ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4816/2016 от 06.10.2016 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело №2-4816/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 октября 2016 года г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Чашиной Е.В.,

при секретаре Мосеевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к военному комиссариату Калининградской области о признании права на получение удостоверения ветерана боевых действий, обязании выдать удостоверение с правом на льготы по ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах»,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к военному комиссариату Калининградской области о признании права на получение удостоверения ветерана боевых действий, обязании выдать удостоверение с правом на льготы по ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», указав в обоснование заявленных требований, что она является матерью погибшего военнослужащего Г.В.В., который проходил военную службу в войсковой части с ДД.ММ.ГГГГ, принимал участие в локализации уничтожения иностранных бандформирований на территории <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ погиб при исполнении служебного долга. Пока она проживала в <адрес>, то состояла на учете как семья погибшего воина и получала ежемесячную денежную компенсацию взамен льгот в размере <данные изъяты> сом. Эта компенсация ей выплачивалась до июня 2014 года, после чего она была снята с учета в связи с переездом в Российскую Федерацию. После переезда она обратилась к ответчику с заявлением о выдаче удостоверения о праве на льготы, предусмотренные ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», однако 16 марта 2016 года ей был дан ответ, что положения указанного закона на военнослужащих иностранных государств не распространяются. С таким решением военного комиссариата Калининградской области она не согласна, поскольку вышеприведенная статья 21 Федерального закона распространяет свое действие на членов семей погибших ветеранов боевых действий, каковым являлся ее сын. Также в настоящее время действует Соглашение о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих от 15 апреля 1994 года, подписанного всеми государствами – участниками Содружества Независимых государств, в том числе Российской Федерацией и Кыргызской Республикой. Кроме того, в соответствии с положениями Федерального закона «О борьбе с терроризмом» лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства, а членам их семей предусматривается возмещение вреда, в случае гибели лица, принимавшего участие в борьбе с терроризмом. Полагает, что поскольку ее сын являлся гражданином СССР и погиб при исполнении служебного долга, то в соответствии с приведенными нормами закона она имеет право на получение удостоверения ветерана боевых действий с правом на льготы по ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».

В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель ФИО2 заявленные исковые требования поддержали, просили удовлетворить по изложенным в иске основаниям, указали, что истец является получателем страховой пенсии и пенсии по потере кормильца, последняя была ей назначена в связи с гибелью сына-военнослужащего от полученного в бою ранения, поэтому истец имеет право на получение удостоверения ветерана боевых действий и получение соответствующих льгот; Г.В.В. не являлся иностранным гражданином, он был гражданином СССР, в настоящее время в Государственной Думе РФ находится на рассмотрении законопроект о признании действительными паспортом граждан СССР образца 1974 года; кроме того, по международному соглашению члены семей ветеранов боевых действий пользуются всеми льготами; поскольку Г.В.В. погиб при локализации иностранных бандформирований, то подлежат применению в положения Федерального закона «О борьбе с терроризмом».

В судебном заседании представитель ответчика военного комиссариата Калининградской области ФИО3 с заявленными исковыми требованиями не согласилась, просила отказать, указала, что Г.В.В. являлся гражданином Кыргызской Республики, проходил военную службу там, погиб в бою на территории данной Республики, однако Кыргызстан не входит в перечень государств, где Российской Федерацией велись боевые действия в 1999 году, таким образом, к ветеранам боевых действий, перечисленных в ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» он не относится; соответствующего международного договора относительно ветеранов боевых действий не имеется.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд находит исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, переехала на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году.

С 01 октября 2014 года ей была назначена пенсия Министерства обороны Российской Федерации по потере кормильца – сына Г.В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, погибшего при исполнении обязанностей военной службы в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. В <адрес> она являлась получателем пенсии по случаю потери кормильца как мать погибшего офицера с 12 июля 2012 года по 03 июня 2014 года.

С 22 июня 2015 года ФИО1 также является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" и состоит на учете в Управлении Пенсионного фонда (Российской Федерации) в г. Калининграде (межрайонное).

Из имеющихся в материалах дела справок Первомайского (Ленинского) районного военного комиссариата г. Бишкека от 15 апреля 2016 года №84, от 17 марта 2003 года №4/31, телеграммы командира войсковой части от 20 сентября 1999 года, справки войсковой части от 20 сентября 1999 года №172 следует, что лейтенант Г.В.В. – начальник отделения хранения инженерной техники отдела хранения вооружения и техники войсковой части Министерства обороны Кыргызской Республики с ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в локализации уничтожения иностранных бандформирований на территории <адрес>; погиб в перестрелке с боевиками на перевале <адрес>ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> минут, получив огнестрельное осколочное проникающее ранение головы, несовместимое с жизнью.

03 февраля 2016 года ФИО1 обратилась в военный комиссариат Калининградской области с заявлением о выдаче удостоверения о праве на льготы члена семьи погибшего военнослужащего для реализации мер социальной поддержки в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».

11 марта 2016 года истцу был направлен ответ на данное заявление, в котором сообщалось, что решением комиссии было отказано в выдаче соответствующего льготного удостоверения в связи с тем, что на военнослужащих иностранных государств действий Федерального закона №5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах» не распространяется.

Не согласившись с таким решение ответчика, истец обратилась в суд.

Действительно, статьей 21 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрены меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, которые предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

Одновременно в части 2 данной статьи указано, что родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий такие меры социальной поддержки предоставляются независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы.

Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, ФИО1 указала, что имеет право на получение вышеназванных мер социальной поддержки как мать погибшего ветерана боевых действий.

Категории лиц, которые относятся к ветеранам боевых действий, перечислены в ст. 3 вышеуказанного Федерального закона, к которым в частности отнесены:

1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;

2) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года;

3) военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;

4) военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий;

5) лица (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий;

6) лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам;

7) лица, направлявшиеся на работу для обеспечения выполнения специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики с 30 сентября 2015 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.

При этом в части 3 этой статьи установлено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону.

Приложением №1 к Федеральному закону "О ветеранах" утвержден Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.

Однако в данном перечне отсутствует <адрес>, в которой погиб Г.В.В. Никаких боевых действий в данной Республике Российская Федерация в сентябре 1999 года не вела. Таким образом, правовых оснований для отнесения Г.В.В. к ветеранам боевых действий в соответствии со ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» не имеется.

В ст. 12 этого же Федерального закона определена сфера его применения, в частности, указано, что Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации, а также на постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов, указанным в статьях 2 - 4 настоящего Федерального закона. Меры социальной поддержки иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов, указанным в статьях 2 - 4 настоящего Федерального закона, временно проживающих или временно пребывающих на территории Российской Федерации, определяются международными договорами Российской Федерации.

Между тем, никакого международного договора между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой о признании ветеранами боевых действий в Российской Федерации лиц, погибших во время ведения боевых действий на территории Кыргызской Республики, не заключалось.

В поданном исковом заявлении ФИО1 ссылается на Соглашение о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих от 15 апреля 1994 года, подписанного как Российской Федерацией, так и Кыргызской Республикой, в соответствии с которым стороны взаимно признают на территории своих государств льготы и гарантии для вышеуказанной категории лиц.

Однако Приложением №1 к данному Соглашению определен круг лиц, на которых распространяется действие Соглашение, в частности в разделе 3 приведен перечень участников боевых действий на территории других государств: 3.1. Военнослужащие Советской Армии, Военно-Морского Флота, Комитета государственной безопасности, лица рядового и начальствующего состава Министерства внутренних дел бывшего Союза ССР (включая военных специалистов и советников), которые в соответствии с решениями правительственных органов бывшего Союза ССР принимали участие в боевых действиях на территории других государств; 3.2. Военнообязанные, призывавшиеся на учебные сборы и направлявшиеся в Афганистан в период ведения боевых действий; 3.3. Военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан для доставки грузов в эту страну в период ведения боевых действий; 3.4. Военнослужащие летного состава, совершавшие вылеты на боевые задания в Афганистан с территории бывшего Союза ССР; 3.5. Рабочие и служащие, обслуживавшие советский воинский контингент в Афганистане, получившие ранения, контузии или увечья, либо награжденные орденами и медалями бывшем Союза ССР за участие в обеспечении боевых действий.

Между тем, ни к одной из перечисленных категорий лиц погибший Г.В.В. не относился.

Более того, анализ всего перечня категорий лиц, на которых распространяется Соглашение позволяет прийти к выводу, что оно действует только в отношении тех периодов боевых действий, которые велись до распада СССР. Г.В.В. же погиб в ДД.ММ.ГГГГ году будучи назначенным на действительную военную службу Приказом Министра обороны <адрес> от 29 августа 1999 года. При этом никаких правовых норм о распространении действия Соглашения от 15 апреля 1994 года на периоды ведения боевых действий после заключения этого Соглашения, в том числе на территории Кыргызской Республики, в нем не содержится, следовательно, к правоотношениям, возникшим по настоящему гражданскому делу, оно не применимо.

Также не подлежат применению в рассматриваемом случае и положения Федерального закона от 25 июля 1998 года №130-ФЗ "О борьбе с терроризмом", на который имеется ссылка в исковом заявлении, поскольку документ утратил силу с 01 января 2007 года в связи с принятием Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-ФЗ.

Действующий в настоящее время Федеральный закон от 06 марта 2006 года №35-ФЗ "О противодействии терроризму" регулирует правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. Однако, как выше уже указывалось, погибший Г.В.В. военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации не являлся, кроме того, Российская Федерация не вела борьбу с терроризмом на территории Кыргызской Республики.

Учитывая все вышеприведенные обстоятельства в совокупности, судом не усматривается правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к военному комиссариату Калининградской области о признании права на получение удостоверения ветерана боевых действий, обязании выдать удостоверение с правом на льготы по ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 11 октября 2016 года.

Судья: подпись.

Копия верна, судья Чашина Е.В.