Дело №
УИД: 05RS0№-02
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 августа 2023 года сел. Ботлих
Ботлихский районный суд Республики Дагестан в составе судьи Омаровой Ш.М., при секретаре ФИО10 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1 в лице ФИО7 по доверенности к администрации муниципального района « <адрес>» Республики Дагестан о восстановлении в списке лиц из числа сирот, оставшихся без попечения родителей,
установил:
ФИО1 в лице ФИО7 по доверенности обратилась в суд с иском к администрации муниципального района « <адрес>» Республики Дагестан о восстановлении в списке лиц из числа сирот, оставшихся без попечения родителей.
Она, ФИО1, является лицом, оставшимся без попечения родителей, что подтверждается постановлением Она, ФИО1, являясь лицом, оставшимся без попечения родителей, что подтверждается постановлением администрации <адрес> РД № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что в связи со смертью родителей ей и ее старшему брату ФИО4 назначен опекун- Сагидова Патимат (бабушка). Ее отец ФИО2 погиб ДД.ММ.ГГГГ в результате боевых действий в <адрес> в связи с чем был посмертно признан ветераном боевых действий.
Так она с братом являясь сиротами были поставлены на учет как лица из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением.
В недавнем времени, путем отправления адвокатских и иных запросов во все необходимые инстанции, ей стало известно, что на учете как сирота она не состоит, поскольку ДД.ММ.ГГГГ ее брат ФИО3 письменно выразил отказ от своего и ее, сестры ( так как сестра была несовершеннолетней), имени от получения жилья как лица из числа детей-сирот. Отказ мотивирован тем, что он изъявил желание получить жилье по другому основанию : как члены семьи ополченца, погибшего во время боевых действий в 1999-2000 году, в связи со смертью их отца. Данное заявление было написано братом в присутствии председателя специальной комиссии ФИО19, зам.начальника Ботлихского РУО по вопросам опеки и попечительства ФИО11 и ближайшего родственника ФИО12 В данном заявлении подпись председателя комиссии ФИО19 отсутствует. Однако вышеописанный отказ ее брата, который так же заявлен и от ее имени является незаконным ввиду следующего:
На момент написания данного заявления ее опекуном была Сагидова Патимат. На адвокатский запрос ими была запрошена информация у ответчика относительно опекунства, вследствие чего администрацией МР «<адрес>» предоставлена информация в прокуратуру <адрес> РД о том, что установленная над истицей опека не протяжении всего времени не отменялось. ФИО21 являлась опекуном вплоть до ее совершеннолетия.
Из указанного следует, что отказ от получения жилья был произведен в отсутствие согласия ее опекуна. Более того, она не обеспечена жильем и как член семьи ветерана боевых действий, какая либо недвижимость у нее в собственности отсутствует.
На протяжении всего времени она думала, что была поставлена на учет в качестве нуждающейся в получении жилья как ребенок –сирота, в связи с чем хотела обратиться в администрацию МР « <адрес>». Однако в недавнем времени узнала, что она снята с учета из-за заявления ее старшего брата. Данный факт он скрыл от меня..
Таким образом считает, что вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей органами опеки и попечительства, а также ее опекуна она была незаконно снята с учета на получение жилья, так5 как ее брат был не вправе производить отказ от ее имени, поскольку опека Сагидовой Патимат до моего совершеннолетия не отменялась, в заявлении.
В связи с незаконными, необоснованными действиями, она, как сирота, лишилась своего законного права на получение жилья.
На основании изложенного просит взыскать обязать ответчика –администрацию муниципального образования МР « <адрес>» восстановить ее, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку сел <адрес> ДАССР, в списке лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.
В судебном заседании представитель истицы по доверенности ФИО7 и истица ФИО1 исковые требования к администрации муниципального района « <адрес>» Республики Дагестан о восстановлении в списке лиц из числа сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, подержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении и просили удовлетворить.
При этом представитель истицы ФИО1ФИО7. дополнительно пояснил суду следующее.
Его доверительница ФИО1, как начала жить самостоятельной жизнью, вышла замуж, понимая, что она состоит на учете, как сирота. Когда в 2023 году она начала принимать необходимые действия, для получения жилья как сирота, выяснилось, что в 2006году ее брат от ее имени отказался от получения жилья, как и указано в заявлении. Но в этом заявлении нет подписи председателя комиссии.
Согласно ответу, полученному ДД.ММ.ГГГГ из прокуратуры <адрес> РД, опека, установленная над ФИО1 не отменялась вплоть до ее совершеннолетия, ее бабушка Сагидова на протяжении всего времени являлась ее опекуном, то есть брат ФИО1 никак не мог от ее имени отказаться от получения суммы для приобретения жилья как ребенку–сироте, оставшемуся без попечения родителей, согласиться снять с учета лиц из числа сирот, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Более того, ФИО1 вообще не известно было, что она якобы состоит на учете как член семьи ветерана боевых действий она и оттуда ничего не получала, поэтому она достоверно не знала, что она вообще снята, что она состоит на учете как член семьи ветерана боевых действий. Она не получала извещение о том, что она снята с учета, договор о предоставлении квартиры не подписывала, ничего, как член семьи ветерана боевых действий, она не получала. Она хочет реализовать свое законное свое право и получить жилье.
Как она узнала из ответа прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ о том, что опека, установленная в отношении его доверительница, не отменялась, они сразу же обратились в суд с исковым заявлением от ДД.ММ.ГГГГг., чтобы восстановить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями Он считает, что их требования обоснованные. Он не знает, почему представитель ответчика не соглашается с их требованиями. ФИО1 сирота, ее отец является ветераном боевых действий, погиб, защищая интересы государства. Она не получила жилье ни по одному основанию : ни как ребенок – сирота, оставшаяся без попечения родителей, и ни как дочка ветерана боевых действий. Когда ее поставили на учет зарегистрированного за ней жилья нет было, в наследство после смерти бабушки –опекуна она не вступала.
Они считают снятие ФИО1 с учета детей –сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, незаконным и она должно быть восстановлена в этот список. ФИО1 до сих считала, что она находится в списках лиц
Сложившаяся судебная практика по таким делам подтверждает, что их требования законны, что она может быть восстановлена в этом списке, тем более жилья на ней нет, что подтверждается уведомлением Росреестра.
Дополнительно истица суду пояснила, что брат ей не разрешал вникать в вопросы связанные с обеспечением ее квартиры как ребенка –сироту, оставшегося без попечения родителей. Брат ее убеждал, что все хорошо, говорил, что сам разберется, что это не женское дело. Он говорил ей, что, когда она будет выдавать замуж он разберется со своей квартирой и что она получить свою квартиру. В итоге, когда ей исполнилось 30 лет, она начала разбираться, потому что она хотела свое жилье и только тогда выяснилось, что она не состоит на учете в очереди вообще. А так она думала. что она состоит в списке детей –сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем.
Дом, который находится в сел. Годобери, принадлежал бабушке. После смерти бабушки она проживала в этом доме, но брат выгнал ее из дома. О том, что была выделена квартира в <адрес> как детям, погибшего ополченца боевых действий, она не знала, она эту квартиру не видела и не знает, где она находится.
В судебном заседании представитель ответчика, который одновременно является и представителем органа опеки и попечительства при Управлении образования администрации МР « <адрес>» ФИО13, действующий по доверенностям, исковые требования истицы ФИО1 не признал и просил отказать в их удовлетворении, пояснив суду следующее.
В соответствии с постановлением администрации <адрес> от 01 октября 199 года над несовершеннолетними детьми ополченца боевых действий в августе 1999 года ФИО2ФИО3ФИО1 была установлена опека. Опекуном являлась их бабушка, мать отца, ФИО21
Администрация МР « <адрес>» проявляет заботу о детях- сиротах.
В 2006 году решением Комиссии по рассмотрению вопросов детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданной при Правительстве Республики Дагестан на приобретение детям –сиротам, оставшихся без попечения родителей, были выделены деньги по 150 тыс. руб. на одного человека для приобретения жилья.
Кроме того, решением Правительства Республики Дагестан специально для ополченцев, погибших в период боевых действий в августе 1999 года, строилось жилой дом в <адрес>, который должен сдаваться в октябре –ноябре 2006 года
Так как ФИО3 и ФИО1 находились в списке семей ополченцев, погибших в период боевых действий в 1999-2000 годах, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ФИО3, к которому к тому моменту уже исполнилось 23 года, который являлся старшим братом ФИО22, было предложено приобрести на указанную сумму денег, т.е по 150 000( сто пятьдесят тысяч ) рублей на него самого и несовершеннолетнюю сестру жилья ему и его несовершеннолетней сестре ФИО1, как детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, либо получить квартиру, которая предоставляется в строящемся по решению Правительства РД в <адрес> детям-сиротам ополченцев, погибших во время боевых действий в августе 1999 года, в доме ЖСК. При этом ему было предложено перед этим выбором советоваться с бабушкой, которая являлась опекуном ее несовершеннолетней сестры ФИО1, а также с другими старшими родственниками.
На тот период Правительством РД для приобретения жилья детям –сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, выделялась сумма в размере 150000 рублей.
Посоветовавшись с бабушкой, являющейся опекуном несовершеннолетней сестры ФИО1, а также с другими родственниками, ФИО3 был сделан выбор получения квартиры, предоставляемой в строящемся по решению Правительства РД в <адрес> детям-сиротам ополченцев, погибших во время боевых действий в августе 1999 года в доме ЖСК, так как ни не планировали жить в <адрес>, а хотели переехать в <адрес>.
<адрес> пошла навстречу ФИО3.
В связи с этим ФИО3, старший брат истицы ФИО1 отказался от приобретения жилья на денежные средства в сумме по 150000 рублей, выделенной решением Комиссии по рассмотрению вопросов детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей при Правительстве РД, для обеспечения жильем детей –сирот оставшихся без попечения родителей, что подтверждается его письменным заявлением об отказе. Предназначенные для приобретения жилья брату и сестре ФИО23 150000 рублей были перераспределены другому очереднику.
Поэтому ФИО3 и ФИО1 в администрации МР « <адрес>» на учете в списке как дети –сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, не состояли.
На основании письма заместителя главы администрации <адрес> РД ФИО19 в Правительство РД, ФИО3 и ФИО1, как детям ополченца, погибшего во время боевых действий в августе 1999 года, была выделена квартира в строящемся в <адрес> в доме ЖСК на <адрес>.
Согласно акту приема -передачи квартиры от 29.10 2012 года, ДД.ММ.ГГГГФИО23, как двум сиротам, предоставлена квартира площадью 58 кв. м..
О том, квартира была эта квартира предоставлялась их семье, как общая на двоих, свидетельствует площадь предоставленная им в размере 58 кв.м, так как в 2006году квадратура на одного человека составляла 26кв.м., а им выделена 58 кв. м
После обращения в суд ФИО1 он разговаривал с ее братом ФИО3 по этому вопросу. ФИО3 объяснил ему, что у них с сестрой была устная договоренность о том, что или она у него выкупает половина квартиры, дает ему деньги, после он освобождает квартиру, или же он у нее выкупает половина этой квартиры. Она на эти условия согласилась. Она согласилась выкупить у него половину квартиру, он сказал, что сейчас предоставить всей суммы нет возможности, что будет выплачивать ее частично, на что сама ФИО9 согласилась со своим старшим братом. У нее никаких вопросов не было.Данное обстоятельство может подтвердить ее брат ФИО3
Видимо уже в дальнейшем в их семье получились какие-то разногласия. ФИО1,не дожидаясь выплаты половины стоимости от квартиры от своего брата, зная, что в документах есть какие –то недочеты, потому что они были оформлены 1999году оформлены, начала цепляться за это, хочет, чтобы ее заново, второй раз, включили ее в очередь лиц детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, второй раз получить жилье.
Истица утверждает, в суде ее брат выгнал из дома. Этот дом который достался ей с братом по наследству, принадлежал ее отцу и передали бабушке ФИО21…как опекуну. Но почему-то она не стала судиться с братом именно за этот дом, а пытается чтобы второй раз включили ее в очередь лиц детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, второй раз получить жилье.
Поэтому исковые требования истцы являются необоснованными и незаконными.
Выслушав сторон, исследовав материалы гражданского дела суд приходит к следующему выводу
В соответствии со статьей 7 Конституции РФ, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Конституционный Суд РФ, в своих решениях указывает, что провозглашенные в Конституции РФ цели социальной политики РФ предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 20-П, Определение от ДД.ММ.ГГГГ N 17- О, Определение от ДД.ММ.ГГГГ N 376-0-П).
В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
К числу граждан, находящимся в тяжелой жизненной ситуации, и не имеющим возможности преодолеть эту ситуацию самостоятельно, федеральными законами отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Предусмотренный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, дополнен указанием на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
До ДД.ММ.ГГГГ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивались жилыми помещениями по договорам социального найма из фонда социального использования во внеочередном порядке. Внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями не предполагал ведения какого-либо учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений в порядке очередности.
С ДД.ММ.ГГГГ таким гражданам в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В соответствии с ч. 8 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно ч 9 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены приведенной нормой, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Законом Республики Дагестан N 57 от ДД.ММ.ГГГГ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 лет до 23 лет.
В целях реализации указанного Закона Правительство Республики Дагестан Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 161 утвердило Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, согласно которому дети-сироты, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Администрации муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан: за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, предоставляемых в виде субвенций, в соответствии с действующим законодательством приобретают жилые помещения не ниже установленных социальных норм, заключают договор купли-продажи жилого помещения и осуществляют перечисление средств продавцу жилья после подписания акта приема-передачи; приобретенные жилые помещения предоставляют на основании договоров социального найма лицам, указанным в пункте 2 Порядка, по акту приема-передачи.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Допрошенный в качестве свидетеля ФИО14 показал суду следующее. Истица ему приходится сестрой. Его отец ФИО2 погиб во время боевых действий в августе 1999 года в <адрес>. Он был ополченцем. Их мать умерла в 1996 года. После смерти отца его попечителем и опекуном сестры ФИО1 была назначена их бабушка по линии отца ФИО21
В 2005 или в 2006 его вызвали в администрацию <адрес>, где ему сказали что решением Комиссии Правительства РД ему и его сестре как детям –сиротам выделили 150000 рублей для приобретения жилья по месту жительства –в <адрес>, но в списках МВД РД числится имя отца, как ополченца, погибшего во время боевых действий в августе 1999 года, что они как дети-сироты погибшего ополченца по линии МВД могут получить квартиру на семью в доме, который строится в Махачкале по решению Правительства РД специально для таких детей-сирот. Ему предложили подумать, посоветоваться с бабушкой, с родственниками и сделать выбор : либо получить 150000 рублей, либо получить квартиру на семью в <адрес> по линии МВД РД, где его покойный отец находился в списках как погибший ополченец.
Он поехал домой в <адрес> посоветоваться. Дома он рассказал о том, что ему сказали в администрации <адрес>. В это время там находились их покойная бабушка, которая была опекуном его сестры, его тетя- сестра отца, которая также опекала его сестру, еще кто- то и сама его сестра ФИО1, которой тогда было то ли 14 то ли 15 лет. Посоветовавшись, решили взять квартиру на семью в <адрес> и отказаться от получения 150000 рублей для приобретения жилья в сел. Годобери.
После этого он поехал в администрацию <адрес> в присутствии своего родственника и других лиц указанных им в заявлении написал заявление об отказе от получения 150000 руб, выделенных комиссией Правительства РД для приобретения им жилья как детям-сиротам, так как хотели получить квартиру в доме в <адрес>, строящемся по решению Правительства РД для детей –сирот ополченцев, погибших во время боевых действий в августе 1999 года, так как он и его несовершеннолетняя сестра были занесены в список семей ополченцев, погибших во время боевых действий в августе 1999 года.
В 2006 году по договору он и его сестра получили квартиру в <адрес>. Передача квартиры по акту была оформлена в 2012 году. Тогда сестре было где 23 года. Акт о передаче квартире ему и сестре оформили на него, потому что бегать для оформления документов должен был он. О том, что квартира выделена ему и ей знала сестра ФИО9, которая с его женой ходила посмотреть на нее.
Дом строился с 2006 года, сама фирма задерживала стройку и 2017году, фирма объявила банкротство не закончив дом, не предупредив его, его тоже объявили в банкрот. К тому времени он ушел с двух работ и у него не получилось приехать в Махачкала, и до этого он не сделал документы и после этого у никак не получается сделать документы.
После передачи квартиры по акту от 2012 года, тогда сестре исполнилось 23 лет, он предложил ей делать ремонт или же она выкупить у него его часть квартиры, или он выкупить у нее ее часть квартиры. Потом по устной договоренности, состоявшей межу ним и сестрой, они пришли к тому, что он купить у нее ее часть, а если получится так, что ей нужны срочно деньги, он продаст квартиру и за ее долю он отдаст деньги. Тогда определили стоимость <адрес> 300 000 руб. Он должен был отдать ей за ее часть 650 руб. Она была довольна.
Хотя он работал на двух работах, но ему денег не хватало, она тоже знала о том, что он не сможет ей отдать в ближайшее время деньги. До 2017 года между ним и сестрой были нормальные отношения. В 2017 году между ними испортились отношения не из-за квартиры, а из –за определенных ее поступков, о которых он не хочет говорить. В 2018 году, когда умерла бабушка, она уехала в <адрес>, куда забрал ее их двоюродный брат Шарип. Даже тогда какие-либо претензии по поводу квартиры, которую они получили, она к нему не предъявляла, разговоров об этом не было. До 2020 года претензии относительно квартиры сестра к нему не предъявляла.
В 2020 году за 10 дней до своей свадьбы она потребовала от него срочно деньги за свою долю от квартиры. Он сказал ей, что за этот срок он не может продать квартиру, потому что фирма, которая строила дом, объявила банкротство, и из-за того, что объявлено в отношении дома банкротство, квартиру невозможно продать, отдать за ее часть квартиры деньги у него нет возможности. Из-за этого у них дальше получился конфликт.
Когда она еще начала требовать половину стоимости квартиры, он ей сказал, что при определении ее доли стоимости квартиры, нужно учесть расходы, произведенные им на ремонт квартиры. Поэтому ее доля стоимости от продажи квартиры будет меньше, чем его доля . Но она начала требовать за свою часть квартиры деньги в сумме 50 на 50, не принимая его расходы его, которые он потратил на ремонт.
Как следует из имеющейся в деле копии постановления администрации <адрес> Республики Дагестан № от ДД.ММ.ГГГГ « Об учреждении попечения над несовершеннолетними ФИО3 и несовершеннолетней ФИО8» в связи с тем, что мать Алиева Загра умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец ФИО2, умер ДД.ММ.ГГГГ, вследствие чего она остались без попечения родителей, над несовершеннолетним ФИО3,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлено попечительство, а над несовершеннолетней ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена опека, попечителем ФИО3 и опекуном ФИО1 назначена Сагидова Патимат, при этом ей же передано имеющееся у несовершеннолетних имущество, указанное в описи.
Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что ФИО3. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения. относились к категории детей –сирот оставшихся без попечения родителей.
Как усматривается из приобщенного к материалам дела письма-ответа заместителя главы администрации <адрес> РД ФИО19 первому заместителю. Председателя Правительства Республики Дагестан ФИО15 от ДД.ММ.ГГГГ на № от 14.04 2006 года семья ФИО23 (брат сестра) включены в список получения жилья по основанию, как члены семьи ополченца, погибшего в ходе августовских событий в августе 1999 года.
Таким образом, сироты ФИО4 и его сестра ФИО5, 1989 года рождения, ожидают выделение квартиры в специально для них строящемся в доме <адрес> в октябре текущего, т.е. 2006 года.. В силу этого ФИО3 отказывается от выделенных на приобретение для него жилья средств.
Как следует из приобщенного к материалам дела заявления ФИО3 на имя главы администраций МО» <адрес>» ФИО16 от ДД.ММ.ГГГГ, составленного в присутствии председателя специальной комиссии ФИО19, заместителя начальника Ботлихского РУО по вопросам опеки и попечительства ФИО17, ближайшего родственника ФИО3ФИО12, ФИО3 отказался от денежных средств в сумме 150000 рублей, выделенных ему решением комиссии по рассмотрению вопросов детей- сирот, оставшихся без попечения родителей, созданной при Правительстве Республики Дагестан, так как он и его несовершеннолетняя сестра ФИО5 занесены в список семей ополченцев, погибших в период боевых действий в 1999-2000 годах, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для которых по решению Правительства РД специиально строится жилой до и будет сдан в эксплуатацию предположительно в октябре –ноябре текущего года, выбор им сделан осознанно, считая выгодным иметь квартиру на полную семью в <адрес>, где они намереваются жить.
Как следует из акта приема –передачи квартиры от 29.10 2012 года ЖСК « Столица», именуемая в дальнейшем « Застройщик» в лице председателя ФИО6, с одной стороны, и ФИО4, имеющий паспорт 82 07 329299, выданный ТП УФМС России по РД в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, именуемый в дальнейшем Участник долевого строительства. с другой стороны, а вместе именуемые Стороны, согласно договору долевого участия в строительстве жилья, заключенного между Застройщиком и Участником долевого строительства, Застройщик передает, а Участник долевого строительства принимает 1(однокомнатную <адрес> общей площадью по проекту 58.6 кв.м., расположенную в подъезде № на 7 этаже по адресу : <адрес>. 18. участник долевого строительств берет на себя обязательства по уплате коммунальных услуг по предаваемому объекту.
Как усматривается справки, выданной И.О. начальника Управлении образования администрации МР « <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№, усматривается, что в органе опеки и попечительства при Управлении образования администрации МР « <адрес>» гражданка ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не была включена в список детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц. из числа детей сирот и детей. оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
На основании исследованных судом доказательств суд приходит к выводу о том, что истице ФИО1 и ее брат ФИО3, как членам семьи ополченца, погибшего во время боевых действий в августе 1999 года, предоставлена <адрес> общей площадью 58.6 кв. м., расположенная по адресу : <адрес>. 18,что свидетельствует о том, что она фактически была обеспечена жильем, при этих обстоятельствах оснований для включения истицы в список лиц из числа детей –сирот, детей, оставшихся без попечения родителей оснований нет
Довод истицы ФИО1 и е представителя о том, что она думала, что она находится на учете лиц, нуждающихся в обеспечении жильем по категории из числа детей –сирот, детей оставшихся без попечения родителей, о том, что она не состоит на учете по указанной категории в связи с тем, что ее брат ФИО1 письменно выразил отказ от получения жилья как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мотивировав свой отказ тем, что он изъявил желание получить жилье по основанию как члены семьи ополченца, погибшего во время боевых действий в августе 1999-2000 года в связи со смертью отца она узнала недавно суд считает несостоятельным опровергается показаниями свидетеля ФИО3, брата истицы.
Довод представителя истицы о том, что заявление ФИО3 на имя главы администраций МО» <адрес>» ФИО16 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе от получения 150 000 рублей, выделенных Комиссией ФИО3, так как он и его несовершеннолетняя сестра ФИО1 занесены в список семей ополченцев, погибших в период боевых действий в 1999-2000 годах, нуждающихся в улучшении жилищных условий, нельзя признать незаконным, так как в указанном заявлении отсутствует подпись председателя специальной комиссии ФИО19, суд считает несостоятельным, отсутствие его подписи на указанном заявлении не делает его порочным, поскольку в письме-ответе заместителя главы администрации <адрес>ФИО19 на имя Первого заместителя Председателя Правительства Республики Дагестан ФИО18 от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО19, который и являлся председателем специальной комиссии при администрации <адрес> по рассмотрению вопросов детей –сирот, детей. оставшихся без попечения родителей, подтверждает факт отказа ФИО3 от выделенных Правительством РД на приобретение для них жилья денежных средств, в связи с тем что семья ФИО23 (брат и сестра) включены в список для получения жилья по основанию как члены семьи ополченца. погибшего в ходе августовских событий 1999 года, к тому же оно составлено при участии заместителя начальника Ботлихскогго РУО по вопросам опеки и попечительства ФИО11 и ближайшего родственника ФИО3 и ФИО1ФИО12.
При этих обстоятельствах суд, не считает, что указанное заявление ФИО23 было составлено без ведома председателя специальной комиссии при администрации <адрес> по рассмотрению вопросов детей –сирот, детей, оставшихся без попечения родителей ФИО19
Как установлено в суде данный отказ ФИО3 предварительно был согласован, в том числе с бабушкой ФИО21, которая являлась и опекуном (попечителем ) ФИО1
Довод представителя истца о том, что судом должно быть принято во внимание, что истица и ее брат ФИО3 находятся в неприязненных отношениях, поэтому он может давать показания во вред своей сестре, суд считает несостоятельным, поскольку его показания больше вредит ему самому себе, поскольку он при своих показаниях имеет право только на часть квартиры, а не на полную квартиру.
В соответствии с ч 1 ст.10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
При изложенных выше обстоятельствах суд приходит к выводу о том,что имеет место злоупотребления правом истицей.
Таким образом, в удовлетворении иска ФИО1 в лице ФИО7 по доверенности к администрации муниципального района « <адрес>» Республики Дагестан о восстановлении в списке лиц из числа сирот, оставшихся без попечения родителей, не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил : В удовлетворении искового требования ФИО1 в лице ФИО7 по доверенности к администрации муниципального района « <адрес>» Республики Дагестан о восстановлении в списке лиц из числа сирот, оставшихся без попечения родителей отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан путем подачи апелляционной жалобы через Ботлихский районный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Ш.ФИО16