ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-47/2018 от 05.03.2018 Котовского районного суда (Волгоградская область)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

К О Т О В С К И Й Р А Й О Н Н Ы Й С У Д

В О Л Г О Г Р А Д С К О Й О Б Л А С Т И

В составе председательствующего судьи Н.А.Новиковой

при секретаре Н.И.Саматовой

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Котово

05 марта 2018 г.

дело по иску ФИО1

к Управлению Пенсионного фонда РФ в Котовском районе

Волгоградской области

о признании решения УПФР в Котовском районе незаконным, включении периодов работы в специальный стаж для назначения пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Котовском районе Волгоградской области о признании решения УПФР в Котовском районе незаконным, включении периодов работы в специальный стаж для назначения пенсии.

Указывает, что решением Управления Пенсионного фонда в Котовском районе от ДД.ММ.ГГГГг. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. №400-ФЗ по причине отсутствия 10 лет специального стажа, требуемого на дату возникновения права, ДД.ММ.ГГГГ., необходимого для определения права на досрочную страховую пенсию по старости по Списку №2 в возрасте 56 лет.

В специальный стаж по решению УПФР в Котовском районе от ДД.ММ.ГГГГ включены 1 год 2 месяца 13 дней.

Не согласен с решением по следующим основаниям.

Вся его основная трудовая деятельность протекала в советский период времени, его основной трудовой, страховой и специальный стаж сложился до ДД.ММ.ГГГГ, а специальный стаж до ДД.ММ.ГГГГ и после указанных дат.

Согласно записи в его трудовой книжке №7, он был принят с ДД.ММ.ГГГГ (приказ №115 от 10.09.1984г) в Оханскую ПМК ОСКСО (Областная межколхозная строительная организация -согласно архивной справки №626 от ДД.ММ.ГГГГ.) мастером Очерского участка.

Как усматривается из расшифровки полного наименования организации - она является строительной, следовательно его профессия (должность), указанная в трудовой книжке имеет строительный профиль.

Затем, в этой же организации, согласно записи в трудовой книжке он был переведен с ДД.ММ.ГГГГ согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ. старшим прорабом.

В указанный периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. данной организацией производилось (в том числе с участием ФИО1): строительство и монтаж Производственной базы для Пермского сельскохозяйственного управления; строительство двухквартирных жилых домов в <адрес>.

В спорный период действовало Постановление Совмина ССР от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах».

Раздел XXVI Списка № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, содержит должность мастера и прораба.

Работая мастером, старшим прорабом в общей сложности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. он рассчитывал, что данный период будет включен в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях.

Согласно представленной справкой архивного отдела Администрацией Оханского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. представлены сведения об отработанных рабочих днях ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающих полную занятость на работах с вредными условиями труда по Списку №2.

Его производственные, функциональные и профессиональные обязанности не изменились после назначения его старшим прорабом с ДД.ММ.ГГГГ, он также завозил материалы, закрывал наряды, начислял зарплату, руководил производственным процессом строительства и т.д., других прорабов на данном участке не было. Указание дополнительно в должности «старший» характеризует лишь степень квалификации этого работника.

Отсутствие архивных документов по подтверждению кодов вида деятельности не может служить основанием для лишения его, как гражданина, права на досрочное назначение пенсии, поскольку должность, занимаемая им, как истцом в спорный период, соответствует Списку N 2 и подтверждена материалами дела и он не несет ответственности за действия или бездействие работодателя не сдавшего пакет необходимых документов в архивный отдел.

Период его трудовой деятельности с 10.09.1984 г. по 01.06.1986 г. относится к периодам действия до 01.01.2013 года.

Период с 10.09.1984 г. по 01.06.1986г.- 1 год 8 месяцев 22 дня подлежит включению в его специальный стаж.

Согласно записи в его трудовой книжке № 16 и карточки начисления заработной платы за периоды 1988 г. и 1989 г., выданной архивным отделом администрации Котовского муниципального района он был переведен в СУ треста «Волгограднефтегазстрой» мастером участка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Из наименования организации - строительное управление усматривается, что организация занимается строительной деятельностью.

В период его работы с 01.10.1988г. по 27.11.1989г. СУ №5 треста «ВНГС» занималось строительством: жилого дома в <адрес>; жилого дома в <адрес>; овощехранилища для организации НГДУ; жилых 2-х квартирных домов в <адрес>, <адрес>; ангарного помещения для хранения строительных материалов на <адрес>.

Согласно справки, выданной архивным отделом администрации Туймазинского муниципального района Республики Башкортостан №469 от ДД.ММ.ГГГГ. и записей в его трудовой книжке и он был принят в Специализированное строительно -монтажное управление и в период с ДД.ММ.ГГГГ пo ДД.ММ.ГГГГ переведен мастером участка.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ указанная организация при его участии производила строительство следующих объектов Коробковского газоперерабатывающего завода: строительство и ремонт газопроводов; строительство газолифтной станции; строительство газопровода Д. 150 мм. от Коробквосвкого ГПЗ до Сероочистки; ремонт помещений и инженерных сетей Коробковского газоперерабатывающего завода.

Период трудовой деятельности ФИО1 с 05.03.1990 г. по 28.02.1994 г. относится к периодам деятельности до ДД.ММ.ГГГГ.

Период с 05.03.1990 г. по 28.02.1994 г.-3 года 11 месяцев 24 дня подлежит включению в его специальный стаж.

Согласно записи в трудовой книжке он был принят старшим мастером ремстройгруппы ММП ЖКХ Котовского района Волгоградской области в период с 11.04.1994г по 31.05.1997 г.- 3 года 1 мес.21день.

Из полной расшифровки названия предприятия - ремонтная строительная группа ММП ЖКХ - усматривается, что его производственная деятельность связана со строительной деятельностью. Вследствие этого на данный период распространяется действие Списка №2 работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Совета Министров СССР от 26.01.1991г. №10, раздел XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов», раздел XXIX «Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а так же наземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникации» предусмотрена такая должность как «мастер».

Его производственные, функциональные и профессиональные обязанности, как истца, не изменились в сравнении с должностью «мастер» после назначения его старшим мастером с ДД.ММ.ГГГГ, он также занимался организацией производства строительно-монтажных работ в соответствии с проектной документацией, строительными нормами и правилами, техническими условиями, обеспечением выполнения плана строительно-монтажных работ на участке, проводил инструктаж рабочих по соблюдению техники безопасности при производстве работ на участке, осуществлял контроль соблюдение технологических процессов, проверял качество выполняемой работы, обеспечивал на участках рациональное использование техники, принимал выполненные работы и т.д.

В период работы с 11.04.1994г по 31.05.1997г организация занимались: строительством и реконструкцией здания ЖКХ; строительство водопровода; строительство газопровода; капитальный ремонт инженерных сетей.

Период с 11.04.1994г по 31.05.1997г.-3 года 1 мес.21 день подлежит включению в специальный стаж ФИО1

Согласно записи в трудовой книжке (вкладыш) , он был принят с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. (приказ -л) в Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Норби» на должность «мастера» строительно- монтажного участка.

Его работа в должности «мастера строительно -монтажного участка» тождественна должности «мастера строительно-монтажных работ».

Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 08 дней подлежит включению в специальный стаж ФИО1

Просит признать решение Управление Пенсионного Фонда России по Котовскому району Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 части 1 пункта 2 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ - незаконным и не порождающим правовых последствий со дня его принятия. Отменить решение Управление Пенсионного Фонда России по Котовскому району от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст.32 части 1 пункта 6 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ; обязать УПФР в Котовском районе рассмотреть периоды работы, признать и включить ФИО1 в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости следующие периоды: с 10.09.1984г. по ДД.ММ.ГГГГ - мастер Очерского участка Оханской ПМК-2, Оханской МПМК Пермского края - 1 год 8 мес. 22 дня ; с 02.06.1986г. по 21.01.1987г. - старший прораб Очерского участка Оханской ПМК-2 Пермского края -07 месяцев 20 дней; с 01.10.1988г. по ДД.ММ.ГГГГ- мастер участвкаСУ№5 треста «Волгограднефтегазсторой» - 1 год 1 мес. 27 дней; с 05.03.1990г. по 28.02.1994г. - мастер участка Специализированного стороительно-монтажного управления Республики Башкортостан - 3 года 11 месяцев 24 дня ; с 26.11.2007г. по 03.12.2007г. - мастер стороительно- монтажного участка ООО «Норби» - 08 дней; с 11.04.1994г. по 31.05.1997г. - старший мастер ремстройгруппы МУП ЖКХ Котовского района Волгоградской области - 3 года 01 мес. 21 день, всего 10 лет 08 месяцев 02 дня. Обязать Государственное учреждение- Отдел ПФ РФ в Котовском Районе Волгоградской области признать и назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию с даты возникновения права - с ДД.ММ.ГГГГ.

Истцом были изменены заявленные требования. Просит признать решение Управления Пенсионного Фонда России по Котовскому району Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст.30 части 1 пункта 2 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013 - незаконным и отменить. Обязать УПФР в Котовском районе включить ФИО1 в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости следующие периоды: с 10.09.1984г. по 01.06.1986 г. - мастер Очерского участка Оханской ПМК-2, Оханской МПМК Пермского края - 1 год 8 мес. 22 дня ; с 02.06.1986 г. по 21.01.1987 г. - старший прораб Очерского участка Оханской ПМК-2 Пермского края - 07 месяцев 20 дней; с 01.10.1988 г. по 27.11.1989 г.- мастер участка СУ №5 треста «Волгограднефтегазсторой» - 1 год 1 мес. 27 дней; с 05.03.1990г. по 28.02.1994 г. - мастер участка Специализированного строительно-монтажного управления Республики Башкортостан- 3 года 11 месяцев 24 дня; с 11.04.1994г. по 31.05.1997г. - старший мастер ремстрой - группы МУП ЖКХ Котовского района Волгоградской области - 3 года 01 мес. 21 день, всего 10 лет 07 месяцев 25 дней. Обязать УПФР в Котовском районе Волгоградской области признать и назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию с даты возникновения права - с ДД.ММ.ГГГГ.

Истец ФИО1 и его представитель по доверенности ФИО2 в судебном заседании поддержал заявленные требования и просят их удовлетворить.

Представитель УПФ в Котовском районе Волгоградской области по доверенности ФИО3 с иском не согласна, так как без учета вышеназванных периодов работы истца, его льготный стаж составляет 1 год 2 месяца 13 дней, что не достаточно для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости на дату возникновения права ДД.ММ.ГГГГ, необходимого для определения права на досрочную страховую пенсию по старости по Списку №2 в возрасте 56 лет.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Решением комиссии УПФР в Котовском районе от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии истцу было отказано по причине отсутствия 10 лет специального стажа, требуемого для определения права на досрочную страховую пенсию по старости на дату возникновения права ДД.ММ.ГГГГ.

В специальный стаж ФИО1 были включены 1 год 2 месяца 13 дней.

Ответчиком в специальный стаж истца не включены периоды работы:

- с 10.09.1984 по 01.06.1986 – мастер Очеренского участка Оханской ПМК, Оханской МПМК Пермского края – 1 г. 8 мес. 22 дн.;

- с 01.10.1988 по 27.11.1989 – мастер участка СУ №5 треста «Волгограднефтегазстрой» - 1 г. 1 мес. 27 дн.;

- с 05.03.1990 по 28.02.1994 – мастер участка Специализированного строительно-монтажного управления Республики Башкортостан – 3 г. 11 мес. 24 дн.;

- с 02.06.1986 по 21.01.1987 – старший прораб Очерского участка Оханской ПМК-2 Пермского края – 7 мес. 20 дн.;

- с 11.04.1994 по 31.05.1997 – старший мастер ремстройгруппы МУП ЖКХ Котовского района Волгоградской области – 3 г. 1 мес. 21 дн.

В соответствии с Конституцией, Российская Федерация является не только социальным, но и правовым государством, соответственно, все должностные лица и граждане обязаны соблюдать как непосредственно Конституцию, так и законы. Органы Пенсионного фонда, являясь структурой применяющей правовые нормы, строго руководствуются данными положениями.

Конституция в статье 39 гарантирует социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, потере кормильца, указывая, что государственные пенсии устанавливаются законом. Соответственно, основания возникновения и порядок реализации права граждан на страховые пенсии, определяются Федеральным законом «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ (далее - Закон № 400-ФЗ).

В частности, согласно статьи 8 Закона № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости устанавливается при достижении определенного возраста (мужчины 60 лет, женщины 55 лет). Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2017 году составляет 8 лет (часть вторая статьи 35 данного документа). Причем, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и или иные, приравненные к ним платежи. В этом случае не имеет никакого значения профиль деятельности, профессия, должность, учреждение, в которых протекала работа. Наравне с работой в страховой стаж по статье 12 засчитываются иные периоды (например, период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности). Именно таким образом, гражданам гарантируется право на социальное обеспечение по возрасту, предусмотренное статьей 39 Конституции.

Вместе с тем, для отдельных категории граждан Закон № 400-ФЗ предусматривает повышенный уровень пенсионного обеспечения (статьи 30 и 32), связанный с определенными показателями социального или профессионального характера. При этом, представляя пенсионные льготы, в том числе возможность досрочного выхода на пенсию, законодатель определяет специфические условия реализации пенсионных прав.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст.30 Закона № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 Закона № 400-ФЗ, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.

В целях реализации статьи 30 Закона № 400-ФЗ Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - Постановление № 665).

В соответствии с пунктом 1 Постановления № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим с тяжелыми условиями труда применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Список № 2 от 1991 г.).

При этом, для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 г. применяется Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготной размере, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173 (далее по тексту Список № 2 от 1956 г.).

В указанных списках приведен исчерпывающий перечень наименований работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работники которых пользуются правом на досрочное назначение страховой (трудовой) пенсии по старости, который расширительному толкованию не подлежит.

Юридическим основанием для определения работникам права на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку № 2 от 1991 г., а также по Списку № 2 от 1956 г. является документальное подтверждение их постоянной в течение полного рабочего дня занятости в профессиях и должностях, а также в тех производствах, на работах или условиях, которые предусмотрены указанными Списками.

Списки № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение составлены по производственному признаку. Каждому разделу и подразделу соответствует определенный вид производства, поэтому, рассматривая вопросы о праве работника на досрочное назначение страховой пенсии, приравнивание работ (профессий, должностей) к аналогичным, предусмотренным в Списках № 1 и № 2. без учета связи с определенным видом производства не допускается.

Таким образом, при определении права на назначение досрочной страховой (трудовой) пенсии лицам, проработавшим на работах с тяжелыми условиями труда, обязательным и единственным основанием является соблюдение требований, содержащихся в ФЗ «О страховых пенсиях» и Постановлений Правительства РФ, изданных в целях реализации указанного федерального закона.

Для того чтобы приобрести право на досрочную страховую пенсию по старости необходимо, чтобы работа имела место в производствах, на работах и в условиях, предусмотренных соответствующим Списком и одновременно в указанных в этом Списке должностях. В противном случае право на такую пенсию отсутствует. Это общее правило, которое применяется ко всем Спискам.

Согласно пункту 5 Постановления Минтруда России № 29 от 22.05.1996 г., главным, условием для определения права на пенсию в связи с особыми условиями труда является постоянная занятость в течение полного рабочего дня на работах, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы на условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включаются время выполнения подготовительных и вспомогательных работ. Занятость в течение полного рабочего дня, а также льготный характер работы подтверждается справками.

Постоянная занятость на указанных работах подтверждается соответствующими документами (уточняющие справки и др. письменные документы), по которым можно установить, что истец постоянно выполнял те работы, которые дают ему право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку № 2.

При оценке трудового стажа, представляемого для назначения страховой пенсии, органы Пенсионного фонда РФ руководствуются статьей 14 Закона № 400-ФЗ, в соответствии с которой, при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Периоды страхового стажа, имевшего место после даты регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Такие сведения представляются страхователями в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ), с проставлением соответствующих кодов на основании документов, подтверждающих необходимые сведения. Ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления страховых пенсий, в том числе представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии со статьей 28 Закона № 400-ФЗ возложена на страхователей (работодателей). Статьей 16 Закона № 27-ФЗ определена обязанность территориального органа ПФР по осуществлению контроля за правильностью представления страхователями сведений.

Аналогичные разъяснения содержатся и в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 30 от 11.12.2012 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».

В силу п. 11 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Кроме того, поскольку сведения об условиях труда не содержатся в трудовой книжке, администрация предприятия (организации) представляет в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, уточняющую справку, выданную на основании первичных документов того периода, когда производились работы, а также подтверждает, что указанные работы выполнялись в течение полного рабочего дня, что закреплено пунктом «а» части 12 Перечня документов, необходимых для установления досрочной страховой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.11.2014 г. № 958н, а также приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.03.2011 г. № 258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости».

Таким образом, действующий порядок назначения досрочных страховых пенсий по старости предусматривает обязанность работодателя подтверждать характер выполняемой работы и условия труда работника. При отсутствии документального подтверждения соответствия характера и условий труда, дающих право на пенсионные льготы, оснований для досрочного назначения страховой пенсии по старости не имеется.

Законом обязанность по предоставлению документов, необходимых для назначения пенсии возложена на заявителя. При этом п. 7 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

В силу ст. 13 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", ч. 9 ст. 21 Закона № 400-ФЗ и п. 120 Приказа Минтруда России от 17.11.2014 № 885н "Об утверждении Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии", территориальные органы ПФР вправе проверить обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

Таким образом, досрочная страховая пенсия носит компенсационный характер и назначается ранее установленного пенсионного возраста с целью компенсации длительного неблагоприятного воздействия на организм человека неблагоприятных последствий работы с особыми условиями труда. При отсутствии документов, дающих право на пенсионные льготы, оснований для досрочного назначения страховой пенсии по старости не имеется.

Истец обратился в УПФР в Котовском районе Волгоградской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ - 23.05.2017 г. Оспариваемым решением ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого количества лет специального стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение.

Не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение следующие периоды:

с 10.09.1984г. по 01.06.1986г. - мастер Очерского участка Оханской ПМК -2 Пермского края 1г.8 м.22дн.,

При этом, представленная архивная справка от 31.07.2017г. №624, выданная районным архивом администрации Аханского районного муниципального образования Пермского края, содержит сведения о том, что истец в спорный период работал в качестве мастера участка и старшего прораба в Оханском МПМК. Однако информацию о занимаемой должности истцом в указанный период, сведения об особых условиях труда, справка не содержит. Кроме того, в архиве имеются документы только по личному составу, документы же производственного характера на хранение в архив не передавались.

С учетом представленной справки, документально не подтверждается постоянная занятость в должности мастера, прораба (до 1992г.) согласно Списка № 2 1956 г. (раздел XXIX Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также наземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций», и Списком № 2 от 1991 г. (XXXIII “Общие профессии»)., и «мастера строительных и монтажных работ» согласно Списка №2 от 26.01.1991г. №10 раздела XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов».

По ранее действующему законодательству, то есть Список №2 (1956 года) необходимо документальное подтверждение, занятости по новому строительству промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых культурно-бытовых зданий и сооружений.

Согласно действующего законодательства (Списка 1991г.) необходимо наличие документов, свидетельствующих о том, что работник выполнял функции мастера строительных и монтажных работ.

Должностные обязанности мастера строительных и монтажных работ и производителя работ приведены в Квалификационных характеристиках должностей, руководителей, специалистов и служащих строительных организаций, предусмотренных едиными нормами и расценками на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (ЕНиР).

Должностными обязанностями мастера строительных и монтажных работ предусмотрено выполнение плана строительных и монтажных работ на участке мастера.

Таким образом, основным условием для предоставления права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в данном случае является документальное подтверждение постоянной занятости в течение полного рабочего дня на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов. Юридически значимым является обстоятельства выполнения работ в организациях, занятых новым строительством объектов, что истцом не представлено.

Оснований для включения вышеуказанного периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, не имеется.

Суд считает, что период работы с 02.06.1986г. по 21.01.1987 г. - старшим прорабом Очерского участка Оханской ПМК-2 Пермского края - 07 мес.20 дней, не может быть включен в специальный стаж, поскольку должность «Старший прораб» отсутствует в вышеуказанных списках.

Должностные обязанности производителя работ (прораба) строительной организации приведены в квалификационных характеристиках должностей руководителей, специалистов и служащих строительных организаций, утвержденных постановлением Госстроя СССР от 03.07.1987г. №131. В качестве доказательств, подтверждающих выполнение таких обязанностей должны быть представлены документы предприятия за данный период, например плановые задания, отчеты о выполнении планов, акты приема- передачи объектов, приказы о закреплении за объектами строительства, штатная расстановка.

Таким образом, должностные обязанности «старшего прораба» и «прораба» не идентичны.

В соответствии с постановлением Госстроя СССР от 03.07.1987г. №131, в обязанности старшего прораба входит осуществление организационно-распорядительных функций, таких как подбор работников участка, участие в работе по комплектованию бригад, организация планирования, учет и составление отчетности производственной деятельности участка, в то время как прораб организует производство строительно-монтажных работ в соответствии с проектной документацией, устанавливает мастерам производственные задания по объемам строительно-монтажных и пусконаладочных работ. Правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются рабочие, профессии которых являются производными от профессий, предусмотренных списками.

Должность «старший прораб» не относится к рабочей профессии, а является руководящей, что подтверждается квалификационной характеристикой прораба, утвержденной Постановлением Госстроя СССР от 03.07.1987г. №131.

Характер деятельности истца в спорный период не свидетельствует о наличии оснований для включения периода работы в такой должности в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, поскольку доказательств выполнения истцом работы, поименованной списком №2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10, в материалы дела не представлены.

Старший прораб в производственном процессе является начальником участка.

Период работы с 01.10.1988 г. по 27.11.1989 г. мастер участка СУ №5 треста «Волгограднефтегазстрой» -1 г.1 мес. 27 дней, также не подлежит включению в специальный стаж истца, поскольку мастера участка Списком не предусмотрены.

Согласно акта документальной проверки от 16.06.2017 г.№36, проведенной специалистами управления: в книгах приказов по СУ-5 треста «ВНГС» следующее: - пр.№44 от 21.04.188 г. п.6 ФИО1 принят с 25.04.1988г. на должность производителя работ потока № 1 с окладом согласно штатного расписания 220 рублей в порядке перевода из Котовской ПМК.

- пр.271 от 16.09.1988г. перевести с 01.10.1988 г. мастером участка №2 с окладом 190 рублей в месяц.

- пр. №172 от 21.11.1989 г. Терехов уволен по ст.254 п.1 КЗоТ с 27.11.1989 г. за грубое нарушение обязанностей.

В карточках по начислению заработной платы ФИО1 значится: в 1988г. с апреля по декабрь - прораб, в 1989г. с января по ноябрь мастер участка №2.

Представленная истцом справка уточняющая специальный стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение от ДД.ММ.ГГГГ не корректна в отношении периода работы ФИО1 с 01.10.1988 г. по 27.11.1989 г. поскольку имеет разночтение с трудовой книжкой, и приказами СУ-5 на основании которых достоверно он работал мастером участка, но не мастером строительно- монтажных работ, как отражено в Справке.

Юридическим основанием для определения работникам права на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку N 2 от 1991 года, а также по Списку N 2 от 1956 года является документальное подтверждение их постоянной в течение полного рабочего дня занятости в профессиях и должностях, а также в тех производствах, на работах или условиях, которые предусмотрены указанными Списками.

В соответствии с общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов "мастер строительных и монтажных работ" - это полное наименование должности с определенным перечнем обязанностей, предусмотренных в должностной инструкции для этой должности. На строительстве, реконструкции и т.п. могут быть заняты и другие мастера, которым в зависимости от выполняемых должностных обязанностей устанавливаются другие наименования должностей, которые разделом XXVII Списка не предусмотрены.

Законодатель не включил в Списки должности, при работе в которых гражданин может частично выполнять функции, относящиеся к тем должностям, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, однако в целом характер работы в этих должностях не свидетельствует о выполнении той работы и тех обязанностей, несении тех нагрузок, которые характерны для работы в должностях, указанных в Списках.

Должности «мастер» и «мастер строительных и монтажных работ» являются самостоятельными должностями. И только право на льготное пенсионное обеспечение предоставлено мастерам строительно-монтажных работ.

Также не подлежат включению в специальный стаж истца периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - мастер участка Специализированного строительно-монтажного управления Республики Башкортостан - 3 года 11 мес. 24 дн., поскольку согласно Списка №2 от 26.01.1991г. №10 раздел «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются «Мастера строительных и монтажных работ».

Документального подтверждения постоянной в течение полного рабочего дня занятости в должности, а также производстве, на работах или условиях, которые предусмотрены указанными Списками, нет.

Кроме того, должности «мастер» и «мастер строительных и монтажных работ» являются самостоятельными должностями. Мастер участка правом досрочного назначения страховой пенсии не пользуется.

Период работы с 11.04.1994г. по 31.05.1997г. - старший мастер ремстройгруппы МУП ЖКХ Котовского района Волгоградской области - 3 года 01мес.21 дн. также не могут быть включен в специальный стаж, так как должность старший мастер ремстройгруппы Списками не предусмотрена.

Постановлением Госстандарта СССР от 27 августа 1986г. №016 был утвержден «Общесоюзный классификатор. Профессии рабочих, должности служащих и тарифные разряды - 1 86 016», согласно которому, должности «мастер» и мастер строительных и монтажных работ» выделены как самостоятельные профессии с присвоением кодов «23187» и «23419», то есть являются самостоятельными должностями.

Аналогичные положения содержатся и в постановлении Госстандарта РФ «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94» от 26 декабря 1994 года №367.

Таким образом, в случае применения списка утвержденного постановлением кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10 необходимо предоставление доказательств выполнения должностных обязанностей мастера строительных и монтажных работ.

Согласно проведенной ответчиком документальной проверки (акт от 16.06.2017г.) документов по ММП ЖКХ за период с 1994г. по ДД.ММ.ГГГГ. - приказом -к от 11.04.1994г. п.2 ФИО1 принят на работу с ДД.ММ.ГГГГ старшим мастером ремстройгруппы с окладом согласно штатного расписания, приказом -к от 22.04.1997г. ФИО1 переведен начальником стройучастка с ДД.ММ.ГГГГ

Основанием к отказу во включении в специальный стаж указанного периода послужило отсутствие документального подтверждения особого характера работы или условий труда, необходимых для назначения льготной работы, а именно работы в должности мастера на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов.

Согласно Списка №2 от 26.01.1991г. №10 раздела XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» предусмотрена должность «мастера строительных и монтажных работ». Само муниципальное многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства, куда истец был принят старшим мастером ремстройгруппы не подтверждает занятости истца на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов, как предусмотрено списками. Без учета связи с определенным видом производств Списки не применяются.

Представленные истцом за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ. акты выполненных работ: от ДД.ММ.ГГГГ. капремонт насосов котельной ., капремонт по благоустройству (ремонт стеллы) (май 1994г.), от ДД.ММ.ГГГГ. капремонт квартиры после затопления (июнь), от июля 1994г. обмуровка котла центральной котельной, от ДД.ММ.ГГГГ. капремонт центральной котельной - монтаж 2-х конденсатных насосов, от ДД.ММ.ГГГГ. капремонт скважин на филинском водозаборе (август), ДД.ММ.ГГГГ. капремонт центрального коллектора от скважин на Филинском водозаборе (август), от ДД.ММ.ГГГГг. капремонт кровли жилого дома (сентябрь), от ДД.ММ.ГГГГ. капремонт котельной (запорная арматура (октябрь 1994г), от ДД.ММ.ГГГГ. капремонт общежития (ноябрь ДД.ММ.ГГГГ.), от ДД.ММ.ГГГГг. капремонт центрального коллектора (ноябрь 1994г)., смета на капремонт центрального коллектора, от ДД.ММ.ГГГГ. на капремонт кровли жилого дома и смета на капремонт (декабрь ДД.ММ.ГГГГ.), не подтверждают постоянной в течение полного рабочего дня занятости в качестве мастера строительно-монтажных работ.

В соответствии с п. 3 раздела I Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 г., периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Обстоятельством, определяющим право истца на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" является доказательства работы непосредственно самого истца мастером строительно-монтажных работ. Документального подтверждения этому нет. Истец работал в качестве старшего мастера ремгруппы.

Свидетельскими показаниями льготный характер работы не подтверждается. Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, пунктом 5 которых определено, что периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний. Характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается.

Аналогичное правило предусмотрено в приведенном выше пункте 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых взносах» при подсчете стажа после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного страхования» на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Дата регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования 13.02.1998г.

В силу пп.5 п.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ «об индивидуальном (персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» индивидуальный лицевой счет застрахованного лица содержит сведения о периодах деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, представляемых страхователями в территориальные органы Пенсионного фонда РФ.

По сведениям персонифицированного учета, работодатель не подтверждает работу заявителя в течение полного рабочего дня на тяжелых и вредных работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, в связи с чем отсутствуют основания для включения в специальный стаж данных периодов.

Таким образом, суд приходит к выводу, что УПФ в Котовском районе Волгоградской области на законных основаниях отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием 10 лет (в 56 лет) специального стажа, требуемого на дату возникновения права, то есть ДД.ММ.ГГГГ.

На основании вышеизложенного, суд считает необходимым отказать истцу в удовлетворении требований о признании решения Управления Пенсионного Фонда России по Котовскому району Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст.30 части 1 пункта 2 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ - незаконным и его отмене; понуждении УПФР в Котовском районе включить ФИО1 в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости следующие периоды: с 10.09.1984г. по ДД.ММ.ГГГГ - мастер Очерского участка Оханской ПМК-2, Оханской МПМК Пермского края - 1 год 8 мес. 22 дня ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - старший прораб Очерского участка Оханской ПМК-2 Пермского края - 07 месяцев 20 дней; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- мастер участка СУ треста «Волгограднефтегазсторой» - 1 год 1 мес. 27 дней; с 05.03.1990г. по ДД.ММ.ГГГГ - мастер участка Специализированного строительно-монтажного управления Республики Башкортостан- 3 года 11 месяцев 24 дня; с 11.04.1994г. по 31.05.1997г. - старший мастер ремстрой - группы МУП ЖКХ Котовского района Волгоградской области - 3 года 01 мес. 21 день, всего 10 лет 07 месяцев 25 дней; понуждении УПФР в Котовском районе Волгоградской области признать и назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию с даты возникновения права - с ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях»

СУД

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска ФИО1 к Управлению пенсионного фонда РФ в Котовском районе Волгоградской области о признании решения Управления Пенсионного Фонда России по Котовскому району Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст.30 части 1 пункта 2 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013 - незаконным и его отмене; понуждении УПФР в Котовском районе включить ФИО1 в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости следующие периоды: с 10.09.1984г. по 01.06.1986 г. - мастер Очерского участка Оханской ПМК-2, Оханской МПМК Пермского края - 1 год 8 мес. 22 дня ; с 02.06.1986 г. по 21.01.1987 г. - старший прораб Очерского участка Оханской ПМК-2 Пермского края - 07 месяцев 20 дней; с 01.10.1988 г. по 27.11.1989 г.- мастер участка СУ треста «Волгограднефтегазсторой» - 1 год 1 мес. 27 дней; с 05.03.1990г. по 28.02.1994 г. - мастер участка Специализированного строительно-монтажного управления Республики Башкортостан- 3 года 11 месяцев 24 дня; с 11.04.1994г. по 31.05.1997г. - старший мастер ремстрой - группы МУП ЖКХ Котовского района Волгоградской области - 3 года 01 мес. 21 день, всего 10 лет 07 месяцев 25 дней; понуждении УПФР в Котовском районе Волгоградской области признать и назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию с даты возникновения права - с ДД.ММ.ГГГГ – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Котовский районный суд.

Судья Н.А.Новикова

Решение в окончательной форме изготовлено 10 марта 2018 г.