Кировский районный суд Республики Северная Осетия – Алания Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Кировский районный суд Республики Северная Осетия – Алания — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
№ 2- 48/2011 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Эльхотово 28 февраля 2011 года
Кировский районный суд РСО-Алания в составе:
председательствующего судьи Рамоновой Б.К., с участием старшего помощника прокурора Кировского района РСО-Алания Вартанова А.Р.,
при секретаре Гергиевой С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района РСО-Алания в интересах ФИО1 к Администрации Кировского муниципального района РСО-Алания и Министерству финансов РСО-Алания о предоставлении жилого помещения по договору социального найма
установил:
Прокурор Кировского района РСО-Алания в интересах ФИО1, относящегося к категории детей-сирот обратился в суд с иском к Администрации Кировского района РСО-Алания и Министерство финансов РСО-Алания, просит обязать Администрацию предоставить жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже нормы предоставления жилого помещения за счет средств бюджета РСО-Алания.
Свои исковые требования прокурор мотивировал тем, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Главы Администрации Кировского муниципального района РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 принят на учет и занесен в список граждан, сирот и детей оставшихся лицо без попечения родителей. До настоящего времени ФИО1 жильем не обеспечен.
В судебном заседании старший помощник прокурора Вартанов А.Р. исковые требования изменил, просил не привлекать Министерство финансов РСО-Алания в качестве соответчиков, просил обязать администрацию Кировского муниципального района предоставить ФИО1 жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже нормы предоставления жилого помещения за счет средств бюджета РСО-Алания и указал, что ФИО1 учился в профессиональном училище № и окончил его в июне 2010 года. ФИО1 проживает в доме бабушки по № РСО-Алания, является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обладающих правом на получение жилья на территории . Однако до настоящего времени он Администрацией Кировского района жильем не обеспечен. Порядок предоставления жилых помещений в - Алания определен Законом РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ № РЗ «Об обеспечении жильем детей-сирот, оставшихся без попечения родителей», Постановлением Правительства РСО-Алания от 05. 10. 2007 года № 241. ФИО1 не имеет закрепленного жилого помещения, поэтому в силу закона должен быть обеспечен благоустроенным жилым помещением вне очереди по договору социального найма администрацией Кировского муниципального района за счет средств бюджета Республики Северная Осетия-Алания.
В судебном заседании ФИО1 поддержал требования прокурора и пояснил, что он ребенком остался без попечения родителей. Закончил обучение в профессиональном училище в 2010 году. Закрепленного жилья не имеет. Живет в доме опекуна. Жилплощадь там маленькая, а семья состоит из 9 человек. Никто из них жильем не обеспечен. Он включен в список на получение жилья в Администрации Кировского района, но никаких мер по обеспечению его жильем не предпринимается. В связи с чем, обратился к прокурору Кировского района.
Представитель Администрации Кировского муниципального района РСО-Алания ФИО2, действующая на основании доверенности, пояснила, что ФИО1 включен в список на получение жилой площади детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей. Администрация ведет только учет таких лиц и не имеет средств для приобретения жилых помещений для детей-сирот. Исковые требования в части обязывающей Администрацию обеспечить жильем ФИО1 не признала. Представитель считает, что обеспечение жильем должно производиться Правительством Республики Северная Осетия-Алания.
Представитель Министерства Финансов РСО-Алания в судебное заседание не явился. Просили суд рассмотреть дело без их участия.
Представитель Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия_-Алания, привлеченного судом в качестве третьих лиц, ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования, заявленные прокурором, поддержала.
Учитывая положения ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и мнение сторон, суд определил рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившейся стороны.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В соответствии ст. 57 Жилищного кодекса РФ учет лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, осуществляет орган местного самоуправления, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21. 12. 1996 года № 159 - ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления жилья для категории лиц, к которым относится ФИО1 регулируется Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159 - ФЗ от 21. 12. 1996 года и Законом РСО-Алания № 68-РЗ от 22. 12. 2005 г. «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии ст. 8 Федерального закона «Об обеспечении жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Материалами дела установлено следующее.
ФИО1 родился 04.02. 1992 года. Мать ФИО1 - ФИО4, согласно свидетельства о смерти 1-ИО №, умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно постановления Администрации местного самоуправления Кировского района от ДД.ММ.ГГГГ № над малолетним ФИО1 установлено опекунство и опекуном назначена ФИО5.
Постановлением Главы Администрации Кировского муниципального района РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 принят на учет и занесен в список граждан, нуждающихся в жилом помещении во внеочередном порядке.
Согласно справке, выданной администрацией Эльхотовского сельского поселения, ФИО1 проживает и зарегистрирован в в доме опекуна ФИО5
С 2007 по 2010 год ФИО1 обучался в .
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 относится к категории граждан из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного за ним жилого помещения.
Представленные доказательства подтверждают право ФИО1 на получение во внеочередном порядке как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по договору социального найма жилого помещения.
Право детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилья закреплено в законе «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без родителей» № 159 - ФЗ от 21. 12. 1996 года, в том числе в Законе РСО-Алания № 26-РЗ от 15. 06. 2007 года «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно ст. 7 вышеуказанного закона, жилое помещение по договору социального найма предоставляется на основе решения органа местного самоуправления при непосредственном взаимодействии с Республиканской межведомственной комиссией по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Согласно требований ст. 8 указанного закона, детям сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в возрасте до 23 лет, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются к моменту окончания обучения в образовательном учреждении начального профессионального, среднего специального профессионального и высшего профессионального обучения.
В соответствии ст. 9 Закона №26 РЗ, расходы по реализации мер по предоставлению жилья указанной категории лиц производятся за счет средств республиканского бюджета в форме субвенций местным бюджетом для предоставления жилых помещений по договорам социального найма, а также выделения средств соответствующему органу исполнительной власти на предоставление специализированных жилых помещений по договорам социального найма
Следовательно, обязанность по непосредственному предоставлению жилья возложена на администрацию муниципального района по месту проживания лица, которому должно быть предоставлено жилье, так как именно этот орган распределяет жилые помещения по спискам нуждающихся, но за счет средств республиканского бюджета, поскольку финансирование мер по обеспечению детей сирот жилыми помещениями относится к обязательствам субъекта РФ.
ФИО1 имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, не имеет жилого помещения, в 2010 году окончил профессиональное училище, в связи с достижением возраста - совершеннолетия в отношении него окончено попечительство. Право ФИО1 на получение жилья до настоящего времени не реализовано.
Доводы представителя Администрации Кировского муниципального района РСО-Алания о том, что обеспечение жильем детей сирот не входит в обязанности администрации, суд считает несостоятельными.
Согласно ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, иные вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией РФ, настоящим кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 19 ФЗ « об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органом местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Постановлением Администрации Кировского муниципального района РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 признан нуждающимся и поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
ФИО1 состоит на учете в Администрации Кировского муниципального района РСО-Алания и обязанность по предоставлению жилья за счет средств республиканского бюджета лежит на них.
В качестве соответчика по иску привлечено Министерство Финансов РСО-Алания.
Однако в судебном заседании истец изменил исковые требования, считает, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация Кировского муниципального района РСО-Алания.
Согласно ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Против изменения иска истцом, стороны не возражали.
Согласно ст. 9 Закона РСО-Алания от 22. 12. 2005 №68-РЗ «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» расходы на реализацию мер по предоставлению жилья указанной категории производятся за счет средств республиканского бюджета в форме субвенций местным бюджетам для предоставления жилых помещений по договорам социального найма, а также выделения средств соответствующему органу исполнительной власти на предоставление специализированных жилых помещений по договорам безвозмездного пользования.
Порядок предоставления и расчет субвенций местным бюджетам соответствующих муниципальных образований устанавливается Правительством РСО-Алания. Объем средств, выделяемых на предоставление специализированных жилых помещений по договорам безвозмездного пользования, устанавливается законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа до 23 лет в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
С учетом изложенного суд считает необходимым обязать Администрацию Кировского муниципального района за счет средств бюджета предоставить ФИО1 жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Республики Северная Осетия-Алания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Иск прокурора Кировского района РСО-Алания в интересах ФИО1 удовлетворить
Обязать Администрацию Кировского муниципального района РСО-Алания за счет средств бюджета Республики Северная Осетия - Алания предоставить ФИО1 на условиях социального найма жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РСО-Алания в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья Рамонова Б.К.
.
.