ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-480/16 от 27.12.2016 Могочинского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2-480/2016

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Могоча27 декабря 2016 года

Могочинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Жгенти Л.А., при секретаре Мингаловой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Могоча гражданское дело по иску ФИО1 к Централизованной бухгалтерии культурно-досуговых учреждений муниципального района «Тунгиро-Олёкминский район» Забайкальского края о взыскании недоначисленной заработной платы,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующее.

С ДД.ММ.ГГГГ она состояла в трудовых отношениях с ответчиком, что подтверждается трудовым договором б/н от ДД.ММ.ГГГГ. Трудовым договором б/н ответчик установил ей должностной оклад в размере 5389,00 рублей, районный коэффициент к окладу 50% (3907,03 руб.), северную надбавку 50% (3907,03 руб.), а всего 15628,11 рублей. Кроме того, дополнительным приказом от ДД.ММ.ГГГГ назначена по совмещению исполняющей обязанности бухгалтера, с оплатой согласно штатному расписанию. С ДД.ММ.ГГГГ минимальный размер оплаты труда (далее МРОТ) для работников организаций, финансируемых из бюджета Забайкальского края, местных бюджетов Забайкальского края и фонда обязательного медицинского страхования, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлен: в Каларском районе в размере 9066 рублей, в Тунгиро-Олёкминском и Тунгокочинском районах в размере 7857 рублей. Считает, что ответчик обязан был с ДД.ММ.ГГГГ пересмотреть ей должностной оклад до МРОТ, пересмотреть штатное расписание, однако этого сделано не было. Истец неоднократно просила ответчика исполнить требования Трудового Кодекса РФ, поскольку установленный оклад ниже МРОТ расценивается как принудительный труд, в том числе государство не дополучает соответствующие налоги, нарушаются её социальные права. Ответчик уклоняется от выполнения её требований о перерасчете в добровольном порядке. Просит взыскать с Централизованной бухгалтерии культурно-досуговых учреждений MP «Тунгиро-Олёкминский район» Забайкальского края в её пользу недоплаченную заработную плату с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 53164 рубля 51 копейку.

Истец ФИО1. в судебном заседании исковые требования поддержала, дала суду пояснения, аналогичные изложенному в исковом заявлении.

Представитель ответчика Централизованной бухгалтерии культурно-досуговых учреждений MP «Тунгиро-Олекминский район» Забайкальского края ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, сославшись на доводы, изложенные в письменном возражении на исковое заявление руководителя (главного бухгалтера) ЦБ КДУ MP "Тунгиро-Олёкминский район" ФИО3

В письменном возражении указано, что ЦБ КДУ - казенное учреждение, учредителем которого является Администрация MP «Тунгиро-Олёкминский район». Финансирование учреждения осуществляется главным распорядителем бюджетных средств - Комитетом по финансам администрации MP «Тунгиро-Олёкминский район» Забайкальского края в соответствии с поданными заявками ЦБ КДУ. Главный бухгалтер ЦБ КДУ является руководителем учреждения, назначается и освобождается от должности учредителем.

С ДД.ММ.ГГГГ согласно трудовому договору б/н от ДД.ММ.ГГГГ и приказа Отдела культуры администрации муниципального района «Тунгиро-Олёкминский район» Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 (Выгодянская) СБ. была принята на должность главного бухгалтера ЦБ Отдела культуры. Однако в штатном расписании Отдела культуры не предусмотрена штатная единица должности главного бухгалтера. Данная штатная единица предусмотрена в казённом учреждении ЦБ КДУ. На момент принятия Вологдиной (Выгодянской) СБ. начальником Отдела культуры являлась ФИО5, данный факт не соответствует записи в трудовой книжке истца. В представленной копии трудовой книжки Вологдиной (Выгодянской) СБ. наименование организации указано верно, но не соответствует трудовому договору б/н от ДД.ММ.ГГГГ и приказу Отдела культуры «О приеме работника на работу от ДД.ММ.ГГГГ. Запись руководителя Отдела культуры указана неверно, так как на момент принятия на работу истца, ФИО2, (начальник Отдела культуры) находилась в отпуске по уходу за ребёнком до трёх лет. Дата увольнения в трудовой книжке не соответствует дате приказа Отдела культуры «О прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) -ЛС от ДД.ММ.ГГГГ. На момент ДД.ММ.ГГГГ (из копии заявления истца) ФИО4 (Выгодянская) СБ. не состояла в трудовых отношениях с ЦБ КДУ. С ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 (Выгодянская) СБ. являлась руководителем (главным бухгалтером) ЦБ КДУ, об этом свидетельствует лист записи Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ (копия прилагается). Таким образом, ФИО4 (Выгодянская) СБ. предъявляла требования о пересмотре должностного оклада, штатного расписания сама себе и уклонялась от их исполнения.

Штатное расписание ЦБ КДУ, которое должно быть утверждено его руководителем - главным бухгалтером, на период ДД.ММ.ГГГГ гг. утверждено начальником Отдела культуры. Тарифная ставка (оклад) главного бухгалтера в размере 5389 руб. и тарифная ставка (оклад) бухгалтера в размере 4755 руб. установлены на основании Постановления Главы муниципального района «Тунгиро-Олёкминский район» Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление Главы MP «Тунгиро-Олёкминский район» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения об оплате труда работников муниципальных учреждений культуры, подведомственных отделу культуры администрации MP «Тунгиро-Олёкминский район». Согласно штатному расписанию заработная плата главного бухгалтера состоит из должностного оклада 5389 руб., надбавки за стаж (30% от должностного оклада), стимулирующей выплаты (15% от должностного оклада), районного коэффициента (50% от суммы оклада, надбавки за стаж, стимулирующей выплаты), северной надбавки (район приравнен к местностям Крайнего севера, 50% от суммы оклада, надбавки за стаж, стимулирующей выплаты). Итого в месяц: 15628,11 руб.

Согласно штатному расписанию заработная плата бухгалтера состоит из должностного оклада 4755 руб., стимулирующей выплаты (35% от должностного оклада), районного коэффициента (50% от суммы оклада и стимулирующей выплаты), северной надбавки (район приравнен к местностям Крайнего севера, 50% от суммы оклада и стимулирующей выплаты). Итого в месяц: 12838,51 руб.

В опровержение доводов Вологдиной (Выгодянской) СБ., основанных на представленных в материалы дела приложениях о размерах минимальной заработной платы в Забайкальском крае до ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ, ссылаются на позицию Верховного Суда Российской Федерации, который определил, что заработная плата (при полностью отработанной норме рабочего времени в месяц не ниже установленного в РФ минимального размера оплаты труда) включает в себя все элементы, составляющие заработную плату. Следовательно, в приложениях истца указана сумма минимальной заработной платы, а не должностного оклада, которая включает в себя все составляющие (ст. 129 ТК РФ).

ФИО4 (Выгодянская) СБ. получала заработную плату в размере 28466,62 руб., из них: заработная плата главного бухгалтера - 15628,11 руб., заработная плата бухгалтера - 12838,51 руб., что значительно выше указанных размеров минимальной заработной платы в приложениях ФИО6

В Забайкальском крае составлено Дополнительное соглашение к Региональному соглашению о минимальной заработной плате в Забайкальском крае от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором установлен минимальный размер оплаты труда для Тунгиро-Олёкминского района в размере 9499 рублей с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте (копия прилагается).

На территории Тунгиро-Олёкминского района на основании Решения Совета муниципального района «Тунгиро-Олёкминский район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлен минимальный размер оплаты труда работникам учреждений, финансируемых из бюджета муниципального района в сумме 10410 рублей (копия прилагается), что является значительно выше суммы установленной Дополнительным соглашением к Региональному соглашению о минимальной заработной плате в Забайкальском крае от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ.

В своей работе ЦБ КДУ руководствуется Бюджетным Кодексом РФ, Налоговым Кодексом, федеральными и областными (краевыми) законами, указаниями и инструкциями Министерства финансов РФ, постановлениями Правительства РФ, решениями Совета муниципального района «Тунгиро-Олёкминский район», постановлениями и распоряжениями Главы муниципального района «Тунгиро-Олёкминский район». Поэтому минимальная заработная плата не может быть меньше установленного размера 10410 рублей, согласно действующему Решению с ДД.ММ.ГГГГ.

Просит в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.

Представитель Администрации муниципального района «Тунгиро-Олёкминский район», привлеченной судом к участию в деле в качестве третьего лица, ФИО7, действующая на основании доверенности, в судебном заседании указывала на необоснованность исковых требований истца, поддержав представленные ответчиком возражения на исковое заявление. Кроме того, отметила о пропуске истцом трехмесячного срока, в течение которого она могла обратиться за перерасчетом, выразила несогласие с представленным ФИО1 расчетом недополученной заработной платы. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав пояснения сторон, исследовав доводы сторон в совокупности с письменными доказательствами, суд приходит к следующему.

Согласно ч.2 ст.392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении (часть вторая введена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 272-ФЗ).

Из материалов дела усматривается, что согласно свидетельству о перемене имени от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.40) отдела ЗАГС Тунгиро-Олёкминского района Департамента ЗАГС Забайкальского края ФИО8 переменила фамилию на ФИО4. Данный факт подтверждается копией паспорта истца( л.д.6).

Истец ФИО1. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности главного бухгалтера Централизованной бухгалтерии культурно-досуговых учреждений, что подтверждается приказом Отдела культуры администрации «Тунгиро-Олёкминский район» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.36) о приеме на работу и приказом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.37) о прекращении(расторжении) трудового договора с работником (увольнении).

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Статьей 129 ТК РФ заработная плата определена как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)

Согласно ст. 146 Трудового кодекса РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.

Согласно ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст. 133.1 ТК РФ в субъекте РФ может устанавливаться свой МРОТ, который не должен быть ниже определенного федеральным законом. Размер МРОТ субъекта РФ устанавливается соглашением о МРОТ с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте.

Текст соглашения об установлении МРОТ в субъекте РФ должен быть опубликован в региональной печати одновременно с предложением работодателям соответствующего субъекта РФ присоединиться к соглашению. Если работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования такого предложения не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ мотивированный письменный отказ, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня его официального опубликования и подлежит обязательному исполнению ими выплаты.

С ДД.ММ.ГГГГ минимальный размер оплаты труда (далее МРОТ) для работников организаций, финансируемых из бюджета Забайкальского края, местных бюджетов Забайкальского края и фонда обязательного медицинского страхования, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях установлен: в Каларском районе в размере 9066 рублей, в Тунгиро-Олёкминском и Тунгокочинском районах в размере 7857 рублей.

Как следует из Дополнительного соглашения к Региональному соглашению о минимальной заработной плате в Забайкальском крае от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12) с ДД.ММ.ГГГГ для работников организаций, финансируемых из бюджета Забайкальского края, местных бюджетов Забайкальского края и фонда обязательного медицинского страхования, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в Тунгиро-Олекминском и Тунгокочинском районах составляет 9499 рублей.

Решение Совета муниципального района «Тунгиро-Олёкминский район» Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ установлен минимальный размер оплаты труда работникам учреждений, финансируемым из бюджета муниципального района в сумме 10410 рублей. Действия данного решения распространяются на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13-15), заключенному между начальником отдела культуры ФИО5, действующей на основании доверенности и гр. ФИО8. заключен настоящий договор о приеме на работу в должности главного бухгалтера ЦБ отдела культуры, установлен должностной оклад(тарифная ставка) в размере 5 389 рублей в месяц и надбавки, доплаты и другие выплаты: 50% - районный коэффициент, 50% - северная надбавка. Штатным расписанием на 2015 год (л.д. 16) подтверждается, что в Централизованной бухгалтерии культурно-досуговых учреждений ( бухгалтерия <адрес>) предусмотрена должность главного бухгалтера с должностным окладом 5389 рублей.

Как усматривается из трудовой книжки истца (л.д.39) на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ она была принята на должность главного бухгалтера Централизованной бухгалтерии культурно-досуговых учреждений муниципального района « Тунгиро-Олёкминский район» Забайкальского края. С ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию.

Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.38) ФИО8., главный бухгалтер Централизованной бухгалтерии культурно-досуговых учреждений назначена по совмещению исполняющей обязанности бухгалтера до выхода на работу основного работника с оплатой 100% от ставки бухгалтера в соответствии со штатным расписанием с ДД.ММ.ГГГГ.

Действовавшее до ДД.ММ.ГГГГ правовое регулирование трудовым законодательством заработной платы определяло минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. При этом в величину минимального размера оплаты труда не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты (часть 2 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 90-ФЗ). Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 4 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 90-ФЗ).

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда», и другие законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть вторая. С ДД.ММ.ГГГГ также признана утратившей силу часть четвёртая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации.

Действующей в настоящее время частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ № 90-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (часть 1 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (часть 4 статьи 1331 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1) и даёт понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы (части 3, 4, 5).

Согласно названной статье Трудового кодекса Российской Федерации тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определённой сложности (квалификации) за единицу времени без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определённой сложности за календарный месяц без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Из приведённого выше действующего правового регулирования оплаты труда работников следует, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Согласно Дополнительному соглашению к Региональному соглашению о минимальной заработной плате в Забайкальском крае от ДД.ММ.ГГГГ для работников организаций, финансируемых из бюджета Забайкальского края и фонда обязательного медицинского страхования, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях предусмотрены следующие размеры минимальной заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ - в Тунгиро-Олекминском и Тунгокочинском районах в размере 10 172 рублей.

Согласно решению Совета муниципального района «Тунгиро-Олёкминский район» Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ (л.д )на основании Федерального закона № 232-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в статью 1 ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" №82-ФЗ, ФЗ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях» установлен минимальный размер оплаты труда работникам учреждений, финансируемых из бюджета муниципального района в сумме 10410 рублей.

Как видно из материалов дела, установленный размер оклада по
занимаемой ФИО1. должности главного бухгалтера в 2015 году был
меньше минимального размера оплаты труда, установленного названным
решением. Вместе с тем, как следует из представленных истцом расчетных
листков за период с июля 2015 года по сентябрь 2016 года (л.д. 19-33)
начисление заработной платы истцу осуществлялось по следующим видам:
должностной оклад 5389 рублей, совмещение, надбавка за стаж 30%,
стимулирующая надбавка 15%. При этом размер районного коэффициента и
процентной надбавки (северной надбавки) за работу в местности, приравненной
к районам Крайнего Севера, у истца составляет соответственно 50% и 50%.
Таким образом, размер выплачиваемой с июля 2015 года по сентябрь 2016 года
заработной платы превышает установленный федеральным законом в 2015 и в
2016 годах минимальный размер оплаты труда. Следовательно,размер

выплачиваемой ФИО1. работодателем ежемесячной заработной платы отвечает требованиям части 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации.

Положениями действующего трудового законодательства не предусмотрено условие, согласно которому размер оклада как составной части месячной заработной платы, определённого работнику работодателем, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. В силу статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации обязательным условием при начислении ежемесячной заработной платы работнику, полностью отработавшему за этот период норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), является установление её размера не ниже минимального размера оплаты труда.

Доводы ответчика о неточностях записей в трудовой книжке истца не являются предметом настоящего спора.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО1. удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Централизованной бухгалтерии культурно-досуговых учреждений муниципального района «Тунгиро-Олёкминский район» Забайкальского края о взыскании недоначисленной заработной платы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 53164 рублей 51 копейка отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Могочинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья

Жгенти Л.А.

Резолютивная часть решения оглашена 27 декабря 2016 года.

Решение изготовлено в окончательной форме 30 декабря 2016 года.