ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4809/18 от 03.09.2018 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 сентября 2018 года Дело №2-4809/2018

Абаканский городской суд,

В составе председательствующего судьи Царевой Е.А.,

При секретаре Торбостаевой Е.С.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Администрации города Абакана об обязании восстановить в качестве участников социальных программ по обеспечению жилым помещением,

с участием: истцов – ФИО1, ФИО2;

представителя ответчика – Администрации города Абакана ФИО3, действующей на основании доверенности;

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском об обязании Администрацию города Абакана восстановить в качестве участников Подпрограммы «Субсидирование молодым семьям части процентных ставок по ипотечным жилищным кредитам» Муниципальной программы «Развитие социально-экономического потенциала города Абакана 2017-2020 годы», утвержденной Постановлением Администрации города Абакана от ДД.ММ.ГГГГ; обязании Администрацию города Абакана восстановить в качестве участников Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Абакане» и отменить Постановление от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании ФИО1, ФИО2 заявленные требования поддержали, суду пояснили, что в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ указано на отсутствие соответствия заявления критериям Подпрограммы «Субсидирование молодым семьям части процентных ставок по ипотечным жилищным кредитам» Муниципальной программы «Развитие социально-экономического потенциала города Абакана 2017-2020 годы», утвержденной Постановлением Администрации города Абакана от ДД.ММ.ГГГГ, а именно отсутствие у ФИО1 постоянной регистрации по месту жительства на территории города Абакана не менее 3-х лет. По аналогичным основаниям истцы Постановлением Администрации города Абакана от ДД.ММ.ГГГГ исключены и из списка молодых семей, участников Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Абакане». По мнению истцов, Администрация города Абакана незаконно исключила их из участия в социальных программах по следующим основаниям. Федеральным законом от 21.12.2013 №376-ФЗ «О внесении изменений в отдельное законодательные акты Российской Федерации» в Закон РФ от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и в Федеральный закон от 18.07.2006 №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» впервые включено понятие «фиктивная регистрация». Следовательно, такое понятие, признание регистрации фиктивной и соответствующие последствия признания регистрации фиктивной нельзя применять ранее вступления в силу Федерального закона от 21.12.2013 №376-ФЗ, то есть не ранее 03.01.2014, поскольку закон не имеет обратной силы ввиду отсутствия в нем указания на это. Также, законодательством не установлено, что регистрация может быть признана недостоверной, фиктивной, недействительной за предшествующий период, а это означает, что регистрация ФИО1 по адресу: <адрес>, является достоверной до дня ее признания фиктивной, то есть в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При этом истцы указывают, что даже если и учесть такую возможность, то регистрация может признана таковой никак не ранее, чем 03.01.2014. ФИО4 считает, что он имел постоянную регистрацию на территории города Абакана в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть более трех лет, и на дату вступления в силу Закона №376-ФЗ от 21.12.2013, то есть 03.01.2014, составляла более 5-ти лет. Далее истцы пояснили, что в Постановление от 17.07.1995 №713, которым утверждены «Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», термин «фиктивная регистрация» впервые введен Постановлением Правительства РФ от 15.08.2014 №809 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 №713». Дата начала действия изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 15.08.2014 №809 - 27.08.2014. Таким образом, в Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 определение фиктивной регистрации включено позднее даты вступления таких изменений в силу, внесенных в Закон РФ от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Это означает, что применение мер ответственности к лицам за действия, совершенные до момента вступления закона в силу, не корреспондирует действующему законодательству РФ. В связи с чем, ФИО1, ФИО2 просили суд заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель Администрации города Абакана ФИО3 в судебном заседании заявленные требования не признала, суду пояснила, что решением УФМС РФ по РХ регистрация ФИО1 в доме по адресу: <адрес>, признана фиктивной. Пунктом 6.4 Программы «Развитие социально-экономического потенциала города Абакана на 2017-2020 годы» установлено, что одним из критериев участия в программе является наличие регистрации на территории города Абакана не менее 3-х лет. Представитель ответчика указывает, что поскольку регистрация истца признана фиктивной, то он не соответствует условиям программы. В связи с чем, представитель Администрации города Абакана ФИО3 просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу положений ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии со ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Решением Совета депутатов города Абакана от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Стратегический план социально-экономического развития муниципального образования город Абакан до 2021 года.

Во исполнение данного стратегического плана постановлением Администрации города Абакана от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждена Муниципальная программа "Развитие социально-экономического потенциала города Абакана на 2017 - 2020 годы", основной целью которой является оказание финансовой поддержки в обеспечении жильем молодым семьям.

В данную муниципальную программу входит 6 подпрограмм, в том числе: Субсидирование молодым семьям части процентных ставок по ипотечным жилищным кредитам; Обеспечение жильем молодых семей в городе Абакане.

Пунктом 6.1 Подпрограммы "Субсидирование молодым семьям части процентных ставок по ипотечным жилищным кредитам" предусмотрено, что субсидии предоставляются молодым семьям на погашение части банковского процента по ипотечному жилищному кредиту на срок не более 10 лет (независимо от срока кредитного договора) при приобретении жилых помещений на рынке жилья города Абакана. Право получения субсидии предоставляется участникам Подпрограммы, заключившим кредитный договор после ДД.ММ.ГГГГ. Субсидированию подлежит часть уплаченных процентов за период, начиная с даты утверждения заявителей на участие в Подпрограмме постановлением Администрации города Абакана.

Пунктом 6.4 Подпрограммы предусмотрено, что молодые семьи, желающие принять участие в Подпрограмме, должны соответствовать следующим условиям:

- возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет;

- постоянная регистрация каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье по месту жительства на территории города Абакана не менее трех лет.

Подпунктом 1 и 3 п. 6.7 Подпрограммы предусмотрено, что основанием для отказа в предоставлении субсидии, в том числе является несоответствие супруга (супругов) критериям, указанным в п. 6.1, 6.3, 6.4 настоящей Подпрограммы; наличие недостоверных или искаженных сведений, представленных в документах.

Пунктом 2 Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Абакане" предусмотрено, что цель данной Подпрограммы заключается в оказании финансовой поддержки в обеспечении жильем молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Пунктом 5.1 Подпрограммы предусмотрено, что участником Подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим критериям:

1) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия решения о включении молодой семьи - участницы Подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

2) признание семьи нуждающейся в жилом помещении.

3) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Молодые семьи, состоящие в списках молодых семей - участников муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Абакане на 2012 - 2015 годы" становятся участниками данной Подпрограммы, при условии соответствия настоящему пункту Подпрограммы.

Подпунктом 3 п. 5.15 Подпрограммы предусмотрено, что основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей Подпрограммы является в том числе и недостоверность сведений, содержащихся в предоставленных документах.

Судом установлено, что ФИО4 и ФИО2 состоят в зарегистрированном браке, что подтверждается свидетельством о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 и ФИО2 обратились в Администрацию города Абакана с заявлением о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Абакане" федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления социальной выплаты в рамках муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Абакане на 2012-2015 годы» от ДД.ММ.ГГГГ истцы были признаны нуждающимися в жилом помещении в целях участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Абакане на 2012-2015 годы», что подтверждается письмом отдела по учету и распределения жилой площади Администрации города Абакана от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Администрации города Абакана от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден список молодых семей для участия в муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Абакане на 2012-2015 годы». Из списка участников, являющегося приложением к постановлению, следует, что под числится семья ФИО4 и ФИО2, состоящая из 3-х человек.

Из справки отдела по учету и распределения жилой площади Администрации города Абакана от ДД.ММ.ГГГГ следует, что семья ФИО4 и ФИО2 состоят в списке участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Абакане" муниципальной программы «Развитие социально экономического потенциала города Абакана на 2014-2016 годы» под .

Далее, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и ФИО4 обратились в Администрацию города Абакана с заявлением на участие в подпрограмме "Субсидирование молодым семьям части процентных ставок по ипотечным жилищным кредитам". В данном заявлении истцы указывали о местах своей регистрации в городе Абакане, так ФИО4 указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ стоял на регистрационном учете по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из протокола Комиссии по рассмотрению вопросов предоставления субсидий и социальных выплат на приобретение жилья от ДД.ММ.ГГГГ комиссия установила отсутствие оснований для признания семьи ФИО4 и ФИО2 участницей подпрограммы, в связи с чем, семье ФИО1 и ФИО2 было отказано в предоставлении субсидии на основании п.п. 3 п. 6.7 Подпрограммы "Субсидирование молодым семьям части процентных ставок по ипотечным жилищным кредитам", в связи с наличием недостоверных сведений, представленных в документах. Семья ФИО1 и ФИО2 была исключена из списка молодых семей, участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Абакане» Муниципальной программы «Развитие социально - экономического потенциала города Абакана на 2017-2020 годы», на основании п.п. 3 п. 5.15. раздела 5 подпрограммы, в связи с выявлением в представленных на участие в подпрограмме документах недостоверных сведений.

Постановлением Администрации города Абакана от ДД.ММ.ГГГГ исключена из списка молодых семей, участников Подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей в городе Абакане» Муниципальной программы «Развитие социально-экономического потенциала города Абакана на 2017-2020 годы», семья ФИО1 и ФИО2, на основании подп. 3 п. 5.15 раздела 5 Подпрограммы.

В судебном заседании истцы настаивают, что указанное выше решение Администрации города Абакана является незаконным и необоснованным.

В соответствии с п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Согласно ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 №5242-1 (в редакции от 03.04.2017) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения", выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В силу положений ст. 20 ГК РФ, ст. 2 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Федеральным законом от 21.12.2013 №376-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в том числе в: Закон РФ от 25.06.1993 №5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".

Из п. 8 ст. 2 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" под фиктивной регистрацией гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства понимается регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

Изложенная норма в редакции ФЗ от 21.12.2013 №376-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" принята в целях предотвращения нелегальной миграции и усиления ответственности за нарушения правил регистрационного учета, поскольку фактическое отсутствие граждан, зарегистрированных по месту жительства, делает невозможным реальное исполнение ими гражданско-правовых обязательств перед другими гражданами, юридическими лицами и государством.

Согласно ст. 5, 7 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (в редакции ФЗ от 21.12.2013 №376-ФЗ) при выявление факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства или месту пребывания в жилом помещении производится снятие этого гражданина с регистрационного учета на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 №713.

Правительством РФ 15.08.2014 вынесено постановление №809 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 №713". Данным постановлением в Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации введено понятие «фиктивная регистрация».

Подпунктом «к» п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (введенным Постановлением Правительства РФ от 15.08.2014 N 809) снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выявления факта фиктивной регистрации гражданина по месту жительства в жилом помещении, в котором этот гражданин зарегистрирован, - на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии Административным регламентом исполнения Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и Министерством внутренних дел Российской Федерации, его территориальными органами государственной функции по контролю за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным приказом Федеральной миграционной службы и Министерства внутренних дел России от 01.08.2013 №338/587, был возложен на органы МВД России и ФМС России.

Из справки с места регистрации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ стоял на регистрационном учете по адресу: <адрес>.

Согласно заключению УФМС России по РХ от ДД.ММ.ГГГГ во исполнение ст. 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" проведена выездная проверка по соблюдению правил регистрации собственником домовладения по адресу: <адрес>. В ходе проверки факт не проживания граждан с момента постановки на регистрационный учет и до момента проведения проверки нашел свое подтверждение. В связи с чем, регистрация по месту жительства ФИО5 по адресу: <адрес> признана фиктивной, ФИО5 снят с регистрационного учета по указанному адресу.

Таким образом, данным заключением установлен фиктивный характер регистрации ФИО1 по адресу: <адрес>.

Руководствуясь указанными нормами права, учитывая, что заключением УФМС России по РХ от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт не проживания ФИО1 по адресу: <адрес> момента постановки на регистрационный учет и до момента проведения проверки, тогда как для участия в Муниципальной программе "Развитие социально-экономического потенциала города Абакана на 2017 - 2020 годы" необходима регистрация участника по месту жительства в городе Абакане не менее 3-х лет, суд считает, что Администрация города Абакана правомерно исключила истцов из списка молодых семей, участников Подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей в городе Абакане» и не приняла их в качестве участников подпрограммы «Субсидирование молодым семьям части процентных ставок по ипотечным жилищным кредитам» Муниципальной программы «Развитие социально-экономического потенциала города Абакана на 2017-2020 годы», в связи с предоставлением недостоверных сведений о периоде регистрации ФИО1 в городе Абакане.

Доводы истцов, что понятие «фиктивная регистрация» не может применяться к правоотношениям, возникшим до вступления в силу Федерального закона от 21.12.2013 №376-ФЗ «О внесении изменений в отдельное законодательные акты Российской Федерации», суд не принимает во внимание, поскольку как следует из п. 8 ст. 2 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" фиктивной является регистрация в жилом помещении без намерения проживать в этом помещении. Соответственно, такая регистрация фиктивна с даты регистрации в жилом помещении и не связана с моментом выявления факта фиктивной регистрации.

Также суд не принимает во внимание довод истцов, что регистрация не может быть признана фиктивной без соответствующего на то судебного постановления, поскольку ст. 5, 7 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", подп. «к» п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации прямо предусмотрено право на снятия граждан с регистрационного учета органами регистрационного учета (ДД.ММ.ГГГГ данным органом являлся УФМС России по РХ).

Иные доводы истцов, касающиеся трактовки применения Федерального закона от 21.12.2013 №376-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, суд не принимает во внимание, поскольку постановлены они на неверном толковании норм права.

При таких обстоятельствах, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных ФИО1, ФИО2 требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований ФИО1, ФИО2 об обязании Администрацию города Абакана восстановить в качестве участников Подпрограммы «Субсидирование молодым семьям части процентных ставок по ипотечным жилищным кредитам» Муниципальной программы «Развитие социально-экономического потенциала города Абакана 2017-2020 годы», утвержденной Постановлением Администрации города Абакана от ДД.ММ.ГГГГ, обязании Администрацию города Абакана восстановить в качестве участников Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Абакане» и отменить Постановление от ДД.ММ.ГГГГ – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия путем подачи апелляционной жалобы в Абаканский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 10.09.2018.

СУДЬЯ: Е.А. ЦАРЕВА