ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-48 от 30.01.2018 Ачинского городского суда (Красноярский край)

2-48 (2018)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 января 2018 года Ачинский городской суд <адрес>

в составе:

председательствующего судьи Панченко Н.В.,

с участием представителя истца ФИО1,

ответчика ФИО2,

представителя ответчика адвоката Леоновича А.П.,

представителя ответчика ФИО3,

при секретаре Лазаревой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Публичного акционерного общества «Красноярскэнергосбыт» к ФИО2 о взыскании задолженности по оплате электроэнергии, судебных расходов, по встречному иску ФИО2 к Публичному акционерному обществу «Красноярскэнергосбыт», Акционерному обществу «Красноярская региональная энергетическая компания» о признании незаконным акта проверки, обязании произвести перерасчет начисленной задолженности по оплате электроэнергии, суд

УСТАНОВИЛ

Публичное акционерное общество «Красноярскэнергосбыт» (далее ПАО «Красноярскэнергосбыт») обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании задолженности по оплате за электроэнергию, судебных расходов, мотивируя тем, что ПАО «Красноярскэнергосбыт» по договору на электроснабжение от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет продажу электрической энергии ФИО2 В приложении к договору согласованы точки поставки электроэнергии. В августе 2017 г. ФИО2 за период с ДД.ММ.ГГГГ произведено начисление по акту от ДД.ММ.ГГГГ, составленному представителем сетевой организации АО «КрасЭКо», из которого следует, что истек срок межповерочного интервала трансформатора тока, установленного на объекте – магазин, расположенном по адресу: <адрес>, в связи с чем измерительный комплекс, установленный на объекте является непригодным для осуществления расчетов за потребленную электроэнергию. Расчет объема электроэнергии произведен в порядке, установленном п.п.166, 179 «Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. В январе 2016 г. и феврале 2016 г. расчет произведен по показаниям января 2015 г. и февраля 2015 г. соответственно, а расчет за март - июль 2016 г. определен с применением расчетного способа. В июле 2016 г. ФИО2 было произведено начисление по акту о неучтенном потреблении электроэнергии от ДД.ММ.ГГГГ, объем потребленной электроэнергии составил 223 931 кВт. В декабре 2016 г. на основании решения Ачинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ о признании акта о неучтенном потреблении электроэнергии незаконным, был произведен перерасчет потребления электроэнергии, который составил 780 кВт. В августе 2016 г. ФИО2 было произведено начисление по акту о неучтенном потреблении электроэнергии от ДД.ММ.ГГГГ, объем потребленной электроэнергии составил 50 400 кВт. В декабре 2016 г. на основании решения Ачинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ о признании акта о неучтенном потреблении электроэнергии незаконным, был произведен перерасчет потребления электроэнергии, который составил 658 кВт. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика была направлена претензия о погашении образовавшейся задолженности, однако до настоящего времени задолженность не погашена. В связи с чем, общество просит взыскать с ФИО2 сумму задолженности в размере 1 606 655,98 руб., а также расходы, понесенные по оплате государственной пошлины при обращении в суд в размере 16 233,28 руб. (л.д.3-4).

ФИО2 обратилась в суд со встречным иском к АО «Красноярская Региональная Энергетическая Компания» (АО «КрасЭКо»), ПАО «Красноярскэнергосбыт» о признании акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ и начисления электроэнергии по причине истечения срока проверки трансформаторов тока незаконными, мотивируя требования тем, что принадлежащий ей комплекс электрической энергии не был включен в план-график проверок на июль 2016 г., о порядке и сроках проведения проверки она не была уведомлена надлежащим образом, в связи с этим, ответчик нарушил ее права потребителя, просит признать незаконными акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленный АО «КрасЭКо», и начисление электроэнергии по причине истечения срока проверки трансформаторов тока, обязать ПАО «Красноярскэнергосбыт» произвести перерасчет задолженности по оплате услуг электроэнергии на сумму 1 606 655,98 руб. (л.д.117).

Представитель истца ПАО «Красноярскэнергосбыт» ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 79), в судебном заседании исковые требования ПАО «Красноярскэнергосбыт» поддержала по аналогичным основаниям, по иску ФИО2 возражала, указав, что ДД.ММ.ГГГГ сетевой организацией был составлен акт проверки, из которого следует, что межповерочный интервал трансформаторов тока на объекте ФИО2 истек, в связи с чем, ей выдано предписание об устранении выявленных нарушений. В августе 2016 г. трансформаторы тока были переустановлены. В силу Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» в случае неисправности, утраты или истечения срока межповерочного интервала расчетного прибора учета либо его демонтажа в связи с поверкой, ремонтом или заменой определение объема потребления электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии осуществляется в порядке, установленном пунктом 166 настоящего документа для случая не предоставления показаний прибора учета в установленные сроки. В связи с чем, и был произведен перерасчет. Кроме того, в соответствии с положениями Постановления , уведомление потребителя о дате и времени проведения проверки приборов учета необходимо только тогда, когда для проведения проверки сетевой организации требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя. В данном случае ФИО2 присутствовала при проведении проверки, то есть факт уведомления не имеет юридического значения. В связи с чем, в удовлетворении иска ФИО2 просит отказать в полном объеме, исковые требования ПАО «Красноярскэнергосбыт» удовлетворить.

Ответчик- истец по встречному иску ФИО2, ее представитель адвокат Леонович А.П., действующий на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.75), по исковым требованиям ПАО «Красноярскэнергосбыт» возражали, исковые требования ФИО2 поддержали. Представитель Леонович А.П. дополнительно пояснил, что по результатам внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ у ФИО2 было выявлено нарушение – истек межповерочный интервал трансформаторов тока, сорвана пломба на щите с трансформаторами тока. По результатам проверки было составлено два акта: акт о неучтенном потреблении электроэнергии от ДД.ММ.ГГГГ, который решением Ачинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ был признан незаконным, и акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ Считает акт от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, так как внеплановая проверка была проведена с существенными нарушениям, а именно комплекс электроэнергии не был включен в план-график проверок на июль 2016 года. ФИО2 не была в установленном порядке уведомлена о порядке и сроках проведения проверки. Аналогичные нарушения при проверке законности акта о неучтенном потреблении электроэнергии от ДД.ММ.ГГГГ уже являлись предметом судебного разбирательства, в связи с чем, акт от ДД.ММ.ГГГГ также является незаконным. Кроме того, ФИО2 вынесено предписание о приведении измерительного комплекса в соответствие, которое было выполнено, в связи с чем, основания для начисления задолженности отсутствуют. Ответчик ФИО2 также указала, что доводы представителя истца о том, что интервал поверки трансформаторов тока составляет 4 года ничем не подтверждены. Ей было сообщено при последней поверке приборов учета при их замене в 2011 г., в том числе и трансформаторов тока, представителем сетевой организации, что срок поверки приборов учета составляет 8 лет, в связи с чем, она полагала, что срок поверки и трансформаторов тока такой же. Считает, что ее должны были уведомить о проведении проверки, а также об истечении срока поверки прибора учета. Также она не согласна с определенным истцом периодом исчисления задолженности, так как с ДД.ММ.ГГГГ она стала обращаться в сетевую организацию с заявлением о допуске системы учета и ее опломбировке, однако эти действия были совершены только ДД.ММ.ГГГГ после предъявления ею претензии. Настаивали на удовлетворении исковых требований ФИО2 и просили отказать в иске ПАО «Красноярскэнергосбыт».

Представитель ответчика АО «Красноярская Региональная Энергетическая Компания» (далее АО «КрасЭКо») ФИО3, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.186), в судебном заседании исковые требования ПАО «Красноярскэнергосбыт» поддержал, по иску ФИО2 возражал, указав, что потребление электроэнергии с использованием прибора учета трансформаторов тока, у которых истек межповерочный интервал, выделено среди фактов безучетного потребления в отдельную категорию нарушений, для таких случаев определен самостоятельный способ определения объема потребленной электроэнергии. В соответствии с п.179 Правил в случае неисправности, утраты или истечения срока межповерочного интервала расчетного прибора учета либо его демонтажа в связи с поверкой, ремонтом или заменой, определение объема потребления электроэнергии и оказанных услуг осуществляется в порядке установленном п.166 Правил для случая непредставления показаний приборов учета в установленные сроки. Таким образом, определение объема электроэнергии осуществляется с даты выхода расчетного прибора учета из строя вплоть до допуска расчетного прибора учета в эксплуатацию. Полагает, что при проведении проверки, составлении акта от ДД.ММ.ГГГГ АО «КрасЭКо» нарушений законодательства допущено не было, поэтому просит в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказать.

Выслушав представителя истца, ответчика, ее представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования ПАО «Красноярскэнергосбыт» подлежащими удовлетворению, исковые требования ФИО2 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 539 ГК РФ, по договору электроснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

На основании ст. 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов, оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации, в том числе, о неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих в пользовании энергией (п. 1 ст. 543 ГК РФ).

В силу п. 1 ст. 547 ГК РФ, в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб.

Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике утверждает Правила оптового рынка и основные положения функционирования розничных рынков.

Постановлением Правительства Российской Федерации "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" от ДД.ММ.ГГГГ N 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения).

Согласно пункту 136 Основных положений, определение объема потребления электрической энергии мощности) на розничных вышках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, осуществляется на основании данных, полученных с использованием приборов учета, в т.ч. включенных в состав измерительных комплексов, при отсутствии приборов учета и в определенных в настоящем разделе случаях - путем применения расчетных способов, предусмотренных настоящим документом и приложением N 3.

Для учета электрической энергии в точках присоединения объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации к объектам электросетевого хозяйства другой сетевой организации подлежат использованию приборы учета, соответствующие требованиям, предусмотренным пунктом 139 настоящего документа (п.140 Основных положений).

Собственник прибора учета несет обязанность по обеспечению эксплуатации такого прибора учета, а если такой прибор учета входит в состав измерительного комплекса или системы учета - также по поверке измерительных трансформаторов (п.145 Основных положений).

Достоверность сведений, полученных с помощью приборов учета, обеспечивается путем соблюдения сторонами нормативно установленных требований к техническим характеристикам приборов, порядку их установки и принятию в эксплуатацию, периодичности поверки и сохранению средств маркировки, сохранности в ходе эксплуатации.

Так пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" установлено, что средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, в процессе эксплуатации подлежат периодической поверке. Юридические лица, применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.

Результатом поверки является подтверждение пригодности средства измерений к применению или признание средства измерений непригодным к применению (пункт 1.7 Порядка проведения поверки средств измерений, утвержденного приказом Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ N 125).

В силу пунктов 2.11.9, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, 2.11.7 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ N 6 (далее - ПТЭЭП) поверка расчетных средств учета электрической энергии проводится в сроки, устанавливаемые государственными стандартами. Собственник прибора учета обязан осуществлять поверку расчетных счетчиков, по которым производится расчет между энергоснабжающими организациями и потребителями. Использование расчетных информационно-измерительных систем, не прошедших метрологическую аттестацию, не допускается. Измерительные трансформаторы тока и напряжения относятся к встроенным в энергооборудование средствам электрических измерений и подлежат поверке.

Поверка средств измерений - это установление органом государственной метрологической службы (или другим официально уполномоченным органом, организацией) пригодности средства измерений к применению на основании экспериментально определяемых метрологических характеристик и подтверждения их соответствия установленным обязательным требованиям. Поверка средств измерений, находящихся в эксплуатации выполняется через межповерочные интервалы времени, которые устанавливаются нормативными документами по поверке в зависимости от стабильности того или иного средства измерений и могут устанавливаться от нескольких месяцев до нескольких лет (пункты 13.15, 13.17 Рекомендаций по межгосударственной стандартизации "Государственная система обеспечения единства измерения. Метрология. Основные термины и определения. РМГ 29-99", введенных в действие Постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ N 139-ст).

В связи с изложенным по истечении срока поверки прибора учета его показания о количестве поставленного энергоресурса не могут считаться достоверными, что фактически означает отсутствие прибора учета.

В соответствии с п. 26 Приказа Минпромторга России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке» в случае наличия в методике поверки указания в поле знака поверки размещается информация о квартале или месяце года нанесения знака поверки, в частности: - указание месяца поверки наносится в случаях, когда межповерочный интервал не превышает 3 лет; - если длительность межповерочного интервала превышает 3 года, но не более 10 лет, указывается квартал; - в случае если длительность межповерочного интервала превышает 10 лет, месяц или квартал не указываются. Изображение знака поверки должно оставаться четким на всем протяжении межповерочного интервала.

Согласно подп. «б» п. 14 Приказ Минпромторга России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке» срок действия результатов поверки средств измерений устанавливается: для средств измерений, на которые выдается свидетельство о поверке с нанесенным знаком поверки, - до даты, указанной в свидетельстве о поверке средств измерений; для средств измерений, на которые наносится знак поверки, но при этом свидетельство о поверке с нанесенным знаком поверки не выдается: для знака поверки с указанием квартала выполнения поверки - до конца квартала, предшествующего кварталу поверки, с учетом межповерочного интервала.

Как следует из материалов дела, между ПАО «Красноярскэнергосбыт» и ФИО2ДД.ММ.ГГГГ заключен договор на электроснабжение. Из пункта 1.1 Договора следует, что Гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечивать передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а Абонент обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.

Также по условиям договора Абонент обязуется обеспечить за свой счет сохранность, целостность и обслуживание (поверку, калибровку, замену) приборов учета и иных элементов измерительных комплексов (п. 5.1.8).

Разделом 6 договора определено, что электроустановки абонента должны быть обеспечены необходимыми приборами учета электроэнергии для расчетов с гарантирующим поставщиком (п.6.1.).

Учет отпущенной и потребленной электрической энергии осуществляется приборами учета и расчетными методами, указанными в приложении к договору (п.6.2.).

Электросчетчики, измерительные трансформаторы в процессе эксплуатации должны иметь пломбы с клеймом госповерителя с давностью, не превышающей указанную в паспорте на данный электросчетчик, трансформатор тока (п. 6.4.).

Периодическая государственная поверка, техническое обслуживание прибора учета и иных элементов измерительных комплексов осуществляется за счет абонента в сроки, определенные действующей нормативно-технической документацией, а также паспортными данными устройств (п. 6.5.).

В Приложении к Договору № от ДД.ММ.ГГГГ объектами электроснабжения являются – шиномонтажная мастерская и гараж в г/о , шоссе Нефтянников <адрес> (л.д.11 оборот листа).

ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным сотрудником АО «КРАСЭКО», составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ внеплановой проверки приборов учета ФИО2, а именно прибора учета Меркурий 230 АМ-03 , трансформаторов тока , <адрес>, установленных в измерительном комплексе по адресу: <адрес> 29, в ходе которой установлено, что истек срок межповерочного интервала приборов учета трансформаторов тока в 1 квартале 2015 г., в связи с чем необходимо заменить эти приборы учета, так как они не соответствуют требованиям нормативно- технической документации и не пригодны для осуществления расчетов за потребленную электроэнергию и оказанные услуги по передаче электроэнергии (л.д.23). Данный акт составлен в присутствии ФИО2 и ею подписан.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 подано заявление о направлении специалиста для допуска системы учета на объекте по адресу: <адрес>, шоссе Нефтянников (л.д.189)

Из акта замены измерительного комплекса электрической энергии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что прибор учета электроэнергии по адресу: <адрес>, шоссе Нефтянников, ГО необходимо привести в соответствие с нормативно-технической документацией, установить трансформатор тока мощностью 150/5 (л.д.188).

ДД.ММ.ГГГГ абонент ФИО2 подала повторное заявление на оформление допуска прибора учета и проведение опломбировки (л.д.190).

Из акта /М/02 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что произведена проверка приборов учета измерительного комплекса ФИО2, а именно прибора Меркурий 230 АМ-03 , а также трансформаторов тока , , для осуществления расчетов за потребленную электроэнергию и оказанные услуги по передаче электроэнергии, установлено их соответствие требованиям нормативно-технической документации, неучтенное потребление электроэнергии не выявлено (л.д.24), в связи с чем расчет задолженности за потребление электроэнергии, в связи с истечением срока межпроверочного интервала, произведен по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

Доводы ФИО2 о том, что опломбировка была произведена намного позднее ее обращения в сетевую организацию, суд во внимание не принимает, так как в силу п.153 Основных положений предлагаемые дата и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, не может быть ранее 5 рабочих дней и позднее 15 рабочих дней со дня направления заявки.

Из представленных ответчиком документов видно, что ДД.ММ.ГГГГ приборы учета не были введены в эксплуатацию, так как необходимо было установить трансформаторы тока 150/5, вместо представленных для проверки 100/5. ДД.ММ.ГГГГ в связи с монтажом приборов учета трансформаторов тока на объекте шиномонтажная мастерская, ФИО2 подано заявление в АО «КрасЭКо» о направлении специалистов для допуска системы учета. ДД.ММ.ГГГГ ею предъявлена претензия об отсутствии опломбировки (л.д.188-190), актом от ДД.ММ.ГГГГ проверка приборов учета произведена, приняты в эксплуатацию без замечаний (л.д.24). Поэтому судом не усматривается нарушение АО «КрасЭКо» сроков проведения процедуры допуска приборов учета.

Кроме того, в этот же день ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт о неучтенном потреблении электроэнергии, в связи с повреждением пломбы на щите с трансформаторами тока (л.д.163).

Решением Ачинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ данный акт был признан незаконным (л.д.84-90).

В соответствии с пунктом 179 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" в случае неисправности, утраты или истечения срока межповерочного интервала расчетного прибора учета определение объема потребления электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии осуществляется в порядке, установленном пунктом 166 настоящего документа для случая не предоставления показаний прибора учета в установленные сроки.

Пунктом 166 вышеуказанного Постановления предусмотрено, что в случае непредставления потребителем показаний расчетного прибора учета в установленные сроки и при отсутствии контрольного прибора учета:

для 1-го и 2-го расчетных периодов подряд, за которые не предоставлены показания расчетного прибора учета, объем потребления электрической энергии, а для потребителя, в расчетах с которым используется ставка за мощность, - также и почасовые объемы потребления электрической энергии, определяются исходя из показаний расчетного прибора учета за аналогичный расчетный период предыдущего года, а при отсутствии данных за аналогичный расчетный период предыдущего года - на основании показаний расчетного прибора учета за ближайший расчетный период, когда такие показания были предоставлены;

для 3-го и последующих расчетных периодов подряд, за которые не предоставлены показания расчетного прибора учета, объем потребления электрической энергии определяется расчетным способом в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 приложения N 3 к настоящему документу. Максимальная мощность энергопринимающих устройств в точке поставки потребителя определяется в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 приложения N 3 к настоящему документу.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 приложения N 3 к настоящему документу в случаях, предусмотренных пунктами 166, 178, 179, 181 и 195 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии объем потребления электрической энергии (мощности) в соответствующей точке поставки определяется если в договоре, обеспечивающем продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, имеются данные о величине максимальной мощности энергопринимающих устройств в соответствующей точке поставки, по формуле, где - максимальная мощность энергопринимающих устройств, относящаяся к соответствующей точке поставки; T - количество часов в расчетном периоде, при определении объема потребления электрической энергии (мощности) за которые в соответствии с пунктами 166, 178, 179 и 181 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии подлежат применению указанные в настоящем приложении расчетные способы.

Поскольку срок межповерочного интервала прибора учета истек, истцом произведен расчет стоимости оказанных услуг расчетным способом в соответствии с пунктами 179, 166 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" по формуле: W=Р макс х Т, где: Р макс - максимальная мощность энергопринимающих устройств, Т - количество часов в расчетном периоде, но не более 8760 часов исходя из следующего расчета.

За январь, февраль 2016 г. исходя из показаний расчетного прибора учета за аналогичный расчетный период 2015 года, в январе 2016 г. – 495 кВт ч., в феврале 2016 г. – 310 кВт ч.

В марте 2016 г. размер потребления определен расчетным способом в соответствии с подп. «а» п.1 приложения Основных положений и приложения к договору на энергоснабжение, из которого следует, что режим работы объекта «Магазин» 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.

Ранее предъявляемый объем составил 1 546 кВт ч, в связи с чем, объем потребления за вычетом ранее предъявляемого объема составил (100 кВт х 31 д. х 24ч) – 1 546 кВт ч = 72 854 кВт ч.

Расчет с апреля 2016 г. по июль 2016 г. произведен аналогичным образом.

В июле 2016 г. произведено начисление по акту о безучетном потреблении электроэнергии от ДД.ММ.ГГГГ общим объемом 223 931 кВт ч., а в августе 2016 г. – 50 400 кВт ч. В декабре 2016 г., в связи с вступлением в законную силу решения Ачинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ о признании акта от ДД.ММ.ГГГГ незаконным произведен перерасчет потребления, который в июле 2016 г. составил 780 кВт ч, а в августе 2016 г. – 155 кВт ч.

Всего за период с января 2016 г. по август 2016 г. по акту от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2 числится задолженность сумме 1 606 655,98 руб.

Представленный расчет ответчиком не оспорен и судом признан законным и обоснованным.

Рассматривая встречные исковые требования ФИО2 о признании незаконным акта проверки, обязании произвести перерасчет начисленной задолженности по оплате электроэнергии, суд считает их необоснованными исходя из следующего.

То обстоятельство, что сетевая организация в нарушение требований п.155 Основных положений не информировала собственника прибора учета о необходимости своевременного проведения очередной поверки прибора учета, не исключает ответственность собственника прибора учета.

В соответствии с пунктами 145, 180 Основных положений обязанность по обеспечению эксплуатации (осмотра, проведения своевременной поверки) установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета несет его собственник, который при выявлении фактов неисправности (утраты) прибора учета, истечения межповерочного интервала обязан немедленно сообщить об этом другой стороне по договору энергоснабжения.

Аналогичная обязанность предусмотрена пунктом 81 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354, согласно которому оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Право собственности предполагает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий, но и несение бремени содержания принадлежащего ему имущества. Правило о несении собственником такого бремени закреплено в ст. 210 ГК РФ и является базовым для дальнейшего законодательного и договорного регулирования обязанностей собственника (Постановление Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 6-П).

То обстоятельство, что количество расчетной энергии превышает во много раз фактическое потребление, не имеет в данном случае правового значения.

Истечение межповерочного интервала прибора учета лишает законной силы учет электроэнергии, осуществляемый данным прибором, что свидетельствует о неправомерном пользовании потребителем электрической энергией и использование приборов учета с пропущенным сроком поверки для осуществления расчетов. Показания о количестве поставленного энергоресурса сами по себе не могут признаваться достоверными по истечении срока поверки средств измерений.

Доводы ФИО2 и ее представителя о том, что в связи с признанием судом незаконным акта от ДД.ММ.ГГГГ о безучетном потреблении электрической энергии, автоматически делает незаконным и составленный в этот день акт проверки приборов учета, судом отклоняются, поскольку согласно пунктам 145, 155 Основных положений, истечение срока межповерочного интервала заключается в пропуске срока госповерки, что является подтверждением несоответствия требованиям нормативно-технической документации приборов учета принадлежащего ФИО2 измерительного комплекса, и является основанием для расчета объема потребления электрической энергии (мощности) в соответствии с пунктом 179 Основных положений.

Суд считает необходимым отметить, что ответчиком допускается смешение понятий «безучетное потребление электрической энергии» и «потребление электрической энергии при истечение межповерочного интервала прибора учета» и относит нарушение при истечении межповерочного интервала к категории безучетного потребления, в то время как законодатель разделяет указанные понятия, наделяя каждое из них самостоятельным содержанием, основанием начисления, расчетным способом и оформлением.

Так, согласно определению, содержащемуся в пункте 2 Основных положений «безучетное потребление» - это потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя). В то время как видно из пунктов 145, 155 Основных положений суть истечения срока межповерочного интервала заключается в пропуске срока госповерки, что указывает на несоответствие приборов учета требованиям нормативно-технической документации.

Также имеются различия в основаниях начислений по этим нарушениям: основанием для расчета в связи с истечением межповерочного интервала является пункт 179 Основных положений; основанием для расчета объема безучетного потребления электроэнергии является пункт 195 Основных положений.

Законодательно не предусмотрено определенного вида фиксации нарушений, расчетный метод за которое предусмотрен п. 179 Основных положений. Таким образом, в случае истечения межповерочного интервала составляется только акт проверки расчетных приборов учета.

В соответствии с п.145 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.

Эта обязанность абонента включена в п. 5.1.8 договора на электроснабжение, заключенного с ФИО2

При этом под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих, в том числе, осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.

Из акта Л08-11 приемки в эксплуатацию приборов коммерческого учета потребителей от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на объекте – магазин, расположенном по адресу: <адрес>, шоссе Нефтянников, ГО , принадлежащем ФИО2, во втором квартале 2011 г. установлен счетчик Меркурий 230 АМ03 (л.д.123).

Обосновывая свою позицию по иску ПАО «Красноярскэнергосбыт» и встречным требованиям, ФИО2 и ее представитель заявили, что в данном акте в разделе 4.3 в графе дата гос. поверки - стоит прочерк, следовательно, обязанность по поверке на нее никто не возлагал.

Суд данные возражения также не принимает, так как они основаны на неправильном прочтении документа, раздел 4.3 акта приемки в эксплуатацию, говорит о требованиях, предъявляемых к измерительным трансформаторам, которых у ФИО2 измерительном комплексе нет.

Возражая против требований ПАО «Красноярскэнергосбыт» ФИО2 также указала, что установкой спорных приборов учета в 2011 г. занималась ни она, ей позвонил знакомый ФИО4, который сообщил, что у нее будут производить замену приборов учета, ею эти приборы не приобретались. При смене приборов ей был указан срок поверки через 8 лет, поэтому она полагала, что этот срок установлен в отношении всех приборов на подстанции. В отсутствие проверок длительное время со стороны сетевой организации и уведомления об истечении срока поверки, она не имела возможности своевременно узнать об истечении срока и провести поверку приборов учета.

Однако указанные обстоятельства отрицались представителем АО «КрасЭКо», пояснившим, что замена приборов учета сетевой организацией и за их счет осуществляется на трансформаторных подстанциях, находящихся в ведении АО «КрасЭКо», заменой остальных приборов на частных объектах занимаются собственники этих объектов и измерительных комплексов. Представителем ПАО «Красноярскэнергосбыт» указано, что у них имеется лаборатория, которая занимается коммерческой деятельностью, продажей приборов учета организациям и физическим лицам, в этой лаборатории могла приобрести приборы в 2011 г. и ФИО2 Услуги по установке этих приборов обществом не оказываются.

Вместе с тем, суд считает, что данные доводы ответчика противоречат требованиям п. 155 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 442, которым определено, что в целях информирования собственника прибора учета о необходимости своевременного проведения очередной поверки прибора учета, измерительных трансформаторов сетевая организация при проведении проверки прибора учета уведомляет собственника такого прибора учета о необходимости своевременного проведения очередной поверки прибора учета, измерительных трансформаторов путем соответствующего указания в акте проверки прибора учета. Такое уведомление должно быть сделано, если до проведения очередной поверки прибора учета осталось менее 1 календарного года, и проведение проверки прибора учета до наступления срока проведения очередной поверки не планируется.

Исходя из положений указанной нормы, суд полагает, что не исключается обязанность собственника измерительного комплекса контролировать срок последующей поверки приборов учета и ее проведение в отсутствие информирования и проверок со стороны сетевой организации.

Кроме этого, при рассмотрении дела ответчик ФИО2 поясняла, что технические паспорта, из которых можно было бы увидеть заявленный интервал между поверками, на установленные в 2011 г. трансформаторы тока в настоящее время утрачены ею при рассмотрении данного дела, у сетевой организации данные документы также отсутствуют.

В то же время представителем ПАО «Красноярскэнергосбыт» в материалы дела представлено свидетельство об утверждении типа средств измерений, выданное Федеральным агентством по техническому регулированию метрологии, в соответствии с которым интервал между поверками на аналогичный установленным у ФИО2 трансформаторам тока Т-0,66 составляет 4 года (л.д.131-134), что подтверждает обоснованность претензий АО «КрасЭко» и ПАО «Красноярскэнергосбыт» к ФИО2 при эксплуатации приборов учета на ее измерительном комплексе и объекте недвижимости, в связи с чем, у суда имеются основания для взыскания с потребителя ФИО2 задолженности за потребленную электрическую энергию исходя из спорного акта и произведенного расчета.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Платежным поручением ПАО «Красноярскэнергосбыт» за подачу искового заявления в суд оплачена государственная пошлина в размере 16 233,28 руб. (л.д.5), которая подлежит взысканию с ответчика.

Таким образом, исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств и требований закона, суд считает необходимым исковые требования ПАО «Красноярскэнергосбыт» удовлетворить, взыскать с ФИО2 в пользу ПАО «Красноярскэнергосбыт» задолженность за потребленную электрическую энергию в сумме 1 606 655,98 руб., возврат госпошлины в сумме 16 233,28 руб., в удовлетворении встречных исковых требований ФИО2 отказать.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ПАО «Красноярскэнергосбыт» удовлетворить.

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Публичному акционерному обществу «Красноярскэнергосбыт», Акционерному обществу «Красноярская региональная энергетическая компания» о признании незаконным акта проверки, обязании произвести перерасчет начисленной задолженности по оплате электроэнергии отказать.

Взыскать с ФИО2 в пользу Публичного акционерного общества «Красноярскэнергосбыт» задолженность за потребленную электроэнергию в сумме 1 606 655,98 руб., возврат государственной пошлины в сумме 16 233,28 руб., всего 1 622 889 (один миллион шестьсот двадцать две тысячи восемьсот восемьдесят девять) рублей 26 копеек.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.

Судья Н.В. Панченко