ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-47/2017 от 20.01.2017 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Кировский районный суд <адрес> в составе:

Председательствующего судьи Гончаровой Ю.С.

При секретаре ФИО3

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО9 к администрации МО «<адрес>, Управлению культуры администрации МО «<адрес>» о взыскании заработной платы

У С Т А Н ОВ И Л :

ФИО10 обратилась в суд с исковым заявлением о взыскании заработной платы, указав в иске, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время она работает в должности директора муниципального казенного учреждения культуры «Централизованная городская библиотечная система» на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ № б/н заключенного между истицей и Управлением по образованию и науке администрации <адрес>. Дополнительными соглашениями от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ, касающиеся исключительно изменения наименования «Работодателя»: с Управление по образованию и науке администрации <адрес> муниципального образования «<адрес>». В соответствии с условиями трудового договора от 26.06.2014г. заработная плата истицы состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера (пункт 16), а также выплат повышающего коэффициента (пункт 18). В частности, трудовым договором был установлен должностной оклад в размере 7 874, 66 руб., выплаты повышающего коэффициента в размере 7 874, 66 руб., ежемесячной надбавки за непрерывный стаж работы в размере 20% от должностного оклада (1 574, 93 руб.) и ежемесячной надбавки за интенсивность и высокие результаты работы в размере 93% от должностного оклада (7 323,43 руб.), итого: 24 647, 68 руб. Постановлением Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ было утверждено Положение о системе оплаты труда работников муниципального казенного учреждения культуры «Централизованная городская библиотечная система», т.е. документ прямого действия, устанавливающий систему оплаты труда работников и руководителя МКУК «ЦГБС». Согласно пункту 5.3. Положения должностной оклад руководителя учреждения равен размеру средней заработной платы работников учреждения, устанавливается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения на начало календарного года (пункт 5.2. Положения).

В соответствии с Уставом МКУК «ЦГБС», начиная с мая 2015 года, Управление культуры АМО «<адрес>» является органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения.

По состоянию на 2015 год размер средней заработной платы работников МКУК «ЦГБС» составлял 13 498 рублей.

Соответственно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, должностной оклад должен был быть установлен в размере 13 498 рублей, а заработная плата истицы должна была составлять 36 625,40 руб. Таким образом, за период с 01.03.2015г. по 30.06.2015г. истице ежемесячно не доплачивалась заработная плата в размере 11 977, 72 руб. Итого: 47 910,88руб. (за 4 месяца).

Однако во исполнение пункта 5.3. Положения, приказом Управления культуры АМО <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ должностной оклад ФИО11 был установлен в размере 13 498 рублей только с ДД.ММ.ГГГГ. Ежемесячная надбавка за непрерывный стаж работы была сохранена в размере 20% от должностного оклада согласно трудового договора, т.е. 2 699, 60 руб.), а ежемесячная надбавка за интенсивность и высокие результаты работы необоснованно была снижена с 93% до 40% т должностного оклада.

Кроме того, на основании пунктов 5.4.-5.5. Положения, вышеуказанным приказом дополнительно был установлен коэффициент, учитывающий масштаб и уровень управления в размере 13 498 рублей. При этом, никаких дополнительных соглашений об изменений условий оплаты груда к трудовому договору от 26.06.2014г. работодатель, в лице Администрации муниципального образования «<адрес>», с истицей не заключал.

Однако с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не выплачивался повышающий коэффициент в размере 7 874, 66 руб. и ежемесячная надбавка за интенсивность и высокие результаты работы в размере 7 153, 94руб. ((93%-40%)х13 498руб.) Итого: 15 028, 60 руб. - ежемесячно. Соответственно, за период с 01.07.2015г. по 31.12.2015г. истице не выплачена заработная плата в размере 90 171,60 рублей (15 028, 60 руб. х 6 месяцев).

Работодатель с ДД.ММ.ГГГГ незаконно уменьшил должностной оклад с 13 498 рублей до 7 874, 66 руб. и стал выплачивать заработную пату в размере 24 647,68 рублей с указанием на то, что отмена приказа Управления культуры АМО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ является основанием для уменьшения размера ее заработной платы и установления его в соответствии с условиями трудового договора без учета норм, установленных главой 5 Положения (утв. постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работодатель незаконно не выплачивал 25 475, 72 рублей ежемесячно.

На основании приказов Управления культуры АМО «<адрес> » по итогам работы в 2015 и в 2016 году все другие коллеги, руководители муниципальных учреждений культуры, получили премию в размере месячного

денежного содержания, кроме истицы..

Истица полагает,, что также имела право на получение премии по итогам работы в 2015 и 2016 годах, а вышеуказанное действие работодателя является дискриминацией, что в соответствии со ст. 4 ТК РФ запрещено.

Следовательно, не выплаченная по итогам 2015 года премия в размере месячного денежного содержания, т.е. 50123,40 рублей, также подлежит взысканию с работодателя. В связи с изложенным ФИО12 просит взыскать с Администрации муниципального образования «<адрес>» и Управления культуры администрации муниципального образования «<адрес>» в солидарном порядке в пользу Каграманян ФИО13 невыплаченную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 239 157, 28 рублей.

Взыскать с Администрации муниципального образования «<адрес>» и Управления культуры администрации муниципального образования «<адрес>» в солидарном порядке в пользу ФИО14 моральный вред в размере 250 000 рублей.

Впоследствии исковые требования были уточнены и истица просила взыскать с Администрации муниципального образования «<адрес>» и Управления культуры администрации муниципального образования «<адрес>» в пользу ФИО15 невыплаченную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ, года по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 81 008,6 рублей, а также денежную компенсацию за ее задержку в размере 19 248,64руб., в частности по 50128.62 рублей с каждого ответчика. Взыскать с Администрации муниципального образования «<адрес>» и Управления культуры администрации муниципального образования «<адрес>» в пользу ФИО16 невыплаченные премии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 55 580 руб. рублей, а также денежную компенсацию за их задержку в размере 10 882, 55 руб., в частности по 33 231,275 рублей с каждого ответчика. Взыскать с Администрации муниципального образования «<адрес>» и Управления культуры администрации муниципального образования «<адрес>» в пользу ФИО17 моральный вред в размере 250 000 рублей, в частности по 125 000 рублей с каждого ответчика.

В судебном заседании ФИО18 ее представитель ФИО19 поддержали иск в полном объеме.

Представитель администрации МО «<адрес>» ФИО20 в иске просила отказать, в том числе, в связи с пропуском срока на обращение в суд.

Представитель управления культуры администрации МО «<адрес>» ФИО21., ФИО22 в иске просили отказать, представили возражение.

Представитель ФКУ администрации МО «<адрес>» ФИО23 в иске просил отказать.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что трудовым договором с руководителем учреждения от ДД.ММ.ГГГГ, подписанным между работодателем - Управлением по образованию и науке администрации <адрес> и ФИО24 назначенной на должность директора муниципального казенного учреждения культуры «Центральная городская библиотечная система», были определены условия труда, порядок его оплаты.

Правовое регулирование труда руководителя организации осуществляется Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором (часть 1 статьи 273, статья 274 ТК РФ).

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

На момент заключения трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ действовала система оплата труда, установленная Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о системе оплаты труда работников муниципальных учреждений, оказывающих услуги в сфере культуры».

В соответствии с разделом 5 трудового договора заработная плата ФИО25 состояла из должностного оклада в размере 7 874,66 рублей и выплат стимулирующего характера, устанавливаемых в соответствии с настоящим трудовым договором (п.16,17 договора).

Положениями трудового договора определена выплата повышающего коэффициента, установленного по группам оплаты труда в размере 7 874,66 рублей (п.18 договора), в качестве поощрения руководителю установлены выплаты стимулирующего характер при достижении условий их осуществления в виде ежемесячной надбавки из стимулирующей части фонда оплаты труда за непрерывный стаж работы в размере 20% и ежемесячной надбавки из стимулирующей части фонда оплаты труда за интенсивность и высокие результаты работы в размере 93% (п.19). В денежном выражении заработная плата ФИО26 составляла 24 647,68 рублей.

Заработная плата руководителю выплачивается в сроки, установленные для выплаты (перечисления) заработной платы работникам учреждения (п. 21).

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о системе оплаты труда работников муниципального казенного учреждения культуры «Централизованная городская библиотечная система». Названным постановлением признано утратившим силу Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о системе оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений, подведомственных управлению культуры администрации <адрес>».

Разделом 5 Положения о системе оплаты труда работников МКУК «ЦГБС» установлен порядок и условия оплаты труда руководителя МКУК «ЦГБС» и его заместителей.

Согласно п. 5.1. Положения о системе оплаты труда работников МКУК «ЦГБС» заработная плата руководителя учреждения состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Должностной оклад руководителя учреждения устанавливается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения, в трудовом договоре на начало календарного года (п.5.2)

Коэффициент, учитывающий масштаб и уровень управления, выплаты стимулирующего характера руководителю учреждения устанавливаются органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения, с учетом достижения целевых показателей эффективности деятельности руководителя, установленных распорядительным актом органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя учреждения.

От имени муниципального образования «<адрес>» функциями и полномочиями учредителя МКУК «ЦГБС» осуществляло управление по образованию и науке администрации <адрес> согласно Постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и Устава МКУК «ЦГБС».

Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р функциями и полномочиями учредителя МКУК «ЦГБС» наделено управление культуры администрации <адрес>, о чем внесены соответствующие изменения в Устав учреждения.

Нормы Положения о системе оплаты труда работников МКУК «ЦГБС» не содержат обязательство учредителя (управление по образованию и науке и управление культура администрации города в соответствующие периоды) по установлению системы оплаты труда руководителю МКУК «ЦГБС» в 2015 году в соответствии с данным Положением.

Между тем, управлением культуры администрации МО «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ издан приказ «Об установлении должностного оклада, выплат стимулирующего характера руководителю МКУК «ЦГБС» на основании Положения о системе оплаты труда работников МКУК «ЦГБС» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ а именно:

-должностной оклад в размере 13 498 руб.; -повышающий коэффициент в размере 100%;

-ежемесячная надбавка из стимулирующей части фонда оплаты труда за непрерывный стаж работы в размере 20%;

-ежемесячная надбавка из стимулирующей части фонда оплаты труда за интенсивность и высокие результаты работы в размере 40%.

Общий размер заработной платы составил 35 094,8 руб. в месяц и оплата труда осуществлялась на основании выше названного приказа в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что на 10 447,12 руб. в месяц больше по сравнению с заработной платой, установленной трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ. Данный факт не оспаривался истицей в судебном заседании.

При этом должностной оклад руководителя МКУК «ЦГБС» устанавливается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения, в трудовом договоре на начало календарного года (п.5.2 Положение о системе оплаты труда работников МКУК «ЦГБС» ).

Таким образом, руководителю МКУК «ЦГБС» ФИО27. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлена выплата заработной платы превышающая, установленный трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ размер на 10 447,12 руб. в месяц, что в совокупности составляет 62 682,72 руб.

Государственной инспекцией труда в <адрес> проведена внеплановая документальная проверка в отношении администрации МО «<адрес>» в декабре 2015 года на основании обращений ФИО28 от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ о нарушении трудовых прав, в том числе связанных с оплатой труда, в результате которой инспекцией составлен Акт проверки -Ю009-15-ОБ/0000227/107/2 от ДД.ММ.ГГГГ согласно которого, сроки установления должностного оклада руководителю учреждения органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения, в трудовом договоре на начало календарного года в Положении о системе оплаты труда работников МКУК «ЦГБС» не оговорены. Вопрос срока установления ФИО29 должностного оклада и выплат стимулирующего характера с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом управления культуры от ДД.ММ.ГГГГ, а не с момента утверждения Положения о системе оплаты труда работников МКУК «ЦГБС» , является неурегулированным разногласием и в силу ст. 381 ТК РФ является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению в порядке 381-397 ТК РФ в суде.

В связи с изложенным, суд не усматривает нарушений прав истицы со стороны работодателя в части невыплаты заработной платы.

Помимо этого, иск не подлежит удовлетворению и по причине пропуска истицей срока обращения в суд.

ФИО30 обратилась в суд с настоящим иском спустя более чем 12 месяцев- ДД.ММ.ГГГГ..

В соответствии со статьей 392 ТК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Федеральным законом № 272-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда» статья 392 ТК РФ дополнена новой частью второй следующего содержания: "За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении."

Согласно ст. 4 ФЗ N 272-ФЗ его положения вступают в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования- ДД.ММ.ГГГГ.

Спорные правоотношения между сторонами сложились до вступления в силу названного закона, что подтверждается наличием обращений ФИО31 в Государственную инспекцию труда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ о нарушении трудовых прав, в том числе связанных с оплатой труда и проведением на их основании внеплановой документальной проверки в отношении администрации МО «<адрес>» в декабре 2015 года, о чем свидетельствует Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ч. 3 - 4 ст. 12 ТК РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом. Федеральный закон № 272-ФЗ такие случаи не предусматривает.

Согласно ст. 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности, при этом, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения, а истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В силу требований ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.

По смыслу указанных правовых норм и разъяснений Верховного суда РФ (п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации, определение Верховного суда РФ по делу N 21-В09-5 от ДД.ММ.ГГГГ, определение Верховного суда РФ по делу N18-Kn 5-221 от ДД.ММ.ГГГГ) специальный срок исковой давности, установленный ст. 392 ТК РФ (в редакции действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), по требованиям работников о взыскании заработной платы которая им не начислялась, исчисляется с момента, когда работник узнал о том, что оспариваемая часть заработной платы ему не начислена, а, следовательно, и не будет выплачена, то есть с момента получения соответствующего расчетного листка или неоспариваемой части заработной платы.

Вышеизложенное свидетельствует о значительном пропуске ФИО32. срока для обращения в суд с данным иском. Доказательств, подтверждающих уважительность причины пропуска срока исковой давности, не представлено, ходатайства о восстановлении пропущенного срока истцом не заявлено.

Таким образом, оснований для удовлетворения иска не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В иске ФИО33 отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца.

Судья: