ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4802/17 от 08.05.2018 Выборгского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2-534/2018 г. Выборг

Р Е ШЕ Н И Е

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 08 мая 2018 года.

Мотивированное решение составлено 11 мая 2018 года.

Выборгский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Вериго Н. Б.,

при секретаре Малининой М. Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пастушок Елены Михайловны к Правительству Ленинградской области, ГКУ «Ленавтодор» о признании недействительными сведений государственного кадастра недвижимости земельного участка,

установил:

Пастушок Е. М. первоначально обратилась в суд с иском к Правительству Ленинградской области, Комитету по дорожному хозяйству Ленинградской области о признании сведений государственного кадастра недвижимости земельного участка - автомобильная дорога общего пользования "Моховое-Ключевое" Выборгского района Ленинградской области с кадастровым номером , в части описания координат поворотных точек X и У недействительными с исключением этих сведений из государственного кадастра учета недвижимости.

В обоснование своих требований истец указывает, что ей на основании договора купли-продажи земельного участка с садовым домом от Датаг. принадлежит земельный участок , кадастровый номер , площадью 450 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>

Указанный земельный участок изначально был предоставлен Никулину Геннадию Александровичу постановлением главы администрации от Датаг. , в связи с чем, ему было выдано свидетельство на право собственности на землю . С момента формирования земельного участка была произведена выноска границ участка, участок огорожен забором, на участке построен садовый дом и хозяйственные постройки. Каких-либо споров по использованию участка в установленных границах не было. За согласованием границ земельного участка к ней или председателю СНТ «Здоровье» никто не обращался.

В 2017г. при проведении кадастровых работ, связанных с уточнением местоположения границы и площади земельного участка, кадастровым инженером ООО «Земля» было выявлено наложение её уточняемого земельного участка на ранее отмежеванный земельный участок: автомобильная дорога общего пользования "Моховое-Ключевое" Выборгского района Ленинградской области с кадастровым номером , разрешенное использование: для размещения автомобильных дорог и их конструктивных элементов.

Уточнение местоположения границ земельного участка с кадастровым номером было проведено без согласования границ участка с собственниками соседних участков. Были приняты во внимание только участки, сведения о которых внесены в Государственный кадастр недвижимости, по остальным участкам садоводства граница прошла с учетом отступа от оси дороги, непосредственно через дачные и жилые дома, не принималось фактическое землепользование и наличие строений на участках.

Кадастровым инженером было рекомендовано решать вопрос согласования границы участка в судебном порядке, в связи с чем, она вынуждена обратиться с иском в суд.

Определением суда от 25 января 2018 года ответчик Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области заменен на надлежащего ответчика ГКУ «Ленавтодор».

В судебном заседании представитель истца Пастушок Е. М. адвокат Сорокин С. В., действующий на основании доверенности, поддержал требования, просил удовлетворить.

Представитель ответчика Правительства Ленинградской области Савченко О. А., действующая на основании доверенности, и судебном заседании возражала против удовлетворения требований, представила письменные возражения на иск.

Ответчик ГКУ «Ленавтодор» надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, представитель в судебное заседание не явился, представил письменные возражения на иск, в которых просил отказать в удовлетворении требований.

Третье лицо администрация МО «Выборгский район» Ленинградской области в лице представителя Яковлевой А. А., действующей на основании доверенности, в судебном заседании оставляла решение на усмотрение суда.

Третье лицо СНТ «Здоровье» надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, представитель в судебное заседание не явился, возражений на иск не представил.

Третье лицо Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, представитель в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Суд, выслушав объяснения истцовой стороны, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав доказательства, приходит к следующему.

Судом установлено, что истцу Пастушок Е. М. на основании договора купли-продажи земельного участка с садовым домом от Датаг. принадлежит земельный участок , кадастровый номер , площадью 450 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>

Указанный земельный участок изначально был предоставлен Никулину Геннадию Александровичу постановлением главы администрации от Датаг. , в связи с чем, ему было выдано свидетельство на право собственности на землю .

Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> является ранее учтенным объектом недвижимости. Дата постановки на учет: Дата. Декларированная площадь - 450 кв.м. Вид разрешенного использования - для ведения садоводства. Категория земель – земли сельскохозяйственного назначения. Принадлежит на праве собственности Пастушок Елене Михайловне (№ регистрации от Дата). Заявления об учете изменений земельного участка с кадастровым номером в орган регистрации прав не поступало.

В целях выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером истец обратилась в специализированную в области геодезии, кадастра и картографии организацию ООО «Земля», где кадастровый инженер ФИО9 провел кадастровые работы в отношении земельного участка, Дата подготовил межевой план участка.

В межевом плане указано, что земельный участок огорожен металлическими ограждениями и сеткой рабицей и его фактическая площадь составляет 557 кв. м.

Согласно заключению кадастрового инженера в отношении земельного участка с кадастровым номером местоположение границ участка уточнено на основании сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе, фрагменте генерального плана СНТ «Здоровье», сведений ГКН, фактическому землепользованию.

При анализе сведений из ГКН было выявлено наложение уточняемого земельного участка с кадастровым номером на ранее отмежеванный земельный участок с кадастровым номером (дата постановки на кадастровый учет Дата, разрешенное использование: для размещения автомобильных дорог и их конструктивных элементов), площадь наложения составляет 52 кв. м.

Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером

, расположенный по адресу: <адрес>

<адрес> является ранее учтенным объектом недвижимости. Дата постановки на учет: 17.02.1993. Уточненная площадь - 210131 кв.м. Вид разрешенного использования - для автомобильной дороги. Категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

Государственное казенное учреждение Ленинградской области «Управление автомобильных дорог Ленинградской области» в лице представителя Хабибуллиной Алины Ильдаровны 26.01.2017 обратилась в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет с заявлением о

государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости. К заявлению был приложен межевой план, подготовленный Дата кадастровым инженером ФИО10

Согласно заключению кадастрового инженера ФИО10 и акту согласования земельного участка с кадастровым номером ,

граница данного земельного проходит по смежеству с землями общего пользования. Границы земельного участка, проходящие по смежеству с землями общего пользования, не подлежат согласованию ввиду того, что согласование местоположения границ проводится в отношении земельных участков общего пользования.

Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона «О кадастровой деятельности» от Дата (далее — Закон о кадастре) местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН.

Согласно ч.8 ст. 39 Закона о кадастре в случае согласования местоположения заинтересованным лицам или их представителям под расписку вручается извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направляется по адресу электронной почты и (или) почтовому адресу, по которым осуществляется связь с лицом, право которого на объект недвижимости зарегистрировано.

В соответствии с пп.2 ч.8 ст. 39 Закона о кадастре извещение может быть опубликовано в случае, если смежный земельный участок расположен в

пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Согласно ч. 10 ст. 39 Закона о кадастре извещение должно быть вручено или опубликовано в срок не менее чем тридцать дней до дня проведения данного собрания. Примерная форма извещения устанавливается органом нормативно- правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Заинтересованное лицо, отказавшееся принять извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, считается надлежащим образом, извещенным о проведении данного собрания.

Согласно ч. 7 ст. 39 Закона о кадастре согласование местоположения

границ проводится кадастровым инженером по выбору посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.

В соответствии с п. 3 ч. 11 ст. 39 Закона о кадастре при проведении

согласования местоположения границ кадастровый инженер обязан указать

заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию

местоположение границ земельных участков на местности (в случае согласования местоположения границ с их установлением на местности).

Согласно ст. 40 Закона о кадастре результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Учитывая положения частей 2,3 статьи 40 Закона о кадастре, местоположение границ земельного участка считается согласованным: при наличии в акте согласования личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей; если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования, либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием.

При этом обоснованные возражения относительно местоположения границ земельного участка должны направляться по адресу и в сроки, указанные в извещении о проведении собрания о согласовании границ, врученном (направленном) заинтересованному лицу либо опубликованном в установленном порядке.

Согласно ч. 5 ст. 40 Закона о кадастре споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.

Из материалов дела следует, что при проведении межевания земельного участка с кадастровым номером сообщение о проведении собрания по согласованию уточняемых границ земельного участка с кадастровым номером было опубликовано в газете «Выборг» ) от Дата (<данные изъяты>).

Таким образом, требование закона о согласовании границ со смежными землепользователями ответчиками были соблюдены. На момент согласования границ земельного участка с кадастровым номером от смежных землепользователей возражений по границам земельного участка не поступало, то есть, межевание проходило с соблюдением предусмотренного ст. 39 Закона № 221-ФЗ порядка согласования границ земельного участка с лицами, обладающими смежными земельными участками.

Кроме того, суд отмечает, что в ст. 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дается понятие автомобильной дороги - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно п. 1 ст. 25 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.

В соответствии с Порядком установления и использования полос отвода автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, а также порядком установления и использования придорожных полос автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения» утвержденных постановлением Правительства Ленинградской области от 11 декабря 2009 года, до утверждения Правительством Российской Федерации норм полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, нормы полосы отвода земель для автомобильных дорог устанавливаются СН 467-74, утвержденных Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 19 декабря 1974 г. №248.

Таким образом, нормы отвода земель для автомобильных дорог общей сети, в том числе автомобильных дорог общего пользования регионального значения Ленинградской области установлены Строительными нормами «Нормы отвода земель для автомобильных дорог» СН 467-74.

Согласно пункту 3 Строительных норм СН 467-74 ширина полос земель, отводимых для автомобильных дорог, зависит от категории дороги, количества полос движения, высоты насыпей или глубины выемок, наличия или отсутствия боковых резервов, а также принятых в проекте заложений откосов насыпей и выемок и других условий.

По транспортно-эксплуатационным характеристикам автомобильная дорога «Моховое-Ключевое» относится к III категории. В соответствии с вышеуказанным СН 467-74, полоса отвода автомобильной дороги «Моховое-Ключевое» составляет 22 м, т.е. по 11 м в каждую сторону от оси автомобильной дороги.

Согласно п. 3 ст. 25 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещаются:

выполнение работ, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса;

размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса;

распашка земельных участков, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта, за исключением работ по содержанию полосы отвода автомобильной дороги или ремонту автомобильной дороги, ее участков;

выпас животных, а также их прогон через автомобильные дороги вне специально установленных мест, согласованных с владельцами автомобильных дорог;

установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения;

установка информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности.

Согласно п. 4 ст. 26 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» решение об установлении границ придорожных полос частных автомобильных дорог или об изменении границ таких придорожных полос принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или строительство которых планируется осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

Нормы полосы отвода автомобильной дороги устанавливаются для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут быть расположены объекты дорожного сервиса, а, следовательно, размещение каких-либо объектов недвижимого имущества, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса противоречит требованиям закона.

Любые действия, связанные с захватом земель полос отвода региональных автомобильных дорог, являющегося государственным имуществом Ленинградской области, являются нарушением нормативных требований гражданского законодательства, Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федерального закона № 257-ФЗ, запрещающего в границах полосы отвода автомобильной дороги любую деятельность, не связанную с осуществлением дорожной деятельности и размещения объектов дорожного сервиса, а также законодательства о чрезвычайных ситуациях.

В силу п. 1 ст. 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

По правилам ч. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 7 ст. 36 ЗК РФ права границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

На основании ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о кадастре.

Согласно положений статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В силу Федерального закона №218-ФЗ от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (ч.1 ст.8); в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: описание местоположения объекта недвижимости (п.3 ч.4 ст.8); местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч.8 ст.22); при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ч.10 ст.22); воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте- плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (ч.3 ст.61); в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав (ч.4 ст.61); споры, возникающие в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, рассматриваются в судебном порядке (ч.9 ст.61).

Согласно пункту 10 статьи 22 Закона № 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Аналогичная норма содержалась пункте 9 статьи 38 Закона № 221-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 43 Закона № 218-ФЗ, если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 43 Закона № 218-ФЗ сведения о наличии земельного спора о местоположении границ земельных участков исключаются из Единого государственного реестра недвижимости в случае поступления в орган регистрации прав копии документа о разрешении земельного спора о местоположении границ земельных участков в судебном порядке.

При межевании в 2017 году и постановке на кадастровый учет (в 1993 году как ранее учтенного) земельного участка с кадастровым номером были согласованы границы земельного участка со всеми смежными землепользователями, как это было предусмотрено статьей 39 Федерального закона от 24 июля 2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», об обязательном согласовании местоположения границ земельных участков с лицами, обладающими смежными земельными участками.

Доказательств нарушения прав истца при межевании земельного участка с кадастровым номером , истцом не представлено, в ходе рассмотрения дела не добыто.

При установленных судом обстоятельствах с учетом вышеуказанных правовых норм, суд считает, что оснований для удовлетворения иска Пастушок Е. М. о признании сведений государственного кадастра недвижимости земельного участка – автомобильная дорога общего пользования «Моховое-Ключевое» Выборгского района Ленинградской области с кадастровым номером , в части описания координат поворотных точек Х и У недействительными с исключением этих сведений из государственного кадастра учета недвижимости, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований Пастушок Елены Михайловны к Правительству Ленинградской области, ГКУ «Ленавтодор» о признании сведений государственного кадастра недвижимости земельного участка – автомобильная дорога общего пользования «Моховое-Ключевое» Выборгского района Ленинградской области с кадастровым номером , в части описания координат поворотных точек Х и У недействительными с исключением этих сведений из государственного кадастра учета недвижимости, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд.

Судья: Н. Б. Вериго