ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-480/2016 от 25.10.2016 Железнодорожного районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Красноярск 25 октября 2016 года

Железнодорожный районный суд г.Красноярска в составе:

председательствующего судьи Гавриляченко М.Н.,

при секретаре Коваленко Р.А.,

с участием помощника Красноярского транспортного прокурора Качанова Р.О.,

представителя ответчика Березина И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Иланского транспортного прокурора к Федеральному государственному предприятию «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта» в лице филиала на Красноярской железной дороге (далее - ФГП ВО ЖДТ России на Красноярской железной дороги) о возложении обязанности оборудовать пожарные поезда,

УСТАНОВИЛ:

Иланский транспортный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к ФГП ВО ЖДТ России на Красноярской железной дороги в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности оборудовать пожарные поезда, мотивируя требования тем, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности в пожарных поездах, выявлены нарушения законодательства, так вопреки установленным Правилам содержания и эксплуатации пожарных поездов на железнодорожном транспорте Российской Федерации №ЦУО-219, утвержденным первым заместителем Министра путей сообщения 20.12.1993г. и введены в действие 1 января 1994 г. (далее - Правила № ЦУО-219) в пожарных поездах 2 категории на ст. Иланская, ст. Уяр, ст. Решоты, ст. Саянская отсутствует следующее оборудование: покрывала 3,5x5 м, пеноподъёмники, инструмент ручной механизированный УКМ-4А, установки автогенорезательные ранцевые (РУ), устройства громкоговорящего оповещения УГО-П (переносное), войсковой приборы химической разведки (ВПХР), радиометр-ренгенометор (ДП-58), метеокомплекты (МК-3). Отсутствие указанного пожарно-технического вооружения и специального оборудования снижает тактико-технические возможности пожарных поездов как сил средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, не обеспечивают защиту территорий, объектов и граждан от пожаров и иных ситуаций чрезвычайного характера, что является нарушением требований Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ. Истец (с учетом уточнений) просит суд обязать ФГП ВО ЖДТ России на Красноярской железной дороги оборудовать пожарные поезда на ст. Иланская, ст. Уяр, ст. Решоты, ст. Саянская: покрывалом 3,5x5 м, пеноподъёмником, инструментом ручным механизированным (УКМ-4А), установкой автогенорезательной ранцевой (РУ), устройством громкоговорящего оповещения УГО-П (переносное), войсковым прибором химической разведки (ВПХР), радиометр-ренгенометором (ДП-58), метеокомплектом (МК-3).

В судебном заседании помощник Красноярского транспортного прокурора Качанов Р.О., заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика Березин С.В., действующий на основании доверенности от 23.06.2016 г., в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, представил отзыв на исковое заявление, согласно которому в удовлетворении требований просил отказать, поскольку на основании Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» работники ведомственной охраны обязаны, в том числе, участвовать в установленном порядке в осуществлении контроля за соблюдением противопожарного режима, тушении пожаров, а также в ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций на охраняемых объектах. Ответчик самостоятельно, в соответствии с действующими правовыми актами, оснащает пожарные поезда пожарным и специальным аварийно-спасательным оборудованием. Истец указывает, что отсутствие пожарно-технического вооружения и специального оборудования снижает тактико-технические возможности пожарных поездов, но не приводит никаких критериев, на сколько снизились возможности пожарных поездов в процентном отношении. Укомплектование пожарных поездов более современным оборудованием и инструментами только повысило тактико-технические возможности пожарных поездов. Таким образом, истцом не доказано, что из-за отсутствия пожарно-технического вооружения гражданам может быть причинен вред. Законодательство Российской Федерации, касающееся создания и организации деятельности ведомственной пожарной охраны, в настоящее время не содержит правовых норм, устанавливающих конкретные нормы оснащения пожарных поездов. В части обязанности ФГП ВО ЖДТ России по оборудованию пожарных поездов транспортной системой комбинированного пожаротушения и иными приборами и устройствами (далее - ТСКП) представитель ответчика указал, что ТСКП представляет собой 4-х осную железнодорожную платформу, на которой размещены узлы, предназначенные для пожаротушения и нейтрализации жидких и газообразных токсических веществ в открытых и закрытых вагонах и прирельсовых складах. ТСКП относится к железнодорожному подвижному составу, который в настоящее время находится в собственности ОАО «РЖД», и именно ему предоставлено право осуществлять производство, текущее содержание и эксплуатацию железнодорожного подвижного состава (в том числе пожарных поездов), контейнеров и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте. ТСКП вводятся в состав пожарного поезда 1 и 2 категории по мере освоения и производства новой техники, в специализированном поезде, при их наличии. В настоящее время пожарные поезда не включают в свой состав ТСКП, срок эксплуатации которых истек. Кроме того, часть оборудования пожарного поезда, позволяющего осуществлять тушение пожаров и определенного Правилами № ЦУО-219 в 1993 году, не соответствует Техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности, требованиям по охране труда и обеспечению безопасности, а также современным технологиям пожаротушения. Часть указанного в исковом заявлении оборудования в настоящее время не производится. Например, исходя из требований национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50982-2009 «Техника пожарная. Инструмент для проведения специальных работ на пожарах. Общие технические требования. Методы испытаний», утвержденного постановлением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.02.2009 № 48-ст, а также из необходимости обеспечить охрану труда работников, в комплектацию пожарных поездов включаются только гидравлический и (или) немеханизированный аварийно-спасательный инструмент вместо инструмента ручного механизированного УКМ-4А (в состав которого входят мотопривод с корундовым диском, бетонолом и дымосос ДП-7) и установки автогенорезательной ранцевой (РУ), которые не соответствуют условиям взрывопожарной безопасности при ликвидации аварийных ситуаций с опасными, грузами. В пожарных подразделениях ответчика используются современные технические устройства взамен морально устаревших. Так, устройство “громкоговорящего оповещения УГО-П (переносное) массой 13.7 кг производства Украины, заменено мегафоном, который легче по весу и удобнее в эксплуатации. Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что в исковом заявлении обозначены обязательными к приобретению: полуавтоматический прибор химической разведки (ППХР), индивидуальные дозиметры на звено ГДЗС, радиометр-ренгенометр с цифровой индикацией (РКСБ- 104), которые не относятся к оборудованию пожарного поезда, позволяющему осуществлять тушение пожаров. Использование, приобретение и содержание приборов радиационной, химической разведки и контроля регламентируется законодательством о гражданской обороне, которое не содержит требований по закупке указанных моделей. Принуждение к закупке товаров, в том числе, морально устаревших, не соответствующих необходимым показателям качества и надежности и может принести убытки не только ответчику но и казне Российской Федерации.

Кроме того, в отзыве указано, что на момент утверждения Правил № ЦУО-219 порядок подготовки, утверждения и вступления в законную силу нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти регулировался Указом Президента Российской Федерации от у 21.01.1993 № 104 «О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.1993 № 722 «Об утверждении Правил подготовки ведомственных нормативных актов» и постановлением Правительства Российской Федерации от № 305 «О государственной регистрации ведомственных нормативных актов». Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 21.01.1993 №104 установлено, что нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, принятые после 1 марта 1993 г. и прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат официальному опубликованию в газете «Российские вести», если иное не предусмотрено законодательством. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний; на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров. Поскольку Правила № ЦУО-219 с Государственной противопожарной службой МВД России (МЧС России) не согласованы, не зарегистрированы в Минюсте России, не опубликованы в установленном порядке и распространялись только на подразделения военизированной (ведомственной) охраны упраздненного МПС России, указанные Правила, по мнению представителя ответчика, не имеют статуса нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти и не являются обязательными для исполнения, а соответственно и не могут служить законным основанием для применения санкций к вновь созданному ФГП ВО ЖДТ России.

Представители третьих лиц ОАО «РЖД», МЧС России по Красноярскому краю, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В письменном отзыве на иск представитель третьего лица ОАО «РЖД» указала, что заявленные требования прокурора Иланской транспортной прокуратуры удовлетворению не подлежат, поскольку ответчик осуществляет деятельность по тушению пожаров и участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте РФ, организации и осуществлению профилактики пожаров, а также ведомственный пожарный надзор. Учитывая данные полномочия, ответчик самостоятельно определяет состав оборудования и инструментов необходимых для комплектования пожарных поездов. Доказательств того, что имеющееся на пожарных поездах ст. Иланская, ст. Уяр, ст. Решоты, ст. Саянская пожарное оборудование не позволяет осуществлять тушение пожаров прокурором не представлено. Кроме того, Правила ЦУО-219 не были зарегистрированы и опубликованы в установленном порядке, в связи с чем, требования прокурора об оборудовании пожарных поездов в соответствии с указанными правилами не законны и не обоснованы.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Правилами № ЦУО-219 утвержден табель оснащения пожарного поезда пожарной техникой, снаряжением, пожарно-техническим вооружением, в соответствии с которым пожарные поезда 2 категории должным быть оборудованы, в том числе, покрывалом 3,5x5 м, пеноподъёмником, инструментом ручным механизированным (УКМ-4А), установкой автогенорезательной ранцевой (РУ), устройством громкоговорящего оповещения УГО-П (переносное), войсковым прибором химической разведки (ВПХР), радиометр-ренгенометором (ДП-58), метеокомплектом (МК-3).

В соответствии с представленной справкой от 14.09.2015 г., Иланской транспортной прокуратурой с 19.08.2015г. по 14.09.2015г. проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в пожарных поездах ст. Иланская, ст. Уяр, ст. Решоты, ст. Саянская ФГП ВО ЖДТ России на Красноярской железной дороге, в ходе которой выявлено, что в нарушение Правил № ЦУО-219 в указанных пожарных поездах отсутствует следующее оборудование: покрывала 3,5x5 м, пеноподъёмники, инструмент ручной механизированный УКМ-4А, установки автогенорезательные ранцевые (РУ), устройства громкоговорящего оповещения УГО-П (переносное), войсковой приборы химической разведки (ВПХР), радиометр-ренгенометор (ДП-58), метеокомплекты (МК-3).

Согласно ст. ст. 1, 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее – Закон о пожарной безопасности), нормативными документами по пожарной безопасности являются национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения установлены Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Согласно ст. ст. 44, 109 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пожарные поезда отнесены к мобильным средствам пожаротушения. Пожарные поезда должны быть оснащены оборудованием, позволяющим осуществлять тушение пожаров.

Федеральными законами специальных требований к оборудованию пожарных поездов, помимо возможности тушения пожаров, не предусмотрено.

В соответствии со ст. 12 Закона о пожарной безопасности, федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны. Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ "О ведомственной охране", имеющие право на создание государственной ведомственной охраны федеральные органы исполнительной власти определяются Правительством Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены имеющие право на создание ведомственной охраны федеральные государственные органы, не являющиеся федеральными органами исполнительной власти, организации. Нормы численности работников ведомственной охраны, структура органов ведомственной охраны, порядок организации деятельности ведомственной охраны, в том числе при осуществлении физической охраны объектов, охраны объектов с использованием технических средств охраны, охраны имущества при его транспортировке, определяются положениями о ведомственной охране, которые разрабатываются имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями и утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 1, 7, 8 Положения о Министерстве путей сообщения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.01.1993 N 19 (действовавшего на дату утверждения указанных правил. Утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 18.07.1996 N 848.), Министерство путей сообщения Российской Федерации (далее – МПС РФ) является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство железнодорожным транспортом Российской Федерации (далее - железнодорожный транспорт), а также обеспечивает в соответствии с действующим законодательством хозяйственное регулирование в области перевозочного процесса на железнодорожном транспорте. МПС РФ наряду с выполнением перечисленных функций разрабатывает и утверждает в установленном порядке обязательные для всех предприятий (объединений), организаций, учреждений и граждан нормативные акты по вопросам правил и условий перевозок, пользования средствами железнодорожного транспорта, безопасности движения, охраны порядка, пожарной безопасности и санитарных правил на железнодорожном транспорте. МПС РФ в пределах своей компетенции издает приказы, указания, инструкции и другие нормативные акты, обязательные для исполнения всеми железными дорогами и другими предприятиями железнодорожного транспорта.

На основании пункта 12 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» МПС РФ упразднено. Функции по принятию нормативных правовых актов переданы образованному Министерству транспорта и связи Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2004 № 649 данное министерство преобразовано в Министерство транспорта Российской Федерации (далее - Минтранс России) и Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации.

Согласно п.п. 1, 2 Положения о министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, Минтранс России является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере железнодорожного транспорта и обеспечения транспортной безопасности. Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального дорожного агентства, Федерального агентства железнодорожного транспорта и Федерального агентства морского и речного транспорта.

В соответствии с п.п. 1, 2 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 397, Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене. Федеральное агентство железнодорожного транспорта находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации.

Согласно статье 2 Положения о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2009 года N 540, ведомственная охрана создается Федеральным агентством железнодорожного транспорта и предназначается для защиты наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования и иных объектов железнодорожного транспорта, находящихся в сфере ведения Агентства, от противоправных посягательств, охраны грузов (в том числе специальных грузов) в пути следования и на железнодорожных станциях в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также осуществления контроля за обеспечением пожарной безопасности и пожарного надзора на железнодорожном транспорте.

В соответствии с п. 2, 5 Положения о ведомственной пожарной охране железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденным Приказом Росжелдора от 07.02.2008 № 46 (далее – Положение о ведомственной пожарной охране), ведомственная пожарная охрана является составной частью ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта и представляет собой совокупность органов управления и подразделений ФГП ВО ЖДТ России, предназначенных для организации и осуществления профилактики пожаров, а также ведомственного пожарного надзора (далее - пожарный надзор) (проверок, по соблюдению организациями, подведомственными Федеральному агентству железнодорожного транспорта, требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки), тушения пожаров и участия в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте Российской Федерации. К подразделениям ведомственной пожарной охраны относятся пожарные поезда и пожарные команды. Подразделения ведомственной пожарной охраны создаются, передислоцируются и ликвидируются решением ФГП ВО ЖДТ России с учетом пожарной опасности перевозочного процесса.

Постановлениями Правительства Российской Федерации: от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и от 8 ноября 2013 г. N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"; приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23 января 2009 г. N 12 "Об утверждении Положения о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"; приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 5 мая 2008 г. N 240 "Об утверждении Порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ" пожарные поезда отнесены к силам постоянной готовности федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Согласно п. 5.2 Положения «Эксплуатация и содержание пожарных поездов в ОАО «РЖД», утвержденного Распоряжением ОАО «РЖД» от 28.12.2010 № (далее – Положение № 2754р), железнодорожный подвижной состав пожарных поездов содержится на балансе структурных подразделений дирекции инфраструктуры железных дорог.

В соответствии с п. 4.5 Положения № техническое оснащение пожарных поездов пожарной техникой, пожарным и специальным аварийно-спасательным оборудованием, а также средствами индивидуальной защиты производится за счёт средств ФГП ВО ЖДТ России.

Согласно п.п. 9-9.4 Положения о ведомственной пожарной охране, основными задачами ведомственной пожарной охраны являются: организация и осуществление профилактики пожаров, тушение пожаров, проведение аварийно-спасательных работ и участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте, спасение людей и имущества при пожарах, осуществление ведомственного пожарного надзора.

В соответствии с п.п. 10-10.42 Положения о ведомственной пожарной охране, основными функциями ведомственной пожарной охраны являются, в том числе, разработка документов, регламентирующих деятельность ведомственной пожарной охраны; организация содержания в постоянной боевой готовности пожарной техники, пожарно-технического вооружения и оборудования, находящегося на вооружении подразделений ведомственной пожарной охраны; осуществление учета и анализа пожаров на железнодорожном транспорте общего пользования; изучение и анализ состояния деятельности органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, принятие мер по ее совершенствованию; разработка мероприятий по организации тушения пожаров на железнодорожном транспорте.

К основным функциям ведомственной пожарной охраны также отнесены: организация, в пределах своей компетенции, функционирования сил и средств ведомственной пожарной охраны в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС); тушение пожаров, проведение аварийно-спасательных работ и участие в ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами и чрезвычайных ситуаций с опасными грузами 3 - 4 классов в пределах тактико-технических характеристик и возможностей подразделений ведомственной пожарной охраны; организация технического перевооружения подразделений ведомственной пожарной охраны с учетом результатов их участия в тушении пожаров и ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами; подготовка, в пределах своей компетенции, рекомендаций по содержанию и эксплуатации подвижного состава пожарных поездов; участие, в пределах своей компетенции, в выработке решений по определению оптимального варианта модернизации железнодорожного подвижного состава пожарных поездов и внедрении его в серийное производство.

Основными функциям ведомственной пожарной охраны также являются: определение тактико-технических характеристик пожарной техники, пожарно-технического вооружения и огнетушащих средств, а также средств спасения людей при пожарах на объектах и в подвижном составе железнодорожного транспорта; разработка порядка организации и осуществления пожарной службы, а также мероприятий по повышению эффективности использования сил и средств пожарных подразделений ведомственной пожарной охраны при тушении пожаров и ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами; обеспечение готовности подразделений ведомственной пожарной охраны к выполнению задач в рамках функциональной подсистемы РСЧС; определение, в пределах своей компетенции, потребности подразделений ведомственной пожарной охраны в научно-технической продукции, предназначенной для обеспечения пожарной безопасности на объектах и подвижном составе железнодорожного транспорта, а также приоритетных направлений научных исследований и разработок в области осуществления пожарной службы и пожаротушения; принятие мер к выявлению, обобщению и распространению передового опыта по вопросам предупреждения и тушения пожаров; подготовка предложений в нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти по пожарной безопасности объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта.

Принимая во внимание, что пожарные поезда являются подразделениями ФГП ВО ЖДТ России, а также учитывая основные задачи и функции ФГП ВО ЖДТ России, а также отсутствие специальных требований федеральных законов по оснащению пожарных поездов, суд приходит к выводу о том, что именно ФГП ВО ЖДТ России вправе определять состав оснащения пожарных поездов соответствующей техникой, оборудованием и инструментом.

На основании указанного Положения ФГП ВО ЖДТ России издало Приказ от 16.01.2014 № 10/10 «О введении в действие Типового табеля оснащения пожарных поездов и платформы для тушения пожаров в железнодорожных тоннелях пожарной техникой, пожарным и специальным аварийно - спасательным оборудованием», в соответствии с которым и комплектуются пожарные поезда соответствующей техникой, оборудованием и инструментом.

Кроме того, согласно п. 1 Указа Президента РФ от 21.01.1993 № 104 «О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации» (утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763), нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, принятые после 1 марта 1993 года подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовые последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний; на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Указанные нормы также определены в Указе Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (пункты 8 и 10).

Поскольку Правила № ЦУО-219 не были зарегистрированы и опубликованы в установленном порядке, суд приходит к выводу о том, что указанные правила не могут повлечь за собой правовых последствий в виде возложения обязанностей по комплектованию пожарных поездов указанным оборудованием и инструментами.

Более того, в соответствии с ответом Росжелдора на запрос суда, Правила № ЦУО-219 являются предметом рассмотрения рабочей группы по пересмотру актов МПС СССР и МПС России, которые не применяются на практике либо дублируют нормы вновь принятых нормативных актов Российской Федерации.

По мнению прокурора, отсутствие указанного в Правилах № ЦУО-219 пожарно-технического вооружения и специального оборудования снижает тактико-технические возможности пожарных поездов как сил средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, не обеспечивают защиту территорий, объектов и граждан от пожаров и иных ситуаций чрезвычайного характера, что является нарушением Закона о пожарной безопасности и Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера» в части обеспечения прав граждан на защиту жизни, здоровья и имущества в случае пожара или в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с пояснениями представителей МЧС РФ, ФГП ВО ЖДТ России на Красноярской железной дороги, а также представленными сведениями о характеристиках имеющегося оборудования и инструментов следует, что часть оборудования и инструментов, указанные в Правилах № ЦУО-219, заменены на более современные (пеноподъёмник, инструмент ручной механизированный (УКМ-4А), установка автогенорезательная ранцевая (РУ), устройство громкоговорящего оповещения УГО-П (переносное)).

Вместе с тем, прокурором не представлено доказательств, что на момент проверки имеющееся в пожарных поездах оборудование и инструмент по функциональному назначению и характеристикам уступает оборудованию, указанному в Правилах № ЦУО-219, которые утверждены в 1993 году.

Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 11 Постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.

В силу требований статьи 13 ГПК РФ об обязательности судебных постановлений, статьи 210 ГПК РФ об исполнении решения суда в совокупности с положениями приведенного пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение должно быть исполнимым.

При этом, доводы ответчика об отсутствии возможности приобрести значительную часть оборудования, предусмотренного Правилами № ЦУО-219, истцом не опровергнуты.

Таким образом, поскольку пожарные поезда являются подразделениями ФГП ВО ЖДТ России, учитывая основные задачи и функции ФГП ВО ЖДТ России, которое вправе определять состав оснащения пожарных поездов соответствующей техникой, оборудованием и инструментом, отсутствие предусмотренных федеральными законами специальных требований по оснащению пожарных поездов, а также принимая во внимание, что Правила № ЦУО-219 не были зарегистрированы и опубликованы в установленном порядке и, соответственно, не могут повлечь за собой правовых последствий в виде возложения обязанностей по комплектованию пожарных поездов оборудованием и инструментами, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения искового заявления Иланского транспортного прокурора.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иланскому транспортному прокурору отказать в удовлетворении требований к Федеральному государственному предприятию «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта» в лице филиала на Красноярской железной дороге о возложении обязанности оборудовать пожарные поезда, в полном объеме.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Железнодорожного районного суда г.Красноярска.

Решение изготовлено в полном объеме 31 октября 2016 года.

Судья М.Н. Гавриляченко

Копия верна

Судья М.Н. Гавриляченко