УИД: 56RS0018-01-2021-005034-86
№2-4810/2021
Решение
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 23 июля 2021 года
Ленинский районный суд г.Оренбурга в составе судьи Михайловой О.П., при секретаре Бугаец А.С., с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному казенному учреждению «Центр занятости населения города Оренбурга и Оренбургского района» об оспаривании размера пособия по безработице, взыскании суммы пособия по безработице, компенсации морального вреда,
установил:
ФИО1 обратилась с настоящим иском, указав, что в октябре 2020 года она дистанционно обратилась в ГКУ «ЦЗН г.Оренбурга и Оренбургского района» для постановки на учет в качестве безработного. Она поставлена на учет, однако ей назначено минимальное пособие 1591,45 руб., с размером которого ФИО1 не согласна.
Истец полагала, что ей должно было быть назначено пособие в большем размере, исходя из размера ее заработка за 2019 года, т.к. в 2020 году она находилась в отпуске без сохранения заработной платы. ФИО1 представляла справки о размере заработка, но они ответчиком не приняты во внимание. В связи с изложенным ФИО1 полагала, что ей пособие начислено не в полном размере и с учетом уточнения предмета требований просила:
признать незаконными действия ГКУ «ЦЗН города Оренбурга и Оренбургского района», выразившиеся в изменении выплаты пособия по безработице;
взыскать с ГКУ «Центр занятости населения города Оренбурга и Оренбургского района» в пользу ФИО1 сумму недоплаченного пособия 37611 руб., компенсацию морального вреда 50 тыс. руб., судебные расходы по оплате государственной пошлины 300 руб.
Требования о компенсации морального вреда истец обосновала тем, что нервничала и переживала из-за неверно начисленного размера пособия по безработице.
В судебном заседании ФИО1 требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, и пояснила, что она предоставляла справку о заработной плате за период с июня 2020 года и август 2020 года, затем в марте 2021 года - справку о доходах за период июнь-август 2019 года и в апреле 2021г. – справку от 08.04.2021г.
Представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в отзыве на иск. Пояснила, что справки действительно имели место быть, однако справки за период июнь-август 2020 года и июнь-август 2019 года не могли быть приняты во внимание, так как в них отсутствовали сведения о фактически отработанном времени, поэтому не представлялось возможным произвести по ним расчет среднего заработка, в связи с чем у работодателя была затребована справка о заработке, которая по предложенной ГКУ «ЦЗН г.Оренбурга и Оренбургского района» форме представлена 08.04.2021г. и с этой даты истцу произведено увеличение пособия по безработице.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска по следующим основаниям.
Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации".
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (абзац первый пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Главой III Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" установлены гарантии государства в области занятости. К их числу относится и социальная поддержка безработных граждан.
Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (пункт 1 статьи 28 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Порядок определения размеров пособия по безработице установлен статьей 30 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Исходя из содержания данной статьи пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 этой статьи, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы. Пособие по безработице в случаях, указанных в пункте 2 статьи 30 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (например, выплата пособия по безработице гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; гражданам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия), устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, если иное не предусмотрено данным законом.
Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (пункт 1 статьи 31 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012г. №891 утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правила регистрации безработных граждан.
Пунктом 3 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы установлено, что постановка на регистрационный учет осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении гражданами следующих документов: а) паспорта гражданина Российской Федерации или документа, его заменяющего; б) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей заключение о рекомендуемом характере и об условиях труда.
В пункте 4 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы в числе документов, которые граждане могут предъявить при постановке на учет в целях поиска подходящей работы, указана справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы).
В соответствии с пунктом 4 Правил регистрации безработных граждан постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: а) паспорта или документа, его заменяющего; б) трудовой книжки или документа, ее заменяющего; в) документов об образовании, документов об образовании и о квалификации, документов о квалификации, документов об обучении, документов об ученых степенях и ученых званиях; г) справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы); д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным, принимается органами службы занятости населения при представлении таким гражданином ряда документов, среди которых справка о его среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.
Представление гражданином, зарегистрированным в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы связано с необходимостью подбора ему подходящей работы, определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости.
Согласно пункту 4 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2020г. №460) (далее по тексту Временные правила) Центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным, в. установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации. Для целей настоящих Временных правил указанные сведения о заработке (доходе) гражданина приравниваются к сведениям, содержащимся в справке о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месяцу работы (службы).
Судом установлено, что ФИО1 21.10.2020г. признана безработной и ей назначено пособие по безработице с 15.10.2020г. в размере минимальной величины с учетом районного коэффициента на период с 15.10.2020г. по 14.01.2021г. в размере 1725 руб. (приказ N от 21.10.2020г.).
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона РФ от 19.04.1991 г. N "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением указанных в статьях 34, 34.1 и 34.2 настоящего Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель и признанным в установленном порядке безработными, начисляется в первые три месяца в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы), в следующие три месяца - в размере 60 процентов указанного заработка. При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.
Согласно пункту 1 статьи 34 указанного Закона пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке, гражданам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, гражданам, вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, а также гражданам, не представившим справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
Постановлением Правительства РФ от 27 марта 2020 г. N 346 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год" установлена минимальная величина пособия по безработице на 2020 год в размере 1500 рублей (за исключением май-август 2020г.).
ФИО1 с заявлением о регистрации в качестве безработной обратилась дистанционно и ответчиком в соответствии с п.4 Временных правил
запросил сведения о трудовой деятельности заработке с использованием информационно-аналитической системы Пенсионного фонда РФ, в которой сведения о размере дохода, необходимые для исчисления размера пособия в процентом отношении от среднего заработка отсутствовали. Поэтому ответчиком размер пособия по безработице установлен в минимальном размере с учетом районного коэффициента.
Оснований для расчета пособия в ином размере у ответчика не имелось, поскольку отсутствовали сведения о среднем заработке для определения размера пособия по безработице: в справках о заработной плате за период с 01.06.2020г. по 31.08.2020г., о заработной плате за период с 01.06.2019г. по 31.08.2019г. отсутствуют сведения о фактически отработанном времени.
Лишь в справке от 08.04.2021г. содержались сведения о размере среднего заработка за последние три месяца, ввиду чего ответчиком обоснованно с 08.04.2021г. произведено изменение размера пособия по безработице.
Согласно п. 14 Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам, утвержденным Приказом Минтруда России от 22 февраля 2019 года N 116н, при поступлении сведений, влияющих на размер и/или сроки выплаты пособия по безработице, центром занятости издается приказ о внесении изменений в приказ о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице. Изменения производятся со дня представления указанных сведений.
Приказом от 13.04.2021г. N в связи с предоставлением справки о среднем заработке от 08.04.2021г. ФИО1 изменен размер пособия по безработице с 08.04.2021г. – 5750 руб. (60% от средней заработной платы 14145,04 руб.), на период с 08.04.2021г. по 14.04.2021г.
При таких обстоятельствах, позиция истца о том, что при поступлении 08.04.2021г. сведений о размере среднего заработка, изменение размера пособия по безработице должно быть произведено с даты его назначения (15.10.2020г.), не основана на нормах права, ввиду чего подлежит отклонению.
Таким образом, ответчиком исходя из того, что сведения о заработке в информационно-аналитической системе Пенсионного фонда РФ отсутствовали, истцу пособие назначено в минимальном размере с учетом районного коэффициента.
Действия ответчика по запросу сведений о заработке в информационно-аналитической системе предусмотрены п.4 «Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными» (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 №460 (ред. от 27.03.2021).
Права истца не нарушены тем, что отсутствовала надлежащая справка от работодателя, поскольку истец признана безработной и пособие по безработице начислено и его размер рассчитан исходя из сведений согласно п.4 Временного регламента.
Поскольку невозможно было определить размер средней заработной платы истца за последние три месяца на основании представленных ответчику сведений, ГКУ «ЦЗН г.Оренбурга и Оренбургского района» самостоятельно запросил на основании пункта 4 Временных правил с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) истца и предоставил истцу предусмотренные Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" меры государственной поддержки в виде назначения пособия по безработице в минимальном размере с учетом районного коэффициента. Впоследствии, при поступлении сведений о среднем заработке истца, размер пособия увеличен, рассчитан с учетом среднего заработка (60%).
При таких обстоятельствах действиями ответчика права истца не нарушены, размер пособия по безработице произведен исходя из имеющихся в распоряжении ответчика сведений, требования о взыскании суммы недоначисленного размера пособия удовлетворению не подлежат. Как следствие отсутствуют основания и для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст.ст. 24, 56, 67, 194-198 ГПК РФ,
решил:
исковое заявление ФИО1 к Государственному казенному учреждению «Центр занятости населения города Оренбурга и Оренбургского района» об оспаривании размера пособия по безработице, взыскании суммы пособия по безработице, компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья подпись О.П. Михайлова
Решение в окончательной форме составлено ...
Срок подачи апелляционной жалобы истекает ...
Судья подпись О.П. Михайлова
Копия верна
Судья
Секретарь