Дело № №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Белогорский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Ситниковой Е.С.
при секретаре Тесленок Т.В.,
с участием главы МО Лохвицкого сельсовета ФИО1, представителя администрации Белогорского района Амурской области ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к администрации муниципального образования Белогорского района, администрации Лохвицкого сельсовета о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Белогорского района, администрации Лохвицкого сельсовета, в котором просит признать его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации – наводнения на территории муниципального образования Лохвицкого сельсовета Белогорского района Амурской области в ДД.ММ.ГГГГ года, а также включить его в Списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – наводнения на территории Лохвицкого сельсовета Белогорского района Амурской области в ДД.ММ.ГГГГ года.
В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ в результате чрезвычайной ситуации – ливневых дождей на территории муниципального образования Лохвицкий сельсовет его дом (приусадебный земельный участок), расположенный по адресу: <адрес><адрес>, земельный участок с кадастровым номером № подтоплен. В результате подтопления испорчено принадлежащее ему имущество, пострадал дом, в котором он проживал. Принимая во внимание факт его постоянного проживания в указанном доме, факт порчи принадлежащего ему имущества, он обратилась в администрацию Лохвицкого сельсовета с заявлением о включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения за счет средств областного бюджета материальной помощи при утрате имущества. Однако ДД.ММ.ГГГГ администрацией Лохвицкого сельсовета в данном праве на компенсацию и включении в список пострадавших было отказано. Поскольку имущество по месту его жительства было повреждено, в связи с наводнением, что относится к чрезвычайным ситуациям, полагает, что имеет право на компенсацию причиненного ему ущерба.
В судебное заседание истец не явился, от получения судебной повестки отказался, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ. При данных обстоятельствах, на основании ч. 2 ст. 117 ГПК РФ у суда имеются основания считать истца ФИО4 надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель ответчика администрации Лохвицкого сельсовета ФИО1 возражал против удовлетворения исковых требований, суду пояснил, что дом и земельный участок по адресу: <адрес> ФИО4 не предоставлялся, в собственности у него не находятся. ФИО4 не обращался в администрацию Лохвицкого сельсовета с заявлением о признании его пострадавшим и включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. Огород он не засаживал, дом в результате ливневых дождей не пострадал. Просил в иске отказать.
Представитель ответчика администрации Белогорского района ФИО2 также возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представители третьих лиц Министерства финансов Амурской области, Правительства Амурской области, Министерства пожарной безопасности и гражданской защиты Амурской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Прокурор Белогорского района в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, суд находит возможным провести судебное заседание.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.
Распоряжением Губернатора Амурской области от 23.07.2013 № 123-р на территории Амурской области введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.
Распоряжением главы муниципального образования Белогорского района от 05.08.2013 № 177р введен режим чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования Белогорского района с ДД.ММ.ГГГГ.
В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
По смыслу приведенной нормы компенсация может быть выплачена только в случае принадлежности гражданину на вещном праве имущества, которому причинен ущерб вследствие чрезвычайных ситуаций.
Как видно из содержания искового заявления, ФИО4 в обоснование предъявленных исковых требований приведены доводы о подтоплении его дома и приусадебного земельного участка, расположенных по адресу: <адрес><адрес>, в результате чего испорчено принадлежащее ему имущество, пострадал дом, в котором он проживает.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование заявленных требований и возражений.
В нарушение указанной нормы суду не представлено доказательств причинения ущерба имуществу истца, жилому дому и приусадебному земельному участку по адресу: <адрес><адрес>.
Согласно справки Администрации Лохвицкого сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 зарегистрирован и проживает по адресу <адрес>.
Из пояснений главы администрации Лохвицкого сельсовета ФИО1 следует, что ФИО4 не обращался в комиссию ЧС с ДД.ММ.ГГГГ. Жилой дом по данному адресу в результате ливневых дождей не пострадал, приусадебный участок истцом не засаживался.
Выпиской из похозяйственной книги № от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что земельный участок по <адрес> не засаживался. Доказательств обратного, суду не представлено.
Более того, подпунктом «з» пункта 3 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» предусмотрена выплата гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах.
По смыслу подпункта «з» пункта 3 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года № 693 и пункта 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 октября 2013 года № 1797-р право на выплату компенсации имеют граждане, ведущие личные подсобные хозяйства и утратившие урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения.
Законодательное определение понятия «личное подсобное хозяйство» дано в статье 2 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», согласно которой личное подсобное хозяйство это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
Как следует из выписки похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок по адресу: <адрес>, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью <данные изъяты> кв. м, на праве пользования принадлежит Ф.И.О.15
То есть, земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес><адрес>, не является земельным участком, выделенным ФИО4 для ведения личного подсобного хозяйства.
Каких-либо доказательств, подтверждающих принадлежность данного земельного участка ФИО4, либо предоставления его в пользование истцу в целях ведения личного подсобного хозяйства материалы дела не содержат.
Кроме того, суду не представлено доказательств наличия у истца вещных прав на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес><адрес>.
Из пояснений главы администрации Лохвицкого сельсовета следует, что данный дом был предоставлен Ф.И.О.16; в установленном законом порядке ФИО4 данный жилой дом администрацией Лохвицкого сельсовета не предоставлялся. Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о собственнике указанного дома отсутствуют.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что истец не относится к числу лиц, имеющих право на получение помощи в счет компенсации ущерба, причиненного его имуществу в результате последствий чрезвычайной ситуации. Исковые требования ФИО4 не подлежат удовлетворению.
Также суд считает необходимым отметить, что в соответствии со ст. 1 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Согласно международному стандарту «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95», утв. постановлением Госстандарта России от 25.05.1995 № 267, приказу Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 01 марта 2000 года № 120 различаются природные чрезвычайные ситуации: опасное метеорологическое явление и опасное гидрологическое явление. Наводнение относится к числу опасных гидрологических явлений.
Как следует из ответа <данные изъяты> ЦГМС – филиала ФГБУ «<данные изъяты> управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» опасное гидрологическое явление было в Зейском, Мазановском, Свободненском, Благовещенском, Константиновском, Михайловском, Архаринском районах Амурской области. Опасное агрометеорологическое явление «переувлажнение» было в Бурейском, Белогорском, Ивановском, Михайловском, Константиновском, Тамбовском, Октябрьском, Свободненском, Ромненском, Завитинском, Магдагачинском, Серышевском районах Амурской области.
В исковом заявлении истцом ставится вопрос о признании его пострадавшим в результате наводнения, которого на территории Лохвицкого сельсовета Белогорского района Амурской области не было.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО4 к администрации муниципального образования Белогорского района, администрации Лохвицкого сельсовета о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Белогорский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: