Дело № 2-4802/16
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
07 ноября 2016 года г. Новороссийск
Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе:
председательствующего Головина А.Ю.,
при секретаре Семененко С.А.,
c участием представителя ответчика – по доверенности Инешиной ФИО10
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лубинец ФИО1 к ПАО «Сбербанк России» о защите прав потребителя,
У С Т А Н О В И Л:
Лубинец ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением к ПАО «Сбербанк России» о признании незаконными требования, выразившиеся в возложении на нее обязанности осуществить дополнительные действия по подтверждению по телефону в г. Москву о поручении перевести часть денежных средств с банковской карты истца на указанный счет через Сбербанк Онлайн (посредством личного Кабинета), обязать выполнить договорные условия путем перечисления указанной денежной суммы в размере <данные изъяты> рублей на указанный счет.
В обоснование иска истица ссылается на то, что она является клиентом ПАО «Сбербанк России» в лице Новороссийского отделения № (далее – банк). Банком Лубинец ФИО3 выдана расчетная банковская карта, с которой она имела намерение ДД.ММ.ГГГГ осуществить перевод на другой счет денежных средств в размере <данные изъяты> рублей. Однако в системе «Сбербанк Онлайн» перевод денежных средств не был осуществлен, так как ответчик возложил на истца обязанность совершить звонок в г. Москву для подтверждения данного перевода. Возложение на истца данной обязанности, не предусмотренной ни законом, ни договором незаконно и нарушает ее права потребителя на своевременное оказание платной услуги, поскольку за пользование картой банк периодически самостоятельно снимает с карты определенную плату. По вине работников банка истица не могла своевременно реализовать свои права по переводу денежных средств через личный кабинет в системе «Сбербанк Онлайн». Перевод денежных средств ответчиком до сих пор не осуществлен.
В судебное заседание истица и ее представитель не явились, о рассмотрении дела уведомлялись судом надлежащим образом. Уполномоченный нотариальной доверенностью представитель истца по доверенности Лубинец ФИО11 уведомлен повесткой.
С учетом мнения представителя ответчика суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие истца по представленным в дело доказательствам.
В судебном заседании представитель ответчика возражала против удовлетворения иска. В обоснование пояснила, что банк правомерно в интересах банка и клиента запрашивает дополнительное подтверждение о переводе путем бесплатного звонка в контактный центр банка. Данная возможность предусмотрена как памяткой держателя карт банка, которая размещена на интернет-сайте банка, так и действующим законодательством. С памяткой истица ознакамливалась при заключении договора. ДД.ММ.ГГГГ в адрес истицы направлялся ответ на претензию.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Лубинец ФИО4. является клиентом ПАО «Сбербанк России» в лице Новороссийского отделения №.
Банком Лубинец ФИО5 выдана расчетная банковская карта №, с которой она имела намерение ДД.ММ.ГГГГ осуществить перевод на другой счет денежных средств в размере <данные изъяты> рублей через систему «Сбербанк Онлайн».
Однако в системе «Сбербанк Онлайн» перевод денежных средств не был осуществлен, так как ответчик запросил у истицы звонок в г. Москву для подтверждения данного перевода. Указанное обстоятельство следует из представленной истцом распечатки из программы «Сбербанк Онлайн»,
Однако звонок Лубинец ФИО6 не осуществлен.
Ссылаясь на то, что до настоящего времени денежный перевод банком не совершен, Лубинец ФИО7 обратилась в суд с настоящим иском.
Согласно статье 3 Федерального закона от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – Закон № 161-ФЗ) перевод денежных средств - действия оператора по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов по предоставлению получателю средств денежных средств плательщика. Оператором по переводу денежных средств –является организация, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять перевод денежных средств.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 11 Закона № 161-ФЗ операторами по переводу денежных средств являются кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств.
В соответствии со статьей Закона № 161-ФЗ распоряжение клиента должно содержать информацию, позволяющую осуществить перевод денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов (далее - реквизиты перевода). Перечень реквизитов перевода устанавливается нормативными актами Банка России.
Распоряжение клиента может передаваться, приниматься к исполнению, исполняться и храниться в электронном виде, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, нормативными актами Банка России, нормативными правовыми актами Российской Федерации или договором, заключенным оператором по переводу денежных средств с клиентом или между операторами по переводу денежных средств.
При приеме к исполнению распоряжения клиента оператор по переводу денежных средств обязан удостовериться в праве клиента распоряжаться денежными средствами, проверить реквизиты перевода, достаточность денежных средств для исполнения распоряжения клиента, а также выполнить иные процедуры приема к исполнению распоряжений клиентов, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Если право клиента распоряжаться денежными средствами не удостоверено, а также если реквизиты перевода не соответствуют установленным требованиям, оператор по переводу денежных средств не принимает распоряжение клиента к исполнению и направляет клиенту уведомление об этом не позднее дня, следующего за днем получения распоряжения клиента.
На основании статьи 5 в целях от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризм» (далее - Закон № 115-ФЗ) к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся кредитные организации.
Пунктами 1.1, 1.8 статьи 7 Закона № 115-ФЗ предусмотрено, кредитные организации обязаны проводить идентификацию клиента. Идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, страховых премий, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).
В случае несоблюдения установленных требований по идентификации или упрощенной идентификации лицо, которому в соответствии с пунктами 1.5 - 1.5-2 настоящей статьи было поручено проведение идентификации или упрощенной идентификации, несет ответственность в соответствии с договором, заключенным с кредитной организацией, микрофинансовой компанией, профессиональным участником рынка ценных бумаг, управляющей компанией инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, включая взыскание неустойки (штрафа, пеней). Несоблюдение установленных требований по идентификации или упрощенной идентификации также может являться основанием для одностороннего отказа от исполнения договора кредитной организацией, микрофинансовой компанией, профессиональным участником рынка ценных бумаг, управляющей компанией инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда с лицом, которому поручено проведение идентификации или упрощенной идентификации.
В силу пункта 5.4 данной статьи при проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, обновлении информации о них организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе требовать представления клиентом, представителем клиента и получать от клиента, представителя клиента документы, удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя), а также иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принимаемыми на его основе нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Банка России. При проведении идентификации клиента - физического лица организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе требовать представления клиентом, представителем клиента информации о страховом номере индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Определении Конституционного Суда РФ от 25.02.2016 г. №428-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Симанкова Юрия Александровича на нарушение его конституционных прав пунктом 4 статьи 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», применяемый во взаимосвязи с этими нормативными положениями пункт 4 статьи 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» с учетом разъяснения, содержащегося в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», о том, что при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (пункт 4 статьи 13, пункт 5 статьи 14, пункт 5 статьи 23.1, пункт 6 статьи 28 Закона о защите прав потребителей, статья 1098 ГК Российской Федерации), не содержит неопределенности, поскольку допускает возможность освобождения оператора по переводу денежных средств от предусмотренной Федеральным законом «О национальной платежной системе» обязанности возместить клиенту сумму операции, совершенной с использованием электронного средства платежа до направления клиентом оператору по переводу денежных средств уведомления об использовании электронного средства платежа без его согласия, лишь при предоставлении им (оператором) доказательств нарушения порядка использования электронного средства платежа клиентом, повлекшего совершение данной операции.
Из вышеуказанных норм Закона № 115-ФЗ следует, что кредитным организациям предоставлено право проводить идентификацию клиента и запрашивать у него дополнительную информацию в целях защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Кроме того, согласно пункту 3.2.5 Условий предоставления услуги «Сбербанк Онлайн» банк имеет право устанавливать лимиты на совершение операций в системе «Сбербанк Онлайн», а также реализовывать в системе «Сбербанк Онлайн» другие механизмы, снижающие риски Банка и Клиента.
Следовательно, банк правомерно осуществил запрос телефонного звонка у клиента Лубинец ФИО8. с целью дополнительного подтверждения, поскольку такое право для идентификации клиента и осуществляемых им операций по переводу денежных средств предоставлено ему законом и условиями договора.
В данном случае идентификация клиента при осуществлении банковских переводов призвана защищать публичные интересы и обеспечивать безопасность государства, а также интересы клиента банка.
Номер телефона контактного центра известен истцу, так как он указан на банковской карте.
В силу пункта 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Следовательно, гражданские права потребителя в рамках договорных отношений с ответчиком могут быть ограничены с целью обеспечения публичных интересов.
Доказательств причинения морального вреда ответчиком не представлено.
Таким образом, указанные в иске действия банка основаны на законе, в связи с чем иск Лубинец ФИО9. не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Лубинец ФИО12 к ПАО «Сбербанк России» о защите прав потребителя ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: