ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4807 от 25.08.2011 Новгородского районного суда (Новгородская область)

                                                                                    Новгородский районный суд Новгородской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Новгородский районный суд Новгородской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-4807/11 г. Великий Новгород

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«25» августа 2011 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Ивановой Г.В.,

при секретаре Залевском М.С.,

с участием истца ФИО1, представителя истца - ФИО2, представителей ответчика Комитета социальной защиты населения Администрации Новгородского муниципального района Новгородской области ФИО3, ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Комитету социальной защиты населения Администрации Новгородского муниципального района Новгородской области о восстановлении с 01 декабря 2010 года право на предоставление мер социальной поддержки на бесплатное жильё с отоплением и освещением, как вышедшему на пенсию педагогическому работнику, проработавшему в сельской местности не менее 10 лет,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Комитету социальной защиты населения Администрации Новгородского муниципального района Новгородской области, в котором просит обязать ответчика восстановить с 01 декабря 2010 года право на предоставление мер социальной поддержки на бесплатное жильё с отоплением и освещением, как вышедшему на пенсию педагогическому работнику, проработавшему в сельской местности не менее 10 лет, указав следующее.

Она является педагогическим работником, проработавшей в сельской местности более 10 лет, является пенсионером. С момента выхода на пенсию до декабря 2010 года пользовалась правом на жилищно-коммунальные льготы.

Письмом Комитета социальной защиты населения Администрации Новгородского муниципального района Новгородской области от 24 мая 2011года ей отказано в предоставлении мер социальной поддержки как педагогическому работнику, проживающему и проработавшему в сельской местности более 10 лет. Считает данный отказ необоснованным.

В судебном заседании ФИО1, и её представитель ФИО2, действующая по доверенности, исковые требования поддержали по вышеизложенным мотивам.

Представители ответчика Комитета социальной защиты населения Администрации Новгородского муниципального района Новгородской области ФИО3, ФИО4, действующие по доверенности, исковые требования не признали. Пояснили, что ФИО1 является вышедшим на пенсию педагогическим работником, проживает в сельской местности Новгородского района, но стажа работы образовательных учреждениях сельской местности, поселках городского типа Новгородской области, как требует п.2 ст.1 областного закона от 31.03.2010 года за № 731-ОЗ, у неё не имеется.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

ФИО1 работала в сельской местности с 09.09.1968 г.по 07.06.1971 г. (2 года 9 месяцев) воспитателем детского сада Боградского зерносовхоза; с 01.07.1971 г. по 04.04.1979 г. ( 7 лет 9 месяцев ) воспитателем детского комбината Киргизской машино-испытательной станции; с 09.01.1985 г. по 02.01.1992 г. (7 лет.) воспитателем детского сада 3-го отделения МИС.

Право на пенсию у ФИО1 возникло в период работы в детском саду 25.05.1991 года.

В 1994 году она вместе с семьей переехала на постоянное место жительства в  Новгородского района Новгородской области.

Все эти годы до декабря 2010 года, согласно действующему законодательству, она пользовалась правом на жилищно-коммунальные льготы.

Письмом комитета социальной защиты населения Новгородского района от 24.05.2011 года за № ФИО1 мне было отказано в предоставлении мер социальной поддержки как педагогическому работнику, проживающему и проработавшему более 10 лет в сельской местности, на основании того, что у меня нет стажа педагогической работы в образовательных учреждениях сельской местности Новгородской области.

Областной закон от 31.03.2010 года № 731-ОЗ «О мерах социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, поселках городского типа Новгородской области «(в ред. Областного закона Новгородской области от 01.04.2011 N 958-ОЗ) устанавливает правовые гарантии предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений мер социальной поддержки в целях создания условий для привлечения их на работу в сельские населенные пункты и поселки городского типа Новгородской области.

До 1 января 2005 года педагогические работники, ушедшие на пенсию и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением при наличии установленных законом условий.

Жилищно-коммунальные льготы как часть сохраняющей актуальность политики стимулирования притока и закрепления квалифицированных кадров в сельской местности были установлены Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках".

Предоставление мер социальной поддержки (ранее - льгот) пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", согласно которому в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года № 437, от 24января 1985 года № 85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.

В соответствии с разъяснением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года № 5/12-22 "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)" (утверждено постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года № 154/12-22) право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохранялось за перешедшими на пенсию педагогическими работниками, общий стаж работы которых в сельской местности составлял не менее 10 лет.

Согласно п.2 вышеназванного разъяснения право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за пенсионерами и проживающими совместно с ними членами их семей при переезде их на новое место жительства в сельскую местность либо в поселок городского типа (рабочий поселок), в котором работники общеобразовательных школ, межшкольных учебно - производственных комбинатов, средних профессионально - технических училищ, осуществляющих подготовку кадров для сельскохозяйственного производства, детских домов, домов ребенка и детских дошкольных учреждений пользуются этими льготами, а также при преобразовании сельского населенного пункта в поселок городского типа (рабочий поселок) и в случаях преобразования сельского населенного пункта и поселка городского типа (рабочего поселка) в город.

Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам общеобразовательных школ в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия в 1992 году Закона Российской Федерации "Об образовании". Абзацем третьим пункта 5 статьи 55 данного Закона (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ) было предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ данная норма была дополнена положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Названное законоположение не привнесло каких-либо изменений в порядок реализации данной меры социальной поддержки педагогических работников сельских (поселковых) образовательных учреждений. По сути, оно воспроизводит правовое регулирование, содержащееся в Федеральном законе от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", которым было закреплено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных указанными в его статье 2 положениями федеральных законодательных актов, в том числе абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 8 февраля 2007 года N 322-О-П, переход от предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий (компенсаций) не должен влечь снижение имеющего место уровня социальной поддержки педагогических работников, а также пользующихся названным правом в силу действующего правового регулирования перешедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет, т.е. соответствующие субсидии (компенсации) подлежат установлению в размерах, покрывающих затраты этих лиц на оплату жилья, отопления и освещения.

Таким образом, Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не предполагалась отмена льготы, гарантированной статьей 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" для проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений, в том числе вышедших на пенсию, - в нем не содержатся положения, препятствующие реализации предоставленного указанным лицам права на данную льготу на всей территории Российской Федерации, а также положения о возможности введения подобного рода ограничительных условий.

Что касается механизма предоставления социальных гарантий, то его изменение не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 апреля 2008 года N 480-О-П).

Как подчеркнуто в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 года N 958-0-0, из абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не следует, что субъект Российской Федерации наделяется полномочием снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.

Согласно статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании» (в редакции данного Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.

В законодательных актах СССР и Российской Федерации, отсутствует указание на территориальное расположение образовательного учреждения работники которого имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, кроме его нахождения в сельской местности.

Таким образом, в силу приведенных правовых позиций отказ Комитета социальной защиты населения Администрации Новгородского муниципального района Новгородской области о предоставлении ФИО1 мер социальной поддержки является необоснованным. Право ФИО1 на предоставление мер социальной поддержки на бесплатное жильё с отоплением и освещением, как вышедшему на пенсию педагогическому работнику, проработавшему в сельской местности не менее 10 лет, подлежит восстановлению.

На основании ч.1 ст.98 ГПК РФ следует взыскать с Комитета социальной защиты населения Администрации Новгородского муниципального района Новгородской области в пользу ФИО1 расходы по государственной пошлине в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Восстановить ФИО1 с 01 декабря 2010 года право на предоставление мер социальной поддержки на бесплатное жильё с отоплением и освещением, как вышедшему на пенсию педагогическому работнику, проработавшему в сельской местности не менее 10 лет.

Взыскать с Комитета социальной защиты населения Администрации Новгородского муниципального района Новгородской области в пользу ФИО1 расходы по государственной пошлине в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда с подачей жалобы через Новгородский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения: 31 августа 2011 года.

Председательствующий Г.В.Иванова