ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4804/19 от 07.08.2019 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2-4804/2019

22RS0068-01-2019-005078-6

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 августа 2019 года г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего: Поповой Н.Н.,

при секретаре: Ширяевой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО2 к МУП «Горэлектротранс» г. Барнаула об оспаривании приказа о наложении дисциплинарного взыскания, лишении премии, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с данным иском к ответчику. В обоснование иска указала, что состоит в трудовых отношениях с МУП «Горэлектротранс» г. Барнаула, занимает должность водителя трамвая в трамвайном депо № 3. 08.03.2019 была ознакомлена с приказом а от 07.03.2019 о наложении дисциплинарного взыскания и лишении премии. С приказом истец с не согласна, считает его необоснованным и подлежащим отмене. Должностной инструкцией водителя трамвая, утвержденной директором МУП «Горэлектротранс» г. Барнаула 18.05.2016 установлены служебные обязанности, ответственность, порядок работы водителей пассажирских, грузовых и специальных поездов трамвая. Согласно п. 5.2.1 Инструкции во время работы на линии водитель обязан соблюдать требования ДИ, ПТБ, ПТЭ трамвая, ПДД. При угрозе возникновения ДТП водитель обязан остановить поезд. В соответствии с правилами техниче6ской эксплуатации трамвая, утвержденными распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 30.11.2001 № АН-103-р, движение вагона (поезда) должно быть немедленно прекращено при наличии препятствий движению, а также при угрозе наезда или столкновения. Указанный правила корреспондирую к пункту 10.1 ПДД РФ, согласно которому при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. Данные правила ограничивают скорость движения 40 км.ч. Истец выполняла данные требования и не нарушала требования ПДД. Движение трамваев на маршрутах должно быть организовано согласно норм действующего законодательства РФ и правил технической эксплуатации трамвая. Каждый трамвайный маршрут должен иметь паспорт, утвержденный руководителем организации. В паспорте указываются трасса маршрута и участки со сложными условиями движения участка, на которых действует ограничение скорости движения, перечень остановочных пунктов маршрута, общая протяженность маршрута и другие сведения. Основой организации движения вагонов (поездов) на маршруте является расписание движения, координирующее работу всех подразделений организации. Расписание движения утверждает руководитель организации. Расписание должно составляться на каждый маршрут, вагон (поезд) маршрута, конечную станцию и контрольный промежуточный пункт. Основой для составления расписания движения служит расчетный план-наряд пассажирских перевозок. Наряд должен разрабатываться на материалах обследования пассажирских потоков, хронометражных измерений времени на пробег и пропускной способности узлов улично-дорожной сети. Данные требования ответчиком не исполняются, в связи с чем истец как водитель трамвая вынуждена соблюдать расписание только при условии совершения иных нарушений, как проезд остановок если не требуется посадка и высадка пассажиров. Возможно соблюдать расписание двигаясь с превышением установленной скорости 40 км.ч., что не безопасно. В ответе истцу отказано в ознакомлении и выдаче результатов действующего и утвержденного хронометража расписания и рабочего дня на предприятии в связи с его отсутствием. Истец полагает, что отсутствуют основания для привлечения ее к ответственности в виду отсутствия вины в нарушении несуществующего действующего и утвержденного хронометража расписания и рабочего дня на предприятии.

На основании изложенного, истец просит признать незаконным и отменить приказ начальника трамвайного депо МУП «Горэлектротранс» г. Барнаула Трамвайное депо от 07.03.2019 о наложении дисциплинарного взыскания в виде объявления замечания и лишении 15 % премии за февраль 2019 а, обязать ответчика провести хронометражные измерения маршрутов для движения трамваев МУП «Горэлектроранс» ...., утвердить паспорта и расписания маршрутов; взыскать с ответчика в пользу истца оплату за составление искового заявления 3000 рублей.

В судебном заседании истец ФИО2, представитель истца ФИО3 просили требования удовлетворить в полном объеме.

Представители ответчика МУП «Горэлектротранс» г. Барнаула ФИО4. ФИО5 просили в удовлетворении исковых требований отказать. Предоставили письменный отзыв в материалы дела.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу пункта 1 ч. 2 ст. 21 ТК РФ работник обязан добросовестно исполнять трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором. Из содержания ч. 1 ст. 56 ТК РФ следует, что работник, заключая трудовой договор, добровольно соглашается лично выполнять определенную договором трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Согласно ч. 1 ст. 189 ТК РФ дисциплина труда - обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Частью 1 ст. 192 ТК РФ установлено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить перечисленные в указанной норме дисциплинарные взыскания.

Истец ФИО2 с 01.07.2005 состоит в трудовых отношениях с МУП «Горэлектротранс» в должности водителя трамвая.

Согласно рапорту заместителя директора по безопасности движения А.В. Ввозного , 12.02.2019 в 08-37 час. водитель трамвая ФИО2, работая на вагоне б/н 3208 по маршруту № 3 ул. Кулагина – остановка Институт в сторону пр. Ленина не сделала остановку трамвая на остановочной площадке (аналогичные нарушения остановки ТЭЦ-1, ТЭЙСИ). Нарушение п. 5.2.5 должностной инструкции водителя трамвая.

ДД.ММ.ГГГГ начальником колонны составлен акт о затребовании письменного объяснения у водителя трамвая ФИО2

Из объяснительной водителя трамвая ФИО2 от 25.02.2019 следует, что она 12.02.2019 работала на вагоне 3208 по маршруту, на остановке БКЗ возможно не сделала полную остановку в целях экономии времени.

Приказом а от 07.03.2019 ФИО2 объявлено замечание, а также она лишена премии за производственное упущение в работе за февраль 2019 года на 15 % за то, что при проезде 12.02.2019 в 08 час. 37 мин. при движении по ул. Кулагина от пр. Калинина в направлении пр. Ленина не остановилась на остановке «Институт экономики», тем самым нарушила должностную инструкцию водителя трамвая МУП «Горэлектротранс» г. Барнаула, утвержденную 18.05.2016, раздел 5. Работа на линии, п. 5.2. Работа водителя на линии п.п. 5.2.5. (водитель трамвая обязан, управляя технически исправным подвижным составом, производить остановку трамвая на всех остановочных пунктах в пути следования независимо от наполняемости поезда).

08.03.2019 ФИО2 ознакомлена с приказом о наложении дисциплинарного взыскания и лишении премии.

Согласно п.53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» в силу статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 (пункт 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 14 (пункт 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.

Учитывая это, а также принимая во внимание, что суд, являющийся органом по разрешению индивидуальных трудовых споров, в силу части 1 статьи 195 ГПК РФ должен вынести законное и обоснованное решение, обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или о восстановлении на работе и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из статей 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции РФ и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а следовательно и дисциплинарной, ответственности, таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм.

В этих целях работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (часть пятая статьи 192 ТК РФ), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.

Согласно должностной инструкции начальника трамвайного депо № 1,3, троллейбусного депо № МУП «Горэлектротранс» г. Барнаула, на него возложены полномочия на выявление фактов нарушений водителями трамваев определенных правил и ДИ, а также на начальника службы безопасности движения ФИО6

Как следует из материалов дела, рапорт заместителя начальника службы безопасности движения ФИО6 был составлен на основании записи с видеорегистратора, установленного в кабине трамвая б/н № 3208, установка которого закреплена приказом МУП «Горэлектротранс» г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ об установке систем видеонаблюдения.

Согласно путевому листу от ДД.ММ.ГГГГ указанным трамваем управляла ФИО2

В судебном заседании ФИО2 поясняла, что не осуществление остановки на остановочном пункте связано с целью экономии времени, с учетом интенсивности движения, светофоров, пропуск пешеходов, пассажиропоток, невозможно соблюдать время, установленное в графике, в связи с чем при отсутствии на остановочных пунктах людей и соблюдения графика по времени не осуществила остановку. Также ссылалась на отсутствие хронометража в организации, что приводит к нарушению водителями должностной инструкции, ПДД РФ, с целью следовать в обозначенное в графике время.

Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО7, ФИО8 пояснили, что работают в МУП «Горэлектротранс» г. Барнаула, и подтвердили, что установленное расписание в графике маршрута движения вагона по маршруту не позволяет двигаться с соблюдением установленного времени, и как следствие установленных правил движения, данное время не менялось давно, хронометраж с целью установления времени затраченного в пути от одной остановки до другой не проводился.

Согласно Распоряжению Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ N АК-24-р "Об утверждении Примерной должностной инструкции водителя трамвая" Основной обязанностью водителя трамвая является обеспечение безопасной перевозки пассажиров и соблюдение регулярности движения.

Во время работы на линии водитель трамвая обязан: соблюдать правила дорожного движения; строго выполнять расписание движения при обеспечении безопасности движения; обеспечивать сохранность подвижного состава;

Во время движения водителю трамвая запрещается: производить посадку и высадку пассажиров на перегонах между остановочными пунктами, за исключением аварийных случаев и вынужденной остановки вне остановочного пункта длительностью свыше 2-х минут (кроме стоянки у светофоров); производить посадку и высадку пассажиров до полной остановки трамвая;

Водитель трамвая обязан производить остановку трамвая на всех остановочных пунктах маршрута, независимо от наполнения салона.

При задержке трамвая в пути (скоплении транспорта, неисправности контактной сети или трамвайного пути, сходе трамвая с рельсов), аварии, дорожно-транспортном происшествии водитель трамвая должен немедленно сообщить о происшедшем линейному работнику службы движения, а при его отсутствии - старшему (центральному) диспетчеру, указав причину задержки, инвентарный номер трамвая, маршрут следования и место стоянки.

На основании пункта 11 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" определяет остановочный пункт как место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств.

Наличие либо отсутствие хронометражных измерений в организации, определяющего режим времени необходимого для соблюдения установленных правил не влияет на принятое работодателем решение в отношении ФИО1, поскольку исходя из примерной должностной инструкции, так и из должностной инструкции водителя трамвая МУП «Горэлектротранс» ...., утвержденной ДД.ММ.ГГГГ водитель трамвая обязан во время работы на линии соблюдать требования ДИ, ПТБ, ПТЭ трамвая, ПДД РФ.

Согласно п. 5.2.5 Должностной инструкции водителя трамвая МУП «Горэлектротранс» .... водитель трамвая обязан, управляя технически исправным подвижным составом, производить остановку трамвая на всех остановочных пунктах в пути следования независимо от наполняемости поезда.

Таким образом, довод ФИО1 о том, что отсутствие проведенных хронометражных измерений на предприятии не позволяют соблюдать время установленное в графике движения, судом не принимается во внимание. Отсутствие хронометражных измерений не влияет на выводы работодателя о наличии в действиях истца дисциплинарного проступка.

Кроме того, представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что хронометражные работы проводятся по каждому маршруту, после чего устанавливается среднее время. Хронометражные данные учитывают светофор, время посадки и высадки пассажиров.

В соответствии с ч.1 ст.193 ТК РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение.

Данное положение, как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-О-О, направлено на обеспечение объективной оценки фактических обстоятельств, послуживших основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности, и на предотвращение необоснованного применения дисциплинарного взыскания.

Иными словами, работодатель должен выяснить причины нарушения работником трудовых обязанностей и сделать вывод об уважительности или неуважительности причин неисполнения трудовых обязанностей.

Данное условие ответчиком соблюдено, и привлечение истца к дисциплинарной ответственности при доказанности факта совершения проступка не может признано незаконным лишь по формальным основаниям.

Таким образом, факт нарушения истицей требований инструкции водителей трамвая подтверждается установленными по делу обстоятельствами и представленными доказательствами, что свидетельствует о правомерности привлечения истицы к дисциплинарной ответственности. С учетом того, что каких-либо доказательств, опровергающих правильность действий ответчика, истица суду не представила, порядок привлечения истицы к дисциплинарной ответственности ответчиком соблюден, дисциплинарное взыскание в виде замечания соответствует тяжести проступка и обстоятельствам его совершения, размер удержанной премии установлен в соответствии требованиями локальных нормативных актов.

В этой связи не имеют правового значения доводы истца о ее положительном предшествующем поведении, поскольку истец управляла источником повышенной опасности, нарушила должностную инструкцию и допустила угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере безопасности дорожного движения, работодателем же применена наиболее мягкая мера дисциплинарной ответственности.

Доводы о том, что издание приказа о привлечении ФИО2 к дисциплинарной ответственности является следствием предвзятого отношения со стороны руководства ответчика, носят предположительный характер, ничем объективно не подтверждается.

Поскольку основные требования истца удовлетворению не подлежат, требования истца о возложении обязанности провести хронометражные измерения маршрутов для движения трамваев МУП «Горэлектротранс» г. Барнаула, утвердить паспорта и расписание маршрутов также удовлетворению не подлежит. Судом учитываются пояснения представителя ответчика о проведении хронометражных измерений, а также то обстоятельство, что данный факт не является юридически значимым при рассмотрении дела.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

В силу статьи 98 ГПК РФ судебные расходы со стороны ответчика при отказе в иске истцу не возмещаются.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 к МУП «Горэлектротранс» г. Барнаула об оспаривании приказа о наложении дисциплинарного взыскания, лишении премии, возложении обязанности оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Барнаула.

Председательствующий: Н.Н. Попова

Верно: