ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-480/2023 от 01.08.2023 Зейского районного суда (Амурская область)

УИД 28RS0008-01-2023-000613-61

Дело № 2-480/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Зея Амурской области

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Плешкова А.А.,

при секретаре Герасимовой Н.Ю.,

при участии представителя ответчика ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «Спецэкомаш» к НСБ о взыскании долга по типовому договору на оказание услуг по обращению с ТКО,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Спецэкомаш» обратилось в суд, с учетом последующих уточнений, к ответчику НСБ с требованием взыскать в пользу ООО «Спецэкомаш» задолженность по типовому договору на оказание услуг по обращению с ТКО за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в размере 41951,85 руб., неустойку, начисленную за просрочку платежа за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в размере 1236,19 рублей, за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> – 3152,87 рублей, а всего 4389,06 руб., государственную пошлину в размере 1590,23 руб., вернуть из средств Федерально бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1299,74 руб. В обоснование заявленных требований указав, что ООО «Спецэкомаш» присвоен статус регионального оператора сроком на 10 лет. Заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника ТКО, и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Однако, ответчик, не являясь индивидуальным предпринимателем, в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> использовал на основании документов, подтверждающих право собственности нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>», не обратился в адрес регионального оператора с заявкой о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Из правоустанавливающего документа следует, что с <Дата обезличена> нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, передано в аренду ООО «Зейский пивзавод», в отсутствие между арендатором нежилого помещения (ООО «Зейский пивзавод») и исполнителем коммунальных услуг (Региональный оператор - ООО «Спецэкомаш») договора, заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договора аренды, обязанность по оплате коммунальных услуг лежит на собственнике нежилого помещения. На основании изложенного, учитывая тот факт, что ООО «Зейский пивзавод» (в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>) не заключало договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором, в соответствии с Правилами <Номер обезличен>, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным между ООО «Спецэкомаш» и НСБ с <Дата обезличена>, на условиях типового договора. Должником оплата за предоставленную услугу не произведена.

Определением суда от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ООО «Зейский пивзавод», определением от <Дата обезличена> – ИП ФИО6.

В судебное заседание представитель истца не явился, просит дело рассмотреть в свое отсутствие, на удовлетворении уточненных исковых требований настаивает.

Ответчик НСБ в судебное заседание не явился, обеспечил явку своего представителя ФИО5.

Представитель ответчика ФИО5 в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, поддержал доводы изложенные в предыдущих судебных заседаниях. Так, в судебном заседании <Дата обезличена> представитель ответчика ФИО5, суду пояснил, что данная услуга истцом ответчику не оказывалась, по исковым требованиям, касающимся взыскиваемой задолженности за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> включительно, истекли сроки исковой давности. Согласно пункту 37 Правил <Номер обезличен> утвержденных <Дата обезличена> Постановлением Правительства РФ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», расчетный период для оплаты коммунальных услуг равен календарному месяцу (пункт 148(27). Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми определенном Федеральным потребления" (пункт 148(28)). Нормативы накопления показателях массы и объема на одну расчетную единицу (пункт 13 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена><Номер обезличен> "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов"). Норматив накопления ТКО установлен в постоянной твердой цифре в кубических метрах в год на расчетную единицу. Расчетные единицы определяются уполномоченным органом по каждой категории объектов недвижимого имущества (пункт 14 Правил). Согласно типового договора, на который ссылается истец, для физических лиц ИЖС, расчётным периодом понимается календарный месяц, а размер платы за обращение с ТКО определяется исходя из общей площади жилого помещения (постановление <адрес> от <Дата обезличена><Номер обезличен>), по формуле: Pi=Si*Ni/12*T0TX, где: Si-общая площадь жилого помещения, которая равна 50,3 кв.м.; Ni-норматив накопления ТКО (постановление <адрес> от <Дата обезличена><Номер обезличен>), для благоустроенных жилых помещений 0,1062 м3/год, для неблагоустроенных жилых помещений 0,1062 м3/год; Тотх- наибольшая цена на коммунальную услугу по обращению с ТКО, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа, для не благоустроенных жилых помещений за все взыскиваемые периоды составляет 309,41 руб./м3, следовательно, ежемесячный размер платы будет составлять всего 137,74 рублей ((5)0,3x0,1062:12)х309,41), а общая сумма задолженности за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> (не полных 27 месяцев) будет составлять всего 3718,98 рублей (137,745х27). В связи с чем заявил о пропуске срока исковой давности и просил в удовлетворении требований отказать.

Представитель третьего лица – ООО «Зейский пивзавод», представитель третьего лица – ИП ФИО6 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела неоднократно извещались судом по адресу места своего нахождения. Учитывая, что дело неоднократно назначалось к слушанию, третьи лица, в судебное заседания не являлись, уклоняясь от лежащей на них обязанности получать судебные извещения, суд расценил извещение третьих лиц, как надлежащее, в связи с чем принял решение рассмотреть дело в их отсутствие. При этом было принято во внимание, что судом надлежаще выполнены правила ст. 113 ГПК РФ, по принятию необходимых мер к извещению третьих лиц, а в силу ст. 35 ГПК РФ, лица, участвующие в деле обязаны добросовестно пользоваться принадлежащими им правами, в том числе и по получению судебных извещений.

В силу ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав представителя ответчика, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В силу п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ, граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Согласно ст. 9 ГК РФ, граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Федеральный закон от <Дата обезличена> № 7-ФЗ (ред. от <Дата обезличена>, с изм. от <Дата обезличена>) "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп., вступ. в силу с <Дата обезличена>) определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу п. 8 ст. 23 Федерального закона от <Дата обезличена> № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации», обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее <Дата обезличена>.

В соответствии с пунктом 6 статьи 23 Закона № 458-ФЗ договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют только до начала исполнения региональным оператором своих обязанностей.

В силу ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от <Дата обезличена> № 89-ФЗ (ред. от <Дата обезличена>, с изм. от <Дата обезличена>) "Об отходах производства и потребления" (с изм. и доп., вступ. в силу с <Дата обезличена>) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Как следует из материалов дела, на основании проведённого Министерством жилищно-коммунального хозяйства <адрес> конкурса по отбору регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), ООО «Спецэкомаш» присвоен статус регионального оператора сроком на 10 лет.

<Дата обезличена> между Министерством жилищно-коммунального хозяйства <адрес> и ООО «Спецэкомаш» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории зоны «Кластер <Номер обезличен> (<адрес><адрес>. В редакции дополнительного соглашения от <Дата обезличена>, дата начала исполнения региональным оператором обязанностей, установлена с <Дата обезличена>.

Как следует из п. 1, 4 ст. 24.8 Федерального закона от <Дата обезличена> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: обработка твердых коммунальных отходов; обезвреживание твердых коммунальных отходов; захоронение твердых коммунальных отходов; оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором; энергетическая утилизация; регулированию подлежат следующие виды предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами: единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами; тариф на обработку твердых коммунальных отходов; тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов; тариф на захоронение твердых коммунальных отходов; тариф на энергетическую утилизацию. При установлении единого тарифа на услугу регионального оператора не учитываются его затраты на утилизацию твердых коммунальных отходов, за исключением затрат на энергетическую утилизацию.

В силу ст. 429.4 ГК РФ, договором с исполнением по требованию (абонентским договором) признается договор, предусматривающий внесение одной из сторон (абонентом) определенных, в том числе периодических, платежей или иного предоставления за право требовать от другой стороны (исполнителя) предоставления предусмотренного договором исполнения в затребованных количестве или объеме либо на иных условиях, определяемых абонентом. Абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 426 ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Согласно ст. 425 ГК РФ, договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

Таким образом, в соответствии со ст. 426 ГК РФ, в силу своей публичности договор с региональным оператором на вывоз ТКО считается заключенным вне зависимости от соблюдения условий его заключения и подписи потребителя.

Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов (ч. 1 ст. 24.7 Федерального закона от <Дата обезличена> № 89-ФЗ).

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (ч. 2 ст. 24.7).

Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (ч. 4 ст. 24.7).

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (ч. 5 ст. 24.7).

Юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы (ч. 6 ст. 24.7).

Постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена><Номер обезличен> (ред. от <Дата обезличена>, с изм. от <Дата обезличена>) утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с п. 4 которых обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил (п. 5).

Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в том числе в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами (пп. «в» п. 8(1)).

Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 8(4)).

В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил (п. 8(15)).

В случае если региональный оператор направил проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом урегулированных разногласий потребителю в срок, указанный в пункте 8(14) настоящих Правил, потребитель не вправе отказаться от его заключения, предлагать рассмотреть иные условия и обязан подписать в течение 10 рабочих дней со дня его получения (п. 8.16).

Из содержания типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного вышеуказанными Правилами следует, что Порядок осуществления учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов сторонами определен следующим образом: стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена><Номер обезличен> "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов или исходя из массы твердых коммунальных отходов (нужное указать).

Из доводов искового заявления следует, что <Дата обезличена> региональным оператором - ООО «Спецэкомаш», на официальном сайте организации - www.tkoregoper.ru, было размещено предложение о заключении договора, бланк заявки на заключение договора и типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, соответствующий форме единого типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена><Номер обезличен>.

Как следует из материалов дела, ответчик является собственником нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый <Номер обезличен>, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Также из данной выписки следует, что с <Дата обезличена> нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> передано в аренду ООО «Зейский пивзавод».

Согласно реестру мест (площадок накопления твердых коммунальных отходов <адрес> на <Дата обезличена> спорное нежилое помещение, принадлежащее НСБ находится в непосредственной близости с площадками накопления ТКО, расположенными по адресу: <адрес>

Представителем ответчика в материалы дела представлены: договор аренды нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> заключенный <Дата обезличена> между НСБ и ООО «Зейский пивзавод», а также договор субаренды вышеуказанного нежилого помещения от <Дата обезличена> между ООО «Зейский пивзавод» и ИП ФИО6.

При этом, ответчик, не являясь индивидуальным предпринимателем, в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> использовал указанное нежилое помещение – магазин «Настенька», не обратился в адрес регионального оператора с заявкой о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Сведений о наличии между арендатором нежилого помещения (ООО «Зейский пивзавод»), субарендатором (ИП ФИО6) и исполнителем коммунальных услуг (Региональный оператор - ООО «Спецэкомаш») договора, заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договора аренды, в материалах дела не имеется.

Представленные в материалы дела договоры на оказание услуг по приему и размещению отходов <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, заключенный между ООО «Премиум ДВ» и ФИО3, а также <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, заключенный между ООО «Премиум ДВ» и НСБ суд оценивает критически.

Так, из данных договоров следует, что ООО «Премиум ДВ» принял на себя обязательства по оказанию заказчикам услуг по приему отходов производства и потребления III-V классов опасности, не относящимся к ТКО, транспортируемых заказчиками, с целью их дальнейшего размещения на полигоне ТБО, расположенном по адресу: <адрес>, юго-восточная часть кадастрового квартала (район 3 км а/дороги Зея-Золотая Гора), данные договоры не содержат условий о приеме и размещение ООО «Премиум ДВ» отходов от эксплуатации нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> также, из условий данных договоров следует, что исполнитель принял на себя обязательства по приему отходов производства и потребления III-V классов опасности, не относящимся к ТКО, в то время как истцом заявлены требования о взыскании задолженности по оказанию услуг по обращению с ТКО. Кроме того, факт договорных отношений между ООО «Премиум ДВ» и НСБ опровергается ответом ООО «Премиум ДВ» <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.

Одновременно с этим, суд принимает во внимание, что вышеуказанные договора с ООО «Премиум ДВ» заключены после <Дата обезличена>, в то время как в соответствии с пунктом 6 статьи 23 Закона № 458-ФЗ договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют только до начала исполнения региональным оператором своих обязанностей.

<Дата обезличена> между ООО «Спецэкомаш» (региональный оператор) и НСБ заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами № ФЛ/22-75. Согласно п. 19 указанного договора, стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена><Номер обезличен> «Об утверждении Правил коммерческого учета объеме и (или) массы твердых коммунальных отходов» следующим способом: расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО и используемых только Потребителем, а в случае их отсутствия в утвержденном реестре – исходя из нормативов накопления ТКО.

Аналогичные условия учета объема и (или) массы ТКО содержатся в типовом договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденном Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами (постановление Правительства РФ от <Дата обезличена><Номер обезличен>).

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).

В силу абзаца второго п. 3 ст. 308 ГК РФ, обязательство может создавать права для третьих лиц в отношении одной или обеих его сторон только в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. ГК РФ и иные законы не содержат норм о возникновении на основании договора аренды нежилого помещения обязанности у арендатора по внесению платы за коммунальные услуги перед оказывающим их третьим лицом (исполнителем коммунальных услуг, ресурсоснабжающей организацией).

Обязанность арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества (п. 2 ст. 616 ГК РФ) установлена в отношениях с арендодателем, а не исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, которые не являются стороной договора аренды.

Исполнитель коммунальных услуг (ресурсоснабжающая организация) в отсутствие заключенного с ним договора не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется нежилым помещением, в том числе на основании договора аренды.

Поэтому в отсутствие договора между арендатором нежилого помещения и исполнителем коммунальных услуг (ресурсоснабжающей организацией), заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договора аренды, обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике (арендодателе) нежилого помещения.

Таким образом, обязанность по оплате коммунальных услуг лежит на собственнике нежилого помещения – ответчике НСБ, что ответчиком не оспаривается и доказательств обратного в материалы дела не представлено.

На основании изложенного и в соответствии с Правилами <Номер обезличен>, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным между ООО «Спецэкомаш» и НСБ с <Дата обезличена>, на условиях типового договора.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования истца о взыскании задолженности по типовому договору на оказание услуг по обращению с ТКО за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> обоснованы.

Представитель ответчика, возражая против удовлетворения заявленных требований в части расчета цены иска, основывает свою позицию на необходимости применения «Правил о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» <Номер обезличен>, утвержденных постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена>.

Вместе с тем, в соответствии с п. 1 типового договора № ФЛ на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Спецэкомаш» обязалось принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в Договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а Потребитель обязался оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора.

При этом, согласно п. 19 указанного договора, стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена><Номер обезличен> «Об утверждении Правил коммерческого учета объеме и (или) массы твердых коммунальных отходов» следующим способом: расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО и используемых только Потребителем, а в случае их отсутствия в утвержденном реестре – исходя из нормативов накопления ТКО.

Как было указано выше, аналогичные условия учета объема и (или) массы ТКО содержатся в типовом договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденном Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами (постановление Правительства РФ от <Дата обезличена><Номер обезличен>).

Доводы представителя ответчика в указанной части основаны на неверном толковании норм права и признаются судом несостоятельными, так как к спорным правоотношениям в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> не могут быть применены Правила о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.

Постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена><Номер обезличен> (ред. от <Дата обезличена>) утверждены Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, которые устанавливают порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее - средства измерения), или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 6 Правил <Номер обезличен>, в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 настоящих Правил - расчетным путем, исходя либо из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, либо из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, то есть - по нормативам накопления.

Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес> утверждены постановлением <адрес> от <Дата обезличена><Номер обезличен>.

Таким образом расчет цены типового договора произведён истцом на основании положений Правил <Номер обезличен>, исходя из нормативов, установленных постановлением <адрес> от <Дата обезличена><Номер обезличен>, исходя из площади помещения и утверждённого тарифа. Тарифы для потребителей ООО «СПЕЦЭКОМАШ» утверждены:

- Приказом УГРЦиТ по <адрес><Номер обезличен>-пр/у от <Дата обезличена> в размере 596,16 руб. за кубический метр на 2019 год,

- Приказом УГРЦиТ по <адрес><Номер обезличен>-пр/у от <Дата обезличена> на 2020-2023г.г. с <Дата обезличена> в размере 554,55 руб. за кубический метр, с <Дата обезличена> - 562,94 руб. за кубический метр, с 01 июля по <Дата обезличена> - размере 468,16 руб. за кубический метр,

- Приказом УГРЦиТ по <адрес><Номер обезличен>-пр/у от <Дата обезличена> в размере 468,16 руб. за кубический метр на 2022-2023 гг.

В период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> у ответчика имелась возможность получения услуги по вывозу ТКО путем неконтролируемого вывоза своих ТКО на близ расположенные общедоступные контейнерные площадки, в контейнеры, установленные для собственников жилых помещений многоквартирных домов <Номер обезличен>, 24 и 40 мкр. Светлый, вывоз ТКО с которых осуществляется региональным оператором в соответствии с нормами СанПиН, таким образом суд приходит к выводу о том, что услуга предоставлялась ответчику в полном объеме. Доказательств обратного ответчиком не представлено.

Пунктом 9 типового договора № ЮЛ/22 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами определена обязанность Потребителя оплачивать услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО, однако ответчиком оплата за предоставленную услугу не произведена, в связи с чем, за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> за НСБ числится неоплаченная задолженность в размере 41951,85 руб.

<Дата обезличена> истцом в адрес ответчика была направлена претензия с требованием оплатить задолженность по оплате услуг по обращению с ТКО в размере 81335,74 руб. (почтовый идентификатор 67624375002794), которая получена ответчиком <Дата обезличена>, но отставлена без исполнения.

Представителем ответчика заявлено ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности. Разрешая данное ходатайство суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 196 Гражданского кодекса РФ, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 200 Гражданского кодекса РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

В пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <Дата обезличена><Номер обезличен> «О некоторых вопросах, связанных с применением норм ГК РФ об исковой давности», разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ, течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.

В соответствии с правилами ч. 2 ст. 811 ГК РФ, и с учетом разъяснений, изложенных в пунктах 24, 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <Дата обезличена><Номер обезличен> «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу. Срок исковой давности по требованию о взыскании неустойки (статья 330 ГК РФ) или процентов, подлежащих уплате по правилам статьи 395 ГК РФ, исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу, определяемому применительно к каждому дню просрочки.

Следовательно, в тех случаях, когда исполнение обязательства предусмотрено по частям, срок давности исчисляется с момента наступления срока погашения задолженности отдельно по каждому платежу, поскольку именно с этого момента истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

При исчислении сроков исковой давности в отношении требований, предъявленных ко взысканию, и определении периода взыскания задолженности суд, руководствуясь вышеуказанными положениями, исходит из того, что рассматриваемый типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО предусматривает его исполнение ежемесячными платежами (под расчетным периодом по указанному договору понимается один календарный месяц, оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа услуг Регионального оператора, потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга, на основании выставленного региональным оператором счета и универсального передаточного документа (п. 5, 6, 9 договора)), исчисляя данный срок отдельно по каждому платежу.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от «29» сентября <Номер обезличен> «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», днем обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Из расчета цены иска следует, что за ответчиком имеется задолженность по оплате услуг по обращению с ТКО за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.

О нарушении ответчиком обязательства по оплате услуг по обращению с ТКО истцу ООО «Спецэкомаш» стало известно с момента заключения типового на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с Правилами <Номер обезличен> - <Дата обезличена>, и с указанного момента начинал течь срок исковой давности по платежам за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.

Однако, с заявлением о вынесении судебного приказа за указанный период ООО «Спецэкомаш» обратилось только <Дата обезличена>, в связи с чем <Дата обезличена> мировым судьей <адрес> по Зейскому городскому судебному участку был вынесен судебный приказ <Номер обезличен> о взыскании с НСБ задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО в размере 81335,74 руб.

<Дата обезличена> мировым судьей <адрес> по Зейскому городскому судебному участку вынесено определение об отмене судебного приказа.

Сведений об обращении ООО «Спецэкомаш» за судебной защитой за период до <Дата обезличена> в пределах трехлетнего срока исковой давности в материалах не имеется, следовательно, к требованиям истца о взыскании задолженности за период до <Дата обезличена> (дата начала течения трехлетнего периода, предшествующего обращению истца в суд с заявлением о вынесении судебного приказа) подлежит применению трехлетний срок исковой давности, то задолженность не подлежит взысканию за трехлетний период, предшествующий подаче иска. По состоянию на <Дата обезличена> истцом пропущен срок исковой давности за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.

Таким образом, с учетом условий типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, ООО «Спецэкомаш» не пропущен срок по платежам, которые подлежали внесению за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, следовательно, ходатайство ответчика о пропуске истцом срока исковой давности подлежит частичному удовлетворению за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, в остальной части срок исковой давности истцом не пропущен.

Представленный истцом расчет задолженности произведен на основании утвержденных тарифов в соответствии Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена><Номер обезличен>, суд признает его арифметически верным, расчет, представленный представителем ответчика основан на неверном толковании норм права, а доводы представителя ответчика в данной части признаны судом несостоятельными. На основании изложенного, суд признает требования истца о взыскании с ответчика задолженности по типовому договору на оказание услуг по обращению с ТКО подлежащими частичному удовлетворению с учетом пропуска истцом срока исковой давности за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в сумме 31934,58 руб.

В соответствии с п. 26 типового договора, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения Потребителем обязательств по оплате Договора Региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.

Постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена>г. <Номер обезличен> до <Дата обезличена> приостановлено взыскание пени в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги. Данное постановление вступило в силу <Дата обезличена>.

Из изложенной нормы права следует, что мораторий наложен на пени, образующиеся в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>. С <Дата обезличена> начисление пени возобновлено.

На основании изложенного ответчику начислена неустойка в размере 4389,06 руб., из них: за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> – 1236,19 рублей; за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> – 3152,87 рублей.

При этом суд, на основании ст. 333 ГК РФ, считает возможным снизить размер пени по заявленным исковым требованиям с учетом пропуска истцом срока исковой давности за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, подлежащей взысканию с ответчика до 1000 рублей, поскольку подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.

На основании вышеизложенного, а также руководствуясь положениями ст. 98 ГПК РФ, суд взыскивает с ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере пропорциональном удовлетворенным исковым требованиям в сумме 1253,61 руб., оплата государственной пошлины подтверждена платежным поручением <Номер обезличен> от <Дата обезличена> в размере 1444,97 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ООО «Спецэкомаш», удовлетворить частично.

Взыскать с НСБ (паспорт гражданина РФ <Номер обезличен>) в пользу ООО «Спецэкомаш» (ОГРН 1185476011181) 34188 (тридцать четыре тысячи сто восемьдесят восемь) рублей 19 коп, в том числе: задолженность по типовому договору на оказание услуг по обращению с ТКО за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в размере 31934,58 руб., неустойку в размере 1000 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 1253,61 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований, отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд <адрес> в апелляционном порядке в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Председательствующий А.А. Плешков

Мотивированное решение составлено <Дата обезличена>

Судья А.А. Плешков