ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4806/2016 от 26.08.2016 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2-4806/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Йошкар-Ола 26 августа 2016 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Орловой С.Г., при секретаре Ивановой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мазитова Г к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл овозложении обязанности назначить ежемесячную доплату к страховой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Мазитов Г. обратился с вышеуказанным иском, в котором просил обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле (далее Управление) назначить ему с 01 августа 2016 года ежемесячную доплату к страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом №155-ФЗ от 27.11.2001 г. «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации».

В обоснование заявленных требований указано, что истец является получателем страховой пенсии по старости за работу в летном составе гражданской авиации, которая назначена ему с 17 апреля 1987 года. Летный стаж истца составляет 45 лет 10 месяцев 23 дня. В апреле 2016 года истец обратился в Управление с заявлением о назначении доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2001 №155-ФЗ, однако в данной доплате ответчик письмом от 29.04.2016 г. отказал со ссылкой на то, что ДОСААФ относится к государственной авиации и авиационные организации ДОСААФ, в которых работал истец, не входят в число работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и уплачивающих взносы, за счет которых производится финансирование доплаты членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации. С данным отказом истец не согласен, поскольку у него имеется необходимая выслуга – не менее 25 лет в должности члена летного экипажа. В соответствии с Правилами исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, №115 от 14.03.2003 периоды работы до 01 декабря 1991 года подлежат зачету в выслугу лет для реализации прав, предусмотренных Федеральным законом от 27.11.2001 №155-ФЗ, независимо от того на каких судах – гражданской или государственной авиации РФ они выполнялись. Отношение ДОСААФ к гражданской авиации подтверждается Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 №537.

В судебное заседание истец Мазитов Г. не явился, извещен надлежащим образом.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Рачкова А.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске. Пояснила, что Воздушный кодекс СССР, в период действия которого истец осуществлял свою трудовую деятельность в должностях летчика-инструктора, командира самолетного звена, начальника Йошкар-Олинского спортивного клуба ДОСААФ, не подразделял авиацию на гражданскую и государственную, следовательно авиации ДОСААФ относилась к гражданской, и её доверитель, имея необходимый специальный стаж, имеет право на доплату к пенсии в соответствии Федеральным законом от 27.11.2001 №155-ФЗ. Более того, периоды работы истца в организации ДОСААФ включены в его специальный стаж при назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как работа в летном составе гражданской авиации.

Представитель ответчика Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Конкова О.И., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, дала пояснения, аналогичные изложенному в отзыве на иск.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, пенсионное выплатное дело истца, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов пенсионного дела и пояснений сторон, впервые Мазитову Г. пенсия в связи с выслугой лет была назначена с 17 апреля 1987 года.

Согласно материалам пенсионного дела с 15.09.1957 по 02.11.1959 г. (2 года 1 месяц 18 дней) истец работал в должности старшего воздушного стрелка по время службы в Вооруженных Силах СССР; с 08.07.1971 г. по 03.04.1987 г. (15 лет 8 месяцев 26 дней) - в должностях инструктора-летчика, командира самолетного звена, начальника Йошкар-Олинского авиаспортивного клуба ДОСААФ СССР; с 27.04.1988 по 31.12.1990 (2 года 8 месяцев 4 дня) в должности летчика-инструктора Йошкар-Олинского авиаспортивного клуба ДОСААФ СССР.

Размер пенсии Мазитову Г. исчислен с учетом названных периодов как один год работы за два года выслуги в соответствии со Списком должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» и Правил исчисления сроков выслуги лет работникам авиации летного состава, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 №459.

Таким образом, период работы истца в качестве работы в летном составе ДОСААФ (в Йошкар-Олинском авиаспортивном клубе) в должностях летчика-инструктора, командира самолетного звена, начальника, который учтен при назначении пенсии в льготном исчислении, составил 36 лет 10 месяцев

11 апреля 2016 года Мазитов Г. обратился в Управление с заявлением, в котором, в том числе просил назначить доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2001 №155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации». Однако в назначении данной доплаты Управлением истцу было отказано.

Сторона истца считает данный отказ неправомерным, поскольку, по мнению представителя истца, в соответствии с действующим законодательством Мазитов Г. при наличии необходимого специального стажа работы в авиации (36 лет 10 месяцев – работа в организациях ДОСААФ), которая в соответствии с Воздушным кодексом СССР не подразделялась на гражданскую, государственную и экспериментальную и вся относилась к гражданской, имеет право на получение доплаты к пенсии на основании Федерального закона от 27.11.2001 №155-ФЗ.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» №155-ФЗ от 27.11.2001 г. - члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, получавшие пенсии, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии при наличии выслуги в должности члена летного экипажа не менее 25 лет у мужчин.

В преамбуле и ст. 1 Федерального закона №155 от 27.11.2001 г. закреплено право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателями, использующими труд этих работников, по установленному сверх ставки единого социального налога (взноса) тарифу страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации) в качестве дополнительной гарантии в области социального обеспечения в связи с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями их труда, имеющего особый характер.

Перечень организаций, использующих труд членов летных экипажей определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Список должностей членов летных экипажей и должностей, тождественным должностям, работа в которых дает право на доплату к пенсии, а также правила исчисления выслуги лет для установления доплаты к пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации. Доплата к пенсии выплачивается при условии оставления членами летных экипажей летной работы в должности, дающей право на доплату к пенсии.

Право на установление доплаты определяются с учетом Списка должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» и Правил исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2003 года за №155.

Согласно разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации указанных в Определении №331-О от 12.07.2005 года - в дополнение к назначаемой в соответствии с действующим законодательством пенсии ФЗ N 155 от 27.11.2001 г. введена специальная социальная выплата, право на которую законодатель связывает не с любой летной деятельностью, а лишь с протекающей в соответствующих должностях в системе гражданской авиации и подлежащей дополнительному обязательному пенсионному страхованию. Дифференциация, лежащая в основе определения сферы действия данного Закона по кругу лиц, не может рассматриваться как нарушение конституционного принципа равенства.

Таким образом, в дополнение к назначаемой в соответствии с действующим пенсионном законодательством, Федеральным законом №155 от 27.11.2001 г., введена специальная социальная выплата, право на которую законодатель связывает не с любой летной деятельностью, а лишь с протекавшей в соответствующих должностях в системе гражданской авиации и подлежавшей дополнительному обязательному пенсионному страхованию.

В вышеуказанные периоды работы истца в организациях ДОСААФ действовал Воздушный кодекс СССР.

В соответствии со ст.2 Воздушный кодекс Союза ССР (в редакции, действовавшей с 16.12.1961 по 01.01.1984 г.) определяет порядок деятельности гражданской авиации и гражданского воздухоплавания в целях охраны интересов государства, обеспечения безопасности полетов воздушных судов и удовлетворения потребностей народного хозяйства СССР и граждан.

Согласно ст.3 действие Воздушного кодекса Союза ССР распространяется на все виды гражданской авиации и гражданского воздухоплавания в пределах СССР, за исключением авиации и воздухоплавания авиационной промышленности, предназначенных для опытно-конструкторских, экспериментальных и исследовательских работ, воздушных судов авиационной промышленности, проходящих испытания, а также авиации Всесоюзного добровольного общества содействия армии, авиации и флоту.

В 1983 г. Воздушный кодекс Союза ССР был принят в новой редакции (начало действия с 01.01.1984 г.), в соответствии со ст.3 которой определялся порядок деятельности авиации в целях охраны интересов государства, обеспечения безопасности полетов воздушных судов и удовлетворения потребностей народного хозяйства СССР и граждан и распространялся на всю гражданскую авиацию в пределах СССР.

Статья 4 Воздушного кодекса Союза ССР 1961 г. и статья 4 Воздушного кодекса Союза ССР 1983 г. устанавливали, что гражданская авиация СССР применяется для следующих целей: 1) перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты; 2) выполнения авиационных работ в отдельных отраслях народного хозяйства (использование авиации в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны лесов, обслуживания экспедиций и т.п.); 3) оказания медицинской помощи населению и проведения санитарных мероприятий; 4) проведения экспериментальных и научно-исследовательских работ; 5) проведения учебных, культурно-просветительных и спортивных мероприятий; 6) проведения поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ и оказания помощи в случае стихийных бедствий.

Согласно ст.10 Воздушного кодекса Союза ССР 1961 г. находящиеся в ведении государственных предприятий, организаций и учреждений, а также принадлежащие кооперативным и общественным организациям воздушные суда (по установленному перечню) подлежат обязательной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Союза ССР. По занесении воздушного судна в реестр выдается свидетельство о регистрации судна.

Статья 12 воздушного кодекса Союза ССР (в редакции 1983г.) прямо предусматривала, что гражданскими воздушными судами СССР для целей настоящего Кодекса считаются воздушные суда, используемые в указанных в статье 4 настоящего Кодекса целях и занесенные в Государственный реестр гражданских воздушных судов Союза ССР.

К гражданским воздушным судам не относятся суда Министерства обороны СССР, Министерства внутренних дел СССР, Комитета государственной безопасности СССР, Всесоюзного добровольного общества содействия армии, авиации и флоту, а также суда других министерств, государственных комитетов и ведомств, предназначенные для опытно-конструкторских, экспериментальных и научно-исследовательских работ в области авиационной и другой техники.

Гражданские воздушные суда СССР подлежат регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Союза ССР.

По занесении воздушного судна в указанный реестр выдается свидетельство о его регистрации (ст.13 Воздушного кодекса Союза ССР 1983г.).

Постановлением Совета Министров СССР от 20 августа 1951 г. № 3060 «Об объединении ДОСАРМА, ДОСАВА И ДОСФЛОТА во Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ СССР)» определены основные задачи ДОСААФ: а) пропаганда и распространение военных, военно-технических, авиационных и военно-морских знаний среди членов общества и населения; б) подготовка членов общества и населения ко всем видам противовоздушной и противохимической обороны; в) военная подготовка военнообязанных запаса, не служивших в Советской Армии и Военно-Морском флоте; г) подготовка допризывной молодежи по военным, военно-техническим, авиационным и военно-морским специальностям; д) подготовка и усовершенствование знаний и навыков у рядового, сержантского и старшинского состава запаса армии, военно-воздушных и военно-морских сил с широким привлечением в общественном порядке офицеров запаса в качестве организаторов-инструкторов; е) развитие массового спорта: лыжного, стрелкового, самолетного, парашютного, планерного, радиолюбительского, автомобильного, мотоциклетного, конного, военно-морского и водного, а также авиационного и морского моделизма; ж) развитие служебного собаководства.

Таким образом, цели и задачи гражданской авиации и ДОСААФ различны, что делает невозможным отнесение воздушных судов ДОСААФ к гражданской авиации.

Кроме того, в соответствии с пунктом 6 главы 3 Основных правил полетов в воздушном пространстве СССР (ОПП-85), введенного в действие с 01.12.1985 г. Приказом главнокомандующего ВВС от 03.07.1985 г № 161 (в настоящее время недействующий), воздушные суда СССР подразделялись на гражданские, военные, спортивные и экспериментальные. При этом авиация ДОСААФ относилась к спортивной авиации.

Спортивные воздушные суда подлежали регистрации в ЦК ДОСААФ СССР, а гражданские воздушные суда регистрировались Министерством гражданской авиации (п.8 гл.6).

Воздушный кодекс РФ 1997 года разграничил авиацию по видам на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию, закрепив тем самым, что ДОСААФ не может относиться к гражданской авиации.

Согласно ст.21 Воздушного кодекса РФ авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации.

Авиация, используемая для осуществления военной, пограничной, милицейской, таможенной и другой государственной службы, а также для выполнения мобилизационно-оборонных задач, относится к государственной авиации (ст.22).

Авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники, относится к экспериментальной авиации (ст.23).

Таким образом, с момента введения в действие Воздушного кодекса РФ (01 апреля 1997 г.) воздушные суда ДОССАФ относятся к государственной авиации не зависимо от принятия иных подзаконных актов, а также выполнения обязанными лицами действий по приведению в соответствие с действующим законодательством учредительных и других документов организации.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что воздушные суда ДОССАФ с 1961 года не относились к гражданской авиации.

Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в российской федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 №537, на которые ссылается сторона истца в подтверждение довода отношения авиации ДОСААФ к гражданской авиации, действительно предусмотрено, что при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, принимаются: 1 год работы в должностях летного состава в учебных и спортивных авиационных организациях ДОСААФ - за 1,5 календарных года при условии выполнения плана учебно-летной подготовки, а при выполнении элементов сложного или высшего пилотажа - за 2 календарных года (п.п. «г» п.4 Правил).

Однако изложенное свидетельствует о том, что работа летного состава в учебных и спортивных авиационных организациях ДОСААФ включается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, а не на назначение доплаты к пенсии, в связи с чем ссылка истца на п.п. «г» п.4 указанных Правил в обоснование наличия у него права на получение доплаты к пенсии является не состоятельной.

Доводы представителя истца со ссылкой на пункт 4 Правил исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2003 года №155 (далее Правила), о том, что периоды работы до 01 декабря 1991 года подлежат зачету в выслугу лет для реализации прав, предусмотренных Федеральным законом от 27.11.2001 №155-ФЗ, независимо от того на каких судах – гражданской или государственной авиации РФ они выполнялись, основаны на неверном понимании данной нормы.

Пунктом 4 Правил закреплено, что периоды, выполнявшиеся с 1 декабря 1991 года работы в должностях, указанных в списке, засчитываются в выслугу, если такая работа выполнялась на воздушных судах гражданской авиации Российской Федерации.

Из смысла данной нормы следует, что в выслугу лет для назначения доплаты к пенсии с указанной даты (01.12.1991) засчитываются периоды работы на судах гражданской авиации лишь Российской Федерации.

Указанными Правилами не предусмотрена возможность зачета периода работы в организациях ДОСААФ для исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.

Изложенное свидетельствует о том, что Федеральный закон от 27.11.2001 г № 155-ФЗ, Список должностей членов летных экипажей и должностей, работа в которых дает право на доплату к пенсии, а также Правила исчисления выслуги лет для установления доплаты к пенсии, определяют условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов именно гражданской авиации, а не какого-либо иного подразделения авиации.

Поэтому периоды работы истца в организации ДОСААФ СССР, с 08.07.1971 г. по 03.04.1987 г., с 27.04.1988 по 31.12.1990 г. в должностях инструктора-летчика, командира самолетного звена, начальника не могут быть засчитаны в стаж работы, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.

Само по себе включение ответчиком спорных периодов работы истца в его специальный стаж для назначении пенсии с указанием в пенсионном деле основания «работники гражданской авиации», не свидетельствует об осуществлении истцом трудовой деятельности в сфере гражданской авиации.

Истцом не представлено доказательств того, что он трудился в спорные периоды в качестве члена летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.

На основании вышеизложенного, исковые требования Мазитова Г. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Мазитова Г к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл овозложении обязанности назначить ежемесячную доплату к страховой пенсии отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.Г.Орлова

Мотивированное решение составлено 31 августа 2016 года.