Дело № 2-480/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2012 года г. Змеиногорск
Змеиногорский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Крупского В.Г.
при секретаре Чекрыжовой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Змеиногорского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 к Управлению социальной защиты населения по Змеиногорскому району о признании действий по изъятию удостоверения незаконными и возложения обязанности.
у с т а н о в и л:
Змеиногорский межрайонный прокурор в интересах ФИО1 обратилась в суд с названным иском, указывая, что ФИО1 является матерю ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ в период прохождения военной службы по призыву.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением социальной защиты населения по г. Змеиногорску заявителю выдано удостоверение о праве на льготы и преимущества, установленные для родителей погибших военнослужащих.
Меры социальной поддержки на основании указанного удостоверения ФИО1 не получала. Впервые за получением льгот и преимуществ, как мать умершего военнослужащего, в орган социальной защиты населения обратилась в 2011 году. Однако Управлением социальной защиты населения по Змеиногорскому району ДД.ММ.ГГГГ удостоверение было изъято, как ошибочно выданное, поскольку ФИО2 погиб за пределами воинской части.
Согласно п. 4 постановления Правительства РФ от 27.04.1995 № 423 «Об удостоверениях, на основании которых реализуются меры социальной поддержки ветеранов военной службы и ветеранов труда» в редакции, действовавшей на момент выдачи ФИО1 удостоверения, условия и порядок реализации прав и льгот, предоставленных Федеральным законом членам семьи погибших военнослужащих, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти.
Согласно п. 2.16 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», введенной в действие постановлением Минтруда РФ от 11.10.2000 № 69, членам семьи погибших военнослужащих удостоверение выдается по их обращению на основании документов о прохождении военной службы, свидетельства о смерти, документов, подтверждающих родственное отношение к погибшему (умершему), а также справки установленной формы о гибели военнослужащего.
Удостоверением члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего ФИО1 выдано на основании свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, извещения военного комиссара г. Змеиногорска от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому рядовой ФИО2 погиб в период прохождения военной службы при поражении техническим электричеством.
Указанное извещение военным комиссариатом г. Змеиногорска выдано на основании извещения воинской части и справки о смерти органа ЗАГСа с отметкой о гибели военнослужащего в период прохождения действительной военной службы при поражении техническим электричеством.
Документы, предоставленные Военной прокуратуры гарнизона, прокуратурой Ингодинского района г. Читы, письмо воинской части в адрес благотворительного фонда «Право матери», на которые Управление социальной защиты населения Змеиногорского района ссылается в обоснование своих действий по изъятию удостоверения как ошибочно выданного, не свидетельствуют о совершении ФИО2 поступков не связанных с исполнением обязанностей военной службы по призыву (п. 2 ст. 37 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
Воинская часть в ответе на обращение благотворительного фонда «Право матери» от ДД.ММ.ГГГГ № сообщает, что рядовой поражение током получил за пределами части.
Однако, другой информацией, в том числе о совершении рядовым ФИО2 дисциплинарного проступка - самовольного нахождения вне расположения воинской части, воинская часть, военная прокуратура гарнизона Дровяная, прокуратура Ингодинского района г. Читы не обладают, архивные документы уничтожены.
Более того, Управления социальной защиты населения по Змеиногорскому району не имело полномочий на изъятия ранее выданного удостоверения члена семьи погибшего военнослужащего.
Законодательством установлен указанный выше порядок и основания выдачи удостоверения члена семьи погибшего военнослужащего, а также порядок и основания предоставления и прекращения предоставления мер социальной по данному удостоверению. Уполномоченный орган, основания и порядок изъятия выданного удостоверения члена семьи погибшего военнослужащего не установлены.
Таким образом, оснований для оценки правомерности оформления ранее выданного ФИО1 удостоверения и его изъятия Управление социальной защиты населения по Змеиногорскому району не имело.
Кроме того, незаконно бездействие органа социальной защиты по рассмотрению обращения ФИО1 в 2011 году о предоставлении мер социальной поддержки.
Лишение удостоверения члена семьи погибшего военнослужащего и оспаривание права ФИО1 на данное удостоверение не позволяет ей реализовать право на меры социальной поддержки, установленные федеральным законодательством.
Просит признать незаконным действия Управления социальной защиты населения по Змеиногорскому району по изъятию удостоверения члена семьи погибшего военнослужащего, выданного ДД.ММ.ГГГГ ФИО1.
Признать незаконным бездействие Управления социальной защиты населения по Змеиногорскому району по рассмотрению обращения ФИО1, матери погибшего военнослужащего, о предоставлении мер социальной поддержки, поступившего в 2011 году.
Обязать Управление социальной защиты населения по Змеиногорскому району рассмотреть обращение ФИО1, матери погибшего военнослужащего, о предоставлении мер социальной поддержки.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ установить Управлению социальной защиты населения по Змеиногорскому району срок для совершения вышеуказанных действий.
В судебном заседании помощник Змеиногорского межрайонного прокурора Копылова А.И. в части от заявленных исковых заявлений отказалась, отказ был принят судом, и уточнила заявленные исковые требования а именно просила признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по Змеиногорскому району по изъятию удостоверения члена семьи погибшего военнослужащего, выданного ДД.ММ.ГГГГ ФИО1. Просила обязать Управление социальной защиты населения по Змеиногорскому району выдать ФИО1 удостоверение члена семьи погибшего военнослужащего в срок до ДД.ММ.ГГГГ Просила данные исковые требования удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
ФИО1 против отказа в части от исковых требований прокурора не возражала, поддержала измененные прокурором исковые требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ФИО3 суду пояснила, что исковые требования не признает в полном объеме, пояснив, что действия управления нельзя признать незаконными по изъятию удостоверения члена семьи погибшего военнослужащего, выданного ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1.
Меры социальной поддержки (далее МОП) на основании указанного удостоверения ФИО1 не получала, могла воспользоваться льготами и преимуществами, как мать умершего военнослужащего, только при достижении пенсионного возраста, то есть с ДД.ММ.ГГГГ (как многодетная мать), что подтверждается справкой УПФР по г.Змеиногорску (справка прилагается).
В первых числах марта 2011 года из Главалтайсоцзащита поступило устное распоряжение об обследовании материально-бытового положения ФИО1 с целью оказания материальной помощи, как многодетной малообеспеченной семье, на основании поступившего ходатайства Благотворительного фонда «Право Матери» от ДД.ММ.ГГГГ исх. № (копия прилагается), на что ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт обследования материально-бытового положения ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была приглашена в управление для написания заявления об оказании материальной помощи для оплаты подключения к городскому водопроводу и установки телефона, к которому были приложены документы. При подготовке пакета необходимых документов для оказания материальной помощи заместителем начальника управления ФИО6 было обнаружено, что согласно извещению Объединённого Военного комиссариата города Змеиногорска от ДД.ММ.ГГГГ за №, ФИО1 не имела права на получение удостоверения о праве на льготы и преимущества, установленные для родителей и жён военнослужащих, поскольку согласно ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» родители военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, имеют право на МСП, установленные названным Федеральным законом. Сведений о гибели рядового ФИО2 при исполнении обязанностей военной службы не имеется, в извещении Военкомата г.Змеиногорска говорится о гибели рядового ФИО2 в период прохождения военной службы.
О выявленных обстоятельствах ФИО6 доложила начальнику управления ФИО9. Учитывая тот факт, что: 1) управление является подразделением органа исполнительной власти Алтайского края -Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита);
2) осуществляет функции по реализации государственной политики, связанной с оказанием государственных услуг в сфере социальной поддержки населения;
3) обеспечивает целевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, выделяемых на проведение мероприятий по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения и выплату государственных пособий, ежемесячных денежных выплат, компенсационных и иных социальных выплат;
- в этот же день начальником управления ФИО9 в устной форме было принято решение об изъятии удостоверения у ФИО1, которое было доведено устно в личной беседе до заместителя начальника управления ФИО6, ФИО6 предложила ФИО1 выдать удостоверение. Одновременно ФИО1 в устной форме была объяснена причина необходимости изъятия удостоверения - неправомерная выдача, и разъяснено, что в случае предоставления необходимых документов для получения удостоверения члена семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, а именно сведений о гибели рядового ФИО2 при исполнении обязанностей военной службы, ей будет выдано удостоверение. Также было разъяснено, что она имеет право обратиться в суд для установления факта гибели её сына при исполнении обязанностей военной службы, на что ФИО1 добровольно выдала имеющееся удостоверение.
После чего управлением была проведена переписка с военной прокуратурой Карымского гарнизона и прокуратурой Ингодинского района г.Читы по выяснению вопроса о причине гибели рядового ФИО2, в том числе и по просьбе самой матери, с целью решения вопроса о предоставлении МСП ФИО1 Из проведённой переписки стало известно, что поражение электрическим током рядовой ФИО2 получил за пределами воинской части, по факту его гибели было возбуждено уголовное дело, материалы которого и надзорного производства уничтожены в ДД.ММ.ГГГГ году за истечением срока хранения.
В силу п.2 ст.37 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий не признаётся погибшим (умершим) при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием: самовольного нахождения вне расположения воинской части; добровольного приведения себя в состояние опьянения; совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным.
Из имеющихся сведений о ходе расследования уголовного дела по факту гибели рядового ФИО2, известно, что рядовой ФИО2 погиб за пределами воинской части, выявлено злоупотребление со стороны воинских должностных лиц, однако эти злоупотребления не находятся в причинной связи со смертью рядового ФИО2, вопрос о том, находился ли рядовой ФИО2 при исполнении воинских обязанностей за пределами воинской части, остаётся открытым. Нет сведений и о том, самовольно ли рядовой ФИО2 покинул расположение воинской части.
Таким образом, считает, что со стороны управления бездействий по обращению ФИО1 не было, а было принято активное участие в выяснении вопроса о причине гибели рядового ФИО2
Представитель третьего лица военного комиссариата отдел по <адрес> – ФИО7, суду пояснила, что не чего нового кроме того что имеется в представленных справках пояснить не может.
Представитель ГУ Управления Пенсионного Фонда в России в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, просили рассмотреть без их участия.
На основании ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» в редакции, действовавшей на момент выдачи ФИО1 удостоверения (далее - Федеральный закон), родители военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, имеют право на меры социальной поддержки, установленные названым Федеральным законом.
Согласно п.п. 2, 3 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане Российской Федерации проходят военную службу, в том числе по призыву, в период которой являются военнослужащими.
В силу п. 2 ст. 37 названного Федерального закона военнослужащий не признается погибшим при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием: самовольного нахождения вне расположения воинской части; добровольного приведения себя в состояние опьянения; совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 01.01.1992 либо Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1, 6 ст. 23.2 Федерального закона форма предоставления членам семьи погибших военнослужащих мер социальной поддержки определяется субъектами Российской Федерации.
Согласно Закона Алтайского края от 27.12.2007 № 156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», постановления Администрации Алтайского края от 01.04.2008 № 126 «Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» меры социальной поддержки предоставляются на основании заявления гражданина и предоставленных им документов. Решение о назначении (отказе в назначении) компенсации принимает руководитель или уполномоченное им должностное лицо органа социальной защиты населения в течение 15 дней со дня обращения. В случае отказа в назначении компенсации льготополучатель в письменной форме извещается об этом в течение 5 дней после принятия решения, с указанием причины отказа, одновременно ему возвращаются представленные им документы (копии документов).
Согласно п. 4 постановления Правительства РФ от 27.04.1995 № 423 «Об удостоверениях, на основании которых реализуются меры социальной поддержки ветеранов военной службы и ветеранов труда» удостоверения, условия и порядок реализации прав и льгот, предоставленных Федеральным законом членам семьи погибших военнослужащих, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти.
Согласно п. 2.16 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», введенной в действие постановлением Минтруда РФ от 11.10.2000 № 69, членам семьи погибших военнослужащих удостоверение выдается по их обращению на основании документов о прохождении военной службы, свидетельства о смерти, документов, подтверждающих родственное отношение к погибшему (умершему), а также справки установленной формы о гибели военнослужащего.
В соответствии со свидетельством о рождении III-ТО № ФИО1 является матерью умершего ФИО2.
В соответствии со свидетельством о смерти ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии со справкой военного комиссариата № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 был призван на действительную военную службу ДД.ММ.ГГГГ Погиб ДД.ММ.ГГГГ в период прохождения действительной военной службы в воинской части 12652 ( поражение техническим электричеством. Извещение № от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с извещением № ФИО8 погиб ДД.ММ.ГГГГ в период прохождения действительной военной службы -поражение техническим электричеством.
В соответствии с копией свидетельства № удостоверение члена семьи погибшего военнослужащего, было выдано ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ
Как было установлено в ходе судебного заседания по факту смерти ФИО2 расследовалось уголовное дело, которое было прекращено, материалы уголовного дела были уничтожены. ( ответ прокуратуры Ингодинского района г. Читы от ДД.ММ.ГГГГ)
Допрошенная в качестве свидетеля ФИО9 суду показала, что Управление является подразделением органа исполнительной власти Алтайского края -Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита), осуществляет функции по реализации государственной политики, связанной с оказанием государственных услуг в сфере социальной поддержки населения, обеспечивает целевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, выделяемых на проведение мероприятий по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения и выплату государственных пособий, ежемесячных денежных выплат, компенсационных и иных социальных выплат и они обязаны следить за использованием бюджетных средств.
Как выдавалось удостоверение, что послужило основанием к выдаче удостоверения, она пояснить не может, поскольку этим вопросом не занималась. Удостоверение было изъято, так как было выдано незаконно, у ФИО1 не было оснований для получения удостоверения, данное обстоятельство стало известно, поскольку в справке из военкомата указано, что ФИО12 погиб при прохождении военной службы, а в ст. 21 ФЗ «О ветеранах» указано, что в случае погибшим при исполнении. Процедуру как было выявлено данное обстоятельство, подробно может пояснить Д, она ей доложила, что выяснила данное обстоятельство, ей было дано устное распоряжение изъять удостоверение. При изъятии удостоверения было разъяснено право на обращение в суд, для установления факта гибели сына. Нормативными документами порядок изъятия удостоверения не предусмотрен. ФИО1 не обращалась повторно за выдачей удостоверения, после изъятия.
Допрошенная в качестве свидетеля ФИО10 суду показала, что с ДД.ММ.ГГГГ она работа в Комитете по социальной защите по г. Змеиногорску, она сейчас подробно не помнит, что послужило основанием к выдаче удостоверения ФИО1, среди документов было извещение о гибели сына. Удостоверение было выдано непосредственно ей. Позже было обращено внимание, что удостоверение выдано незаконно, о данном факте она доложила начальнику Управления ФИО4. ФИО1 сама отдала ей удостоверение.
Таким образом, как установлено судом, решение об изъятии удостоверения у ФИО1 было принято в соответствии с показаниями свидетелей, в связи с тем, что в соответствии со справкой военного комиссариата погиб ДД.ММ.ГГГГ в период прохождения действительной военной службы в воинской части и в связи с отсутствием формулировки: «погибшим при исполнении обязанностей военной службы».
Суд полагает, что изъятие удостоверение было произведено незаконно, без достаточных на это причин.
Ответчиком была проведена проверка по факту смерти ФИО2, непосредственно при каких обстоятельствах погиб последний установлено не было т.е. не было установлено, что последний самовольно находился вне расположения воинской части; добровольно привел себя в состояние опьянения; совершил деяние, признанное в установленном порядке общественно опасным.
При этом согласно представленного истцом письма командира воинской части № ФИО2, погиб при выполнении служебных обязанностей ДД.ММ.ГГГГ получив смертельное поражение электрическим током, явившейся причиной его гибели.
С учетом исследованных доказательств суд приходит к выводу, что ФИО2, погиб при исполнении обязанностей военной службы и что удостоверение члена семьи погибшего военнослужащего ФИО1 в 2008г было выдано правомерно. Оснований к изъятию данного удостоверения у ответчика не было.
С учетом изложенного суд полагает, что исковые требования Змеиногорского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 к Управлению социальной защиты населения по Змеиногорскому району необходимо удовлетворить.
Следует признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по Змеиногорскому району по изъятию удостоверения члена семьи погибшего военнослужащего, выданного ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и обязать Управление социальной защиты населения по Змеиногорскому району выдать ФИО1 удостоверение члена семьи погибшего военнослужащего в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Руководствуясь ст.ст. 193-198,199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Змеиногорского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 к Управлению социальной защиты населения по Змеиногорскому району удовлетворить.
Признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по Змеиногорскому району по изъятию удостоверения члена семьи погибшего военнослужащего, выданного ДД.ММ.ГГГГ ФИО1.
Обязать Управление социальной защиты населения по Змеиногорскому району выдать ФИО1 удостоверение члена семьи погибшего военнослужащего в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Змеиногорский городской суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий судья ____________Крупский В.Г.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий судья Крупский В.Г.