ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4809/15 от 15.09.2015 Центрального районного суда г. Тюмени (Тюменская область)

Решение

Именем Российской Федерации

г. Тюмень 15 сентября 2015 года

Центральный районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего судьи Слюсарева А.А.

при секретаре Солодовник О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту имущественных отношений Тюменской области, ФИО2 о признании незаконными решений «Об отказе в предварительном согласовании мест размещения объектов коммунального, складского и промышленного назначения IV-V класса опасности в г. Тюмениул. Республики, ориентировочной площадью 3000 кв.м. ФИО1» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, «О предварительном согласовании места размещения объектов коммунального обслуживания населения в <...>» от ДД.ММ.ГГГГ, обязании расторгнуть договор аренды земельного участка и принятии решения о проведении аукциона,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчикам о признании незаконными решений «Об отказе в предварительном согласовании мест размещения объектов коммунального, складского и промышленного назначения IV-V класса опасности в <...> ориентировочной площадью 3000 кв.м. ФИО1», и «Об отказе в предварительном согласовании мест размещения объектов коммунального, складского и промышленного назначения IV-V класса опасности в <...> ориентировочной площадью 1140 кв.м. ФИО1» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, «О предварительном согласовании места размещения объектов коммунального обслуживания населения в <...>» от ДД.ММ.ГГГГ, обязании расторгнуть договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и принятии решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером

Иск мотивирован тем, что начиная с ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ДИО ТО с заявлением о выборе земельного участка и предварительного согласовании места размещения объектов коммунального, складского и промышленного назначения на два земельных участка. Однако ответчиком письмами от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении его заявлений было отказано по тому основанию, что испрашиваемый земельный участок пересекает границы земельного участка, предварительно согласованного третьему лицу, Размещение торгового объекта на испрашиваемом земельном участке не соответствует проекту планировки территории, размеры испрашиваемого земельного участка не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства в соответствии с градостроительным регламентом территориальной зоны, размещение торгового объекта на испрашиваемом земельном участке не соответствует проекту планировки территории. Истец не согласен с данными решениями, поскольку они приняты в нарушение действующего закона, которым не предусмотрено таких оснований для отказа в предварительном согласовании места размещения объектов как пересечение границ земельного участка, находящегося в государственной муниципальной собственности, либо наличие акта выбора. Кроме того, при условии наличия двух заявлений ответчик обязан был сформировать земельный участок и провести торги.

Кроме того, решение «О предварительном согласовании места размещения объектов коммунального обслуживания населения в <...>» от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО2 также является незаконным, поскольку при наличии равных прав на земельный участок ей было предоставлено преимущественное прав без проведения торгов.

В судебное заседание истец ФИО1 не явился, его представитель ФИО3 исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области ФИО4 в судебном заседании просил в иске отказать.

В судебное заседание ответчица ФИО2 не явилась, ее представитель ФИО5 в судебном заседании против иска возражал.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Департамент имущественных отношений Тюменской области с заявлением для размещения объектов коммунального, складского и промышленного назначения IV-V класса опасности по ул. Республики, г. Тюмень ориентировочной площадью 1000 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ г. ответчик принял решение об отказе в удовлетворении заявления в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок пересекает границы земельного участка с кадастровым номером , а также границы земельного участка, в отношении которого был подготовлен и выдан заявителю для согласования акт о выборе земельного участка, а именно по заявлению ООО «Фирма Тюмень Эковата» выдан для согласования акт о выборе земельного участка площадью 0,11 га для размещения объектов коммунального, складского и промышленного назначения IV-V класса опасности по ул. Республики, г. Тюмень.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о размещения объектов коммунального, складского и промышленного назначения IV-V класса опасности по ул. Республики, г. Тюмень в отношении того же земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ ответчик принял решение об отказе в удовлетворении заявления в связи с тем, что размеры испрашиваемого земельного участка не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства в соответствии с градостроительным регламентом территориальной зоны.

При этом ответчиком указано, что согласно ст. 28 Правил землепользования и застройки г. Тюмени, утв. Решением Тюменской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, для размещения объектов коммунального, складского и промышленного назначения IV-V класса опасности в территориальной зоне П-1 минимальная ширина земельного участка 20 м., в то время как ширина испрашиваемого ФИО1. земельного участка ориентировочно 14 м.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о размещении торговых объектов, допустимых к размещению в соответствие с требованиями санитарного законодательства, по ул. Республики, г. Тюмень.

ДД.ММ.ГГГГ ответчик принял решение об отказе в удовлетворении заявления в связи с тем, что размещение торгового объекта на испрашиваемом земельном участке не соответствует проекту планировки территории, проект планировки территории планировочного района – Антипинский - утвержден Постановлением Администрации г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому испрашиваемый земельный участок расположен в зоне коммунально-складского назначения.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о размещении объектов коммунального, складского и промышленного назначения IV-V класса опасности.

ДД.ММ.ГГГГ ответчик принял решение об отказе в удовлетворении заявления в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок пересекает границы земельного участка, предварительно согласованного третьему лицу, поскольку решением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ-з о предварительном согласовании ФИО2 места размещения объектов коммунального обслуживания населения, г. Тюмень.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Департамент имущественных отношений Тюменской области с заявлением для размещения объектов коммунального, складского и промышленного назначения IV-V класса опасности по ул. Республики, г. Тюмень ориентировочной площадью 3000 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ ответчик принял решение об отказе в удовлетворении заявления в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок пересекает границы земельного участка, предварительно согласованного третьему лицу. А именно решением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ-з о предварительном согласовании ООО «Сибирьстрой» места размещения гаража боксового типа по ул. Республики, г. Тюмень.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о размещении торговых объектов, допустимых к размещению в соответствие с требованиями санитарного законодательства, по ул. Республики, г. Тюмень в отношении того же земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ ответчик принял решение об отказе в удовлетворении заявления в связи с тем, что размещение торгового объекта на испрашиваемом земельном участке не соответствует проекту планировки территории, поскольку проект планировки территории планировочного района – Антипинский - утвержден Постановлением Администрации г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому испрашиваемый земельный участок расположен в зоне коммунально-складского назначения.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о размещении объектов коммунального, складского и промышленного назначения IV-V класса опасности по ул. Республики, г. Тюмень.

ДД.ММ.ГГГГ ответчик принял решение об отказе в удовлетворении заявления в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок пересекает границы земельного участка, предварительно согласованного третьему лицу, а именно решением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ-з о предварительном согласовании ФИО2 места размещения объектов коммунального обслуживания населения, г. Тюмень.

Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до ДД.ММ.ГГГГ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 ЗК РФ.

В силу пункта 1 статьи 31 ЗК РФ каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта жилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов.

На основании пункта 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется следующим образом: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Кодекса; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.

Согласно пункту 8 статьи 31 ЗК РФ (в редакции, действующей до ДД.ММ.ГГГГ) решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Таким образом, у Департамента имущественных отношений имелись основания для принятия решений об отказе в размещении объекта, наличие указанных выше оснований подтверждается материалами дела и они не опровергнуты истцом.

ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления ФИО2, Департаментом имущественных отношений Тюменской области было принято решение о предварительном согласовании места размещения объектов коммунального обслуживания населения в <...>.

В соответствии с пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ (в редакции, действующей до ДД.ММ.ГГГГ) выбор земельного участка был осуществлен на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Акт выбора земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ был согласован в установленном законом порядке.

Впоследствии образованному земельному участку был присвоен кадастровый , площадь 4390 кв.м. Сведения об указанном земельном участке в настоящее время являются актуальными согласно данным государственного кадастра недвижимости.

ДД.ММ.ГГГГ земельный участок был предоставлен ФИО2 по договору аренды от на срок по ДД.ММ.ГГГГ, который был зарегистрирован в установленном законом порядке.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии нарушений при выделении земельного участка ФИО2 и заключении договора аренды, установленные законом процедуры были соблюдены, в связи с чем оснований для обязании ДИО ТО расторгнуть договор аренды земельного участка с ней.

Ссылка истца ФИО1 на то, что Департамент был обязан организовать аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, т.к. в отношении одного и того же земельного участка помимо заявления истца поступили заявления иных лиц явялется несостоятельной.

В соответствии с п. 8.13 Положением о порядке принятия решений о предоставлении земельных участков, утв. Постановлением Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ-п, решение об отказе в размещении объекта принимается в случае, если размещение объекта на земельном участке не допускается в соответствии с земельным, градостроительным законодательством или иными условиями использования соответствующей территории, установленными в соответствии с федеральным законодательством.

Согласно п. 1.3 Положения (в ранее действующей редакции) предоставление земельных участков для строительства осуществляется исключительно на торгах в случаях: подачи в отношении земельного участка двух и более заявлений о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, имеющего одинаковое разрешенное использование, кроме случаев, когда по одному из поданных заявлений принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта либо когда второе (и последующие) заявление подано по истечении тридцати календарных дней со дня подачи первого заявления.

Между тем, на момент подачи истцом заявления от ДД.ММ.ГГГГ в отношении испрашиваемого истцом земельного участка ориентировочной площадью 3000 кв.м., ДИО ТО уже было принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта иному лицу; в поданном истцом заявлении от ДД.ММ.ГГГГ испрашивалась цель размещения объекта (торговые), не соответствующая проекту планировки территории; на момент подачи истцом заявления от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком уже было принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта иному лицу ФИО2

На момент подачи ФИО1 заявления от ДД.ММ.ГГГГ, ответчиком уже был выдан акт о выборе земельного участка ООО «Фирма Тюмень Эковата»; в поданном истцом заявлении от ДД.ММ.ГГГГ испрашивались параметры участка, не соответствующие Правилам землепользования и застройки г. Тюмени; в поданном истцом заявлении от ДД.ММ.ГГГГ испрашивалась цель размещения объекта (торговые), не соответствующая проекту планировки территории; на момент подачи истцом заявления от ДД.ММ.ГГГГ г. ответчиком уже было принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта ФИО2

Таким образом, поскольку заявление ФИО1 не было принято ответчиком, то двух и более заявлений о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, имеющего одинаковое разрешенное использование в связи с чем нарушений п. 1.3 Положения ответчиком допущено не было.

Исходя из изложенного, исковые требования о признании незаконными решений «Об отказе в предварительном согласовании мест размещения объектов коммунального, складского и промышленного назначения IV-V класса опасности в г. Тюмениул. Республики, ориентировочной площадью 3000 кв.м. ФИО1» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, «О предварительном согласовании места размещения объектов коммунального обслуживания населения в <...>» от ДД.ММ.ГГГГ, обязании расторгнуть договор аренды земельного участка и принятии решения о проведении аукциона не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 56, 194 -199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении искового заявления ФИО1 к Департаменту имущественных отношений Тюменской области, ФИО2 о признании незаконными решений «Об отказе в предварительном согласовании мест размещения объектов коммунального, складского и промышленного назначения IV-V класса опасности в г. Тюмениул. Республики, ориентировочной площадью 3000 кв.м. ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, «О предварительном согласовании места размещения объектов коммунального обслуживания населения в <...>» от ДД.ММ.ГГГГ, обязании расторгнуть договор аренды земельного участка и принятии решения о проведении аукциона отказать.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 21.09.2015 г.

Копия верна:

Судья: Слюсарев А.А.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>