ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4815/16 от 26.05.2016 Приволжского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело № 2-4815/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 мая 2016 года г. Казань

Приволжский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Новосельцева С.В.,

с участием истца ФИО1,

представителя истца—адвоката ФИО2, имеющего регистрационный в реестре адвокатов Республики Татарстан, представившего удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ, действующего на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ и устного ходатайства истца,

представителя ответчика—Бармашовой Ж.М., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Емельяновой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ в Приволжском районе г.Казани о признании права на досрочную страховую пенсию, признании недействительным отказа пенсионного органа в назначении досрочной страховой пенсии, о зачете в специальный стаж периода прохождения военной службы, об обязании назначить досрочную страховую пенсию,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Приволжском районе г. Казани РТ о назначении досрочной трудовой пенсии, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику за назначением досрочной страховой пенсии по старости в связи с творческой деятельностью.

Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении указанной пенсии. Этим решением ФИО1 было зачтено в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии, 22 года 10 месяцев 18 дней. В этой части решение ответчика истцом не оспаривается. В остальной части истец с решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ не согласен.

Как указывает истец, по решению ответчика ему не хватает для назначения досрочной трудовой пенсии 2 лет 01 месяца и 12 дней. Однако, ответчик не зачел истцу в специальный стаж следующие периоды работы по осуществлению творческой деятельности в организациях культуры:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 25 дней) в должности музыканта (тромбон) в Казанском государственном цирке;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (09 месяцев 10 дней) в должности артиста оркестра «Экран» кинотеатра «Татарстан»;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (05 месяцев 03 дня) в должности артиста эстрадно-духового оркестра Центра досуга профкома «КамАЗ»;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (07 месяцев 09 дней) в должности артиста оркестра Союза кинематографистов Татарской ССР;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 год 02 месяца 12 дней) в должности артиста Государственного оркестра кинематографии Республики Татарстан.

Всего в специальный стаж не зачтено 3 года 29 дней по причине, как считает ответчик, что эти творческие коллективы не являются профессиональными художественными коллективами, с чем истец категорически не согласен.

Также истцу отказано в зачете в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, где истец работает по настоящее время артистом оркестра в группе тромбонов, ввиду того, что работодателем—Татарским академическим театром оперы и балета им. М. Джалиля—не сданы сведения индивидуального персонифицированного учета.

Также истец указывает, что ответчик необоснованно не принял никакого решения о включении в специальный стаж времени прохождения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 год 08 месяцев 29 дней) действительной военной службы по специальности музыкант военного оркестра, солист, помощник солиста оркестра Казанского суворовского военного училища. Эти сведения подтверждаются данными военного дилета истца, выданного ДД.ММ.ГГГГ Азнакаевским районным военным комиссариатом Татарской АССР.

На основании изложенного истец просит признать за ним право на досрочную страховую пенсию в связи с творческой деятельностью ( в соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 30 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях) со дня обращения за ней 11.11.2015 г.; признать недействительным решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, в части отказа в назначении истцу досрочной страховой пенсии и отказа включить в специальный стаж, дающий право на назначение этой пенсии, следующих периодов работы, общей продолжительностью 3 года 29 дней:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 25 дней) в должности музыканта (тромбон) в Казанском государственном цирке;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (09 месяцев 10 дней) в должности артиста оркестра «Экран» кинотеатра «Татарстан»;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (05 месяцев 03 дня) в должности артиста эстрадно-духового оркестра Центра досуга профкома «КамАЗ»;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (07 месяцев 09 дней) в должности артиста оркестра Союза кинематографистов Татарской ССР;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 год 02 месяца 12 дней) в должности артиста Государственного оркестра кинематографии Республики Татарстан;

а также необоснованным невключения в специальный стаж периода прохождения действительной военной службы в военном оркестре Казанского суворовского военного училища с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязав включить указанные периоды в специальный стаж и назначить досрочную страховую пенсию со дня обращения за ней.

В судебном заседании истец и его представитель иск поддержали частично, указав, что истец не оспаривает невключение в специальный стаж период прохождения военной службы. В остальной части исковые требования оставлены без изменения.

Представитель ответчика с иском не согласилась.

Выслушав доводы участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01.01.2015 года, право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01.01.2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Подпунктом 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01.01.2015 года, установлено, что досрочная пенсия по старости устанавливается лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 - 30 лет и достигшим возраста 50 - 55 лет либо независимо от возраста.

Пунктом 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 - 30 лет и достигшим возраста 50 - 55 лет либо независимо от возраста.

Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику за назначением досрочной страховой пенсии по старости в связи с творческой деятельностью. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении указанной пенсии (л.д.9). Этим решением ФИО1 было зачтено в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии, 22 года 10 месяцев 18 дней. Таким образом, исходя из решения ответчика, истцу для назначения досрочной страховой пенсии не хватает специального стажа в размере 2 года 01 месяц 12 дней. Ответчиком не зачтены истцу в специальный стаж следующие периоды работы по осуществлению творческой деятельности в организациях культуры:

1) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 25 дней) в должности музыканта (тромбон) в Казанском государственном цирке;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (09 месяцев 10 дней) в должности артиста оркестра «Экран» кинотеатра «Татарстан»;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (05 месяцев 03 дня) в должности артиста эстрадно-духового оркестра Центра досуга профкома «КамАЗ»;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (07 месяцев 09 дней) в должности артиста оркестра Союза кинематографистов Татарской ССР;с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 год 02 месяца 12 дней) в должности артиста Государственного оркестра кинематографии Республики Татарстан.

Всего в специальный стаж не зачтено 3 года 29 дней по причине, как считает ответчик, что эти творческие коллективы не являются профессиональными художественными коллективами.

Отказывая в признании вышеуказанного стажа ответчик указал, что действующее законодательство не раскрывает понятия «профессиональный художественный коллектив». Поэтому, при определении права на пенсию за выслугу лет работникам профессиональных художественных коллективов, указанных в Списке, полагает необходимым основываться на общепринятых определениях, относящихся ко всем отраслям знаний. Далее приводит определения профессии и коллектива, ссылаясь на сообщение Министерства культуры РФ, согласно которому при отнесении организации или ее структурного подразделения к профессиональному художественному коллективу следует руководствоваться ее уставом (положением). В них указываются цели, задачи, штатное расписание, а в качестве основанной—профессиональная творческая деятельность. Таким образом, по мнению ответчика, только наличие у организации устава и штатного расписания подтверждает факт его деятельности на постоянной основе и систематизированным образом.

Между тем, в Списке указывается не на деятельность «на постоянной основе и систематизированным образом» и не на «профессиональную творческую деятельность, как на основной вид деятельности», а на «профессиональный художественный коллектив», артисты которого, играющие на духовых музыкальных инструментах (в том числе на старинных духовых народных инструментах), пользуются правом на досрочное назначение трудовой пенсии.

Действительно, действующее законодательство не раскрывает понятия «профессиональный художественный коллектив», но оно содержит определение самодеятельного народного художественного коллектива, которое позволяет установить отличие от него профессионального художественного коллектива.

Так в отличие от профессиональных художественных коллективов, самодеятельные народные художественные коллективы не являются юридическими лицами и представляют собой постоянно действующие, без прав юридического лица, без нормативно утвержденных штатов, добровольные объединения любителей и исполнителей музыкального, хорового, вокального, хореографического, театрального, изобразительного, декоративно-прикладного, циркового искусства, а также технического творчества, основанные на общественности художественно-технических интересов и совместной творческой деятельности участников, способствующие развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных и технических ценностей в свободное от основной работы и учебы время.

Это отличие нормативно закреплено «Положением о народных самодеятельных коллективах», утвержденным постановлением Секретариата ВЦСПС и коллегии Министерства культуры СССР от 15.09.1978 г. №24-10 и пунктом 2.1 Типового положения о народном самодеятельном коллективе, образцовом художественном коллективе, народной самодеятельной студии, утвержденного Приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25.05.2006 г. №229 «Об утверждении методических указаний по реализации вопросов местного значения в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов и методических рекомендаций по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества».

Разрешая вопрос о включении исключенных ответчиком периодов, суд исходит из следующего.

Истец имеет высшее музыкальное образование по специальности «духовые инструменты (тромбон), что подтверждено дипломом серии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21).

Казанский государственный цирк является государственным учреждением культуры—ГАУК РТ «Казанский государственный цирк» и имеет в своем составе оркестр. Согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии (утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 г. №251, пункт 2.4.4 «Цирки») цирк отнесен к зрелищным учреждениям культуры. В этом же разделе указано на должность артиста оркестра цирка. Период работы истца и его должность в Казанском государственном цирке подтверждена личной карточкой и справками (л.д.17-20).

Таким образом, период работы истца в Казанском государственном цирке подлежит включению в специальный стаж.

Аналогичный вывод о принадлежности оркестра цирка к профессиональным художественным коллективам содержится и в апелляционном определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ по делу ФИО3, являющегося коллегой истца (гражданское дело ) (л.д.40). Этим же определением признано правильным решение суда первой инстанции о включении в специальный стаж ФИО3 и периода работы в должности артиста эстрадно-духового оркестра Центра досуга профкома «КамАЗ» (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Период работы указанного лица пересекается с периодом работы в этом коллективе истца также в должности артиста эстрадно-духового оркестра, подтвержденного трудовой книжкой (л.д.15).

Из справки ГБУ культуры Республики Татарстан «ТАТАРКИНО» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что данное учреждение также является юридическим лицом (л.д.34). В этом учреждении истец работал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности оркестра (тромбон II), т.е. играл на духовом музыкальном инструменте (л.д.14).

Как следует из представленной истцом справки Союза кинематографистов Республики Татарстан, в составе этого Союза имеется оркестр, артистом (тромбон I) которого истец работал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности артиста оркестра Союза кинематографистов Татарской ССР, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.—в должности артиста государственного оркестра кинематографии Республики Татарстан (л.д.. Эти данные позволяют полагать оркестры указанных кинематографических учреждений профессиональными художественными коллективами, не имеющими никакого отношения к самодеятельным народным художественным коллективам, которые представляют собой добровольные объединения граждан по интересам.

Исходя из вышеизложенного, на момент обращения истца в Пенсионный фонд его специальный стаж составлял 25 лет. Таким образом, право на досрочную страховую пенсию у истца возникло с момента обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ

При таких обстоятельствах, оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает необходимым требования ФИО1 удовлетворить.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ в Приволжском районе г.Казани о признании права на досрочную страховую пенсию, признании недействительным отказа пенсионного органа в назначении досрочной страховой пенсии, о зачете в специальный стаж периода прохождения военной службы, об обязании назначить досрочную страховую пенсию удовлетворить.

Признать неправомерным решение Управления Пенсионного фонда РФ в Приволжском районе г.Казани от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа ФИО1 досрочной страховой пенсии, обязав Управление Пенсионного Фонда РФ в Приволжском районе г.Казани: включить в специальный трудовой стаж ФИО1 необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с творческой деятельностью периоды работы:

1) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 25 дней) в должности музыканта (тромбон) в Казанском государственном цирке;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (09 месяцев 10 дней) в должности артиста оркестра «Экран» кинотеатра «Татарстан»;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (05 месяцев 03 дня) в должности артиста эстрадно-духового оркестра Центра досуга профкома «КамАЗ»;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (07 месяцев 09 дней) в должности артиста оркестра Союза кинематографистов Татарской ССР;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 год 02 месяца 12 дней) в должности артиста Государственного оркестра кинематографии Республики Татарстан.

Признать за ФИО1 право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях с ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный Суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд г. Казани в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья: С.В. Новосельцев.