ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-47/2018 от 27.03.2018 Шатковского районного суда (Нижегородская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Шатки ДД.ММ.ГГГГ

ФИО3 районный суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Лапаева А.В.,

с участием представителя истца ФИО1 - ФИО2, представителя ответчика - Администрации р.п.Шатки А...,

при секретаре Лобановой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Шатковскому поселковому Совету Шатковского муниципального района, Администрации р.п.Шатки о взыскании компенсации причиненного убытка в сумме 224371 рубль,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Шатковскому поселковому Совету Шатковского муниципального района о взыскании компенсации причиненного убытка в сумме 224371 рубль.

В обоснование иска истец указывает, что решением от ДД.ММ.ГГГГ Шатковского поселкового Совета Шатковского муниципального района Нижегородской области был утвержден генеральный план муниципального образования р.п.Шатки Шатковского муниципального района Нижегородской области.

В связи с утверждением указанного генерального плана были нарушены права и законные интересы ФИО1, которые выражаются в том, что стоимость участка с кадастровым номером увеличилась с 275341 руб. 46 коп. до 4864572 руб. 34 коп., а кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером увеличилась с 622100 руб. до 10990900 руб..

ФИО1 обратился в ФИО3 районный суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения об утверждении генерального плана поселения р.п.Шатки Шатковского муниципального района Нижегородской области.

В ходе рассмотрения указанного административного дела представитель ответчика В... исковое заявление признал, поскольку изменение категории земель возможно путем внесения изменений в генеральный план, что относится к полномочиям Совета.

ДД.ММ.ГГГГ Шатковским районным судом Нижегородской области было принято судебное решение по административному делу по административному иску ФИО1 к Шатковскому поселковому Совету Шатковского муниципального района

Данным решением административный ответчик был обязан в срок до ДД.ММ.ГГГГ направить в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области обращение об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о включении земельных участков с кадастровыми номерами в земли населенного пункта р.п.Шатки Шатковского муниципального района Нижегородской области.

На сегодняшний день решение Шатковского районного суда Нижегородской области не исполнено, в связи с чем ФИО1 причинен убыток, который выражается в необходимости уплаты земельного налога исходя из величины кадастровой стоимости, которая увеличилась в связи с принятием указанного генерального плана.

Согласно ст.390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, расположенных в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.

Согласно ст.393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Согласно ч.1 ст.394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Земельные участки, принадлежащие ФИО1 с кадастровыми номерами подпадают под категорию земельных участков, облагаемых земельным налогом по ставке 1,5 процента.

Согласно ч.1 ст.397 НК РФ порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу, налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, согласно НК РФ, ФИО1 обязан в срок до ДД.ММ.ГГГГ уплатить в бюджет РФ земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ исходя из завышенной кадастровой стоимости, образовавшейся в результате принятия генерального плана муниципального образования р.п.Шатки Шатковского муниципального района Нижегородской области.

Размер налога по земельному участку с кадастровым номером составил 72969 рублей, исходя из следующего расчета: 4864572 руб. 34 коп. х 1,5% = 72969 рублей.

Размер налога по земельному участку с кадастровым номером составил 164864 рубля, исходя из следующего расчета: 10990900 руб. х 1,5% = 164864 рубля.

Общая сумма уплаченного налога составляет 237833 рубля.

Ранее, при кадастровой стоимости земельных участков до принятия генерального плана, земельный налог составлял:

Размер налога по земельному участку с кадастровым номером составлял 4130 рублей, исходя из следующего расчета: 275341 руб. 46 коп. х 1,5% = 4130 рублей.

Размер налога по земельному участку с кадастровым номером составлял 9332 рубля, исходя из следующего расчета: 622100 руб. х 1,5% = 9332 рубля.

Общая сумма налога подлежащего уплате до принятия генерального плана составляла 13462 рубля.

Таким образом, убыток ФИО1 от незаконного решения об утверждении генерального плана поселения составляет 224371 рубль (237833 - 13462 = 224371 рубль).

Обязанность ФИО1 по уплате земельного налога за указанные земельные участки была исполнена, что подтверждается платежным документом.

В соответствии со ст.1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со ст.16 ГК РФ, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация р.п.Шатки.

Истец ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела извещен, в суд не явился, об уважительности причин неявки не сообщил.

С учетом мнения сторон суд считает возможным рассмотреть дело без его участия.

В судебном заседании представитель истца - ФИО2 иск поддержал полностью.

Ответчик - ФИО3 поселковый Совет о времени и месте рассмотрения дела извещен, поступало заявление о рассмотрении дела без их участия, исковые требования не признает.

Представитель ответчика - Администрации р.п.Шатки А... иск не признал и пояснил, что письмо об исключении двух земельных участков ФИО1 из состава земель населенного пункта было направлено в кадастровую палату в ДД.ММ.ГГГГ, получен отрицательный ответ. Собственник сам должен подать заявление об изменении категории использования земель. Поселковый Совет является юридическим лицом, но не имеет собственных банковских счетов и финансирование его не осуществляется, т.к. работают на непостоянной основе. Поселковый Совет вправе принять решение об утверждении или изменении генерального плана поселения.

Третье лицо - МРИ ФНС России №1 по Нижегородской области о времени и месте рассмотрения дела извещено, поступило заявление о рассмотрении дела без участия их представителя.

Судом исследованы письменные доказательства.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

Статьей 2 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установлено:

1. Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

3. В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются:

1) кадастровый номер земельного участка;

2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;

3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;

4) права на земельный участок.

4. Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы следующие документы:

1) утратил силу с 1 января 2017 года. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ;

2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для заявителей - физических лиц);

2.1) выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для заявителей - индивидуальных предпринимателей) или выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для заявителей - юридических лиц);

3) выписка из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;

4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую, за исключением случая, если правообладателем земельного участка является лицо, с которым заключено соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка;

4.1. Документы, предусмотренные пунктами 2 и 5 части 4 настоящей статьи, направляются заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Документы, предусмотренные пунктами 1, 2.1, 3 и 4 части 4 настоящей статьи, запрашиваются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если заинтересованное лицо не представило указанные документы самостоятельно.

5. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.

Статьей 3 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установлено:

1. Ходатайство направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

2. В рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если:

1) с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо;

2) к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства.

3. Ходатайство, не подлежащее рассмотрению по основаниям, установленным частью 2 настоящей статьи, подлежит возврату заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения.

4. По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт об отказе в переводе земель или земельных участков) в следующие сроки:

1) в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, - Правительством Российской Федерации;

2) в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства - исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

5. Акт о переводе земель или земельных участков должен содержать следующие сведения:

1) основания изменения категории земель;

2) границы и описание местоположения земель, для земельных участков также их площадь и кадастровые номера;

3) категория земель, перевод из которой осуществляется;

4) категория земель, перевод в которую осуществляется.

6. Акт о переводе земель или земельных участков не может быть принят на определенный срок.

7. Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков направляется заинтересованному лицу в течение четырнадцати дней со дня принятия такого акта.

8. Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков может быть обжалован в суд.

Пунктом 1 статьи 5 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установлено, что внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и уведомление правообладателей этих земельных участков о внесении таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Статьей 8 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установлено:

1. Установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

3. Сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, направляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы (далее - орган регистрации прав) для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости органами, указанными в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Пунктом 12 ст.14 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установлено, что земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов. Земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки, а при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

Судом установлено, что истец ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является собственником двух земельных участков размером <данные изъяты> с кадастровыми номерами ДД.ММ.ГГГГ расположенных по адресу: <адрес> использование - для размещения объектов придорожного сервиса.

При постановке данных земельных участков на государственный кадастровый учет они относились к категории земель «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения».

Данная категория изменена ДД.ММ.ГГГГ на «земли населенных пунктов» в порядке, определенном ст.8 ФЗ-172 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», на основании списка земельных участков, переданного к Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области администрацией р.п.Шатки Шатковского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ. .

Решением от ДД.ММ.ГГГГ Шатковского поселкового Совета Шатковского муниципального района Нижегородской области был утвержден генеральный план муниципального образования р.п.Шатки Шатковского муниципального района Нижегородской области.

В связи с утверждением указанного генерального плана, которым два земельных участка, принадлежащих ФИО1, были включены в состав земель населенного пункта (р.п.Шатки), кадастровая стоимость этих земельных участков увеличилась.

ДД.ММ.ГГГГ Шатковским районным судом Нижегородской области было вынесено решение по административному делу по административному иску ФИО1 к Шатковскому поселковому Совету Шатковского муниципального района.

Данным решением административный ответчик был обязан в срок до ДД.ММ.ГГГГ направить в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области обращение об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о включении земельных участков с кадастровыми номерами в земли населенного пункта р.п.Шатки Шатковского муниципального района Нижегородской области. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО3 поселковый Совет и Администрация р.п.Шатки являются юридическими лицами.

Деятельность Поселкового Совета (представительного органа муниципального образования) и Администрации р.п.Шатки (исполнительно-распорядительного органа) регламентируется Уставом муниципального образования р.п.Шатки Шатковского муниципального района Нижегородской области, принятым ДД.ММ.ГГГГ. решением .

Пунктом 13 ст.22 Устава к полномочиям Поселкового Совета отнесены утверждение генерального плана р.п.Шатки, правил землепользования и застройки.

В установленный решением суда от ДД.ММ.ГГГГ срок, ФИО3 поселковый Совет не обратился в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области по вопросу исключения двух земельных участков, принадлежащих ФИО1, из состава земель населенного пункта р.п.Шатки.

Данное обстоятельство не оспаривалось ответчиками по делу, обращение имело место лишь в ДД.ММ.ГГГГ т.е. с пропуском указанного в решении суда срока.

Вместе с тем из ответов зам.директора филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области Б... от ДД.ММ.ГГГГ следует, что изменение категории земельных участков с «земли населенных пунктов» на иную категорию возможно только при соблюдении порядка, установленного ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», путем установления или изменения границ населенных пунктов. В соответствии с п.4 ст.3 этого Федерального закона по результатам рассмотрения ходатайства органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, который должен содержать сведения, указанные в п.5 данной статьи, в том числе - основания изменения категории земель, а также категорию земель, перевод в которую осуществляется. В резолютивной части решения суда от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует прямое указание на исполнение данного решения относительно отнесения указанных земельных участков к какой-либо категории земель. Внести изменения в сведения ЕГРН о категории двух указанных земельных участков в соответствии с представленными документами не представляется возможным.

Таким образом, даже в случае своевременного обращения поселкового Совета (до ДД.ММ.ГГГГ) в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области, решение суда от ДД.ММ.ГГГГ об исключении двух земельных участков из состава земель населенного пункта, не было бы исполнено в связи с указанными в ответах зам.директора Б... обстоятельствами.

Размер налога по земельному участку с кадастровым номером составил 72969 рублей, исходя из следующего расчета: 4864572 руб. 34 коп. х 1,5% = 72969 рублей.

Размер налога по земельному участку с кадастровым номером составил 164864 рубля, исходя из следующего расчета: 10990900 руб. х 1,5% = 164864 рубля.

Таким образом, общая сумма подлежащего уплате ФИО1 налога за ДД.ММ.ГГГГ по двум земельным участкам составляет 237833 рубля, что подтверждается представленными документами. При этом, с учетом переплаты, сумма налога составила - 227422 руб. 45 коп., которая оплачена ДД.ММ.ГГГГ..

За ДД.ММ.ГГГГ размер налога на два этих же земельных участка составлял 13462 рубля (4130 + 9332). Увеличение размера налога в ДД.ММ.ГГГГ по сравнению с ДД.ММ.ГГГГ составило 224371 рубль.

Суд приходит к выводу, что оснований для возложения на ответчиков обязанности возместить истцу причиненные убытки, не имеется. Оснований считать уплаченный налог убытком не имеется. Ранее принятым в ДД.ММ.ГГГГ решением удовлетворены исковые требования ФИО1, как они были заявлены и сформулированы истцом.

При этом у органа местного самоуправления не возникла обязанность по внесению изменений в генеральный план. С ходатайством об этом в поселковый Совет должен был обратиться собственник земельных участков (ФИО1) на основании положений ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», чего однако им не было сделано. В решении суда также не было указано, в какую категорию земель должны быть переведены два земельных участка, принадлежащих ФИО1.

Также суд обращает внимание на тот факт, что исполнительный лист по решению суда от ДД.ММ.ГГГГ. был получен взыскателем ФИО1 и предъявлен к исполнению в службу судебных приставов только лишь в ДД.ММ.ГГГГ т.е. более чем через год после того, как решение должно было быть исполнено в добровольном порядке.

Ссылка истца на положения ст.ст. 16 и 1069 ГК РФ является необоснованной, поэтому не может быть положена в основу принимаемого судебного решения.

В удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворениииска ФИО1 к Шатковскому поселковому Совету Шатковского муниципального района, Администрации р.п.Шатки о взыскании компенсации причиненного убытка в сумме 224371 рубль, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Нижегородский областной суд через ФИО3 районный суд.

Судья: А.В.Лапаев