ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-480/15 от 02.12.2015 Тунгокоченского районного суда (Забайкальский край)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Верх-Усугли «02» декабря 2015 года

Тунгокоченский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Жапова Т.С.,

при секретаре Докучаевой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пляскиной Т.В. к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа», Администрации муниципального района «Тунгокоченский район» о взыскании стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно и расходов, связанных со служебной командировкой,

у с т а н о в и л:

Истец обратился в суд с данным иском, мотивируя следующим.

Она состоит в трудовых отношениях с ответчиком, работает <данные изъяты>.

Согласно ст.325 ТК РФ работодатель обязан один раз в два года компенсировать расходы на оплату стоимости проезда мне и одному из членов семьи, к месту использования отпуска и обратно.

Во время очередного отпуска в ДД.ММ.ГГГГ она ездила в <адрес>. После поездки она предоставила работодателю авансовый отчет и документы, подтверждающие расходы по оплате проезда. Однако работодателем расходы не возмещены.

Кроме того, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она находилась в служебной командировке. Командировочные расходы до настоящего времени ей также не оплачены.

В связи с этим просит суд взыскать с ответчика задолженность по оплате проезда к месту использования отпуска и обратно в размере <данные изъяты> и задолженность по расходам, связанным со служебной командировкой, в размере <данные изъяты>, а также возложить на Администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» обязанность по финансированию денежных средств для выплаты указанных сумм МБОУ Верх-Усуглинская СОШ, в случае их недостаточности у последнего.

В судебное заседание истица не явилась, просила суд рассмотреть дело в её отсутствие.

Ответчик - МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ», будучи надлежаще извещенным о месте и времени судебного заседания не направил своего представителя, о причинах неявки не сообщил.

Ответчик - Администрация МР«Тунгокоченский район» будучи надлежаще извещенным о месте и времени судебного заседания не направил своего представителя, обратившись к суду с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие. Исковые требования не признаёт.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.325 Трудового кодекса РФ и ст.33 Федерального Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» Лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.

Федеральные государственные органы, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, федеральные государственные учреждения оплачивают работнику стоимость проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.

Оплата стоимости проезда работника и членов его семьи личным транспортом к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем.

Оплата стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или федерального государственного учреждения и членов его семьи и обратно производится по заявлению работника не позднее чем за три рабочих дня до отъезда в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов.

Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, и членов их семей устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Выплаты, предусмотренные настоящей статьей, являются целевыми и не суммируются в случае, когда работник и члены его семьи своевременно не воспользовались правом на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.

Гарантии и компенсации, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются работнику федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или федерального государственного учреждения и членам его семьи только по основному месту работы работника.

Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

Согласно п. п. 1, 2 «Положения о размерах, условиях и порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях муниципального района «Тунгокоченский район» расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», утвержденного Решением Совета муниципального района «Тунгокоченский район» №52 от 30 сентября 2011 года (в редакции Решения Совета МР «Тунгокоченский район» №19 от 16 марта 2012 года, Решения Совета МР «Тунгокоченский район» №33/8 от 25 сентября 2014 года), лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и финансируемые из бюджета муниципального района «Тунгокоченский район», один раз в два года возмещаются расходы на оплату стоимости проезда в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным автотранспортом, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов на человека.

Согласно статье 187 Трудового кодекса (далее ТК) Российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

В соответствии со ст.166 Трудового кодекса РФ служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

Согласно ст.167 Трудового кодекса РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

Статьей 168 Трудового кодекса РФ установлено, что в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

В судебном заседании установлено, что Пляскина Т.В. проживает в <адрес>, находящемся на территории <адрес>, который приравнен к районам Крайнего Севера. ДД.ММ.ГГГГ была назначена на должность <данные изъяты> в МБОУ Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа (л.д. 3-4).

На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ Пляскиной Т.В. предоставлен отпуск с оплатой проезда к месту отдыха и обратно (л.д.5).

Согласно авансовому отчету от ДД.ММ.ГГГГ на оплату проезда к месту отдыха и обратно Пляскиной Т.В. израсходовано <данные изъяты> (л.д.6-9).

Из командировочного удостоверения видно, что Пляскина Т.В. направлялась в командировку в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12).

Согласно авансовому отчету от ДД.ММ.ГГГГ Пляскиной Т.В. в связи с указанной служебной командировкой израсходовано <данные изъяты> (л.д.13,15).

Из справки МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ» следует, что задолженность перед истцом по оплате проезда к месту проведения отпуска и обратно составляет <данные изъяты>, задолженность по командировочным расходам <данные изъяты> (л.д.11,14).

Таким образом, судом установлено, что Пляскина Т.В., являясь работником МБОУ Верх-Усуглинская СОШ, воспользовалась правом компенсации расходов на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно за счет средств работодателя. Однако ответчиком расходы по оплате стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно Пляскиной Т.В. до настоящего времени не оплачены. Затраты по компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно внесены в бюджет муниципального района «Тунгокоченский район», а поэтому требования Пляскиной Т.В. о взыскании данной компенсации с МБОУ Верх-Усуглинская СОШ, финансируемого из местного бюджета, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Также в судебном заседании установлено, что истица Пляскина Т.В., являясь работником МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ», находилась в служебной командировке и понесла командировочные расходы, которые до настоящего времени ответчиком не оплачены. Таким образом, данные исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.

Из представленных учредительных документов (л.д.____) видно, что учредителем МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ» является администрация муниципального района «Тунгокоченский район» Забайкальского края.

Поскольку данные спорные отношения носят характер трудовых правоотношений, суд руководствуется требованиями трудового законодательства, а именно, ст.20 ТК РФ, полагает необходимым возложить обязанность на администрацию муниципального района по финансированию недостающих денежных средств МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ» в случае их недостаточности для выплаты истице.

Довод ответчика о необоснованном возложении на администрацию муниципального района обязанности по финансированию МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ» денежными средствами для выплаты задолженности по оплате стоимости проезда к мест отдыха и обратно, в котором работает истец Пляскина Т.В., судом принят быть не может, поскольку основан на неправильном толковании норм действующего законодательства.

Из материалов дела следует, что МБОУ «Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа» является бюджетным учреждением. Учредителем и собственником имущества Учреждения является Администрация МР «Тунгокоченский район», Учреждение находится в его ведомственном подчинении.

В силу п.3 ч.1 ст.8 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-Ф3 «Об образовании в РФ» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования п.1 ч.1 ст.9 Федерального закона № 273-Ф3 и п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» относят вопросы местного значения муниципальных районов, такие как организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

По смыслу приведенных правовых норм финансирование расходов на оплату труда и отдыха, в том числе, истцу, как работнику образовательного учреждения осуществлялось за счет денежных средств субъекта РФ, выделяемых в виде субвенций местным бюджетам.

В соответствии со ст. 140 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий РФ, субъектов РФ, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта РФ утверждается законом о бюджете субъекта РФ по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

Таким образом, из системного толкования приведенных норм следует, что администрация МР «Тунгокоченский район» принимает участие в распределении финансовых средств, перечисляемых муниципальным бюджетным учреждениям для оплаты труда и отдыха работников.

На основании вышеизложенного суд находит, что заявленные требования истца обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Пляскиной Т.В. к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа», Администрации муниципального района «Тунгокоченский район» - удовлетворить.

Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа» в пользу Пляскиной Т.В. задолженность по оплате стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно в размере <данные изъяты> (сорок три тысячи восемьсот шестьдесят два рубля) и задолженность по расходам, связанным со служебной командировкой в сумме <данные изъяты> (четыре тысячи пятьсот девяносто рублей)

Обязать Администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» профинансировать денежными средствами для выплаты задолженности по оплате стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно и задолженность по расходам, связанным со служебной командировкой, истцу муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа», в случае их недостаточности у последнего за счет и в пределах субвенций, выделенных на эти цели из бюджета Забайкальского края.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в судебную коллегию Забайкальского краевого суда через Тунгокоченский районный суд Забайкальского края.

Председательствующий ___________ Т.С. Жапов