Дело № 2-480/2023
22RS0053-01-2023-000662-07
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Топчиха 26 декабря 2023 года
Топчихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Четвертных А.В.,
при секретаре Сухочевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Топчихинского района Алтайского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению Чистюньской средней общеобразовательной школе о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с исковым заявлением после проведенной прокуратурой района проверки соблюдения законодательства о противодействии экстремизму в деятельности «Зиминская ООШ» - филиала МКОУ «Чистюньская СОШ», в ходе которой установлено, что при осуществлении образовательного процесса в школе используется политическая карта мира, на которой территории Крымского полуострова, Херсонской области, Запорожской области, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики не входят в состав границ Российской Федерации, что формирует у несовершеннолетних обучающихся недостоверные знания о границе и территориальной целостности Российской Федерации. Указанное не соответствует задачам по обеспечению межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений и не позволяет реализовать положения Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 19.12.2012 № 1666.
В п.4.4 Устава школы предусмотрено, что школа использует закрепленное за ней на праве оперативного управления имущество в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации, в соответствии с назначением имущества и уставными целями деятельности. При осуществлении образовательного процесса используется политическая карта мира, на которой территории указанных субъектов не входят в состав Российской Федерации. С целью устранения выявленных нарушений вносилось представление, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены в виду отсутствия финансового обеспечения данного вопроса.
Прокурор просит возложить обязанность приобрести для использования при реализации программы основного общего образования в деятельности «Зиминская ООШ» - филиал МКОУ «Чистюньская СОШ», расположенного по адресу: <адрес>, актуальную политическую карту мира, учитывающую принятые в состав Российской Федерации новые субъекты – Республика Крым, Херсонская область, Запорожская область, Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика.
В судебном заседании помощник прокурора поддержал исковое заявление по изложенным в нем доводам.
Представители ответчика и третьего лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в надлежащем порядке, в суд не явились, обязательной явка указанных лиц не признавалась. Представитель ответчика направил в суд заявление о признании иска, удовлетворении его требований, рассмотрении дела в его отсутствие, что определяет процессуальную позицию данного участника процесса.
Суд рассматривал дело при данной явке, что не противоречит ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
Выслушав процессуального истца, исследовав материалы дела, оценив предоставленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется различными способами, предусмотренными законом, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст.43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Согласно ч.4 ст.67.1 Конституции Российской Федерации, дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создаёт условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим.
В соответствии с отдельными положениями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ), в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путём создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (ч.4 ст.5).
Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают: единство образовательного пространства Российской Федерации; преемственность основных образовательных программ; возможность формирования основных профессиональных образовательных программ различных уровней сложности, профилей и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей обучающихся, а также потребностей общества и государства в квалифицированных кадрах; государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения (ч.1 ст.11 Закона № 273-ФЗ).
При разработке основной общеобразовательной программы организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, предусматривают непосредственное применение при реализации обязательной части образовательной программы начального общего образования федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир», а при реализации обязательной части образовательных программ основного общего и среднего общего образования федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» (ч.6.3 ст.12 Закона № 273-ФЗ).
Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение (ч.ч.1, 2 ст.13 Закона № 273-ФЗ).
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 утверждена Федеральная образовательная программа основного общего образования (далее – Программа), в которой разработана Федеральная рабочая программа по учебному предмету «География».
Так, согласно п.152 Программы, содержание географии на уровне основного общего образования является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез на уровне среднего общего образования, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации. Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:
- воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в природных комплексах, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, формирование способности поиска и применения различных источников географической информации, в том числе ресурсов информационно-телекомуникационной сети «Интернет», для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;
- формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
- формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.
Личностные результаты освоения географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1).патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края;
2).гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности;
3).духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с использованием нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды;
4).эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества;
5).ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
6).физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в Интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде;
7).трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населённого пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
8).экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
В силу п.5 Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666, приоритетами государственной национальной политики Российской Федерации являются, в том числе: укрепление гражданского единства, гражданского самосознания и сохранение самобытности многонационального народа Российской Федерации (российской нации); гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений, профилактика экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве.
Настоящая Стратегия разработана в целях обеспечения интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности Российской Федерации (п.2).
Таким образом, одним из методов достижения вышеобозначенных целей по изучению предмета «География» в системе получения основного общего образования является использование в учебном процессе методических материалов – соответствующих географических карт.
Как следует из материалов дела, МКОУ «Чистюньская СОШ» является муниципальным казенным общеобразовательным учреждением и в соответствии с Уставом, утвержденным постановлением Администрации Топчихинского района от ДД.ММ.ГГ№, осуществляет на основании лицензии образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. Согласно Уставу помимо прочих имеет филиал Зиминская основная общеобразовательная школа.
В соответствии с п.п.1.6, 4.9.1 Устава учредителем и собственником МКОУ «Чистюньская СОШ» является муниципальное образование Топчихинский район Алтайского края в лице Администрации Топчихинского района Алтайского края. Функции и полномочия собственника имущества Школы осуществляет Администрация Топчихинского района Алтайского края. Источником формирования имущества и финансовых ресурсов Школы помимо прочего являются регулярные и единовременные поступления от Учредителя.
Из Акта проверки прокурора следует, что в ходе проведенной проверки установлено несоответствие используемых демонстрационных материалов - политической карты, а именно в кабинете «география и биология» «Зиминская ООШ» - филиала МКОУ «Чистюньская СОШ» имеется политическая карта, в качестве демонстрационного материала в рамках осуществления образовательного процесса. На политической карте Республика Крым, Херсонская область, Запорожская область, Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика отображены без учета положений Федеральных конституционных законов от 04.10.2022 №№ 5-ФКЗ, 6-ФКЗ, 7-ФКЗ, 8-ФКЗ, а также от 21.03.2014 № 6-ФКЗ, отнесены по административному - территориальному делению в состав Украины.
Прокурором направлялось ответчику представление от ДД.ММ.ГГ с требованием принять меры по устранению выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих, а также недопущению их впредь. В ответе на представление от ДД.ММ.ГГ директор школы ФИО3 сообщила, что в комитет по образованию Администрации Топчихинского района будет направлена заявка на финансирование для приобретения политической карты мира с новыми границами Российской Федерации.
Судом установлено, что в «Зиминская ООШ» - филиала МКОУ «Чистюньская СОШ» при осуществлении образовательного процесса нарушаются права учащихся данного учреждения путём неиспользования политической карты мира с отражёнными на ней новыми включёнными в состав Российской Федерации субъектами – Херсонской области, Запорожской области, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Республики Крым (включены в состав Российской Федерации на основании соответствующих Федеральных конституционных законов от 04.10.2022 №№ 5-ФКЗ, 6-ФКЗ, 7-ФКЗ, 8-ФКЗ, а также от 21.03.2014 № 6-ФКЗ).
Кроме того, использование в процессе обучения актуального содержания политической карты мира является одной из профилактических мер, направленной на предупреждение экстремистской деятельности, а также на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности, что в полной мере соотносится с положениями, изложенными в статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Согласно Уставу МКОУ «Чистюньская СОШ», учредителем данного образовательного учреждения и собственником Школы является муниципальное образование Топчихинский район Алтайского края в лице Администрации Топчихинского района Алтайского края, функции и полномочия которой в отношении указанной школы осуществляются комитетом по образованию Администрации Топчихинского района (п.1.6).
Предметом деятельности МКОУ «Чистюньская СОШ», которая, будучи юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный, валютный и иные счета в банковских учреждениях, является, согласно п.2.1 Устава, реализация конституционного права граждан РФ на получение общедоступного и бесплатного дошкольного общего, начального общего, основного общего и среднего общего образования в интересах человека, семьи, общества и государства. При этом, директор МКОУ «Чистюньская СОШ» как единоличный исполнительный орган, помимо прочего, осуществляет в соответствии с требованиями нормативных правовых актов образовательную деятельность школы, планирует и организует работу школы, а также обязан обеспечивать эффективную деятельность МКОУ, организацию её административно-хозяйственной, финансовой и иной деятельности, обеспечивать целевое и эффективное использование денежных средств учреждения (п.п.5.2, 5.2.2 Устава).
На основании п.1 ст.35 Закона № 273-ФЗ, обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, образовательных стандартов и самостоятельно устанавливаемых требований, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
В соответствии с п.13 ч.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, помимо прочего, решение вопроса об обеспечении государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, обязанность финансового обеспечения образовательного процесса возлагается на субъекты Российской Федерации.
На региональном уровне действует Закон Алтайского края от 04.09.2013 № 56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае», согласно пункту 3 части 1 статьи 7 которого к полномочиям Правительства Алтайского края, помимо прочего, относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами исполнительной власти Алтайского края.
Кроме того, Постановлением Алтайского края от 24.01.2014 № 22 (в ред. от 23.11.2022) утверждена Методика расчёта нормативов бюджетного финансирования реализации образовательных программ и субвенций из краевого бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в общеобразовательных организациях Алтайского края. Так, согласно пункту 11 данной Методики, при определении объёма субвенции для каждого муниципального образования используются, помимо прочих, и сведения о списочной численности обучающихся по состоянию на 1 сентября текущего года, предоставляемые в Министерство финансов Алтайского края в сроки, установленные для предоставления расчётов таковых субвенций на очередной финансовый год, за подписью министра образования и науки Алтайского края.
Оценив все представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования о возложении обязанности на ответчика приобрести и использовать в процессе обучения учащихся МКОУ политическую карту мира с отражёнными на ней актуальными сведениями касаемо принятых в состав Российской Федерации новых субъектов – Херсонской области, Запорожской области, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Республики Крым подлежат удовлетворению в полном объёме.
Суд находит обоснованным обращение прокурора с настоящим исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе и несовершеннолетних, что согласуется с ч.1 ст.45 ГПК РФ и ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Представитель ответчика согласился с иском прокурора, направив в суд заявление о признании иска, приобщенное к материалам дела. Такая процессуальная позиция соответствует ст.ст.39, 173 ГПК РФ. Признание искового заявления ответчиком не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов.
Возражения по заявленному требованию в адрес суда не поступили.
Тем самым, исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению.
На основании ст.103 ГПК РФ, абз.2 п.3 ч.1 ст.333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, с ответчика МКОУ «Чистюньская СОШ» следует взыскать сумму государственной пошлины в размере 90 руб. (300 руб. х 30%) в доход бюджета муниципального образования Топчихинский район Алтайского края.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Чистюньская средняя общеобразовательная школа (ИНН 2279004565, ОГРН 1022202769995) приобрести для использования при реализации программы основного общего образования в деятельности «Зиминская ООШ» - филиал МКОУ «Чистюньская СОШ», расположенного по адресу: <адрес>, актуальную политическую карту мира, учитывающую принятые в состав Российской Федерации новые субъекты – Республика Крым, Херсонская область, Запорожская область, Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика.
Взыскать с муниципального казенного общеобразовательного учреждения Чистюньская средняя общеобразовательная школа (ИНН 2279004565, ОГРН 1022202769995) государственную пошлину в размере 90 (девяносто) рублей в доход бюджета муниципального образования Топчихинский район Алтайского края.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Топчихинский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Четвертных
Мотивированное решение
изготовлено 26 декабря 2023 года