ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4810/2013 от 07.10.2013 Волжского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2-4810/2013РЕШЕНИЕ   Именем Российской Федерации

07 октября 2013г.                                                                                         г. Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Даниленко А.А.,

при секретаре Кузнецовой Е.В.

с участием заявителя

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Асташкина А. Н. о признании действий администрации муниципального образования «Город Саратов» по установке дорожного знака незаконными

установил:

Заявитель обратился в суд с данным заявлением, в обоснование которого указал, что в сентябре 2013г. на ул. Шелковичной в г. Саратове был установлен дорожный знак «Остановка запрещена», распространяющий свое действие на левую сторону улицы Шелковичной от ул. им. А.И. Хользунова до ул. им. Е.И. Пугачева г. Саратова. Движение на данной улице одностороннее. Заявитель считает, что знак был установлен без всяких правовых и фактических оснований; пропускная способность автомобильной дороги с учетом транспортной нагрузки достаточна для эффективного дорожного движения при разрешении остановки и стоянки транспортных средств на данном участке с обеих сторон улицы даже в часы пиковых нагрузок дорожного движения. Указывает, что является владельцем транспортного средства, проживает в доме по ул. Шелковичной и данный знак нарушает его право на свободную стоянку, остановку, предусмотренное п.12.2 Правил дорожного движения.

В судебное заседание заинтересованные лица - представители администрации муниципального образования «Город Саратов», ОГИБДД УМВД России по г. Саратову, ГУ МВД России по Саратовской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав участника процесса, свидетеля, исследовав материалы дела, суд полагает отсутствуют основания для удовлетворения заявления.

В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

В силу ст.11 ГК РФ, ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как следует из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной п.п. 1,3,9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечить безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

В соответствии с ч.4 ст.6 Федерального Закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая:

принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения;

участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района.

К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая:

принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения;

участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В силу ч.1,2 ст.21 Федерального Закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

Пунктом 6 ст. 3 Закона N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации",

предусмотрено, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно п.12.1 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров -Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, - остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии - на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, - на тротуаре.

На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).

Правилами дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров -Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, - предусмотрен также знак 3.27 "Остановка запрещена". Запрещаются остановка и стоянка транспортных средств.

В силу пункта 4.1.1 ГОСТа Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 г. N 221, автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.

В соответствии с пунктом 5.4.25 ГОСТа Р 52289-2004 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 г. N 120-ст, Знак 3.27 "Остановка запрещена" применяют для запрещения остановки и стоянки транспортных средств. Знаки 3.27 - 3.30 устанавливают на той стороне дороги, на которой вводится запрещение.

Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 30 октября 2012 г. N 2513 "Об утверждении проектов организации дорожного движения на автомобильные дороги общего пользования местного значения муниципального образования "Город Саратов" (опубликованном на сайме АМО «Город Саратов») утверждены проекты организации дорожного движения на автомобильные дороги общего пользования местного значения муниципального образования "Город Саратов" согласно приложениям N 1-546.

Решением комиссии по обеспечению дорожной деятельности и безопасности дорожного движения от 17.04.2013г. было постановлено:

ограничение стоянки транспортных средств по чётным и нечётным числам месяца на участке проезжей части дороги при подъезде к Областной клинической больнице (от дома № 144 до КПП больницы), а так же на улицах: ФИО1 (от ул.им. Дзержинского до ул. им. Сакко и Ванцетти), им. Дзержинского Ф.Э. (от Вольской до Горького), им. Сакко и Ванцетти (от ФИО2 до ФИО3), по ул. Шелковичной (от Рахова доАстраханской), Рабочей (от Свинцовой до 3-го Свинцового проезда) и дополнительно: им. Вавилова Н.И. (от Астраханской доРахова), им. Горького A.M. (от Сакко и Ваицетти до пр. Кирова), им. Рахова В.Г. (от Советской до Б.Казачьей) - 3.27 «Остановка запрещена»- считать целесообразным.

Комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта установить соответствующие дорожные знаки и внести изменения в проект организации дорожного движения на данных участках. Срок: до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, ограничение стоянки транспортных средств на спорном участке дороги установлено постоянно (вне зависимости от четных или нечетных дней).

Допрошенный в судебном заседании сотрудник ОГИБДД ФИО4 дал показания, аналогичные содержанию решения комиссии.

Анализ приведенных норм права, решения комиссии позволяет сделать вывод, что установка дорожных знаков находится в ведении органов местного самоуправлении и они в пределах своей компетенции приняли решение о необходимости установки знака 3.27 на спорном участке дороги с учетом пропускной способности автодорог, близкого расположения медицинского учреждения. Указанное решение не противоречит действующему законодательству, принято в пределах предоставленных полномочий, направлено на защиту публичных интересов, неопределенного круга лиц участников дорожного движения.

С учетом изложенного, суд считает отсутствует нарушение прав заявителя наличием знака 3.27 на улице Шелковичной от ул. им. А.И. Хользунова до ул. им. Е.И. Пугачева г. Саратова.

Руководствуясь ст.194-198,199 ГПК РФ суд

решил:

В удовлетворении заявления ФИО5 о признании действий администрации муниципального образования «Город Саратов» по установке дорожного знака незаконными - отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                   А.А. Даниленко