копия
Дело №
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 января 2018 года Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Пацалюк С.Л.,
при секретаре Мищенко Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <данные изъяты> к Публичному Акционерному Обществу <данные изъяты>» об обязании устранить нарушения лесного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
<данные изъяты> обратилось в суд с иском к ПАО «<данные изъяты>» об обязании устранить нарушения лесного законодательства.
В обоснование исковых требований указано, что в <данные изъяты> поступило сообщение от ДД.ММ.ГГГГ№ от КГБУ «<данные изъяты>» о том, что в Пировском сельском участковом лесничестве, землепользование СПК «<данные изъяты>» квартале №, выделах №; квартале № выделе №; квартале №, выделе № проведена прорубка ЛЭП шириной от 15 до 30 метров, без очистки территории, что нарушает правила пожарной безопасности раздел 9, пункт №. Главным специалистом - государственным инспектором по <адрес> территориального сектора отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства лесного хозяйства Красноярского края ФИО1, инженером охраны и защиты леса первой категории КГБК «<данные изъяты>» ФИО2 произведен осмотр лесных участков. По результатам осмотра мест рубок установлено, что при осуществлении расчистки трасс ЛЭП от древесной и кустарниковой растительности допущено нарушение требований лесного законодательства, выраженное в невыполнении работы по очистке лесосеки от порубочных остатков (неочистке), о чем составлены: акт натурного осмотра от ДД.ММ.ГГГГ№; акт натурного осмотра от ДД.ММ.ГГГГ№; акт натурного осмотра от ДД.ММ.ГГГГ№; план-схема месторасположения лесонарушения к акту натурного осмотра от ДД.ММ.ГГГГ№; план-схема месторасположения лесонарушения к акту натурного осмотра от ДД.ММ.ГГГГ№; план-схема месторасположения лесонарушения к акту натурного осмотра от ДД.ММ.ГГГГ№. Схемой месторасположения лесонарушения зафиксированы результаты замеров, произведенных на местности, направление линий замеров, в масштабе отмечена площадь захламления лесосеки. Захламление лесов порубочными остатками представляет собой вид загрязнения, которое в силу количественных и качественных характеристик способно привести к негативному изменению качества объекта природной среды в смысле требований санитарных и противопожарных правил. Актом натурного осмотра лесного учатска зафиксировано допущенное лесопользователем нарушение, выраженное в захламлении мест рубок в квартале № выделах №, №, № на площади № га, квартале № выделе № на площади № га, квартале №, выделе № на площади № га. Доказательства невозможности соблюдения Правил заготовки древесины в силу чрезвычайных событий и обстоятельств в ходе проверки не представлены. Допущенный факт захламления лесного участка сам по себе свидетельствует об ухудшении экологической обстановки лесного объекта, а следовательно, о причинении вреда объекту природной среды. В данном случае наличие вреда презюмируется, если не доказано иное.
Просит обязать ответчика ПАО <данные изъяты>» произвести работы по очистке лесосеки от порубочных остатков на площади № га в квартале № выделах №, №, № на площади № га в квартале № выделе №, на площади № га в квартале №, в выделе № КГБУ «<данные изъяты>», <данные изъяты>, СПК «<данные изъяты>» в течение одного месяца со дня вступления в законную силу судебного решения.
Представитель истца <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о времени месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица КГБУ «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, о времени месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.
Представитель ответчика ПАО <данные изъяты>» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в отсутствии не заявлял.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, в порядке заочного судопроизводства.
Исследовав материалы дела и иные представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В силу ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Из ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации следует, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Часть 1 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ предусматривает, предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
В части 2 данной статьи перечислены меры противопожарного обустройства лесов, в частности, строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, устройство, эксплуатацию пожарных водоемов и подъездов к источникам водоснабжения.
Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2011 года N 281 «О мерах противопожарного обустройства лесов» определено, к мерам противопожарного обустройства лесов помимо мер, указанных в ч. 2 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ, относятся: прочистка просек, прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление; установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности; установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах.
Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - Закон об окружающей среде), как следует из его преамбулы, определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Согласно статье 1 Закона об окружающей среде, под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В своей деятельности органы государственной власти субъекта Российской Федерации должны руководствоваться принципами соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, ответственности за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды, обеспечения сочетания общего и индивидуального подходов к установлению мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды, ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (статья 3 этого же закона).
В соответствии с пунктами 6 и 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий по осуществлению на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса, а также установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О пожарной безопасности» государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти.
Согласно части 4 статьи 97 Лесного кодекса РФ порядок осуществления государственного пожарного надзора в лесах устанавливается Правительством РФ.
Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 установлены единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами. Кроме того, очистка мест рубок от порубочных остатков должна проводиться одновременно с рубкой лесных насаждений.
Правила пожарной безопасности в лесах для каждого лесного района устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.(в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.05.2011 N 343, от 01.11.2012 N 1128).
Согласно п. 3 Правил, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: а) предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); б) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; в) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; г) иные меры пожарной безопасности в лесах (п. 3 в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2011 N 343)
Меры пожарной безопасности в лесах, указанные в пункте 3 настоящих Правил, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (часть 4 пункт «б»).
На основании п. 4 ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
В соответствии с п. 3 ст. 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами. Единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах устанавливают Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417.
В силу п. 34 данных Правил просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Пунктом 35 Правил установлено, что при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
В соответствии с п.п. «к» п. 12 «Правил заготовки древесины» от 13 сентября 2016 года № 474, не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки.
В соответствии с п.п. «г» п. 12 «Правил заготовки древесины» от 13 сентября 2016 года № 474, при заготовке древесины запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья).
Пунктом 3 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах (утв. постановлением Правительства РФ от 5 июня 2013 г. № 476) государственный надзор осуществляют в частности уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, которым переданы полномочия РФ по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ, а также подведомственные указанным органам государственные учреждения.
Перечень должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах, устанавливается указанными органами.
Законом Красноярского края от 18.06.2009 № 8-3427 установлено, что к полномочиям уполномоченных органов исполнительной власти края в области лесных отношений относится, осуществление государственного пожарного надзора в лесах.
На основании части 1, пунктов «а», «г», «з» части 2 статьи 21 Федерального закона 06.10 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах местного организации законодательных представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ.
В соответствии с распоряжением Правительства Красноярского края от 13.07.2016 560-р (в редакции распоряжением Правительства Красноярского края от 24.08.2016 № р) полномочия в области лесных отношений на территории Красноярского края осуществляет Министерство лесного хозяйства Красноярского края.
Согласно ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком (статья 24 Лесного кодекса РФ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ПАО <данные изъяты>» на праве собственности принадлежит нежилое сооружение энергетики и электропередачи, протяженностью № км. инв №, лит. В, адрес объекта: <адрес>, воздушная ЛЭП-10 кВ ф.33-04, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, копией технического паспорта на сооружение: воздушной №. (л.д. 13-19,46)
Также, ПАО <данные изъяты>» на праве собственности принадлежит нежилое сооружение энергетики и электропередачи, протяженностью <данные изъяты> км. инв №, лит. В, адрес объекта: <адрес>, воздушная ЛЭП-10 кВ ф.33-06, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, копией технического паспорта на сооружение: воздушной <данные изъяты>.(л.д. 20-26,47).
27 апреля 2015 года МРСК <данные изъяты>» в адрес руководителя КГУ «<данные изъяты>» было направлено уведомление о расчистке трас ЛЭП на территории Пировского лесничества от древесной и кустарниковой растительности, путем ее вырубки в пределах охранных зон ВЛ 10 кв. ф. 33-04,33-06 в период с мая по октябрь 2015 года хозяйственным способом и силами подрядной организации (л.д. 34).
Также, ПО «<данные изъяты>» в адрес руководителя КГУ «<данные изъяты>» было направлено уведомление о произведенной расчистке трас ЛЭП на территории Пировского лесничества от древесной и кустарниковой растительности, путем ее вырубки в пределах охранных зон ВЛ 10 кв. ф. 33-04,33-06 в период с июня по декабрь 2015 года хозяйственным способом и силами подрядной организации (л.д. 35).
Согласно акту сдачи- приемки отремонтированных, модернизированных объектов электрических сетей от ДД.ММ.ГГГГ, акту выполненных работ хозяйственным способом от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, работы по очистке просек в охранной зоне ВЛ 10 кв. ф. 33-04,33-06 выполнялись в рамках исполнения ремонтной программы персоналом <данные изъяты>» (л.д. 32,41-42,43,44).
На основании сообщения от ДД.ММ.ГГГГ№ КГБУ <данные изъяты>» (л.д.73), в соответствии с рейдовым заданием на проведение оперативной работы от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-10), и рейдовым задание на проведение оперативной работы от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-12) главным специалистом - государственным инспектором по <адрес> территориального сектора отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам <данные изъяты><данные изъяты>ФИО1, инженером охраны и защиты леса первой категории КГБК «<данные изъяты>» ФИО2, произведен натурный осмотр лесных участков Пировского сельского участкового лесничества, з/п СПК «<данные изъяты>» квартал 149, 129,127.
По результатам проведенной проверки, установлен факт нарушения ПАО <данные изъяты>» лесного законодательства, выраженное в захламлении мест рубок в квартале № выделах №,№,№ на площади № га, в квартале № выделе № на площади № га, квартале № выделе № на площади № га. Указанные нарушения подтверждаются актом натурного осмотра от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 64-68); актом натурного осмотра от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 57-60); актом натурного осмотра от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 48-52); планом-схемой месторасположения лесонарушения к акту натурного осмотра от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.69-70); планом-схемой месторасположения лесонарушения к акту натурного осмотра от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.61-62); планом-схемой месторасположения лесонарушения к акту натурного осмотра от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 53-54).
Ответчик в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представил бесспорных, относимых и допустимых доказательств выполнения перечисленных нарушений лесного законодательства. При этом данное мероприятие должны были быть исполнены ПАО <данные изъяты>» в обязательном порядке.
Совокупность изложенных обстоятельств позволяет суду сделать вывод о наличии бездействия со стороны ответчика, в связи с чем, исковые требования истца подлежат удовлетворению, с возложением на ПАО <данные изъяты>» обязанности произвести работы по очистке лесосеки от порубочных остатков на площади № га в квартале № выделах №, №, № на площади № га в квартале № выделе №, на площади 0№ га в квартале №, в выделе № КГБУ «Пировское лесничество», Пировское сельское участковое лесничество, СПК «<данные изъяты>».
В силу ст.103 ГПК РФ, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета госпошлину в соответствии с положениями ст.333.19 НК РФ в сумме 6 000 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования <данные изъяты> удовлетворить.
Обязать Публичное акционерное общество «<данные изъяты>» произвести работы по очистке лесосеки от порубочных остатков на площади № га в квартале № выделах №, №, № на площади № га в квартале № выделе №, на площади № га в квартале №, в выделе № КГБУ «<данные изъяты>», <данные изъяты>, СПК «<данные изъяты>», в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Публичного акционерного общества «<данные изъяты>» в доход местного бюджета госпошлину в сумме 6 000 рублей.
Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в суд, принявший заочное решение, в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение будет изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья С.Л. Пацалюк