ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-481/14 от 06.02.2014 Октябрьского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

Дело № 2-481/14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«06» февраля 2014 г. г. Новороссийск

Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе:

Председательствующего Головина А.Ю.,

при секретаре Малышевой Ю.И.,

с участием ст. помощника Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора Гунина А.И., представителя администрации МО г. Новороссийск Гуриной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации муниципального образования г. Новороссийск об оспаривании нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением к Администрации муниципального образования <адрес> о признании противоречащими закону и недействующими пункты 7.1. и 8.4 Административного регламента исполнения управлением муниципального контроля администрации г. Новороссийск муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля на территории муниципального образования г. Новороссийск.

В обоснование требований указано, что Постановлением Администрации МО г. Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции постановления администрации МО г. Новороссийск от 28.09.2012 № 5758) утвержден Административный регламент исполнения управлением муниципального контроля администрации МО г. Новороссийск муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля на территории муниципального образования г. Новороссийск. Пунктом 8.4 регламента предусмотрено, что внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относящихся в соответствии с законодательством РФ к субъектам малого и среднего предпринимательства, может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах 8.2.1 и 8.2.2 регламента, органом, осуществляющим муниципальный земельный контроль, после согласования с органом прокуратуры. Вместе с тем, ФЗ от 26.04.2010 №66-Ф3 «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «О защите прав юридических лик и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внесены изменения в Федеральный закон № 294-ФЗ, согласно которым в ч. 5 ст. 10 исключены слова «относящиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства». Таким образом, возникла необходимость согласования с органом прокуратуры внеплановых выездных проверок, по основаниям, предусмотренным подпунктами «а» и «б» пункта 2 ч. 2 ст. 10 ФЗ от 26.12.2008 года № 294-ФЗ всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. По тем же основаниям неправомерно включен в регламент п. 7.1, предусматривающий возможность проведения внеплановых проверок в отношении лиц, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, минуя механизм, предусмотренный ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лип и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». По результатам рассмотрения ранее внесенного протеста природоохранного прокурора, администрацией сообщено, что противоречащий закону правовой акт будет приведен в соответствие с действующим законодательством. Вместе с тем, до настоящего времени противоречащие законы нормы из регламента не исключены. Оспариваемый правовой акт опубликован в действующей редакции в газете «Официальный Новороссийск» от 11.07.2012 года. Наличие норм, закрепляющих возможность проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, не относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства без согласования с органом прокуратуры, ставит под угрозу нарушение прав неопределенного круга лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, предусмотренные ФЗ от 26.12.2008 года № 294-ФЗ. Просит суд: 1) Признать противоречащим закону и недействующим пункт 7.1 Административного регламента исполнения управлением муниципального контроля администрации муниципального образования <адрес> муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля на территории муниципального образования <адрес>, утвержденного Постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции постановления администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 5758). 2) Признать противоречащим закону и недействующим пункт 8.4 Административного регламента исполнения управлением муниципального контроля администрации муниципального образования <адрес> муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля на территории муниципального образования <адрес>, утвержденного Постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции постановления администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 5758) в части, допускающей проведение внеплановых выездных проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, не относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, по основаниям, предусмотренным подпунктами «а» и «б» пункта 2 части 2 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", без согласования с органом прокуратуры.

В судебном заседании ст. помощник Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3 подтвердил доводы, изложенные в заявлении, просил требования удовлетворить. Пояснил, что межрайонная природоохранная прокуратура оспаривает пункты административного регламента, предусматривающие возможность Управления муниципального контроля Администрации МО <адрес> проводить проверки в отношении лиц, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в отсутствие согласования с прокурором. В том числе, основанием для проведения внеплановой проверки может являться поручение курирующего заместителя главы администрации <адрес>, что противоречит Федеральному закону №294, так как внеплановые выездные проверки должны проводить только с предварительным согласованием с прокурором. Такое основание для проведения внеплановой проверки, как поручение заместителя главы Администрации <адрес> не предусмотрено. В адрес администрации прокуратурой по данному вопросу было вынесено представление, которое до настоящего времени не исполнено.

Представитель администрации муниципального образования <адрес>ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Подтвердила, что Администрацией было получено представление Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратуры, исполнение которого находится в процессе, подготавливается проект внесения изменений в административный регламент в части противоречащей положениям ФЗ.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно п. 1 ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Статьей 132 Конституции РФ установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии со ст. 7 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 72 Земельного кодекса РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Судом установлено, что Постановлением администрации муниципального образования город-герой Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ в целях приведения в соответствие с нормами законодательства осуществления деятельности по муниципальному земельному контролю утвержден Административный регламент исполнения управлением муниципального контроля администрации муниципального образования город Новороссийск муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля на территории муниципального образования город Новороссийск.

Указанное Постановление опубликовано в официальном издании газеты «Официальный Новороссийск» от 11.07.2012 г. № 34-35.

Постановлением администрации МО г. Новороссийск от 28.09.2012 г. № 5758 в вышеуказанное постановление от 02.07.2012 г. № 3820 и Административный регламент внесены изменения. Данное постановление также опубликовано в газете «Официальный Новороссийск» от 31.10.2012 г. № 83-88.

Согласно п. 2 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Согласно пункту 1.1. Административного регламента, административный регламент исполнения управлением муниципального контроля администрации муниципального образования город Новороссийск муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля на территории муниципального образования город Новороссийск (далее - Административный регламент) разработан в целях повышения качества и эффективности проверок, проводимых специалистами управления муниципального контроля (далее - специалисты) по земельному контролю, защиты прав участников земельных правоотношений и определяет сроки и последовательность действий при реализации полномочий по муниципальному земельному контролю.

Объектом муниципального земельного контроля являются все земли, находящиеся в границах муниципального образования город Новороссийск независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.

Как следует из п. 5.1 Административного регламента, муниципальный земельный контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с ежегодными планами, либо внеплановых проверок.

Пунктом 7.1. Административного регламента предусмотрено, что внеплановые проверки в отношении лиц, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, проводятся по поручению главы муниципального образования город Новороссийск и заместителя главы муниципального образования город Новороссийск, курирующего деятельность уполномоченного органа, осуществляющего муниципальный земельный контроль, а также в случае обнаружения специалистом достаточных оснований, указывающих на наличие нарушений в использовании земель, и для проверки исполнения предписаний об устранении земельных правонарушений, выданных специалистами по земельному контролю.

В случае необходимости проведения внеплановой проверки заместители главы муниципального образования <адрес>, руководители отраслевых, функциональных и территориальных органов администрации муниципального образования <адрес>, муниципальных учреждений, направляют мотивированное обращение главе муниципального образования <адрес> или заместителю главы муниципального образования <адрес>, курирующему деятельность органа, уполномоченного осуществлять муниципальный земельный контроль.

В соответствии с резолюцией главы муниципального образования <адрес> или заместителя главы муниципального образования <адрес>, курирующего деятельность органа, уполномоченного осуществлять муниципальный земельный контроль, уполномоченный орган проводит внеплановую проверку земельного участка в течение 30 дней со дня поступления поручения, если иной срок не установлен в поручении, или направляет мотивированный отказ в проведении проверки.

В соответствии с п. 8.1 Административного регламента, предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний об устранении земельного нарушения, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Согласно пункту 8.4 регламента (в редакции изменений постановления от ДД.ММ.ГГГГ № 5758) внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого или среднего предпринимательства, может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах 8.2.2 и 8.2.5 настоящего административного регламента, органом, осуществляющим муниципальный земельный контроль после согласования с органом прокуратуры.

В соответствии с пунктом 1.2 Административного регламента одним из Законов, в соответствии с которым принят данный регламент, указан Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора (контроля) и муниципального контроля» порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля устанавливается настоящим Федеральным законом.

Как следует из п. 4 ст. 2 Закона, муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Частью 5 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции изменений ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 365-ФЗ) внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого или среднего предпринимательства, может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с ч. 5 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции изменений ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ) внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ внесены изменения в часть 5 ст. 10 Закона №294-ФЗ - исключены слова «относящиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства».

С учетом указанных изменений Закона, предусмотрено проведение внеплановых выездных проверок по основаниям, предусмотренным подпунктами «а» и «б» пункта 2 части 2 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ, именно всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при наличии согласования с органом прокуратуры.

Вместе с тем, наличие в указанном выше административном регламенте положений пунктов 7.1 и 8.4, закрепляющих возможность проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не относящихся в соответствии с законодательством РФ к субъектам малого и среднего предпринимательства, по основаниям, предусмотренным подпунктами «а» и «б» пункта 2 части 2 ст. 10 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ, без согласования с органом прокуратуры противоречит положениям ч. 5 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора (контроля) и муниципального контроля».

Кроме того, пункт 7.1 Административного регламента предусматривает такое самостоятельное основание проведения внеплановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не относящихся в соответствии с законодательством РФ к субъектам малого и среднего предпринимательства, как поручение заместителя главы администрации <адрес>, курирующего деятельность уполномоченного органа, осуществляющего муниципальный земельный контроль.

Данное условие противоречит положениям части 2 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора (контроля) и муниципального контроля», содержащей исчерпывающий перечень основания для проведения внеплановой проверки.

Прокурором ранее вносился протест № 7.2-4574-2012 в адрес Администрации <адрес>. Однако не был исполнен, доказательств не представлено.

С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что оспариваемые пункты 7.1 и 8.4 Административного регламента, утвержденного Постановлением главы администрации муниципального образования город-герой Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении административного регламента исполнения управлением муниципального контроля администрации муниципального образования <адрес> муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля на территории муниципального образования <адрес> и о признании утратившим силу постановления администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 154", противоречат законодательству РФ, ставят под угрозу нарушение прав неопределенного круга лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность и подлежат признанию недействующими.

Согласно ч. 2, 3 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.

Пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" предусмотрено, что оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правого акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта

Оспариваемые пункты Административного регламента вступили в силу со дня официального опубликования Постановления Администрации Мо <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в газете «Официальный Новороссийск» - ДД.ММ.ГГГГ № 34-35, то есть позднее принятия ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ФЗ "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и подлежат признанию недействующими в оспариваемой части со дня их принятия.

В связи с удовлетворением требований, администрация муниципального образования город-герой Новороссийск обязана, после вступления решения в законную силу, опубликовать в печатном издании - газете «Официальный Новороссийск» сообщение о данном решении для публикации.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 251-253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать противоречащим закону и недействующим со дня принятия пункт 7.1 Административного регламента исполнения управлением муниципального контроля администрации муниципального образования <адрес> муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля на территории муниципального образования <адрес>, утвержденного Постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции постановления администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 5758).

Признать противоречащим закону и недействующим со дня принятия пункт 8.4 Административного регламента исполнения управлением муниципального контроля администрации муниципального образования <адрес> муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля на территории муниципального образования <адрес>, утвержденного Постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции постановления администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 5758) в части, допускающей проведение внеплановых выездных проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, не относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, по основаниям, предусмотренным подпунктами «а» и «б» пункта 2 части 2 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", без согласования с органом прокуратуры.

Администрации МО <адрес> в течение 10 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу направить в редакцию газеты «Официальный Новороссийск» сообщение о данном решении для публикации.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года