Николаевский районный суд Ульяновской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Николаевский районный суд Ульяновской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-48/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 февраля 2011 года р.п. Николаевка
Николаевский районный суд Ульяновской области в составе
Председательствующего судьи Зеленцовой И.А.
При секретаре Романовой И.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной миграционной службы России по Ульяновской области о признании незаконными действий по отказу в приеме документов для постановки на миграционный учет, о возложении обязанности по приему документов для постановки на миграционный учет,
Установил:
В суд с заявлением обратился ФИО1, просит признать незаконными действия УФМС России по ... по отказу в приеме документов для постановки на миграционный учет, возложить на УФМС России по ... обязанность по приему документов для постановки на миграционный учет по адресу р.п. Николаевка, ..., по следующим основаниям.
... в малолетнем возрасте вместе с родителями заявитель переехал из ... на постоянное место жительства в ..., за пределы Российской Федерации(далее РФ) не выезжал, до настоящего времени проживает на территории РФ. Данный факт подтверждается документами о полученном образовании. Определением Николаевского районного суда ... от ... его заявление об установлении факта проживания оставлено без рассмотрения, рекомендовано решить вопрос с постановкой на миграционный учет. ... получил ответ заместителя начальника УФМС России по ..., которым ему отказано в постановке на миграционный учет. Заявитель полагает, что отказ в постановке на миграционный учет не основан на законе, поскольку, он является лицом без гражданства, постоянно проживает на территории РФ с ... по настоящее время, им не утрачивалась устойчивая правовая связь с государством РФ, ранее паспорт никогда не получал, его отец гражданин РФ.
В судебном заседании ФИО2 поддержал свое заявление, суду пояснил, что прибыл на территорию РФ в возрасте 8 лет, вместе с родителями стал проживать в ..., там же пошел в первый класс, потом вместе с родителями переехали в р.п. Николаевка, с 2000 года проживали в ..., в Славкинской школе окончил 9 классов. После окончания школы переехал вместе с родителями к бабушке в р.п. Николаевка, где и проживает в настоящее время. Полагает, что является лицом без гражданства, гражданство ... не принимал, паспорт никогда не получал, за пределы РФ не выезжал. Периодически ездит с отцом на заработки, в ... познакомился с девушкой, которая в настоящее время беременна, ожидает рождения его ребенка. После постановки на миграционный учет намерен оформить разрешение на временное проживание, а потом и гражданство РФ.
Представитель Управления Федеральной миграционной службы России по ... ( далее УФМС России по ...) в судебное заседание не явился, просит заявление рассмотреть в отсутствие представителя Управления, с заявлением ФИО1 не согласен по следующим основаниям. Иностранные граждане, прибывшие на территорию РФ до вступления в силу Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» из государств-участников СНГ в порядке, не требующем получения визы, в отношении которых установлен в судебном порядке факт постоянного проживания на территории РФ могут быть поставлены на миграционный учет без истребования миграционной карты. Из заявления и документов усматривается, то ФИО1 прибыл на территорию РФ в 1996 году, в настоящее время проживает без регистрации по адресу ..., р.п. Николаевка, ..., его отец документирован паспортом гражданина РФ, его мать документирована паспортом гражданина .... В заявлении о приеме в гражданство РФ отец заявителя указал, что его жена и дети, в том числе и заявитель, являются гражданами ..., подлинность сведений об этом удостоверил своей подписью. Имеется справка из посольства ... от ... исх. .../-781-к, согласно которой невозможно установить у заявителя гражданство ..., т.к. сведения отсутствуют в архивах ПВУ Полиции .... ... заявитель обратился в орган миграционного учета по вопросу постановки на миграционный учет, для постановки на миграционный учет ему рекомендовано представить решение суда об установлении факта постоянного проживания на территории РФ. Для постановки на миграционный учет необходимо установить правовой статус заявителя, т.е. принадлежность к гражданству или его отсутствие, для этого заявителю необходимо оформить паспорт гражданина ... или справку об отсутствии гражданства данного государства. Представитель органа миграционного учета полагает, что не имеется оснований для удовлетворения заявления ФИО1
Выслушав пояснения заявителя, исследовав представленные доказательства, материалы гражданских дел, суд приходит к следующему.
Согласно свидетельству о рождении ФИО1 родился ... в селе ... Армянской ССР, его родители: отец ФИО3, мать ФИО4.
Согласно заключению УФМС России по ... от ... личность ФИО1 установлена.
... ФИО1 обратился в УФМС России по ... с заявлением о постановке на миграционный учет, рассмотрев указанное заявление, ... заместитель начальника УФМС России по ..., рекомендовал обратиться в территориальный пункт УФМС России по ... в ... по вопросу постановки на миграционный учет по месту пребывания с решением суда об установлении факта постоянного проживания на территории РФ, на миграционный учет ФИО1 не поставлен.
В соответствии с Федеральным законом РФ от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции. Согласно ст. 2 указанного закона миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства - деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства. В соответствии со ст. 8 названного закона, правила и порядок осуществления миграционного учета устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Одним из оснований для постановки на миграционный учет является факт въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию. Для постановки на миграционный учет по месту пребывания иностранный гражданин или лицо без гражданства должен предъявить миграционную карту или визу.
Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от ... № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» миграционная карта - документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. В соответствии со ст.37 вышеуказанного договора иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию до вступления в силу настоящего Федерального закона в порядке, не требующем получения визы, обязаны обратиться с заявлением о получении миграционной карты в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту своего пребывания в течение шестидесяти суток со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, получившего миграционную карту, составляет не более девяноста суток со дня получения миграционной карты. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию до вступления в силу настоящего Федерального закона в порядке, не требующем получения визы, и не обратившегося с заявлением о получении миграционной карты, исчисляется со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 1 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 года N 5242-1 лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с указанием ФМС России от 05.04.2006 г. № МС-2/8-4517, иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в РФ до вступления в силу Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» из государств-участников СНГ, не имеющие документы на пребывание в РФ, и в отношении которых установлен факт постоянного проживания в РФ, могут обратиться с заявлением о выдаче им разрешения на временное проживание без выезда за пределы РФ. При этом заявление может быть принято к рассмотрению без предъявления миграционной карты и документа, выданного полномочным органом государства постоянного проживания, подтверждающего наличие или отсутствие судимости у заявителя.
Анализ приведенных положений Федерального закона № 62-ФЗ и ст. 254 ГПК РФ позволяет сделать вывод о том, что бремя доказывания факта нарушения права, исходя из положений статей 56, 249 ГПК Российской Федерации, а также характера рассматриваемых правоотношений, лежит на заявителе, который обязан доказать факт обращения в УФМС с письменным заявлением по вопросу постановки на миграционный учет, а также то обстоятельство, что решением, действием (бездействием) этого органа нарушены его права. Следовательно, юридически значимыми обстоятельствами по настоящему делу будет факт обращения заявителя в УФМС с указанным выше заявлением и наличие отказа, поскольку в силу ст. 254 ГПК Российской Федерации проверка законности и обоснованности действий должностных лиц требует установления и оценки фактических обстоятельств, послуживших основанием для обращения заявителя в суд.
Судом установлено, что ФИО1 родился ... в ..., место рождения ..., в июне 1996 года вместе с матерью ФИО4, братом Оганесом и сестрой Варсик, прибыл на территорию РФ, где с 1996 г. по 1998г. проживал в ..., с 1998г. по 2000 г. р.п. ..., с 2000 г. по 2006 г. в ..., с 2006 года по настоящее время проживает в р.п. Николаевка, ..., до 27 .... ... ФИО1 обратился в УФМС России по ... с заявлением о постановке на миграционный учет. ... ему отказано в постановке на миграционный учет, рекомендовано представить решение суда об установлении факта проживания на территории РФ. ФИО1 прибыл на территорию РФ до вступления в силу указанных законов, своевременно за получением миграционной карты не обращался. Факт рождения заявителя подтверждается свидетельством о рождении заявителя, факт прибытия на территорию РФ и проживания на территории государства Российская Федерация с 1996 года по настоящее время подтверждается письменными доказательствами: справками и приказами учебных заведений о зачислении, отчислении из школ, где заявитель проходил обучение за период с 1996 года по 2004 год, сведениями из школ, органов местного самоуправления о проживании заявителя вместе с родителями в населенных пунктах по месту нахождения школ, устными доказательствами: свидетельскими показаниями ФИО5, ФИО4, ФИО6, ФИО7 Согласно представленным приказам о зачислении в школу, отчислении из школы видно, что с ... ФИО1 Ваграм был зачислен в первый класс Холстовской средней школы ..., ... он выбыл из 2 класса указанной школы. С ... ФИО1 зачислен во второй класс Ключиковской средней школы, расположенной в р.п. ..., откуда ... отчислен из числа учащихся в связи с выбытием в Славкинскую среднюю школу, расположенную в .... С ... ФИО1, прибывший из Ключиковской средней школы, зачислен в 6 класс Славкинской средней общеобразовательной школы, которую окончил ..., как окончивший 9 классов выпущен из школы. Согласно справке Администрации муниципального образования «Славкинское сельское поселение» ФИО1 проживал на территории их поселения без регистрации по 2006 год. Все допрошенные судом свидетели ФИО5, ФИО4, ФИО6, ФИО7 показали, что заявитель вместе с родителями проживает на территории РФ с 1996 года по настоящее время, за пределы РФ не выезжал. Факт обращения заявителя в органы миграционного учета по вопросу постановки на миграционный учет, отказ в постановке на миграционный учет подтверждается копиями заявления и ответа на него.
Вся совокупность исследованных судом доказательств подтверждает факт проживания ФИО1 на территории Российской Федерации с июня 1996 года по настоящее время, что за время проживания он не выезжал за пределы государства РФ. Данный факт представителем органа миграционной службы не оспаривается, это следует из отзыва на заявление, в заключении об установлении личности заявителя указано на его проживание на территории РФ с 1996 года.
В ходе судебного разбирательства судом не установлена принадлежность ФИО1 к гражданству ..., откуда он прибыл на территорию РФ в 1996 году. Об этом свидетельствуют справки консульского отдела Посольства ... в Российской Федерации, из которых следует, что установить гражданство ФИО1 невозможно, паспортом гражданина ... он не документировался, о нем отсутствуют сведения в паспортном архиве ПВУ Полиции .... Доказательств того, что ФИО1 имеет гражданство другого государства, нет, и УФМС не представлено, нет доказательств порочности представленных им справок. При таких обстоятельствах, ФИО1 следует считать лицом без гражданства.
Указание отцом, матерью заявителя о наличии у заявителя гражданства ... при решении вопроса о легализации их(родителей заявителя) правового положения не может являться препятствием для постановки заявителя на миграционный учет. Как было указано выше, судом не установлена принадлежность ФИО1 к гражданству какого-либо государства. Данное обстоятельство не может нарушить интересы государства в области обеспечения публичного порядка, связанного с осуществлением контроля за въездом в страну и пребыванием иностранцев, поскольку, как указано выше, заявитель прибыл на территорию Российской Федерации в несовершеннолетнем возрасте, национальным паспортом не документировался, не должен отвечать за действия своих родителей.
Конституция Российской Федерации (статья 2) провозглашает высшей ценностью человека, его права и свободы, признание, соблюдение и защита которых является обязанностью государства.
Ограничение прав и свобод человека и гражданина согласно статье 55 части 3 Конституции Российской Федерации может быть установлено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В данном конкретном случае усматривается, что заявитель в малолетнем возрасте вместе со своей семьей въехал на территорию России, его бабушка, отец, брат получили гражданство РФ, мать имеет разрешение на временное проживание. С учетом установленных по делу обстоятельств, законного въезда на территорию России, длительного проживания и с учетом требований статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, суд полагает возможным удовлетворить заявление ФИО1
Довод УФМС России по ... о том, что ФИО1 необходимо получить паспорт гражданина ... или документ об отсутствии гражданства суд отклоняет в связи со следующим. Отсутствие паспорта у заявителя связано лишь с тем обстоятельством, что он прибыл на территорию России в малолетнем возрасте ( 8 лет) и, соответственно, не мог быть документирован. Однако само по себе данное обстоятельство не может являться препятствием для осуществления им предусмотренного законом права на легализацию своего положения. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. При разрешении настоящего дела следует учитывать принципы международного права, нашедшие свое отражение в Европейской конвенции о гражданстве, а именно, наличие подлинной и реальной связи соответствующего лица с государством, постоянное место жительства соответствующего лица в государстве, волю соответствующего лица. ФИО1 родился в республике, входящей ранее в состав СССР, являясь гражданином бывшего СССР, после распада указанного государства, в 1996 году в малолетнем возрасте, вместе со своей матерью, братом и сестрой прибыл на территорию Российской Федерации. Бабушка, отец, брат заявителя к настоящему времени являются гражданами РФ, мать заявителя также намерена приобрести гражданство РФ, для чего получила разрешение на временное проживание, заявитель более 14 лет на территории иностранного государства не проживает, национальный паспорт не получал, и не намерен его получать, в какие-либо правоотношения с иностранным государством не вступал. Эти обстоятельства, по мнению суда, свидетельствуют о том, что ФИО1 имеет подлинную и реальную связь с Российской Федерацией, ему не может быть отказано в легализации своего правового положения, он имеет право и должен быть поставлен на миграционный учет по месту пребывания без миграционной карты для решения вопросов гражданства. До настоящего времени ФИО1 не имеет паспорта, за время его проживания на территории РФ, им утрачена всякая правовая связь с государством, откуда он прибыл в 1996 году, понуждение его к получению национального паспорта будет свидетельствовать об отсутствии у него свободного волеизъявления при решении вопроса о своем гражданстве, что согласно приведенных правовых норм недопустимо. Прибыв на территорию РФ, по достижению возраста, с которого гражданин вправе иметь документ, удостоверяющий личность и гражданство, своим правом на получение национального паспорта, подтверждающего гражданство другого государства, заявитель не воспользовался и не желает воспользоваться в настоящее время. Поскольку, заявитель до настоящего времени не получал паспорта, он считается лицом, которое намерено получить его впервые и для него документом, удостоверяющим личность является свидетельство о рождении, а также заключение УФМС России по ... об установлении его личности.
Суд отклоняет доводы УФМС России по ... о необходимости получения заявителем судебного решения об установлении факта постоянного проживания на территории РФ с 1996 года в связи со следующим. Суд полагает возможным в ходе рассмотрения дела по заявлению ФИО1 о незаконности действий органа миграционного учета установить данный факт. Следует отметить, что при ответе на обращение заявителя о постановке на миграционный учет ему было указано на необходимость представления судебного решения, а в отзыве на его заявление, адресованном суду, представитель УФМС России по ... ссылается и на иные, по его мнению, препятствия в постановке на миграционный учет, такие как отсутствие документа, удостоверяющего личность и гражданство, отсутствие достоверных сведений о том, что он является лицом без гражданства, на то, что его отец в заявлении о принятии гражданства сообщил о наличии у сына гражданства .... Все эти доводы суд находит не имеющими правового значения, основанными на ином понимании правовых норм, суд отклонил их по мотивам, приведенным выше.
Все доказательства, на основании которых суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований, отвечают требованиям относимости и допустимости, у суда нет оснований сомневаться в их объективности, устные доказательства полностью согласуются с письменными. По мнению суда, родственные отношения заявителя и свидетелей ФИО4, ФИО6, не влияют на объективность данных ими показаний, поскольку, сообщенные свидетелями факты явно следуют и из письменных доказательств.
Принимая во внимание, установленные судом обстоятельства, нормы действующего законодательства, заявление ФИО1 следует удовлетворить, признать незаконными действия Управления федеральной миграционной службы России по ... по отказу ФИО1 в приеме документов о постановке на миграционный учет, с целью восстановления нарушенного права заявителя на Управление Федеральной миграционной службы России по ... следует возложить обязанность по приему от ФИО1 документы для постановки на миграционный учет по месту пребывания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-197, 199, 258, 338 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконными действия Управления федеральной миграционной службы России по ... по отказу ФИО1 в приеме документов о постановке на миграционный учет.
Обязать Управление Федеральной миграционной службы России по ... принять от ФИО1 документы для постановки на миграционный учет по месту пребывания.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Николаевский районный суд Ульяновской области.
Председательствующий судья: И.А. Зеленцова.
21.02.2011 года изготовлено мотивированное решение суда.