за электроэнергию на общедомовые нужды, денежные средства, оплаченные истицей в счет погашения задолженности за электроэнергию, израсходованную на ОДН, подлежат взысканию с ответчика.
Согласно ст. 103 ГПК РФ, госпошлина, от уплаты которой истец освобожден при подаче иска, взыскивается с ответчика в доход государства пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В соответствии со ст. 333.19 НК РФ, с ответчика подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере 700 руб. (300 руб. - требование неимущественного характера + 400 руб. – требование имущественного характера).
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковое заявление прокурора Забайкальского района в интересах ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконными действия ОАО «Читаэнергосбыт» по начислению и взиманию с ФИО1 платы за электроэнергию на общедомовые нужды в период с 01 февраля 2013 г. по 19 июня 2015 г.
Взыскать с ОАО «Читаэнергосбыт» в пользу ФИО1 8 000 руб., уплаченные за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды.
Взыскать с ОАО «Читаэнергосбыт» в местный бюджет государственную пошлину в размере 700 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Забайкальского районного суда | Н.В. Дёмина |