ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-47/2021 от 02.06.2021 Почепского районного суда (Брянская область)

Дело № 2-47/2021(№2-541/2020)

УИД 32RS0023-01-2020-002562-61

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 июня 2021 года г. Почеп

Почепский районный суд Брянской области в составе судьи Овчинниковой О. В., при секретарях Алымовой В. Г., Бакуновой А. В.,

с участием представителя истца старшего помощника Брянского природоохранного прокурора Лариной И. Г., представителей ответчика – генерального директора ООО «Почеп-Молоко» - Скращук В. А. и Данченко Г. Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Брянского природоохранного прокурора Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Почеп-Молоко» о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Брянский природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Почеп-Молоко» с учетом уточнения которого просил обязать ООО «Почеп-Молоко»: разработать проект мониторинга подземных вод с целью контроля и оценки влияния полей фильтрации на природную среду; согласовать проект мониторинга подземных вод с Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области; обратиться в Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области с заявлением о необходимости включения объекта (полей фильтрации) в Программу по ведению мониторинга состояния недр и охране подземных вод от загрязнения и истощения на промышленных объектах Брянской области, разработать в соответствии с п. 1.1.16 «МДК 3-02.2001. Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации», утвержденных приказом Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ, документацию, устанавливающую задачи и обязательства при сбросе сточной воды на поля фильтрации и условия реализации задач; положения, в которых описываются функциональные обязанности подразделений, непосредственно ответственных за эксплуатацию полей фильтрации; рабочие инструкции, технологические карты, памятки, журналы эксплуатации полей фильтрации; разработать в соответствии с п.9.2.13.2 Свода правил 32.13330.2018 Канализация. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85 документы, обосновывающие эксплуатацию полей фильтрации: благоприятные грунтовые условия, низкий уровень стояния грунтовых вод, надежность защиты подземных вод и водоисточников от загрязняющих веществ, удовлетворительные климатические условия. Запретить ООО «Почеп-Молоко» эксплуатировать поля фильтрации, расположенные на земельном участке с кадастровым номером , до разработки и реализации проекта мониторинга подземных вод с целью контроля и оценки влияния полей фильтрации на природную среду.

В обоснование истец указал, что проведенной прокуратурой проверкой установлено, что ООО «Почеп-Молоко» осуществляет деятельность по производству молочно-содержащей продукции по <адрес>. В целях сброса сточных вод предприятием эксплуатируются поля фильтрации, расположенные на земельном участке с кадастровым номером по <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м. с видом разрешенного использования «коммунальное обслуживание». Указанный участок предоставлен ООО «Почеп-Молоко» администрацией Почепского района Брянской области на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ.

При осуществлении ООО «Почеп-Молоко» сброса сточных вод на арендуемые поля фильтрации систематически нарушаются требования природоохранного законодательства.

В ДД.ММ.ГГГГ был установлен факт залпового сброса сточных вод из полей фильтрации по мелиоративной канаве в реку Судость с превышением нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) для рыбохозяйственных водоемов, что согласно заключению специалистов службы Росприроднадзора по результатам анализов сточных и природных вод, свидетельствует о негативном воздействии на состояние водного объекта.

ДД.ММ.ГГГГ Приокским межрегиональным Управлением Росприроднадзора было установлено, что через тело земляного вала полей фильтрации, используемых ООО «Почеп-Молоко», происходит просачивание фильтрационных вод, скапливающихся в обводной канаве по периметру полей фильтрации и текущих в мелиоративную канаву, ведущую в реку Судость. В месте сброса в реку сточных вод на поверхности имеется белая пена, фильтрационные воды серого цвета, мутные, имеют резкий запах.

По фактам выявленных нарушений юридическое лицо ООО «Почеп-Молоко» и его генеральный директор привлекались к административной ответственности по ч. 4 ст.8.13 КоАП РФ за несоблюдение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, ООО «Почеп-Молоко» было привлечено к административной ответственности по ст.8.15 КоАП РФ за нарушение правил эксплуатации водохозяйственных и водоохранных сооружений и устройств.

В ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверки было установлено, что используемые ООО «Почеп-Молоко» поля фильтрации разделены на 4 карты, при этом при осуществлении эксплуатации полей фильтрации не поддерживается надлежащее состояние поверхности карт, ограждающие элементы находятся в разрушенном состоянии, не производятся работы по скашиванию сорной растительности на картах и прилегающей территории, при выпадении обильных осадков может произойти разрушение обваловки карт с последующим загрязнением реки Судость и её поймы. Своевременно не проводятся текущие ремонты элементов полей фильтрации, инструкции по эксплуатации полей фильтрации не разработаны.

Согласно заключению специалистов Департамента природных ресурсов: стоки, отводимые ООО «Почеп-Молоко» при использовании полей фильтрации не могут быть очищены до показателей близких к нормативным; поля фильтрации позволяют производить очистку только бытовых и близких к ним по составу производственных сточных вод. Для очистки стоков молочного производства требуется использование очистных сооружений модульного типа с этапами химической и биологической очистки. Стоки, характеризующиеся для молоко-перерабатывающей промышленности, с многократно завышенными показателями химического и биологического потребления кислорода (ХПК и БПК), загрязнений азотной и аммонийной группы, фильтруемые через постилающие дренажные слои полей фильтрации, могут загрязнять водоносные горизонты, в том числе используемые для нужд централизованного питьевого водоснабжения.

По результатам проверки в адрес руководства ООО «Почеп-Молоко» внесено представление об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ с требованием проведения рекультивации земельного участка под полями фильтрации и строительства очистных сооружений.

Согласно информации ООО «Почеп-Молоко» от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения представления, с ДД.ММ.ГГГГ предприятием заключен договор с ООО «МИЛ» по поставке ускорителя биологических процессов для нейтрализации неприятных запахов и ускорения очистки сточных вод. Рекультивация произведена частично. Возможность для рекультивации всего земельного участка под полями фильтрации возможна после строительства новых очистных сооружений.

В ходе проверки в ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что поля фильтрации заполнены более чем на половину, имел место выход почвенных грунтовых вод в низине, прилегающей к западной стороне полей фильтрации, которые поступают в мелиоративную канаву. Имеется фильтрация сточных вод сквозь тело земляного вала с западной стороны карт с поступлением их в ту же мелиоративную канаву, что свидетельствует о несоблюдении ООО «Почеп-Молоко» экологических требований при эксплуатации сооружений. За данное нарушение ООО «Почеп-Молоко» привлечено к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ.

Проверкой, проведенной в ДД.ММ.ГГГГ установлено, что продолжают иметь место нарушения норм закона при эксплуатации ООО «Почеп-Молоко» полей фильтрации. Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ поля фильтрации обвалованы земляной насыпью высотой до 3 метров и поделены на четыре карты. На карту (нумерация с севера на юг) из ПВХ трубы черного цвета диаметром 20 см производится сброс сточных вод светлого цвета. Сточные воды через трубы, заложенные в земляную насыпь, перетекают на карты и . Карты заполнены сточными водами мутного светлого цвета с резким запахом. Уровень сточных вод от вершины обваловки - от 0,5 до 1,5 метров в зависимости от рельефа. Частично поверхность воды на карте покрыта белой пленкой и пеной. На карту сточные воды не поступают, на дне карты небольшие скопления воды прозрачного цвета. В канавах и понижениях рельефа по периметру полей фильтрации установлено скопление грунтовых и дождевых вод прозрачного цвета. От полей фильтрации до реки Судость идет мелиоративная канава глубиной от 0,5 метра вблизи полей фильтрации до 3,0 метров возле реки Судость. Мелиоративная канава в 20 метрах от полей фильтрации перекрыта земляной насыпью. В мелиоративной канаве вода отсутствует, растительность на дне канавы отсутствует, почва на дне канавы сырая. Травянистая растительность вокруг полей фильтрации не окошена, наблюдательные скважины для контроля воздействия полей фильтрации на грунтовые воды отсутствуют, чем ООО «Почеп-Молоко» при эксплуатации полей фильтрации нарушены требования п. 3.5.25 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, пункт 5 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.02.2016 №94.По факту указанных правонарушений ООО «Почеп-Молоко» привлечено к административной ответственности по статье 8.15 Ко АП РФ (нарушение правил эксплуатации водохозяйственных и водоохранных сооружений и устройств).

Исходя из данных Департамента по недропользованию по Центральному Федеральному округу (Центрнедра) от ДД.ММ.ГГГГ, грунтовые воды в районе полей фильтрации залегают на глубине 5 метров в песчаном грунте, что негативно может сказаться на состоянии окружающей среды из-за попадания в них неочищенных стоков ООО «Почеп- Молоко».

Таким образом, эксплуатация полей фильтрации на местах их расположения не соответствует требованиям федерального законодательства об охране окружающей среды. Систематические нарушения федерального законодательства при осуществлении сброса сточных вод ООО «Почеп-Молоко», отсутствие согласованных условий сброса сточных вод с уполномоченными органами в отсутствие контроля по воздействию полей фильтрации на грунтовые воды представляет потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья граждан в лице неопределенного круга лиц, нарушает их законные права и интересы на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка в отношении ООО «Почеп-Молоко» в части осуществления сброса сточных вод, в ходе которой выявлены дополнительные нарушения федерального законодательства при осуществлении сброса сточных вод. Установлено, что текущее технологическое решение сбора, обработки и очистки производственных сточных и бытовых сточных вод ООО «Почеп-Молоко» состоит в следующем.

На производственной территории ООО «Почеп-Молоко» сооружена канализационная сеть, в которую централизованно поступают сточные воды, образующиеся на предприятии. В помещении приемки молока, цеху изготовления творога, адыгейского сыра, сухой сыворотки в результате мойки и дезинфекции производственных помещений и оборудования образуются производственные сточные воды. В цеху изготовления сухой сыворотки образуется конденсационная вода, поступающая на малогабаритную градирню для использования оборотного водоснабжения, а избыточная часть поступает в канализационную сеть предприятия. В производственном помещении расположены душевые и санузлы, где образуются бытовые сточные воды. В канализационной сети предприятия сооружены колодцы, использующиеся в качестве песколовок и жироуловителей. Производственные и бытовые сточные воды по канализационным трубам самотеком поступают в накопительную емкость, откуда перекачиваются под напором по пластиковой трубе диаметром около 20 см на поля фильтрации, расположенные в 350 метрах па юго-запад от производственной площадки.

В ДД.ММ.ГГГГ поля фильтрации, эксплуатируемые ООО «Почеп- Молоко», подвергались реконструкции согласно Рабочему проекту на восстановление полей фильтрации Почепского завода масла и сухого молока, которым предусмотрен сброс стока в реку после обеззараживания. Актом приемки Государственной приемочной комиссией законченного строительством сооружения поля фильтрации были приняты в эксплуатацию.

В карты полей фильтрации ООО «Почеп-Молоко» ежедневно добавляется бактериологический концентрат BIUS для предварительной очистки сточных вод, разложения органики, жировых соединений, а также нейтрализации запаха. Вблизи полей фильтрации ООО «Почеп-Молоко» обустроены две наблюдательные скважины в пойме р. Судость для мониторинга состояния подземных вод.

Согласно информации «Геоцентр-Брянск» филиал АО «Центральное ПГО» от ДД.ММ.ГГГГ для организации мероприятий по ведению мониторинга состояния недр и охране подземных вод необходимо выполнить следующие виды работ: разработать проект на создание системы объектов (локального) мониторинга подземных вод; согласовать данный проект в Департаменте природных ресурсов и экологии Брянской области; оборудовать участок размещения очистных сооружений (полей фильтрации) наблюдательными скважинами; осуществить ведение мониторинга геологической среды в соответствии с проектом.

Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области и Отделом геологии и лицензирования по Брянской, Орловской и Смоленской областям утверждена Программа по ведению мониторинга состояния недр и охране подземных вод oт загрязнения и истощения на промышленных объектах Брянской области на ДД.ММ.ГГГГ. Основной целью разработки Программы является оценка и контроль экологического состояния окружающей среды и полей фильтрации очистных сооружений; создание и ведение информационной базы данных с достоверной информацией и достаточной для принятия решений по геоэкологическим вопросам. Разработчиком программы является «Геоцентр-Брянск» филиал АО «Центральное ПГО». Источником финансирования мероприятий программы являются средства предприятий природопользователей.

В нарушение требований природоохранного законодательства, ст. 30 Водного кодекса РФ, пунктов 2 и 3 «Правил охраны подземных водных объектов, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.02.2016 года № 94, проект мониторинга подземных вод ответчиком не разработан и не согласован с Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области.

Определением Почепского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ производство по гражданскому делу в части исковых требований Брянского природоохранного прокурора о возложении на ООО «Почеп-Молоко» обязанности: обратиться в Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области с заявлением о необходимости включения объекта (полей фильтрации) в Программу по ведению мониторинга состояния недр и охране подземных вод от загрязнения и истощения на промышленных объектах Брянской области; разработать в соответствии с п. 1.1.16 «МДК 3-02.2001. Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации», утвержденных приказом Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ, документацию, устанавливающую задачи и обязательства при сбросе сточной воды на поля фильтрации и условия реализации задач; положения, в которых описываются функциональные обязанности подразделений, непосредственно ответственных за эксплуатацию полей фильтрации; рабочие инструкции, технологические карты, памятки, журналы эксплуатации полей фильтрации; разработать в соответствии с п.9.2.13.2 Свода правил 32.13330.2018 Канализация. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85 документы, обосновывающие эксплуатацию полей фильтрации: благоприятные грунтовые условия, низкий уровень стояния грунтовых вод, надежность защиты подземных вод и водоисточников от загрязняющих веществ, удовлетворительные климатические условия, - прекращено по основанию, предусмотренному абзацем 4 ст. 220 ГПК РФ, в связи с отказом истца от иска и принятием отказа судом ввиду удовлетворения данных требований ответчиком.

В судебном заседании представитель истца старший помощник Брянского природоохранного прокурора Ларина И. Г. поддержала уточненные исковые требования. Просила суд обязать ООО «Почеп-Молоко»: разработать проект мониторинга подземных вод с целью контроля и оценки влияния полей фильтрации на природную среду; согласовать проект мониторинга подземных вод с Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области. Запретить ООО «Почеп-Молоко» эксплуатировать поля фильтрации, расположенные на земельном участке с кадастровым номером , до разработки и реализации проекта мониторинга подземных вод с целью контроля и оценки влияния полей фильтрации на природную среду. Поддержала доводы искового заявления, с учетом уточнений и пояснила, что при осуществлении ООО «Почеп-Молоко» деятельности по производству молочно-содержащей продукции стоки предприятия сбрасываются на поля фильтрации, которые эксплуатируются с нарушением природоохранного законодательства, что неоднократно было зафиксировано природоохранной прокуратурой и контролирующими службами регионального и федерального надзора еще с ДД.ММ.ГГГГ, а в последующем и в ДД.ММ.ГГГГ. Согласно протоколам, актам и постановлениям о назначении административного наказания Росприроднадзора было установлено просачивание сточных вод предприятия на рельеф местности. В ДД.ММ.ГГГГ сотрудники природоохранной прокуратуры неоднократно выезжали на данный объект, и установленные нарушения были зафиксированы. В ДД.ММ.ГГГГ требования природоохранного законодательства при эксплуатации полей фильтрации продолжают нарушаться, что подтверждается постановлениями о назначении административного наказания в отношении должностного и юридического лица ООО «Почеп-Молоко». Согласно заключению Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области, производственные стоки предприятия могут загрязнить водоносные горизонты, в том числе используемые для нужд централизованного питьевого водоснабжения. Согласно требованиям водного законодательства хозяйствующие субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах, которые оказывают негативное воздействие на окружающую природную среду, должны проводить мониторинг подземных вод. Из письма Рогеологии следует, что необходима разработка проекта мониторинга для создания системы объективного локального мониторинга подземных вод для оценки и контроля влияния очистных сооружений в данном случае - полей фильтрации ООО «Почеп-Молоко» на природную среду. Необходимо согласование проекта мониторинга с Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области. Необходимо ведение систематического мониторинга экологической среды в соответствии с проектом мониторинга. Требования разработать проект мониторинга подземных вод и согласовать этот проект с Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области ответчиком не исполнены, поэтому ввиду систематического нарушения ответчиком природоохранного законодательства при эксплуатации полей фильтрации, истец просит обязать ответчика разработать и согласовать проект мониторинга и запретить ООО «Почеп-Молоко» использовать поля фильтрации до разработки и реализации проекта мониторинга подземных вод. Указанное в письме Росгеологии требование о необходимости оборудования участка очистных сооружений наблюдательными скважинами в настоящий момент ответчиком исполнено, однако это не весь комплекс мер, который в отсутствие разработанного и согласованного проекта мониторинга является недостаточным для обеспечения должного контроля за состоянием и оценкой влияния полей фильтрации на природную среду.

Представители ответчика генеральный директор ООО «Почеп-Молоко» - Скращук В. А. и Данченко Г. Н. уточненные исковые требования не признали, поддержав доводы своих письменных возражений.

Данченко Г. Н. пояснила, что ООО «Почеп-Молоко» в рамках исполнения предписания Росприроднадзора выполнено оборудование полей фильтрации двумя смотровыми скважинами. В связи с этим предприятием осуществляется внутренний производственный контроль путем проведения раз в квартал мониторинга уровня загрязнения воды из этих скважин. Разработка проекта мониторинга подземных вод с целью контроля и оценки влияния полей фильтрации на природную среду является процедурой нецелесообразной, поскольку требует значительных материальных затрат, которыми предприятие не располагает, длительного времени для осуществления этих мероприятий не менее пол года в связи с необходимостью привлечения специалистов со специальным образованием либо соответствующей организации. В данный момент перед ООО «Почеп-Молоко» стоит вопрос не об использовании полей фильтрации, а строительства полного комплекса очистных сооружений, завершить которое планируется до конца ДД.ММ.ГГГГ и получения разрешения на сброс очищенных биологическим путем сточных вод в реку Судость без использования полей фильтрации. Поэтому разрабатывать проект мониторинга также с учетом наличия наблюдательных скважин, при помощи которых предприятием осуществляется внутренний мониторинг, является нецелесообразным. Запрет использования полей фильтрации повлечет приостановку деятельности предприятия и вытекающие из него иные неблагоприятные последствия. Сам проект строительства очистных сооружений биологической очистки в настоящее время не разработан, как не разработан и не согласован проект мониторинга подземных вод с целью контроля и оценки влияния полей фильтрации на природную среду, при том, что в настоящее время предприятием используются поля фильтрации.

Генеральный директор ООО «Почеп-Молоко» - Скращук В. А. пояснил, что запрет использования полей фильтрации приведет к прекращению основной деятельности, для которой создано ООО «Почеп-Молоко», к остановке производства продукции, не выполнению обязанности по выплате заработной платы работникам общества и их безработице, увольнению, снижению доходной базы местного, регионального и иных бюджетов РФ, поскольку ООО «Почеп-Молоко» является одним из налогоплательщиков. С начала ДД.ММ.ГГГГ предприятием ведется химическая предочистка сточных вод, образующихся на производстве, которые в стоящее время, пройдя данную предочистку из резервуара для сбора, установленного на предприятии, поступают в колодцы, несущие функцию песколовок и жироловок, а затем подаются на поля фильтрации, которые являются биологической очисткой сточных вод завода в естественных условиях. Иных объектов находящихся рядом с территорией завода и позволяющих осуществлять сброс сточных вод завода, при временном прекращении использования полей, нет. При этом предприятием заключен договор на строительство сооружений биологической очистки. На строительство очистных сооружений полной очистки необходимо не менее полугода и значительные финансовые вложения, которыми в настоящее время предприятие не располагает, но будет принимать меры к их отысканию.

Представители третьего лица Приокского межрегионального управления Росприроднадзора и администрации Почепского района Брянской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.

В представленных суду письменных пояснениях заместитель руководителя Приокского межрегионального управления Росприроднадзора просил рассмотреть дело в отсутствие представителя управления.

Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу статей 42 и 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно преамбуле Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Федеральный закон №7-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации..

Согласно п.1 ст. 11 Федерального закона N 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с п.1 ст. 34 Федерального закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (п.2 ст. 34 Федерального закона N 7-ФЗ).

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждена «Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» (далее - Стратегия).

Согласно п.24 Стратегии целями государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности являются сохранение и восстановление природной среды, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека и устойчивого развития экономики, ликвидация накопленного вреда окружающей среде вследствие хозяйственной и иной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.

Согласно п.25 Стратегии для достижения указанных в пункте 24 Стратегии целей с учетом вызовов и угроз экологической безопасности должны быть решены следующие основные задачи: предотвращение загрязнения поверхностных и подземных вод, повышение качества воды в загрязненных водных объектах, восстановление водных экосистем; предотвращение деградации земель и почв.

Решение основных задач в области обеспечения экологической безопасности должно осуществляться, в том числе, по следующим приоритетным направлениям: внедрение инновационных и экологически чистых технологий, развитие экологически безопасных производств; строительство и модернизация очистных сооружений, а также внедрение технологий, направленных на снижение объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязняющих веществ в водные объекты; минимизация (снижение до установленных нормативов) рисков возникновения аварий на опасных производственных объектах и иных чрезвычайных ситуаций техногенного характера; повышение технического потенциала и оснащенности сил, участвующих в мероприятиях по предотвращению и ликвидации негативных экологических последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п.26.Стратегии).

В соответствии со статьей 5 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) к подземным водным объектам относятся: бассейны подземных вод и водоносные горизонты.

В соответствии с частью 2 статьи 55 ВК РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с ВК РФ и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 2 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.02.2016 N 94 (далее - Правила охраны подземных водных объектов), охрана подземных водных объектов осуществляется путем проведения мероприятий по предупреждению загрязнения, засорения подземных водных объектов, истощения их запасов, а также ликвидации последствий указанных процессов и включает, в том числе в себя: мероприятия по предотвращению поступления загрязняющих веществ в подземные воды; мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, засорения подземных вод и истощения их запасов; наблюдение за химическим, микробиологическим и радиационным состоянием подземных вод.

На основании подп. «ж» п.3 Правил охраны подземных водных объектов охрана подземных водных объектов осуществляется при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией, консервацией и ликвидацией зданий, строений, сооружений и иных объектов, которая оказывает прямое или косвенное воздействие на подземные водные объекты и приводит или может привести к загрязнению и (или) истощению их запасов.

В соответствии сп.5 указанных Правил к мероприятиям по предупреждению загрязнения, засорения подземных вод относится оборудование на объектах, являющихся потенциальными источниками загрязнения подземных вод, наблюдательных скважин; наблюдение за химическим, микробиологическим и радиационным состоянием подземных вод и их уровенным режимом путем анализов проб воды и измерений уровней подземных вод в эксплуатационных водозаборных и наблюдательных скважинах.

Частью 1 ст.38 Федерального закона №7-ФЗ установлено, что ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства осуществляется при условии проведения в полном объеме предусмотренных проектной документацией объектов капитального строительства мероприятий по охране окружающей среды, в том числе по восстановлению природной среды, рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Запрещается ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, не оснащенных техническими средствами и технологиями, направленными на комплексное предотвращение и (или) минимизацию негативного воздействия на окружающую среду, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, в том числе автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч. 2 ст.38 Федерального закона №7-ФЗ).

В соответствии с ч.1 ст. 39 Федерального закона №7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Статьей 30Водного кодекса РФ предусмотрен государственный мониторинг водных объектов, представляющий собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц (п.1).

Государственный мониторинг водных объектов является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и осуществляется в целях: своевременного выявления и прогнозирования негативного воздействия вод, а также развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов; оценки эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов; информационного обеспечения управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе для государственного надзора в области использования и охраны водных объектов (п.2 и 3 ст.30 ВК РФ).

Государственный мониторинг водных объектов согласно подп.3 п.5 ст. 30 ВК РФ включает в том числе мониторинг состояния дна и берегов водных объектов, а также состояния водоохранных зон; мониторинг подземных вод с учетом данных государственного мониторинга состояния недр.

В силу ч.1 ст.65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручье, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Подпунктом 7 п.15 ст.65 Водного кодекса РФ установлено, что в границах водоохранных зон запрещаются сброс сточных, в том числе дренажных, вод.

В соответствии с п.3.5.25 «МДК 3-02.2001. Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации», утвержденных Приказом Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ, при осуществлении эксплуатации полей орошения и фильтрации персонал обязан: обеспечить заданный режим распределения сточных вод по орошаемым участкам или картам; поддерживать надлежащее состояние поверхности участков и карт, не допуская их заиления, для чего по мере необходимости, но не реже двух раз за сезон, производят их рыхление; не допускать сброса сточных вод в осушительную сеть и водоемы; соблюдать санитарно-гигиенические требования; проводить не реже одного раза в неделю, а также после сильных дождей осмотры, обеспечивать своевременную очистку от наносов и мусора и необходимый ремонт разделительных валиков, оросительной системы и сооружений на ней, подземного дренажа и осушительных канав; скашивать сорную растительность на валиках и откосах осушительных канав от 2 до 3 раз в сезон; своевременно проводить текущие ремонты всех элементов полей орошения и фильтрации.

Как следует из материалов дела и установлено проведенной Брянской природоохранной прокуратурой проверкой, юридическое лицо ООО «Почеп-Молоко» является коммерческой организацией и осуществляет деятельность по производству молочно-содержащей продукции по <адрес>

В целях сброса сточных вод предприятием эксплуатируются поля фильтрации, расположенные на земельном участке с кадастровым номером по <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м. с видом разрешенного использования «коммунальное обслуживание», относящемуся к земельным участкам государственная собственность на которые не разграничена. Поля фильтрации разделены на 4 карты.

Указанный земельный участок предоставлен ООО «Почеп-Молоко» администрацией Почепского района Брянской области на основании постановления администрации Почепского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 10 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и располагается в непосредственной близости от поверхностного водного объекта – реки Судость.

В ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) был установлен факт залпового сброса сточных вод из полей фильтрации по мелиоративной канаве в реку Судость с превышением нормативов предельно допустимых концентраций для водных объектов и рыбохозяйственных водоемов. Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам лабораторных исследований состава сточных вод, сбрасываемых ООО «Почеп-Молоко» в реку Судость, были выявлены превышения установленных нормативов по 6 показателям: БПК5 в 350 раз, ионам аммония в 80 раз, фосфат-ионам в 65 раз, фенолу в 22 раза, АПАВ в 5,9 раза, меди в 2 раза. Согласно заключению специалистов службы Росприроднадзора, результаты анализов сточных вод, природных вод выше и ниже точки сброса сточных вод свидетельствуют о негативном воздействии на состояние водного объекта.

В ходе рейдового осмотра ДД.ММ.ГГГГ, проведенного Приокским межрегиональным Управлением Росприроднадзора, установлено, что через тело земляного вала полей фильтрации, используемых ООО «Почеп-Молоко», происходит просачивание фильтрационных вод, скапливающихся в обводной канаве по периметру полей фильтрации и текущих в мелиоративную канаву, ведущую в реку Судость. В месте сброса в реку сточных вод на поверхности имеется белая пена, фильтрационные воды серого цвета, мутные, имеют резкий запах.

По фактам выявленных нарушений юридическое лицо ООО «Почеп-Молоко» и его генеральный директор Палейчук А. В. были привлечены к административной ответственности по ч. 4 ст.8.13 КоАП РФ за несоблюдение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение на основании постановлений Управления Росприроднадзора по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ и .ООО «Почеп-Молоко» было привлечено к административной ответственности по ст.8.15 КоАП РФ за нарушение правил эксплуатации водохозяйственных и водоохранных сооружений и устройств на основании постановления Приокского межрегионального Управления Росприроднадзораот ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Приокским межрегиональным Управлением Росприроднадзора в отношении ООО «Почеп-Молоко» внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной Приокским межрегиональным управлениемРосприроднадзораДД.ММ.ГГГГ, при осмотре территории г.Почепа, акватории и водоохранной зоны р. Судость установлено, что используемые ООО «Почеп-Молоко» поля фильтрации заполнены более чем на половину (исходя из высоты земляного вала, ограждающего поля фильтрации), имел место выход почвенных грунтовых вод в низине, прилегающей к западной стороне полей фильтрации, которые поступают в мелиоративную канаву. Отмечена фильтрация сточных (дренажных) вод сквозь тело земляного вала с западной стороны карт с поступлением их в ту же мелиоративную канаву. За выявленное правонарушение, связанное с несоблюдением ООО «Почеп-Молоко» экологических требований при эксплуатации сооружений, ООО «Почеп-Молоко» привлечено к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Приокским межрегиональным управлением Росприроднадзора в адрес ООО «Почеп-Молоко»внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Из акта планового (рейдового) осмотра, составленного Приокским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с целью систематического наблюдения за исполнением требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды в водоохраной зоне <адрес> начато обследовании территории (акватории). При осмотре водоохраной зоны <адрес> было установлено, что поля фильтрации, используемые ООО «Почеп-Молоко», заполнены сточными водами на высоту 1,2 метра от верха земляного вала. Рядом с полями фильтрации во время осмотра ощущался запах сточных вод. В сравнении с результатами рейдового осмотра, проведенного ДД.ММ.ГГГГ, укреплен земляной вал на 1-й по счету от производственной территории ООО «Почеп-Молоко» карте. Во время осмотра экскаватором проводились работы по укреплению земляных валов на 4-й карте. Фильтрация дренажных вод сквозь тело земляного вала полей не установлена. Вокруг полей фильтрации в понижениях рельефа установлено скопление грунтовых и дождевых вод. Мелиоративная канава, идущая от полей фильтрации к р.Судость, в 20 метрах от полей фильтрации перекрыта земляной насыпью. В мелиоративной канаве со стороны полей фильтрации перед земляной насыпью установлено скопление дренажных грунтовых вод, со стороны р.Судость после земляной насыпи присутствие сточных вод не установлено.

Согласно акту планового (рейдового) осмотра, составленного Приокским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что с целью проверки информации, изложенной в обращении гр. ФИО1 о нарушении ООО «Почеп-Молоко» требований природоохранного законодательства при осмотре ДД.ММ.ГГГГ водоохраной зоны р.Судость в г.Почепе Брянской области установлено, что сброс сточных вод производится на карту с последующим перетоком их на карты и . Карта для сброса сточных вод не используется. Поля фильтрации, используемые ООО «Почеп-Молоко» заполнены сточными водами на высоту 1,0 метра от бровки земляной обваловки. Рядом с полями фильтрации во время осмотра ощущался запах сточных вод. Фильтрация дренажных вод сквозь тело земляного вала полей не установлена. Вокруг полей фильтрации в понижениях рельефа и в мелиоративной канаве установлено скопление грунтовых и дождевых вод. Мелиоративная канава, идущая от полей фильтрации к р.Судость, в 20 метрах от полей фильтрации перекрыта земляной насыпью.

Из акта планового (рейдового) осмотра, составленного Приокским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что с целью проверки информации, изложенной в обращении гр. ФИО2 о нарушении ООО «Почеп-Молоко» требований природоохранного законодательства РФ при осмотре территории г.Почепа Брянской области установлено, что в 250 метрах на восток от реки Судость находятся старые поля фильтрации бывшего Почепского маслозавода площадью 3,8 га, используемые для сброса сточных вод ООО «Почеп-Молоко». Поля фильтрации обвалованы земляной насыпью высотой до 3 метров и поделены на четыре карты. На карту (нумерация с севера на юг) их ПВХ трубы черного цвета диаметром 20 см производится сброс сточных вод светлого цвета. Сточные воды через трубы, заложенные в земляную насыпь, перетекают на карты и . Карты заполнены сточными водами мутного светлого цвета с резким запахом. Уровень сточных вод от вершины обваловки – от 0,5 до 1,5 метра в зависимости от рельефа. Частично поверхность воды на карте покрыта белой пленкой и пеной. На карту сточные воды не поступают, на дне карты небольшие скопления воды прозрачного цвета. Во время осмотра рабочими ООО «Почеп-Молоко» при помощи ручных опрыскивателей производилось внесение препаратов на поверхности воды на картах полей фильтрации. Видимого просачивания дренажных вод сквозь земляную насыпь по периметру полей фильтрации не установлено. В канавах и понижениях рельефа по периметру полей фильтрации установлено скопление грунтовых и дождевых вод прозрачного цвета. От полей фильтрации до реки Судость идет мелиоративная канава глубиной от 0,5 метра вблизи полей фильтрации до 3,0 метров возле реки Судость. Мелиоративная канава в 20 метрах от полей фильтрации перекрыта земляной насыпью. В мелиоративной канаве вода отсутствует, растительность на дне канавы отсутствует, почва на дне канавы сырая.

Проверкой, проведенной Брянской природоохранной прокуратурой совместно со специалистами Приокского межрегионального Управления Росприроднадзора в ДД.ММ.ГГГГ установлено, что продолжают иметь место нарушения норм закона при эксплуатации ООО «Почеп-Молоко» полей фильтрации.

Так, согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ поля фильтрации обвалованы земляной насыпью высотой до 3 метров и поделены на четыре карты. На карту (нумерация с севера на юг) из ПВХ трубы черного цвета диаметром 20 см производится сброс сточных вод светлого цвета. Сточные воды через трубы, заложенные в земляную насыпь, перетекают на карты и . Карты заполнены сточными водами мутного светлого цвета с резким запахом. Уровень сточных вод от вершины обваловки - от 0,5 до 1,5 метров в зависимости от рельефа. Частично поверхность воды на карте покрыта белой пленкой и пеной. На карту сточные воды не поступают, на дне карты небольшие скопления воды прозрачного цвета. В канавах и понижениях рельефа по периметру полей фильтрации установлено скопление грунтовых и дождевых вод прозрачного цвета. От полей фильтрации до реки Судость идет мелиоративная канава глубиной от 0,5 метра вблизи полей фильтрации до 3,0 метров возле реки Судость. Мелиоративная канава в 20 метрах от полей фильтрации перекрыта земляной насыпью. В мелиоративной канаве вода отсутствует, растительность на дне канавы отсутствует, почва на дне канавы сырая. Травянистая растительность вокруг полей фильтрации не окошена, наблюдательные скважины для контроля воздействия полей фильтрации на грунтовые воды отсутствуют, чем ООО «Почеп-Молоко» при эксплуатации полей фильтрации нарушены требования п. 3.5.25 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, пункт 5 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.02.2016 №94.

По факту указанных правонарушений на основании постановления Приокского межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - ООО «Почеп-Молоко» привлечено к административной ответственности по статье 8.15 Ко АП РФ (нарушение правил эксплуатации водохозяйственных сооружений) на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ Брянской природоохранной прокуратурой проверки с привлечением специалистов Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области, было установлено, что арендуемые ООО «Почеп-Молоко» поля фильтрации разделены на 4 карты, при этом при осуществлении эксплуатации полей фильтрации не поддерживается надлежащее состояние поверхности карт, ограждающие элементы находятся в разрушенном состоянии, не производятся работы по скашиванию сорной растительности на картах и прилегающей территории, при выпадении обильных осадков может произойти разрушение обваловки карт с последующим загрязнением реки Судость и её поймы. Своевременно не проводятся текущие ремонты элементов полей фильтрации

Согласно информации, представленной Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ: стоки, отводимые ООО «Почеп-Молоко» при использовании полей фильтрации не могут быть очищены до показателей близких к нормативным. Поля фильтрации позволяют производить очистку только бытовых и близких к ним по составу производственных сточных вод. Для очистки стоков молочного производства требуется использование очистных сооружений модульного типа с этапами химической и биологической очистки. Стоки, характеризующиеся для молоко-перерабатывающей промышленности, с многократно завышенными показателями химического и биологического потребления кислорода (ХПК и БПК), загрязнений азотной и аммонийной группы, фильтруемые через постилающие дренажные слои полей фильтрации, могут загрязнять водоносные горизонты, в том числе используемые для нужд централизованного питьевого водоснабжения.

По результатам проведенной проверки природоохранным прокурором в адрес директора ООО «Почеп-Молоко» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства с требованиями проведения рекультивации земельного участка под полями фильтрации и необходимости строительства очистных сооружений.

Согласно информации ООО «Почеп-Молоко» от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения представления, с ДД.ММ.ГГГГ предприятием заключен договор с ООО «МИЛ» по поставке ускорителя биологических процессов для нейтрализации неприятных запахов и ускорения очистки сточных вод. Рекультивация арендуемого земельного участка, на котором расположены поля фильтрации, произведена частично. Возможность для рекультивации всего земельного участка под полями фильтрации возможна после строительства новых очистных сооружений.

Исходя из данных Департамента по недропользованию по Центральному Федеральному округу (Центрнедра) от ДД.ММ.ГГГГ, грунтовые воды в районе полей фильтрации залегают на глубине 5 метров в песчаном грунте, что негативно может сказаться на состоянии окружающей среды из-за попадания в них неочищенных стоков ООО «Почеп - Молоко».

Согласно свидетельству о праве пользования на землю , выданному ДД.ММ.ГГГГ Почепским райкомземом на очистные сооружения СПК «Почеп-Молоко», указанной организации на основании постановления администрации района от ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен в пользование для производственных целей земельный участок, расположенный по <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м.

В ДД.ММ.ГГГГ поля фильтрации, эксплуатируемые ООО «Почеп- Молоко», подвергались реконструкции согласно Рабочему проекту на восстановление полей фильтрации Почепского завода масла и сухого молока, которым предусмотрен сброс стока в реку после обеззараживания. Актом приемки Государственной приемочной комиссией законченного строительством сооружения поля фильтрации были приняты в эксплуатацию.

Согласно акту приемки в эксплуатацию полей фильтрации от ДД.ММ.ГГГГ были произведены общестроительные работы по реконструкции полей фильтрации. При этом в судебном заседании установлено, что поля фильтрации эксплуатируются не в соответствии с вышеуказанным рабочим проектом.

Согласно вступившему в законную силу решению Почепского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора Почепского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов жителей г.Почепа к ООО «Почеп-Молоко» о понуждении к совершению действий удовлетворены. Суд обязал ООО «Почеп-Молоко» прекратить деятельность по сбросу сточных вод в поверхностный водный объект – р.Судость до получения разрешения на предоставление водного объекта в пользование.

Как установлено из материалов дела, в ходе проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Брянской природоохранной прокуратурой в отношении ООО «Почеп-Молоко» проверки в части осуществления сброса сточных вод, выявлены дополнительные нарушения федерального законодательства. Установлено, что на производственной территории ООО «Почеп-Молоко» сооружена канализационная сеть, в которую централизованно поступают сточные воды, образующиеся на предприятии. В помещении приемки молока, цеху изготовления творога, адыгейского сыра, сухой сыворотки в результате мойки и дезинфекции производственных помещений и оборудования образуются производственные сточные воды. В цеху изготовления сухой сыворотки образуется конденсационная вода, поступающая на малогабаритную градирню для использования оборотного водоснабжения, а избыточная часть поступает в канализационную сеть предприятия. В производственном помещении расположены душевые и санузлы, где образуются бытовые сточные воды. В канализационной сети предприятия сооружены колодцы, использующиеся в качестве песколовок и жироуловителей. Производственные и бытовые сточные воды по канализационным трубам самотеком поступают в накопительную емкость, откуда перекачиваются под напором по пластиковой трубе диаметром около 20 см на поля фильтрации, расположенные в 350 метрах па юго-запад от производственной площадки. В карты полей фильтрации ООО «Почеп-Молоко» ежедневно добавляется бактериологический концентрат BIUS для предварительной очистки сточных вод, разложения органики, жировых соединений, а также нейтрализации запаха. Вблизи полей фильтрации ООО «Почеп-Молоко» обустроены две наблюдательные скважины в пойме р. Судость для мониторинга состояния подземных вод. Поля фильтрации используются ответчиком без сброса сточных вод в водный объект, в нарушение рабочего проекта, согласно которому в ДД.ММ.ГГГГ поля фильтрации, эксплуатируемые ООО «Почеп- Молоко» подвергались реконструкции, согласно проекту предусмотрен сброс стока в реку после обеззараживания.

ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ООО «Почеп-Молоко» Палейчук А. В. за допущенное нарушение экологических требований при эксплуатации сооружений (полей фильтрации) привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст.8.1 КоАП РФ.

Согласно информации «Геоцентр-Брянск» филиал АО «Центральное ПГО» от ДД.ММ.ГГГГ для организации мероприятий по ведению мониторинга состояния недр и охране подземных вод необходимо выполнить следующие виды работ: разработать проект на создание системы объектов (локального) мониторинга подземных вод; согласовать данный проект в Департаменте природных ресурсов и экологии Брянской области; оборудовать участок размещения очистных сооружений (полей фильтрации) наблюдательными скважинами; осуществить ведение мониторинга геологической среды в соответствии с проектом.

Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области и Отделом геологии и лицензирования по Брянской, Орловской и Смоленской областям утверждена Программа по ведению мониторинга состояния недр и охране подземных вод oт загрязнения и истощения на промышленных объектах Брянской области на ДД.ММ.ГГГГ. Основной целью разработки Программы является оценка и контроль экологического состояния окружающей среды и полей фильтрации очистных сооружений; создание и ведение информационной базы данных с достоверной информацией и достаточной для принятия решений по геоэкологическим вопросам. Разработчиком программы является «Геоцентр-Брянск» филиал АО «Центральное ПГО». Источником финансирования мероприятий программы являются средства предприятий природопользователей.

В нарушение вышеприведенных требований природоохранного законодательства, ст. 30 Водного кодекса РФ, пунктов 2 и 3 «Правил охраны подземных водных объектов, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.02.2016 года № 94, проект мониторинга подземных вод с целью контроля и оценки влияния полей фильтрации на природную среду ООО «Почеп-Молоко» не разработан и не согласован с Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области, что не отрицали представители ответчика в судебном заседании.

При этом в ДД.ММ.ГГГГ требования природоохранного законодательства при эксплуатации полей фильтрации ответчиком продолжают нарушаться.

По результатам проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ Брянской природоохранной прокуратурой Брянской области с привлечением специалистов Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области в ходе обследования полей фильтрации ООО «Почеп-Молоко» вблизи земляной обваловки было установлено скопление сточных вод, которые попадали в дренажную канаву, а далее самотеком поступали в реку Судость.

В связи с выявленными нарушениями законодательства ДД.ММ.ГГГГ ООО «Почеп-Молоко» и генеральный директор ООО «Почеп-Молоко» Палейчук А. В. были привлечены к административной ответственности по ст.8.15 КоАП РФ согласно постановлениям и .

По результатам проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ Брянской природоохранной прокуратурой Брянской области с привлечением специалистов Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области в ходе обследования полей фильтрации ООО «Почеп-Молоко» вблизи земляной обваловки установлено скопление сточных вод, которые попадали в дренажную канаву, а далее самотеком поступали в реку Судость. Вблизи дренажной канавы и в месте попадания стоков в реку Судость присутствовал характерный запах.

В связи с выявленными нарушениями законодательства ДД.ММ.ГГГГ ООО «Почеп-Молоко» и генеральный директор ООО «Почеп-Молоко» Палейчук А. В. на основании постановлений Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области и были привлечены к административной ответственности по ст.7.6 КоАП РФ за самовольное занятие водного объекта в отсутствие решения о предоставлении поверхностного водного объекта с целью сброса сточных вод предприятия в водный объект.

По результатам проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ специалистами Приокского межрегионального управления Росприроднадзора в деятельности ООО «Почеп-Молоко» выявлено поступление в мелиоративный канал сточных вод вследствие дренажа (фильтрации) сквозь обваловку полей фильтрации, эксплуатируемых ООО «Почеп-Молоко». На полях фильтрации обеззараживание стоков происходит путем просачивания воды через фильтрующий слой грунта. Установленное при осмотре полей фильтрации накопление до верхней кромки обваловки сточных вод, объединение карт по поверхности воды свидетельствует о нарушении правил эксплуатации полей фильтрации и неправильной их работе. Нагрузка сточных вод на поля фильтрации превышает способность полей фильтрации по очистке сточных вод. Установленные дефекты обваловки полей фильтрации, переполнение карт полей фильтрации, дренаж сточных вод сквозь обваловку свидетельствуют о нарушении эксплуатации водохозяйственных сооружений.

В связи с выявленными нарушениями законодательства на основании постановления Приокского межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Почеп-Молоко» привлечено к административной ответственности по ст.8.15 КоАП РФ.

По результатам проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ специалистами Приокского межрегионального управления Росприроднадзора в ходе обследования земельных участков в водоохраной зоне реки Судость вблизи г.Почепа установлен сброс в реку Судость сточных вод с неприятным запахом мутного цвета через мелиоративный канал. Сточные дренажные воды поступают в мелиоративный канал с поверхности земли, где скапливаются вследствие дренажа (фильтрации) сквозь обваловку полей фильтрации, эксплуатируемых ООО «Почеп-Молоко», особенно вблизи карты . В связи с выявленными нарушениями законодательстваДД.ММ.ГГГГ ООО «Почеп-Молоко» привлечено к административной ответственности по ст.7.6 КоАП РФ.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об отклонении как несостоятельных возражений представителей ответчика об отказе в удовлетворении исковых требований основанных на том, что выявленные в ДД.ММ.ГГГГ и в начале ДД.ММ.ГГГГ нарушения природоохранного законодательства в настоящее время ООО «Почеп-Молоко» устранило, поскольку при рассмотрении дела установлено, что в настоящий момент ООО «Почеп-Молоко» не располагает полным циклом очистных сооружений и использует поля фильтрации, что подтвердили представители ответчика в судебном заседании. При этом выявленные многочисленные нарушениями ответчиком природоохранного законодательства при эксплуатации полей фильтрации, расположенных на земельном участке с кадастровым номером , с учетом представленных актов и результатов проверок, постановлений о привлечении к административной ответственности ответчика и его руководителя, ответа Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области и других указанных уполномоченных органов, объективно подтверждают, что эксплуатация ответчиком полей фильтрациина местах их расположения осуществляется с нарушением требований федерального законодательства об охране окружающей среды, а потому представляет потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья граждан в лице неопределенного круга лиц, нарушает их законные права и интересы на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, производственные стоки предприятия ООО «Почеп-Молоко» могут загрязнить водоносные горизонты, в том числе используемые для нужд централизованного питьевого водоснабжения.

Поэтому с целью предупреждению загрязнения, засорения подземных водных объектов, истощения их запасов, которые могут быть обеспечены с помощью контроля и оценки влияния полей фильтрации на природную среду посредством осуществления государственного мониторинга, для предотвращения дальнейшего нарушения ООО «Почеп-Молоко» природоохранного законодательства при эксплуатации полей фильтрации, в интересах неопределенного круга лиц суд находит исковые требования Брянского природоохранного прокурора о возложении на ООО «Почеп-Молоко» обязанности разработать и согласовать проект мониторинга подземных вод с Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области, запретить ответчику эксплуатировать поля фильтрации, расположенные на земельном участке с кадастровым номером , до разработки и реализации проекта мониторинга подземных вод с целью контроля и оценки влияния полей фильтрации на природную среду, подлежащими удовлетворению.

Суд отклоняет как несостотельные приведенные представителями ответчиков доводы о нецелесообразности разработки и согласования проекта мониторинга, запрета эксплуатации полей фильтрации до разработки и реализации проекта мониторинга, ввиду систематических нарушений ООО «Почеп-Молоко» федерального законодательства, при этом суд также принимает во внимание, что согласно пояснениям представителей ответчика проект строительства очистных сооружений биологической очистки в настоящее время ООО «Почеп-Молоко»не разработан, на строительство очистных сооружений полной очистки необходимо не менее полугода и значительные финансовые вложения, которыми в настоящее время ООО «Почеп-Молоко» не располагает.

Таким образом, для эксплуатации полей фильтрации земельного участка с кадастровым номером , расположенного по <адрес>, участок , ООО «Почеп-Молоко»необходимо разработать и реализовать проект мониторинга подземных вод с целью контроля и оценки влияния полей фильтрации на природную среду.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Брянского природоохранного прокурора Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Почеп-Молоко» о понуждении к совершению действий - удовлетворить.

Обязать ООО «Почеп-Молоко»:

- разработать проект мониторинга подземных вод с целью контроля и оценки влияния полей фильтрации на природную среду,

- согласовать проект мониторинга подземных вод с Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области.

Запретить обществу с ограниченной ответственностью «Почеп-Молоко» эксплуатировать поля фильтрации, расположенные на земельном участке с кадастровым номером , до разработки и реализации проекта мониторинга подземных вод с целью контроля и оценки влияния полей фильтрации на природную среду.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Почепский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О. В. Овчинникова

Мотивированное решение суда изготовлено 09 июня 2021 года