Дело № 2-4810 (2015)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 декабря 2015 года Советский районный суд города Брянска в составе:
председательствующего судьи Хроминой А.С.
при секретаре Орловой Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Брянской области о взыскании незаконно недоплаченных сумм при увольнении с государственной гражданской службы по сокращению штатов и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Истец ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что с <дата> работала в отделе документационного обеспечения Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области. В связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями ее должность сокращена, она уволена с государственной гражданской службы с <дата> в соответствии с приказом УФССП России по Брянской области от <дата>№...-к по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». При увольнении ей была начислена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания – <...> и компенсация за неиспользованные дни отпуска. Согласно информационно-справочной записки, представленной финансово-экономическом отделом, при исчислении денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания учитывались следующие выплаты: должностной оклад по замещаемой должности в сумме – <...>; ежемесячное денежное поощрение – <...>; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы – <...>; ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - <...>; оклад за классный чин – <...>, а также дополнительные выплаты: ежемесячная материальная помощь в размере <...>, премия по итогам работы за первый квартал 2014г. – <...>; премия по итогам работы за второй квартал 2014 г. – <...>; премия по итогам работы за третий квартал 2014г. в размере – <...>; премия по итогам работы за четвертый квартал 2014г. – <...>; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска - <...>
Истец мотивирует требования тем, что в расчете не учтены суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренного постановлением Правительства РФ от 27.03.2014г. № 238-7. В то время как в письме Минфина России от 15.06.2014г. № 14-04-05/34482 «О дополнительном материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих» прямо указано, что для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы следует учитывать суммы этих средств. В соответствии с приказами ФССП России от 06.05.2014г. № 212-Дсп и от 23.06.2014г. № 345-Дсп «О единовременном поощрении федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральной службы судебных приставов» сумма этих средств составляет восемь должностных окладов, т.е. <...> * 8 =<...>
В расчете не учтены премия ко Дню пристава в 2014 году в размере одного должностного оклада <...> (выписка из приказа УФССП России по Брянской области от <дата>. №...-к) и выплата при объявлении благодарности в связи с Днем судебного пристава в размере 0,5 должностного оклада <...>, премия за особый вклад в организацию и обеспечение деятельности структурных подразделений и подразделений аппарата Управления в размере одного должностного оклада <...> (выписка из приказа УФССП России по Брянской области от <дата>. №...-к). Также не включена в расчет единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере двух окладов денежного содержания за рабочий период с августа 2014г. по август 2015г., предусмотренная п. 11 ст. 46 ФЗ-79.
На основании вышеизложенного, истец ФИО1 просила суд обязать ответчика выплатить незаконно недоплаченную сумму в размере <...> и компенсацию морального вреда в размере <...>
Истец ФИО2 обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что с <дата> работала в отделе документационного обеспечения Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области. В связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями должность сокращена, и она уволена с государственной гражданской службы с <дата> в соответствии с приказом Управления от <дата>. №...-к по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». При увольнении ей была начислена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере <...> Согласно информационно-справочной записки, представленной финансово- экономическом отделом Управления, при исчислении денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания учитывались следующие выплаты: должностной оклад по замещаемой должности – <...>; ежемесячное денежное поощрение – <...>; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы – <...>; ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - <...>; оклад за классный чин – <...>, а также дополнительные выплаты: ежемесячная материальная помощь – <...>; премия по итогам работы за первый квартал 2014г. – <...>; премия по итогам работы за второй квартал 2014г. – <...>; премия по итогам работы за третий квартал 2014г. в размере – <...>; премия по итогам работы за четвертый квартал 2014г. – <...>; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска – <...>
Истец мотивирует требования тем, что в расчете не учтены суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренного постановлением Правительства РФ от 27.03.2014г. № 238-7. В соответствии с приказами ФССП России от 06.05.2014г. № 212-дсп и от 23.06.2014г. № 345-дсп «О единовременном поощрении федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной службы судебных приставов» сумма этих средств составляет восемь должностных окладов, т.е. <...> * 8 = <...> Также в расчет не включена единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере двух окладов денежного содержания за рабочих период с августа 2014г. по август 2015г.
На основании вышеизложенного, истец ФИО2 просила суд обязать ответчика выплатить незаконно недоплаченную сумму в размере <...> и компенсацию морального вреда в размере <...>
Определением Советского районного суда г. Брянска от 15 декабря 2015г. указанные гражданские дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования уточнила, просила суд обязать ответчика выплатить незаконно недоплаченную сумму в размере <...> и компенсацию морального вреда в размере <...>
В судебном заседании истец ФИО2 заявленные требования уточнила, просила суд обязать ответчика выплатить незаконно недоплаченную сумму месячного денежного содержания за 4 месяца в размере <...>, компенсацию за неиспользованный отпуск в размере <...>, единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере <...> и компенсацию морального вреда в размере <...>
Представитель ответчика ФИО3, начальник отдела правового обеспечения УФССП по Брянской области, исковые требования не признала, указав, что единовременные поощрения (транши) не входят в перечень выплат, предусмотренных п.п. «а», «ж» п. 2 Правил, которые входят в расчет компенсации при увольнении в связи с сокращением штата.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из дела следует, что приказом УФССП России по Брянской области от <дата>. №...-к, в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 и п. 6 ч. 6 ст. 64 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с ФИО1 прекращен служебный контракт от <дата>. №..., она освобождена от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы <...> отдела документационного обеспечения и уволена с федеральной государственной гражданской службы <дата>., в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, с выплатой компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания.
Приказом УФССП России по Брянской области от <дата>. №...-к, в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 и п. 6 ч. 6 ст. 64 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с ФИО2 прекращен служебный контракт от <дата>. №..., она освобождена от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы <...> отдела документационного обеспечения и уволена с федеральной государственной гражданской службы <дата>, в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, с выплатой компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания.
Оценивая обоснованность заявленных требований и возражений, суд принимает во внимание следующее.
В соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» от 27.07.2004г. № 79-ФЗ, с последующими изменениями и дополнениями, служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
Пункт 3.1 ч. 3 ст. 37 Закона № 79-ФЗ предусматривает, что в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
В силу п. 11 ст. 46 закона № 79-ФЗ при предоставлении федеральному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания.
Согласно ч. 2 и ч. 5 ст. 50 Закона № 79-ФЗ, денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (дополнительные выплаты). К дополнительным выплатам относятся: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; 4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007г. № 562 с последующими изменениями и дополнениями, утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, которые определяют порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы (подп. «д» п. 1).
Пунктом 2 Положения предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (далее соответственно - должностной оклад, гражданская служба) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
В силу п. 6 Правил, при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В соответствии с абз. 2 п. 8 Правил, месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Доводы истцов о том, что в расчет не были включены суммы средств, выплаченных в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренного постановлением Правительства РФ от 27.03.2014г. № 238-7, а также ссылка на письмо Минфина России от 15.06.2014г. № 14-04-05/34482 «О дополнительном материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих»; не учтены премия ко Дню пристава в 2014 году в размере одного должностного оклада и выплата при объявлении благодарности в связи с Днем судебного пристава в размере 0,5 должностного оклада, премия за особый вклад в организацию и обеспечение деятельности структурных подразделений и подразделений аппарата Управления в размере одного должностного оклада; не включена в расчет единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере двух окладов денежного содержания за рабочий период до увольнения, суд находит несостоятельными.
Письмо Минфина России от 15.06.2014г. № 14-04-05/34482, на которое ссылаются истцы, не является нормативным правовым актом, порождающим правовые последствия для неопределенного круга лиц; представляет собой лишь мнение лица, подписавшего его – Н., а потому не может быть принято во внимание при разрешении спора.
Согласно Приказу ФССП России от 08.12.2006 N 157 (ред. от 25.10.2012) утверждено Положение о премировании, оказании материальной помощи, выплате ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы и ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде работникам Федеральной службы судебных приставов.
Пункт 1.1 указанного Положения регулирует порядок премирования, оказания материальной помощи, выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы и ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде работникам Федеральной службы судебных приставов. Из пункта 2.2 Положения следует, что премии за выполнение особо важных и сложных заданий выплачиваются работникам в пределах фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии. При этом сумма премии конкретному работнику максимальными размерами не ограничивается и определяется в зависимости от: личного вклада работника в обеспечение выполнения задач, функций и реализации полномочий, возложенных на ФССП России и ее территориальные органы; степени сложности, важности и качества выполнения работником заданий, эффективности достигнутых результатов; результатов исполнения работником должностного регламента.
Из анализа указанных норм следует, что спорные выплаты носят характер дополнительного поощрения, а не обязательного вознаграждения (Приказ № 157), не входят в систему оплаты труда и в состав денежного содержания, поскольку не являются гарантированной государством выплатой и осуществляются в зависимости от наличия средств федерального бюджета. Право распределения таковых выплат, а равно как определения цели мотивации принадлежит работодателю.
06.05.2014г. согласно приказу № 212-дсп ФССП России в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 №238-7 «О материальном стимулировании в 2014 году» федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов» выплачено федеральным государственным гражданским служащим территориальных органов Федеральной службы судебных приставов единовременное поощрение в размере четырех должностных окладов.
23.06.2014г. согласно приказу ФССП России №345-дсп в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7 «О материальном стимулировании в 2014 году» федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов» выплачено федеральным государственным гражданским служащим территориальных органов Федеральной службы судебных приставов единовременное поощрение в размере четырех должностных окладов.
Приказом от <дата> № 1475-к в соответствии с пунктом 3.4.13 Положения об Управлении Федеральной службы судебных приставов по Брянской области, утвержденного приказом ФССП России от 02.10.2013г. № 353 «Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы судебных приставов по Брянской области» и в связи с праздником Дня судебного пристава истцам выплачено единовременное поощрение в размере 1 должностного оклада.
Приказом от <дата>. № 1810-к ФССП России по Брянской области в соответствии с приказом ФССП России от 02.10.2013г. № 353 «Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы судебных приставов по Брянской области», приказом УФССП России по Брянской области от 20.08.2014г. № 583 «Об утверждении Порядка выплаты премии за особый вклад в решении стоящих перед службой судебных приставов задач» ФИО1 выплачена премия в размере 1 должностного оклада за особый вклад в организацию и обеспечение деятельности структурных подразделений аппарата Управления.
<дата> приказом №...-к в соответствии с приказом Федеральной службы судебных приставов от 09.02.2012г. № 83 «Об учреждении положения «О Почетной грамоте Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области» и положения «О благодарности Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области» за безупречную службу, инициативу и усердие, отличие при исполнении должностных обязанностей и в связи с Днем судебного пристава ФИО1 объявлена благодарность УФССП России по Брянской области с выплатой единовременного денежного поощрения в размере 0,5 должностного оклада.
Вышеперечисленные выплаты (единовременные поощрения в виде траншей, единовременное поощрение ко Дню судебного пристава и единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска) не относятся к видам выплат, приведенных в пункте 6 вышеуказанных Правил.
В соответствии с пунктом 3.2 Приказа ФССП России от 08.12.2006 N 157 "Об утверждении Положения о премировании, оказании материальной помощи, выплате ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы и ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде работникам Федеральной службы судебных приставов" в случае не предоставления работникам ежегодного оплачиваемого отпуска в течение календарного года единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания выплачивается в конке финансового года на основании приказа директора Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава Российской Федерации, руководителя территориального органа ФССП России - главного судебного пристава субъекта Российской Федерации.
За рабочий период с августа 2014г. по август 2015г. истцам не представлялся ежегодный оплачиваемый отпуск. Учитывая, что финансовый 2015 год на дату их увольнения не закончился и приказ руководителем Управления по выплате спорной суммы не издавался, ответчиком обоснованно не была включена в расчет единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания.
При таком положении, суд приходит к выводу о том, что спорные выплаты правомерно не были включены в расчет денежного содержания.
Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Учитывая, что нарушенные прав истцов судом не установлено, то не подлежат удовлетворению исковые требования в части взыскания компенсации морального вреда.
На основании изложенного, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Брянской области о взыскании незаконно недоплаченных сумм при увольнении с государственной гражданской службы по сокращению штатов и компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд города Брянска в течение месяца.
Председательствующий А.С.Хромина
Мотивированное решение
изготовлено 21 декабря 2015 года