ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4806/21 от 20.12.2021 Октябрьского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

20 декабря 2021 года г. Самара

Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Доценко И.Н.,

при секретаре судебного заседания Агаеве Э.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4806/21 по заявлению ГБУЗ «Самарская областная клиническая станция переливания крови» о признании вещи бесхозяйной

УСТАНОВИЛ:

ГБУЗ «Самарская областная клиническая станция переливания крови» обратилось в суд с указанным заявлением ссылаясь на то, что в рамках реализации мероприятий областной целевой энергетической программы, государственным заказчиком которой было определено министерство промышленности, энергетики и технологий Самарской области с привлечением ЗАО «Региональный центр энергоэффективности Самарской области» на территории и для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарская областная клиническая станция переливания крови» в 2008-2009 годах была установлена модульная котельная УКМ-2ПГ производства ОАО «Нефтемаш» г. Сызрань с двумя паровыми котлами на газовом топливе Е-1,0/0,9Г. В дальнейшем согласно Закону Самарской области от 06.04.2009 года № 50-ГД «О признании утратившими силу отдельных законов Самарской области об утверждении областных целевых программ» с апреля 2009 года данная целевая программа утратила силу. На тот момент к котельной был проведен водопровод, газопровод, паро- и конденсатопровод, смонтирован шкафной газорегуляторный пункт. В октябре 2009 года Минпромом Самарской области ГБУЗ СОКСПК были предложены для подписания акты приема-передачи в эксплуатацию данной модульной котельной, но был получен отказ по причине многочисленных замечаний по качеству выполненных работ, кроме того, не были проведены пуско-наладочные работы, требующие значительных финансовых затрат. В соответствии с областной целевой энергетической программой на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 27.10.2010 года № 536, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области было определено государственным заказчиком программы, одной из задач которой являлась реконструкция котельных. Однако, вложения в основные средства, произведенные Минпромом Самарской области в рамках областной энергетической программы, мероприятия которой были реализованы до 2011 года - времени создания Минэнерго Самарской области, ввиду отсутствия правовых оснований на баланс последнего приняты не были. Таким образом, решение вопроса имущественных прав на законченную монтажом и требующую ввода в эксплуатацию котельную с оборудованием повисло в воздухе. До настоящего времени собственник данного объекта так и не определен, полный цикл работ для сдачи котельной в эксплуатацию не проведен. Кроме того, за период с момента установки котельной до настоящего времени существенно изменились технические требования к проектированию блочных котельных, вступили в действие новые своды правил (СП), касающиеся проектирования систем газотеплоснабжения (СП 89.13330.2016 «Свод правил. Котельные установки», СП 281.1325800.2016 «Установки теплогенераторные мощностью до 360 кВт. Правила проектирования и устройства» и т.д.), стали предъявляться более строгие требования к противопожарной безопасности. В 2018 году специализированной организацией было проведено техническое освидетельствование смонтированной на территории ГБУЗ СОКСПК модульной котельной. Результаты освидетельствования показывают, что проведение работ по устранению выявленных ранее замечаний, приведению в соответствии с действующими в настоящее время требованиями к такого рода объектам, а также сдача его в эксплуатацию будет несоизмерима дороже в сравнении с проектированием и строительством новой блочно-модульной котельной. ГБУЗ СОКСПК в соответствии с действующим законодательством до момента сдачи в эксплуатацию и передачи модульной котельной в оперативное управление не имеет право принять на баланс и содержать данный объект. Просит суд признать движимую вещь - модульную котельную установку УКМ-2ПГ производства ОАО «Нефтемаш» г. Сызрань с двумя паровыми котлами на газовом топливе Е-1,0/0,9Г, бесхозяйной.

В судебном заседании представитель заявителя Фролов В.Ю., действующий на основании доверенности №25/2021 от 12.01.2021 года, заявление поддержал в полном объеме.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области Симонова Т.А., действующая на основании доверенности №М-ЭЖИХ/3393 от 28.07.2021 года, возражали против удовлетворения заявления в полном объеме.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что в рамках реализации мероприятий областной целевой энергетической программы, государственным заказчиком которой было определено Министерство промышленности, энергетики и технологий Самарской области с привлечением ЗАО «Региональный центр энергоэффективности Самарской области» на территории и для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарская областная клиническая станция переливания крови» в 2008-2009 годах была установлена модульная котельная УКМ-2ПГ производства ОАО «Нефтемаш» г. Сызрань с двумя паровыми котлами на газовом топливе Е-1,0/0,9Г.

Согласно Закону Самарской области от 06.04.2009 года № 50-ГД «О признании утратившими силу отдельных законов Самарской области об утверждении областных целевых программ» с апреля 2009 года данная целевая программа утратила силу.

При установке сооружения был проведен водопровод, газопровод, паро- и конденсатопровод, смонтирован шкафной газорегуляторный пункт.

В октябре 2009 года Минпромом Самарской области ГБУЗ СОКСПК были предложены для подписания акты приема-передачи в эксплуатацию данной модульной котельной, но был получен отказ по причине многочисленных замечаний по качеству выполненных работ, кроме того, не были проведены пуско-наладочные работы, требующие значительных финансовых затрат.

В соответствии с областной целевой энергетической программой на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 27.10.2010 года № 536, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области было определено государственным заказчиком программы, одной из задач которой являлась реконструкция котельных.

Спорная котельная не включена в Программу.

За период с момента установки котельной до настоящего времени существенно изменились технические требования к проектированию блочных котельных, вступили в действие новые своды правил (СП), касающиеся проектирования систем газотеплоснабжения (СП 89.13330.2016 «Свод правил. Котельные установки», СП 281.1325800.2016 «Установки теплогенераторные мощностью до 360 кВт. Правила проектирования и устройства» и т.д.), стали предъявляться более строгие требования к противопожарной безопасности.

В 2018 году специализированной организацией ООО «РСФ «Высота» было проведено техническое освидетельствование смонтированной на территории ГБУЗ СОКСПК модульной котельной. Результаты освидетельствования показывают, что проведение работ по устранению выявленных ранее замечаний, приведению в соответствии с действующими в настоящее время требованиями к такого рода объектам, а также сдача его в эксплуатацию будет несоизмерима дороже в сравнении с проектированием и строительством новой блочно-модульной котельной.

Из ответа Министерства здравоохранения Самарской области от 12.07.2021 года № МЗ/2102-вн установлено, что объект имущества - модульная котельная не включен в перечень объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности Самарской области, а также не включен в перечень особо ценного движимого имущества, затепленного за учреждением на праве оперативного управления, и не принят к учету ГБУЗ «СОКСПК». На основании вышеизложенного, министерство, к компетенции которого в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 14.12.2010 года № 642 отнесены вопросы согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом, недвижимым имуществом бюджетного учреждения, закрепленными за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, не имеет полномочий согласовывать утилизацию неучтенного объекта.

Согласно ч.1, ч.2 и ч.3 ст. 226 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Суд приходит к выводу, что доказательств того, что заявитель обращался к уполномоченному лицу для утилизации модульной котельной не предоставлено.

Требования заявителя о передаче в собственность имущества лицу, которое об этом не заявляло, удовлетворению не подлежит, поскольку законом не предусмотрено. Кроме того, из материалов дела следует, что заявитель в Министерство имущественных отношений Самарской области не обращался.

Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Заявление ГБУЗ «Самарская областная клиническая станция переливания крови» о признании вещи бесхозяйной оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самара в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 27.12.2021 года.

Судья подпись Доценко И.Н.

Копия верна.

Судья:

Секретарь: