63RS0039-01-2023-003887-40 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 15 ноября 2023 года г. Самара Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4809/2023 по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту управления имуществом г.о. Самары о признании незаконным приказа, установил: ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании незаконным приказа от 13.12.2021 № 2987 «О делегировании права подписи служебных документов по жилищному вопросу». В обоснование заявления указывает, что данным приказом на истца как заместителя руководителя управления по жилищным вопросам была возложена обязанность подписывать указанный в приказе перечень документов, в том числе, документацию о закупках, предусмотренную законодательством о контрактной системе, документы о приемке товаров, выполненных работ, оказания услуг, муниципальные контракты, соглашения об изменении и расторжении муниципальных контрактов, кроме указанных в пункте 2 настоящего приказа. Учитывая, что приказы руководителя Департамента проходят правовую экспертизу и регистрацию, сомнений в нелегитимности приказа у истца не было. Тем не менее, 11.04.2023 истцом получена повестка о вызове на допрос в СЧ по РОПД СУ Управления МВД России по Самарской области. 13.04.2023 в ходе допроса перед истцом был поставлен вопрос о полномочиях по подписанию контрактов и актов выполненных работ в декабре 2021 года, правоотношения по которым продолжаются. Из предъявленных и собранных впоследствии документов истец таких полномочий не усмотрел и пришел к выводу о незаконности в частности частей 14-15 пп.1 п.1 Приказа № 2987 от 13.12:2021 "О делегировании права подписи служебных документов по жилищному вопросу". По мнению истца, приказ является незаконным, так как нарушает действующую иерархию правовых актов и противоречит ранее изданным локальным правовым актам на местном уровне, имеющим большую юридическую силу, а именно, Уставу городского округа Самара Самарской области, в соответствии с п. п. 6, 7 ст. 27 которого руководство деятельностью Департамента управления имуществом городского округа Самара осуществляет руководитель Департамента. Руководитель Департамента организует работу Департамента; распределяет полномочия между своими заместителями; утверждает положения о структурных подразделениях Департамента, должностные обязанности муниципальных служащих и иных работников Департамента; координирует и контролирует деятельность структурных подразделений Департамента; издает распоряжения и приказы руководителя Департамента по вопросам организации деятельности Департамента. В рамках приведенных полномочий приказами руководителя Департамента (приказ Департамента №1879 от 17.08.2020) были распределены полномочия между заместителями, в частности определены полномочия заместителя руководителя Департамента по жилищным вопросам, в чьи полномочия входит подписание документации о закупках, документов о приемке товаров, выполнении работ, оказании услуг. В соответствии с изданными приказами были внесены соответствующие изменения в должностную инструкцию заместителя руководителя Департамента по жилищным вопросам и последующими приказами делегировано право подписи указанных выше документов. В последствии приказы о делегировании права подписи приказами Департамента были признаны утратившими силу и оспариваемым в части приказом № 2987 от 13.12.2021 на заместителя руководителя по жилищным вопросам (истца) возложена обязанность подписывать документацию о закупках, предусмотренную законодательством о контрактной системе, документы о приемке товаров, выполнении работ, оказании услуг; муниципальные контракты, соглашения об изменении и расторжении муниципальных контрактов, при наличии действующего уполномоченного должностного лица - заместителя руководителя Департамента, к полномочиям которого на основании приказов о распределении обязанностей между заместителями руководителя Департамента данные полномочия отнесены. Обязанностей по исполнению полномочий заместителя руководителя Департамента на заместителя руководителя управления по жилищным вопросам при этом не возлагалось, изменений в должностную инструкцию не вносилось, что, по мнению истца, нарушает действующую иерархию локальных правовых актов органа местного самоуправления и противоречит вышестоящим, ранее изданным приказам. Кроме этого, приказ Департамента № 2987 от 13.12.2021 "О делегировании права подписи служебных документов по жилищному вопросу" нарушает действующее трудовое законодательство в части запрета требовать от работника выполнения работ, не обусловленных трудовым договором (ст. 60 ТК РФ). Должностная инструкция заместителя руководителя управления по жилищным вопросам не предусматривает полномочий по подписанию документации о закупках, предусмотренной законодательством о контрактной системе, документов о приемке товаров, выполнении работ, оказании услуг; муниципальных контрактов, соглашений об изменении и расторжении муниципальных контрактов. Для осуществления данных полномочий имеются определенные штатным расписанием и локальными правовыми актами должностные лица. Истец как заместитель руководителя управления по жилищным вопросам никогда такую работу не выполнял и в подчинении у него отсутствуют сотрудники, обладающие квалификацией по выполнению и контролю за указанными видами работ. Истец считает также, что оспариваемый приказ нарушает его право на свободный труд без дискриминации, так как приказ императивно возложил обязанность по подписанию ряда документов в противоречие с названием приказа, предусматривающего делегирование права подписи, что само по себе подразумевает возможность принятия решения должностным лицом о подписании документа. При возложении обязанности оспариваемым приказом подписывать поступающие должностному лицу документы у него отсутствует возможность выбора и самостоятельного принятия решения. Ссылаясь на изложенное, истец просит признать незаконным приказ Департамента управления имуществом г.о. Самара от 13.12.2021 № 2987 «О делегировании права подписи служебных документов по жилищному вопросу» в части возложения обязанности на заместителя руководителя управления по жилищным вопросам обязанности подписывать: документацию о закупках, предусмотренную законодательством о контрактной системе, документы о приемке товаров, выполненных работ, оказания услуг; муниципальные контракты, соглашения об изменении и расторжении муниципальных контрактов (ч. 14, 15 пп. 1.1. п. 1) с момента издания. Определением от 27.09.2023 суд перешел к рассмотрению заявленных требований по правилам гражданского судопроизводства. В судебном заседании истец требования поддержал по изложенным в иске основаниям. Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самары ФИО2 возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя). Частью первой статьи 15 ТК РФ установлено, что трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Согласно ст. 27 Устава городского округа Самара Самарской области, принятого Решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006 N 294, Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее в настоящей статье - Департамент) является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара. Руководство деятельностью Департамента осуществляет руководитель Департамента, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Главой городского округа Самара в порядке, предусмотренном действующим законодательством. В соответствии с п. 7 ст. 27 Устава руководитель Департамента осуществляет в том числе следующие полномочия: распределяет полномочия между своими заместителями; утверждает положения о структурных подразделениях Департамента, должностные обязанности муниципальных служащих и иных работников Департамента; координирует и контролирует деятельность структурных подразделений Департамента; издает приказы и распоряжения Департамента во исполнение полномочий Департамента по вопросам местного значения, распоряжения и приказы руководителя Департамента по вопросам организации деятельности Департамента. Из материалов дела следует, что на основании приказа от 13.06.2018 ФИО1 принят на муниципальную службу на должность руководителя управления по жилищным вопросам Департамента управления имуществом г.о. Самара. Приказом от 12.09.2019 истец переведен на должность заместителя руководителя управления по жилищным вопросам. Оспариваемым приказом руководителя Департамента управления имуществом городского округа Самара №2987 от 13.12.2021 «О делегировании права подписи служебных документов по жилищному вопросу» на заместителя руководителя управления по жилищным вопросам (истца) возложены обязанности подписывать документы, в том числе, документацию о закупках, предусмотренную законодательством о контрактной системе, документы о приемке товаров, выполнении работ, оказании услуг, муниципальные контракты, соглашения об изменении и расторжении муниципальных контрактов, кроме указанных в пункте 2 настоящего приказа. Ранее приказом Департамента от 14.10.2021 № 2450 аналогичные полномочия по подписанию служебных документов были возложены на заместителя управления по жилищным вопросам ФИО1 на время отсутствия заместителя руководителя Департамента по жилищным вопросам ФИО3 Приказом Департамента №1879 от 17.08.2020 распределены полномочия между заместителями руководителя Департамента, в частности определено, что в полномочия заместителя руководителя Департамента по жилищным вопросам входит подписание документации о закупках, предусмотренной законодательством о контрактной системе, документов о приемке товаров, выполнении работ, оказании услуг, муниципальных контрактов, соглашений об изменении и расторжении муниципальных контрактов. Приказом от 13.12.2021 на должность заместителя руководителя Департамента по жилищным вопросам назначен ФИО4 Приказом Департамента от 10.01.2022 № 1 оспариваемый приказ №2987 от 13.12.2021 «О делегировании права подписи служебных документов по жилищному вопросу» признан утратившим силу. На основании приказа №2987 от 13.12.2021 ФИО1 подписывал акты о приемке выполненных работ по текущим ремонтам жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности г.о. Самара. Подписывая акты выполненных работ, истец действовал добровольно и осознанно, следовательно, не считал, что превышает свои полномочия. Как следует из Положения об управлении по жилищных вопросам, утвержденного руководителем Департамента 26.10.2009, перечень функций, возложенных на управление, не является исчерпывающим, управление осуществляет и иные функции по поручению руководства Департамента (п. 3.13). Доводы истца о несоответствии оспариваемого приказа локальным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, положениям внутренних актов о распределении полномочий между должностными лицами Департамента, а также должностной инструкции истца, не являются основанием для признания приказа незаконным, поскольку издание данного приказа является реализацией полномочий руководителя Департамента по организации деятельности Департамента, который самостоятельно по своему усмотрению распределяет обязанности между своими заместителями и иными должностными лицами. Суд не проводит оценку целесообразности внутренних организационных решений работодателя. Доводы истца о том, что приказом № 2987 от 13.12.2021 на истца возложены обязанности, не обусловленные трудовым договором и должностной инструкцией, являются несостоятельными, так как в соответствии с должностной инструкцией от 08.10.2023 на заместителя руководителя управления по жилищным вопросам возложено в числе прочего обеспечение выполнения функций, возложенных на управление. Подписание документации о закупках, документов о приемке товаров, выполнении работ, оказании услуг, муниципальных контрактов, обеспечивающих выполнение управлением по жилищным вопросам возложенных на него функций, не может считаться дополнительной трудовой функцией, наоборот, в полной мере соответствует обязанности по обеспечению выполнения функций управления. С учетом изложенного суд не находит оснований для признания незаконным приказа Департамента управления имуществом г.о. Самары от 13.12.2021 № 2987 «О делегировании права подписи служебных документов по жилищному вопросу». На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 196-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление ФИО1 к Департаменту управления имуществом г.о. Самары о признании незаконным приказа – оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме. Судья (подпись) А.И. Иванова Копия верна: судья Мотивированное решение изготовлено 22.11.2023. |