ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4812/19 от 07.01.2019 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-4812/2019

УИД 55RS0007-01-2019-006641-12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес> 24 декабря 2019 года

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Табаковой Е.А., при секретаре судебного заседания Фадеевой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области о признании незаконным решения жилищной комиссии и о восстановлении права состоять в списке лиц, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,

установил:

ФИО1 обратился в суд с названным иском, указав, что решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ истец был снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. С указанным решением истец не согласен по следующим основаниям. Названная комиссия пришла к выводу о том, что он супругой ФИО3 совершили намеренные действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, связанные с выделением доли собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 30,8 кв.м. Данная квартира приобреталась по договору ипотеки с использованием кредитных средств, средств материнского семейного капитала и была оформлена по ? доле на каждого из них. ДД.ММ.ГГГГ нотариус оформил обязательство с учетом всех обстоятельств приобретения жилья и отразил условия выделения долей детям (супругу) после погашения ипотеки материнским капиталом - в течение 6 месяцев с момента снятия обременения с жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ во исполнение обязательства им и супругой составлен договор дарения долей несовершеннолетним детям И.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по ? доле каждому в праве общей долевой собственности на указанную квартиру. При постановке на учет в качестве нуждающегося в ДД.ММ.ГГГГ году были предоставлены все имеющиеся документы. С дат постановки на учет в ДД.ММ.ГГГГ году до даты снятия с этого учета ДД.ММ.ГГГГ жилищные права истца не изменились. Просил признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия истца с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; обязать ответчика поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения истца с составом семьи 4 человека: жена ФИО2, дочь И.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ.

Истец ФИО1, его представитель ФИО4, действующая по устному ходатайству, в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно указали, что если бы имелись основания для отказа в принятии истца на учет, они должны были быть применены еще при решении вопроса о принятии его на учет.

Представитель ответчика ГУ МЧС России по Омской области ФИО5, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 59-61). Пояснил, что истец был снят с очереди в связи с намеренным ухудшением жилищных условий. Истец не имел право постановки на учет и право не возникло, в связи с чем он не может быть восстановлен.

Третье лицо ФИО3, привлеченная при подготовке дела к судебному разбирательству в порядке 43 ГПК РФ, в судебном заседании полагала необходимым удовлетворить заявленные исковые требования.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, допросив свидетеля, оценив совокупность представленных доказательств с позиции их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец в период с ДД.ММ.ГГГГ проходит службу в органах МЧС России, в настоящее время – в должности старшего пожарного-спасателя пожарно-спасательной части ФПС по охране <адрес> ФГКУ «<данные изъяты>» (л.д. 82).

Согласно материалам дела, ДД.ММ.ГГГГ истец на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (уведомление на л.д. 17, выписка из протокола от ДД.ММ.ГГГГ на л.д. 105-106).

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание жилищной комиссии ГУ МЧС России по Омской области, на которой было принято решение о снятии с учета истца составом семьи 4 человека для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с подпунктом «б» пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369 (л.д. 65-68).

Основанием для снятия истца с учета послужило то обстоятельство, что согласно выписке из ЕГРН о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, выданным филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области, ФИО1 и ФИО3 имели в собственности 1-комнатную квартиру, общей площадью 30,80 кв.м, расположенную по адресу: <адрес> - по ? доле в праве общей долевой собственности каждый. ДД.ММ.ГГГГ было прекращено право собственности (по ? доле у каждого) на указанную квартиру. Допущено намеренное ухудшение жилищных условий. Иных оснований для снятия с учета не усмотрено.

Данный факт подтвержден выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 93-94, 95-96).

В соответствии с положениями части 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ, данный нормативный правовой акт регулирует отношения, связанные с предоставлением социальных гарантий, в том числе, обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), а также граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении.

Федеральный закон от 30.12.2012 № 283-ФЗ, как следует из содержания статей 1, 4, закрепляет как право сотрудников и граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так и условия реализации этого права.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 закона); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; (пункт 2 части 3 статьи 4 закона); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 3 части 3 статьи 4 закона).

Согласно части 7 статьи 4 названного закона, право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.

Таким образом, правом на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения обладает сотрудник, имеющий специальное звание и проходящий службу в учреждениях и органах федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Российской Федерации, продолжительность службы которого в названных учреждениях и органах составляет не менее 10 лет, нуждающийся в улучшении жилищных условий по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, основанием для снятия с учета истца послужил факт прекращения права собственности ФИО1 и ФИО3 по ? доли каждого на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в связи с отчуждением на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ по ? доле в праве на нее каждому из их детей – И.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, данный факт подтверждается выписками из ЕГРП (л.д. 97-98, 99-100, 135-136).

Из материалов дела и пояснений стороны истца следует, что указанная квартира приобреталась истцом и его супругой за счет кредитных средств по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, с установленным ограничением – ипотека в силу закона, а также с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала (л.д. 28-29, 131-132). В связи с наличием нотариально удостоверенного обязательства ФИО1 и ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 10 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» оформить данное жилое помещение в общую долевую собственность с детьми – дочерью И.Д. и сыном А.Д. право собственности по ? доле за каждым из детей было зарегистрировано в течение шести месяцев после снятия обременения с жилого помещения (л.д. 27).

В настоящее время в указанной выше квартире зарегистрированы ФИО1, ФИО6 (л.д. 108).

На основании п. 5 ч. 8 ст. 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе, действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей.

Согласно части 6 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-Ф3, порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение статьи 4 названного закона постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 года № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации» утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации.

Правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, а также в установленных Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-Ф3 случаях - членам семей сотрудников и гражданам, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации.

Пунктом 5 названных Правил определено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе, в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в том числе: копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи; копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника; копия послужного списка сотрудника; копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником; выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления, либо заменяющие их документы; документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений.

Копии документов, указанных в пункте 5 Правил, для предоставления единовременной социальной выплаты должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).

На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-Ф3, либо об отказе в постановке на указанный учет (пункт 7 Правил).

Пунктом 15 пп. «б» Правил установлено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты, в том числе, в случае улучшения жилищных условий, в результате которых, утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.

Как установлено материалами дела, действительно, подтвержден факт отчуждения истцом и его супругой после постановки на учет ? доли в праве общей долевой собственности на названную квартиру (каждому из детей по ? доле), при этом факт отчуждения имел место быть ДД.ММ.ГГГГ, сторона ответчика данный факт не оспаривала.

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Из содержания данной нормы следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Намеренное ухудшение жилищных условий в силу положений Правил Государственной противопожарной службы давало право жилищной комиссии для отказа в постановке истца на учет в момент обращения в качестве нуждающихся в жилом помещении ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий.

Вместе с тем, суд признает несостоятельным довод ответчика о намеренности ухудшения жилищных условий, поскольку отсутствуют подтверждение наличия умысла у истца в ухудшении жилищного положения. Отчуждаю доли в праве собственности, истец в силу требований статьи 10 ФЗ от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» выполнял обязательство, предусматривающее необходимость оформления объекта недвижимости в общую собственность его, супруги и детей.

При этом, жилищные условия истца с момента постановки на жилищный учет и до настоящего времени не изменились, соответственно ухудшения жилищных условий у истца быть не может.

Также, каких-либо недобросовестных, намеренных умышленных действий, преследующих ухудшение жилищных условий с целью приобретения статуса нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по делу не установлено и стороной ответчика не доказано.

Указанное отчуждение жилого помещения истцом состоялось за месяц до обращения истца с заявлением о получении социальной выплаты, все документы были предоставлены в комиссию при постановке на учет. То обстоятельство, что при постановке на учет истца и в течение пяти лет со дня отчуждения долей в праве собственности на указанную квартиру истцом, уполномоченный орган по своей вине не установил своевременно в разумные сроки данное обстоятельство и не применил предусмотренную законом санкцию в течение предусмотренного законом 5 летнего срока, не может для истца по истечении данного срок, влечь негативных последствий. Пятилетний срок истек в 2018 году, истец, продолжая состоять на учете, обоснованно законно ожидал получения социальной выплаты, соответственно, факт снятия его с учета за рамками 5-летнего срока и только по данному основанию является незаконным, безосновательным и нарушает право истца. По истечении 5-летнего срока истец имеет право состоять на учете для получения социальной выплаты, и снятие его с учета может происходить только по основаниям, указанным в законе, а таких оснований на время принятия решения у комиссии не имелось.

Таким образом, решение постоянно действующей комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Омской области и уволенным со службы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, в части снятия ФИО1 с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения следует признать незаконным.

Поскольку первоначально решение о постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты было принято ДД.ММ.ГГГГ, он подлежит восстановлению в очереди на получение такой выплаты с указанной даты.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконным решение постоянно действующей комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Омской области и уволенным со службы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, в части снятия ФИО1 с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Восстановить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи 4 человека с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 31.12.2019.

Судья Е.А. Табакова