ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-480(2022 от 11.01.2022 Мотовилихинского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2- 480(2022)

59RS0005-01-2021-006990-70

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 января 2022 года

Мотовилихинский районный суд г.Перми в составе :

председательствующего судьи Парыгиной М.В.

при секретаре Говорухиной Е.И.,

с участием истца Постнова В.А.,

представителя ответчика Ледяевой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Постнова Владимира Анатольевича к Банку ВТБ (ПАО) о взыскании денежных средств,

у с т а н о в и л:

Постнов В.А. обратился в суд с иском к Банку ВТБ (ПАО) о взыскании денежных средств, указав в заявлении, что между истцом и ответчиком заключены договоры банковского обслуживания, на основании которых были открыты лицевые счета и .

23.03.2021 с указанных выше банковских счетов были похищены, принадлежащие истцу денежные средства на сумму 544000 рублей, а также кредитные денежные средства на сумму 94950 рублей, всего на общую сумму 638950 руб. При этом распоряжений на списание денежных средств истец не давал.

19.04.2021 следователем ОРПОТ Мотовилихинского района СУ УМВД России по г. Перми ФИО10 было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «в», «г» ч.3 ст.158 УК РФ по факту хищения денежных средств истца со счетов Банка ВТБ (ПАО), по которому истец признан протерпевшим.

Истец считает, что поскольку условия договора и Правила дистанционного банковского обслуживания физических лиц в Банке ВТБ (ПАО) истцом не нарушались, то хищение денежных средств со счетов произошло вследствие ненадлежащего оказания услуг ответчиком.

Просит суд взыскать с ответчика Банк ВТБ (ПАО) в свою пользу 638950 рублей.

Истец Постнов В.А. в судебном заседании пояснил, что 23.03.2021 у него были похищены, списаны денежные средства со счетов в Банке ВТБ (ПАО) в пользу третьих лиц. По данному факту заведено уголовное дело, где он признан потерпевшим. Полагает, что хищение произошло по вине ответчика, который не обеспечил сохранность его имущества. Просил удовлетворить требование в полном объеме.

Представитель ответчика Ледяева Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась, просила отказать в удовлетворении требований, поддержала доводы письменных возражений на иск, из которых следует, что 23.03.2021 г. общая сумма списаний со счетов истца на счета третьих лиц составила 543000 рублей. Банк, осуществляя спорные операции, действовал в рамках действующего законодательства, исполняя свои обязательства в силу закона и в соответствии с условиями договора с клиентом, в связи с чем отсутствуют основания для признании действий банка незаконными.

Оспариваемые истцом операции были совершены после авторизации с вводом кода подтверждения, оправленного Банком Истцу на мобильное устройство - Xiaomi Redmi Note 4, добавленное Клиентом в Системе ВТБ-Онлайн к Push-уведомлениям/ Push-кодам (28.02.2018 18:12:03 часов Клиентом были произведены настройки о подключении мобильного устройства Xiaomi Redmi Note 4 к Push-кодам, о чем Клиент 28.02.2018 18:12:03 часов был уведомлен Банком путем направления на его доверенный номер телефона СМС уведомления следующего содержания: «Уважаемый клиент, устройство Xiaomi Redmi Note 4 подключено к Push-кодам»).

23.03.2021 г. вход в Систему ВТБ-Онлайн зафиксирован Банком, о чем 23.03.2021 12:11:50 часов Банком направлено Push/-/SMS на доверенный номер телефона Клиента и подключенное им к Push-уведомлениям мобильное устройство Xiaomi Redmi Note 4.

Истец не представил суду доказательства того, что возникновение убытков на стороне истца произошли вследствие виновных действий банка или вследствие неисполнения банком условий договора с истцом (л.д. 44-48).

Выслушав, истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

Согласно п. 1-3 ст.845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Банк может использовать имеющиеся на счет денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами.

Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.

Согласно ст. 846 ГК РФ при заключении договора банковского счета клиенту или указанному им лицу открывается счет в банке на условиях, согласованных сторонами.

Банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.

Банк не вправе отказать в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом, учредительными документами банка и выданным ему разрешением (лицензией), за исключением случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка возможности принять на банковское обслуживание либо допускается законом или иными правовыми актами.

В соответствии со ст. 847 ГК РФ права лиц, осуществляющих от имени клиента распоряжения о перечислении и выдаче средств со счета, удостоверяются клиентом путем представления банку документов, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и договором банковского счета. Клиент может дать распоряжение банку о списании денежных средств со счета по требованию третьих лиц, в том числе связанному с исполнением клиентом своих обязательств перед этими лицами. Банк принимает эти распоряжения при условии указания в них в письменной форме необходимых данных, позволяющих при предъявлении соответствующего требования идентифицировать лицо, имеющее право на его предъявление. Договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи (пункт 2 статьи 160), кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом.

Согласно ст. 848 ГК РФ банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное.

Согласно ст. 854 ГК РФ списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.

Из положений ст. 5 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" следует, что оператор по переводу денежных средств осуществляет перевод денежных средств по распоряжению клиента (плательщика или получателя средств), оформленному в рамках применяемой формы безналичных расчетов (далее - распоряжение клиента). Перевод денежных средств осуществляется за счет денежных средств плательщика, находящихся на его банковском счете или предоставленных им без открытия банковского счета. Перевод денежных средств осуществляется в рамках применяемых форм безналичных расчетов посредством зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств, выдачи получателю средств наличных денежных средств либо учета денежных средств в пользу получателя средств без открытия банковского счета при переводе электронных денежных средств. Внесение наличных денежных средств на свой банковский счет или получение наличных денежных средств со своего банковского счета у одного оператора по переводу денежных средств не является переводом денежных средств.

В силу ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ если иное не обусловлено применяемой формой безналичных расчетов или федеральным законом, безотзывность перевода денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, наступает с момента списания денежных средств с банковского счета плательщика.

В соответствии с п. 2.3 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Центральным Банком РФ 19.06.2012 N 383-П, удостоверение права распоряжения денежными средствами при приеме к исполнению распоряжения в электронном виде осуществляется банком посредством проверки электронной подписи, аналога собственноручной подписи и (или) кодов, паролей, иных средств, позволяющих подтвердить, что распоряжение в электронном виде подписано и (или) удостоверено в соответствии с п 1.24 настоящего Положения.

Пунктом 4.2 Положения об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Центральным Банком РФ 15.10.2015 N 499-П, при совершении операций с использованием платежной (банковской) карты без участия уполномоченного сотрудника кредитной организации идентификация клиента проводится кредитной организацией на основе реквизитов платежной (банковской) карты, а также кодов и паролей. В указанном случае идентификация представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится.

Порядок осуществления кредитными организациями операций с платежными картами установлен Положением ЦБ РФ от 24 декабря 2004 года N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт".

Согласно п. 1.12. указанного Положения клиент совершает операции с использованием расчетных (дебетовых) карт, кредитных карт по банковскому счету (далее - соответственно счет физического лица, индивидуального предпринимателя, юридического лица), открытому на основании договора банковского счета, предусматривающего, кредитных?совершение операций с использованием расчетных (дебетовых) карт, заключаемого в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации

Согласно п. 2.10. Положения клиенты могут осуществлять операции с использованием платежной карты посредством кодов, паролей в рамках процедур их ввода, применяемых в качестве АСП и установленных кредитными организациями в договорах с клиентами.

В соответствии с п.1.24,2.3 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Банком России 19 июня 2012 года за N 383-П, указано, что распоряжение плательщика в электронном виде подписывается электронной(электронными подписями), аналогом собственноручной подписи (аналогами собственноручных подписей) и (или) удостоверяются кодами, паролями и иными средствами, позволяющими подтвердить, что распоряжение (реестр) составлено (составлен) плательщиком или уполномоченным на это лицом (лицами).

Удостоверение права распоряжения денежными средствами при приеме к исполнению распоряжения в электронном виде осуществляется банком посредством проверки электронной подписи, аналога собственноручной подписи и (или) кодов, паролей, иных средств, позволяющих подтвердить, что распоряжение в электронном аиле составлено лицом (лицами), указанным (указанными) в пункте 1.24 Положения

В судебном заседании установлено, что на основании заявления истца от 25.11.2016 с Банком ВТБ 24 (ПАО) заключен договор комплексного обслуживания физических лиц в Банке ВТБ (ПАО) на основании заявления клиента. Также 15.06.2018 на основании Анкеты-Заявления Истца Постнова В.А. заключены индивидуальные условия выпуска и обслуживания кредитной карты, с условиями которых истец был ознакомлен, о чем имеется его подпись.

Подписав указанное заявление Клиент подтвердил, что присоединился к Правилам предоставления ВТБ24-Онлайн физическим лицам в ВТБ 24 (ПАО) в порядке, предусмотренном статьей 428 Гражданского кодекса Российской Федерации, что все положения Правил и тарифов ему разъяснены в полном объеме, включая порядок внесения изменений в Правила и тарифы. Указанное заявление вместе с Правилами и тарифами представляет собой Договор комплексного обслуживания физических лиц в ВТБ 24 (ПАО) между Клиентом и Банком.

Система «ВТБ-онлайн» с учетом вышеуказанных положений законодательства является электронным средством платежа.

Согласно п. 1.2 Правил дистанционного банковского обслуживания физических лиц в Банке ВТБ (ПАО) в редакции, действующей на дату совершения спорных операций, действие этих Правил распространяется на Клиентов, в т.ч. присоединившихся к Правилам предоставления ВТБ24-Онлайн физическим лицам в ВТБ 24 (ПАО) до 31.12.2017 г.

В рамках указанного Договора комплексного обслуживания физических лиц в Банке ВТБ (ПАО) (Далее - ДКО) Клиенту был открыт счет , предоставлен доступ в Систему ВТБ-Онлайн. К указанному счету на основании заявления Клиента от 08.05.2018г. ему была выдана банковская карта .

В рамках ДКО Клиенту 15.06.2018 г. открыт счет .

В рамках ДКО на основании заявления клиента от 15.06.2018 г. об открытии в Банке ВТБ (ПАО) счета физического лица ему был открыт счет , выдана кредитная карта .

В рамках ДКО Клиенту 08.08.2019 г. открыт счет .

23.03.2021 г. в 12:39:28 часов исполнено распоряжение клиента посредством сервиса «Система быстрых платежей (СБП)» был осуществлен перевод денежных средств 60 000 руб. с его счета физическому лицу (получатель: ФИО12),

23.03.2021 г. в 12:39:58 часов исполнено распоряжение клиента посредством сервиса «Система быстрых платежей (СБП)» был осуществлен перевод денежных средств 60 ООО руб. с его счета физическому лицу (получатель: ФИО13),

23.03.2021 12:39:58 часов со счета клиента банком списана комиссия за перевод в размере 100 руб.,

23.03.2021 г. в 12:40:21 часов исполнено распоряжение клиента посредством сервиса «Система быстрых платежей (СБП)» был осуществлен перевод денежных средств 60 000 руб. с его счета физическому лицу (получатель: ФИО14)

23.03.2021 г. 12:40:21 часов со счета клиента банком списана комиссия за перевод в размере 300 руб.,

23.03.2021 г. в 12:40:59 часов исполнено распоряжение клиента посредством сервиса «Система быстрых платежей (СБП)» был осуществлен перевод денежных средств 60 000 руб. с его счета физическому лицу (получатель: ФИО15),

23.03.2021 г. 12:40:59 часов со счета Клиента Банком списана комиссия за перевод в размере 300 руб.

23.03.2021 г. в 12:41:47 часов исполнено распоряжение клиента посредством сервиса «Система быстрых платежей (СБП)» был осуществлен перевод денежных средств 60 000 руб. с его счета физическому лицу (получатель: ФИО16)

23.03.2021 г. 12:41:47 часов со счета клиента банком списана комиссия за перевод в размере 300 руб.,

23.03.2021 Г. 12:42:03 часов со счета клиента осуществлен перевод 200 000 руб. на его счет в банке ,

23.03.2021 г. 12:42:03 часов списанные со счета в сумме 200 000 руб. поступили на счет клиента в банке ,

23.03.2021 г. 12:42:46 часов списанные со счета руб. поступили на счет клиента в банке , к которому банком выпущена и выдана клиента банковская карта ,

23.03.2021 г. 12:43:32 часов банком исполнено распоряжение клиента о перечислении с его банковской карты денежных средств в сумме 60 750 руб. на банковскую карту счет ,

23.03.2021 г. 12:44:12 часов банком исполнено распоряжение клиента о перечислении с его банковской карты денежных средств в сумме 60 750 руб. на банковскую карту/счет ,

23.03.2021 г. 12:44:32 часов банком исполнено распоряжение клиента о перечислении с его банковской карты денежных средств в сумме 60 750 руб. на банковскую карту/счет ,

23.03.2021 12:45:28 часов со счета клиента осуществлен перевод 223 000 руб. на его счет в банке / банковскую карту ,

23.03.2021 12:46:31 часов с кредитной карты клиента на счет на его счет в банке / банковскую карту списаны денежные средства в сумме 90 000 руб.

23.03.2021 12:47:31 часов банком исполнено распоряжение клиента о перечислении с его банковской карты денежных средств в сумме 60 750 руб. на банковскую карту/счет .

За указанный период со счета на счета третьих лиц были списаны денежные средства по распоряжению Клиента на общую сумму 300 000 руб., а также Банком списана комиссия за указанные выше переводы в общем размере 1 000 руб.

За указанный период со счета истца в банке / с банковской карты на счета третьих лиц были списаны денежные средства по распоряжению истца на общую сумму 243 000 руб.

Общая сумма списаний со счетов истца на счета третьих лиц за указанный период составила 543 000 руб.

После совершения спорных операций истец обратился в офис банка и представил заявление о спорной транзакции, которое зарегистрировано банком 23.03.2021 г. в 15:38:26 часов в программе регистрации претензий и жалоб клиентов Банка ВТБ (ПАО) под .

Согласно созданной Банком карточки по указанному обращению Клиента, он сообщил сотруднику Банка о том, что: 23.03.2021 г. в 14 часов 38 минут ему поступило СМС от Банка о том, что он вошел в Приложение ВТБ онлайн, т.к. он не совершал никаких действий с Приложением ВТБ онлайн он вошел в личный кабинет ВТБ онлайн и увидел множественные списания денежных средств с накопительного счета в размере примерно 500 000 руб., после чего он обратился на горячую линию Банка, Банк заблокировал онлайн кабинет и карту. Ответ на обращение Клиент просил отправить ему на электронный адрес.

Порядок совершения банковских операций с использованием Системы ВТБ- онлайн определен в Правилах дистанционного банковского обслуживания (Далее - Правила), согласно которым Банк ВТБ принял на себя обязательство предоставлять клиенту онлайн-сервисы, включая совершение операций, предоставление продуктов и услуг посредством Системы ВТБ - Онлайн на основании распоряжений, переданных Клиентом по каналам дистанционного доступа, в том числе интернет-банк, мобильная версия, мобильное приложение, телефонный банк.

Согласно указанным Правилам клиенту предоставлено право осуществлять вход в личный кабинет ВТБ-Онлайн по следующим каналам связи (п. 1.3 Правил, приложение № 1 к Правилам):

Канал дистанционного доступа к ВТБ-Онлайн - Интернет-банк, это канал, позволяющий Клиентам через сеть Интернет в том числе получать информацию по Банковским продуктам, проводить Операции с использованием в качестве Средства доступа персонального компьютера или другого Средства доступа. Доступ к Интернет-банку осуществляется через интернет-сайт ВТБ-Онлайн, размешенный по адресу: в сети Интернет.

Канал дистанционного доступа к ВТБ-Онлайн - Мобильное приложение, это вербуя программного обеспечения, созданная для установки на Мобильных устройствах под управлением операционных систем Android, iOS, позволяющая осуществлять доступ к ВТБ Онлайн через сеть Интернет с таких Мобильных устройств. Мобильное приложение размещается Банком только в интернет-магазинах GooglePlay Маркет, Apple AppStore, AppGallery и других источниках, перечень которых размещен на Сайте Банка.

В соответствии с п. 1.3 Правил средством доступа к ВТБ-Онлайн является персональный компьютер, Мобильное или другое устройство. Мобильное устройство

это портативное (переносное) электронное устройство, позволяющее осуществлять телефонные звонки посредством сотовой связи и/или обладающее функцией доступа в сеть Интернет (смартфон, планшетный компьютер, мобильный телефон, карманный персональный компьютер и т.п.).

При этом Правилами не ограничивается право клиента на использование нескольких мобильных устройств для использования канала дистанционного доступа к ВТБ-Онлайн - мобильное приложение. Клиент вправе использовать для входа ВТБ-Онлайн через мобильное приложение любое мобильное устройство, в том числе мобильное устройство, на котором не стоит SIM-карта с доверенным номером телефона, на который банком направляется SMS - уведомления.

В соответствии с п. 1.3 Правил регистрация мобильного устройства в целях получения Push-сообщений осуществляется в банке по факту успешной аутентификации клиента в мобильном приложении, установленном на мобильном устройстве клиента, и выбора клиентом в настройках мобильного приложения данного мобильного устройства для целей получения Push-сообщений. Push-сообщение отображается на экране мобильного устройства в виде всплывающего сообщения и может быть впоследствии просмотрено клиентом в мобильном приложении.

По смыслу указанного пункта для получения Push-сообщений клиент не обязан лично явиться в банк, клиенту достаточно осуществить вход ВТБ-Онлайн через мобильное приложение и выбрать/добавить в настройках мобильного приложения конкретное мобильное устройство по своему выбору. После добавления этого конкретного мобильного устройства к Push-уведомлениям, Push-сообщение будет отображается на экране этого выбранного клиентом мобильного устройства в виде всплывающего сообщения и может быть впоследствии просмотрено клиентом в мобильном приложении. Правилами не предусмотрена обязанность банка направлять клиенту SMS - код для подтверждения выбора /добавления клиентом в настройках мобильного приложения конкретного мобильного устройства.

Действия клиентов Банка при доступе к банковским счетам/картам через системы дистанционного доступа фиксируются в программном обеспечении Банка ВТБ (ПАО).

Ответчиком представлены в материалы дела доказательства, свидетельствующие о надлежащим выполнении им договора ДБО: протоколы Системы ДБО (копия системного протокола программного обеспечения Банка), в которых зафиксирована информация об успешной Идентификации, Аутентификации Клиента, проведение спорных операций; скриншоты внутренней программы Банка, в которой регистрируются обращения клиентов Банка (доказательство представления Клиентом обращения в Банк после совершения спорных операций); скриншоты из программы Банка с историей направления SMS /Push-уведомлений на доверенный номер телефона Клиента, на мобильное устройство, добавленное клиентом к Push-уведомлениям (детализация SMS /Push-уведомлений).

В соответствии с п. 3.3.9. Правил протоколы работы Систем ДБО, в которых зафиксирована информация об успешной Идентификации, Аутентификации Клиента, о создании Электронного документа, о подписании Электронного документа Клиентом с использованием Средства подтверждения и о передаче их в Банк, являются достаточным доказательством и могут использоваться Банком в качестве свидетельства факта подписания/передачи Электронного документа в соответствии с параметрами, содержащимися в протоколах работы Системы ДБО, а также целостности (неизменности) Электронного документа соответственно.

Для входа в Систему дистанционного банковского обслуживания Клиент проходит Идентификацию и Аутентификацию.

Согласно п. 1.3. Правил дистанционного банковского обслуживания физических лиц в Банке ВТБ (ПАО)

Аутентификация - процедура проверки принадлежности физическому лицу предъявленного им Идентификатора (подтверждение подлинности).

В соответствии Приложения к Правилам ДБО:

п. 4.3. Клиент вправе самостоятельно создать/изменить Логин в Интернет-Банке, Мобильном банке, изменить/восстановить Пароль посредством Интернет-Банка, Мобильного банка, а также УС с использованием Карты (при наличии технической возможности).

п. 4.4. Идентификация и Аутентификация в Мобильном приложении.

п. 4.4.1. Первая Авторизация в Мобильном приложении осуществляется при условии успешной Идентификации Клиента на основании УНК/Логина/номера Карты и Аутентификации на основании SMS/Push-кода, направленного Банком на Доверенный номер телефона/ранее зарегистрированное в Банке Мобильное устройство Клиента.

При первой Авторизации в Мобильном приложении Клиент назначает Passcode в порядке, установленном пунктом 5.4 настоящих Условий, и может активировать в Мобильном приложении Специальный порядок аутентификации в порядке, установленном пунктом 4.5 настоящих Условий. Специальный порядок аутентификации может быть активирован как при первой успешной Авторизации в Мобильном приложении так и после любой последующей Авторизации в Мобильном приложении с использованием Passcode.

пункт 4.4.2. - вторая и последующая Авторизации в Мобильном приложении осуществляются с использованием Passcode путем его непосредственного ввода Клиентом в интерфейсе Мобильного приложения, при условии успешной Идентификации на основании идентификатора Клиента в Мобильном приложении, созданного при назначении Клиентом Passcode в порядке, установленном пунктом 5.4 настоящих Правил, и Аутентификации на основании одноразового пароля (One Time Password), генерация которого выполняется средствами Мобильного приложения в случае успешной проверки Банком идентификатора Клиента в Мобильном приложении п. 5. Средства подтверждения:

п. 5.1. Подписание Распоряжений в ВТБ-Онлайн производится Клиентом при помощи следующих Средств подтверждения: SMS/Push-кодов в случае использования Мобильного приложения, в том числе при помощи Passcode.

Средства подтверждения, указанные в настоящем пункте Условий, также могут использоваться для Аутентификации Клиента и подписания Заявлений П/У и подтверждения других действий (например, изменение номера телефона (за исключением Доверенного номера телефона) для направления информации в рамках Договора ДБО, ДКО, сохранение Шаблона и иное), совершенных Клиентом в ВТБ-Онлайн, в том числе с использованием Мобильного приложения.

п. 5.3. SMS/Push-коды:

п. 5.3.1. Банк предоставляет Клиенту SMS/Push-коды, формируемые и направляемые средствами ВТБ-Онлайн по запросу Клиента на Доверенный номер телефона/ранее зарегистрированное в Банке Мобильное устройство Клиента. Для Аутентификации, подписания Распоряжения/Заявления П/У или подтверждения других совершаемых действий в ВТБ-Онлайн, в том числе с использованием Мобильного приложения. Клиент сообщает Банку код - SMS/Push-код, содержащийся в SMS/Push-сообщении, правильность которого проверяется Банком.

При условии успешной Идентификации и Аутентификации Клиент в Мобильном приложении может проверить перечень Мобильных устройств, зарегистрированных в Банке для направления Клиенту Push-кодов, и отключить любое из указанных Мобильных устройств от получения Push-кодов.

п. 5.3.2. Получив по своему запросу сообщение с SMS/Push-кодом, Клиент обязан сверить данные совершаемой Операции/проводимого действия с информацией, содержащейся в сообщении, и вводить SMS/Push-код только при условии согласия Клиента с проводимой Операцией/действием. Положительный результат проверки SMS/Push-кода Банком означает, что Распоряжение/Заявление П/У или иное действие Клиента в ВТБ-Онлайн подтверждено, а соответствующий Электронный документ подписан ПЭП Клиента.

п. 5.3.3. Срок действия SMS/Push-кода устанавливается Банком и не может превышать 15 (пятнадцати) минут с момента направления Клиентом в Банк запроса на предоставление SMS/Push-кода Банком. По истечении указанного времени для Аутентификации или подписания Распоряжения/Заявления П/У, подтверждения иного действия Клиент должен получить новый SMS/Push-код, направив повторный запрос Банку.

пункт 5.4. - Passcode назначается Клиентом самостоятельно после успешной Авторизации в Мобильном приложении в порядке, установленном пунктом 4.4 настоящих Условий. Для каждого Мобильного устройства Клиентом назначается свой Passcode. При назначении Клиентом Passcode программными средствами в автоматизированном режиме Формируется уникальный параметр - идентификатор Клиента в Мобильном приложении (соответствует Мобильному устройству, на котором установлено Мобильное приложение, и УНК), который не сообщается Клиенту, а программными средствами в автоматическом режиме в случае корректного ввода Клиентом Passcode используется в дальнейшем при Идентификации для работы в Мобильном приложении, а также создания Простой электронной подписи (ПЭП) для подписания Распоряжений в виде Электронных документов с использованием Passcode.

В случае ввода в интерфейсе Мобильного приложения Клиентом Passcode, применение (ввод) Идентификатора (УНК/Логина/номера Карты) и SMS/Push-кода при Идентификации и Аутентификации в Мобильном приложении и/или при подписании Распоряжений в виде Электронных документов не требуется. Применение Passcode в целях формирования ПЭП при подписании Распоряжений возможно исключительно в рамках сеанса связи в Мобильном приложении, Идентификация и Аутентификация для работы в котором выполнена также с применением Passcode.

6.2.4.2. Условия осуществления Банком перевода денежных средств со Счета (за исключением Специального счета) на счет, открытый в стороннем банке, с использованием Сервиса МПС: перевод денежных средств осуществляется в рублях Российской Федерации; перевод денежных средств осуществляется с использованием реквизитов банковских платежных карт между Карточным счетом Клиента, при условии, что к Карточному счету имеется хотя бы одна Карта (действующая, не заблокированная) и счетом, открытым в стороннем банке для учета денежных средств по операциям с банковскими платежными картами при наличии к нему выпущенной действующей банковской платежной карты,. Карточный счет Клинта-плательщика и счет получателя денежных средств могут быть открыты в разных валютах. Конвертация валюты Карточного счета Клиента-плательщика в валюту Операции (рубли Российской Федерации) осуществляется Банком по курсу, установленному Банком на дату списания денежных средств с Карточного счета Клиента-плательщика;

в случае успешной проверки Клиентом предоставленных сведений, Клиент подписывает Распоряжение ПЭП с использованием Средства подтверждения, в автоматическом режиме программными средствами выполняется передача Распоряжения в Банк. Проверка Банком Распоряжения, его регистрация и прием к исполнению осуществляется в порядке, установленном пунктом 3.3 Правил. ПЭП формируется аналогично порядку установленному пунктом 5.4 Правил.

В соответствии с Правилами ДБО:

п. 3.2.4. Клиент обязуется не передавать третьим лицам (в том числе, в постоянно^ или временное пользование) Средства получения кодов, не раскрывать третьим лицам информацию о Средствах подтверждения, находящихся в его распоряжении, хранить и использовать Средства подтверждения, а также Средства получения кодов способами, обеспечивающими невозможность их несанкционированного использования, а также немедленно уведомлять Банк обо всех случаях доступа или о предполагаемой возможности доступа третьих лиц к Средствам подтверждения/ Средствам получения кодов.

В соответствии с пунктом 7.1.1. Правил Клиент несет ответственность за: несвоевременное и/или неполное письменное уведомление Банка об обстоятельствах, предусмотренных Договором ДБО, в том числе о возникновении внештатных ситуаций, связанных с работой Систем ДБО, о компрометации/ подозрении на компрометацию Логина/Пароля/Средства подтверждения и/или о несанкционированном доступе к Системе ДБО/подозрении на несанкционированный доступ к Системе ДБО, об изменении ранее сообщенных Банку сведений; за несанкционированный доступ третьих лиц к Мобильному устройству, на который Банк направляет Пароль, SMS/Push-коды и/или уведомления/ Генератору паролей и Карте, с использованием которых формируются Средства подтверждения - коды подтверждения;

за правильность данных, указанных в Распоряжениях оформляемых в рамках Договора ДБО.

В соответствии с пунктом 7.1.2. Правил Клиент поставлен в известность, в полной мере осознает и соглашается, что сеть Интернет, канал связи, используемый Мобильным устройством, являются незащищенными каналами связи; что передача конфиденциальной информации на указанные Клиентом почтовый адрес, номер мобильного телефона, адрес электронной почты, иная передача информации с использованием сети Интернет и/или каналов мобильной связи влечет риск несанкционированного доступа к такой информации третьих лиц; что Клиент самостоятельно несет все риски, связанные с возможным нарушением конфиденциальности информации, переданной в сообщениях по незащищенным каналам связи; что Клиент самостоятельно несет все риски, связанные с получением услуг по организации доступа к сети Интернет/мобильной связи и ее использованию, с получением банковских услуг посредством Мобильного устройства, с использованием Специального порядка аутентификации.

В соответствии с пунктом 7.1.3. Правил Клиент обязуется не реже одного раза в 5 (пять) календарных дней знакомиться с информацией, публикуемой Банком в соответствии с пунктом 1.7 настоящих Правил, а также с рекомендациями по безопасности использования Системы ДБО; при возникновении внештатных ситуаций, связанных с работой Систем ДБО, незамедлительно известить об этом Банк и принять решение относительно дальнейшего исполнения Распоряжения, по которому в ходе его исполнения Банком не наступила безотзывность; самостоятельно за свой счет обеспечить подключение своего Средства доступа к сети Интернет и доступ в сеть Интернет. Обеспечивать безопасность и целостность программных средств на своем Средстве доступа, не допускать несанкционированного доступа третьих лиц к программным средствам, с помощью которых осуществляется обмен Электронными документами с Банком в соответствии с договором ДБО: соблюдать конфиденциальность Средств подтверждения, Пароля, Passcode, используемых в Системе ДБО; исключить доступ третьих лиц к Мобильному устройству, посредством которого передаются Распоряжения/Заявления П/У в Банк; в случае подозрения на компрометацию Логина/Пароля/Средства подтверждения и/или подозрения о несанкционированном доступ к Системе ДБО незамедлительно информировать об этом Банк в целях блокировки Системы ДБО.

В соответствии с пунктом 7.2.3. Правил Банк не несет ответственности:

в случае если информация, связанная с использованием Клиентом Системы ДБО, станет известной третьим лицам во время использования Клиентом Системы ДБО в результате доступа к информации при ее передаче по каналам связи, находящимся вне зоны ответственности Банка;

за ущерб, возникший вследствие несанкционированного доступа к Системе ДБО, несанкционированного использования третьими лицами Идентификаторов, Пароля, Passcode и/или Средств подтверждения Клиента, если такой доступ/использование стало возможным по вине Клиента;

за ошибки Клиента, совершенные им при указании реквизитов для осуществления перевода денежных средств, в частности, но не исключительно, при указании неправильного номера банковской платежной карты или Идентификатора получателя средств или некорректной суммы перевода денежных средств. В указанных случаях поручение Банку о переводе денежных средств считается исполненным Банком надлежащим образом, а Клиент самостоятельно урегулирует все возможные дальнейшие претензии и/или взаиморасчеты с получателем перевода денежных средств, в том числе физическим лицом, на счет которого поступили денежные средства в результате исполнения Банком Распоряжения Клиента.

Основанием для обращения Постнова В.А. с настоящим иском в суд послужило то, что 23.03.2021 произошло списание денежных средств в размере 638950 рублей, которое было осуществлено без распоряжения клиента посредством услуги дистанционного банковского обслуживания.

19.04.2021 по заявлению Постнова В.А. следователем ОРПОТ Мотовилихинского района СУ УМВД России по г. Перми ФИО10 было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «в», «г» ч.3 ст.158 УК РФ по факту хищения моих денежных средств со счетов Банка ВТБ (ПАО), по которому истец Постнов В.А. признан потерпевшим.

Постановлением от 19.06.2021 предварительное следствие по уголовному делу приостановлено на основании ст. 208 УПК РФ.

Оспариваемые истцом операции были совершены после авторизации с вводом кода подтверждения, оправленного Банком Истцу на мобильное устройство - Xiaomi Redmi Note 4, добавленное Клиентом в Системе ВТБ-Онлайн к Push-уведомлениям/ Push-кодам (28.02.2018 18:12:03 часов Клиентом были произведены настройки о подключении мобильного устройства Xiaomi Redmi Note 4 к Push-кодам, о чем Клиент 28.02.2018 18:12:03 часов был уведомлен Банком путем направления на его доверенный номер телефона СМС уведомления следующего содержания: «Уважаемый клиент, устройство Xiaomi Redmi Note 4 подключено к Push-кодам»).

23.03.2021 г. вход в Систему ВТБ-Онлайн зафиксирован Банком, о чем 23.03.2021 12:11:50 часов Банком направлено Push/-/SMS на доверенный номер телефона Клиента и подключенное им к Push-уведомлениям мобильное устройство Xiaomi Redmi Note 4.

Таким образом, на момент совершения спорных операций Банк не располагал сведениями о неправомерности перевода денежных средств, в то же время выполненные операции подтвержден личным распоряжением Истца путем введения им Passcode и направления Банком на мобильное устройство Xiaomi Redmi Note 4 Push-уведомления.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что материалами дела не установлена вина ответчика и причинно- следственная связь между действиями ответчика и списанием денежных средств со счетов истца, в связи с чем суд находит доводы искового заявления несостоятельными и не подлежащими удовлетворению.

Довод Истца о том, что Банк обязан возвратить ему денежные средства, не может быть принят во внимание, поскольку после списания денег со счета операции обладали признаком безотзывности, а потому обращение истца по окончании операций не могло приостановить операции по зачислению спорной суммы на счета третьих лиц в стороннем банке. Банк не несет ответственность за ущерб, возникший вследствие несанкционированного использования третьими лицами Идентификаторов и/или Средств подтверждения Клиента, если такое использование стало возможным не по вине Банка.

Кроме того, как следует из ответа ответчика на официальном сайте банка размещена информация о порядке действий на случай возникновения подозрений осуществления мошеннических операций со счетом, с которыми у истца была возможность ознакомиться.

Истец не представил суду доказательства того, что возникновение убытков на стороне истца произошло вследствие виновных действий банка либо вследствие неисполнения банком условий договора с истцом.

Учитывая изложенное, банк, осуществляя спорные операции, действовал в рамках действующего законодательства, исполняя свои обязательства в силу закона и в соответствии с условиями договора с клиентом, в связи с чем отсутствуют основания для признания действий банка незаконными и взыскании денежных средств.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Постнова Владимира Анатольевича к Банку ВТБ (ПАО) о взыскании денежных средств отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья: подпись

Копия верна: судья

Секретарь:

Решение суда не вступило в законную силу