ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-481/17 от 19.12.2017 Быковского районного суда (Волгоградская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Быково ДД.ММ.ГГГГ

Быковский районный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Демьяновой С.Н.,

при секретаре Краснове А.А.,

с участием ответчика - ФИО1, представителя ответчика - ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета сельского хозяйства Волгоградской области к ФИО1 о взыскании социальной выплаты,

У С Т А Н О В И Л:

Комитет сельского хозяйства Волгоградской области обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику в обоснование, которого указал, что ФИО1 изъявила желание улучшить свои жилищные условия с использованием средств государственной поддержки. В рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ и на период до ДД.ММ.ГГГГ», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 № 598, истец предоставил ответчику, а также членам ее семьи социальную выплату в размере 1 943 319 руб. на строительство индивидуального жилого дома на территории <адрес>. Ответчику было выдано свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении социальной выплаты срок действия, которого составил ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 в установленный срок свои обязательства не исполнила, условия программы не выполнила, документы подтверждающие завершение строительства жилья не представила, что свидетельствует о нецелевом использовании денежных средств. ДД.ММ.ГГГГ истец направил ответчику требование о возврате полученной выплаты, на которое ответ не получил. Просит суд взыскать с ответчика в бюджет Волгоградской области социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 1 941 319 руб., из которых 1 358 923 руб. средства областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, 582 396 руб. собственные средства областного бюджета.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена администрация Быковского муниципального района Волгоградской области.

Представитель истца - Комитета сельского хозяйства Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, поступило заявление с просьбой дело рассмотреть в его отсутствие, настаивает на удовлетворении исковых требований.

Ответчик ФИО1 и ее представитель ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признали, просили отказать в удовлетворении иска, по основаниям, изложенным в возражениях.

Представитель третьего лица администрации Быковского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. В отзыве на исковое заявление поддержал требования истца.

Суд, выслушав ответчика, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствие со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

В силу ст. 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Согласно ст. 307 ГК РФ, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

В силу статей 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" утверждена указанная Программа (далее - Программа).

Постановлением Администрации Волгоградской области от 07.04.2015 № 141-п Комитет сельского хозяйства Волгоградской области определен органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на реализацию мероприятий, предусмотренных Программой.

Согласно п. 2.11 Положения о комитете сельского хозяйства Волгоградской области, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 19.12.2016 года №691-п, комитет осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, субсидий и субвенций федерального бюджета, выделяемых на решение вопросов, отнесенных к его ведению.

Предусмотренное Программой предоставление гражданам, молодым семьям и молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья (далее - социальные выплаты) осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены приложением N 4 к ней - Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее - Типовое положение).

В соответствии с п. 2 Типового положения, социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счёт средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов.

Согласно п.п."б" п.8 Типового положения, гражданин, которому предоставляется социальная выплата (далее - получатель социальной выплаты), вправе ее использовать: на приобретение жилого помещения в сельской местности; на создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристройку жилого помещения к имеющемуся жилому дому (далее - строительство жилого дома) в сельской местности, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома; на приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в сельской местности.

В соответствии с пунктом 12 Типового положения, право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством, не являющимся ценной бумагой, по форме, предусмотренной приложением № 5 к Программе. Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве.

В соответствии с пунктом 9 Типового положения, приобретённое или построенное получателем социальной выплаты жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания, оборудованным централизованными или автономными системами жизнеобеспечения, не меньше размера, равного учетной норме площади жилого помещения в расчете на 1 члена семьи, установленной органом местного самоуправления.

В силу пункта 30 Типового положения, жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Орган исполнительной власти вправе истребовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае несоблюдения срока, установленного для оформления жилого помещения в собственность.

Пунктом 4.3 Порядка формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и выдачи им свидетельств о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 18.06.2014 г. № 302-п, предусмотрено, что жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в Свидетельстве, в течение шести месяцев со дня окончания срока действия Свидетельства.

Согласно ст. 28 БК РФ, бюджетная система Российской Федерации основана в том числе на принципах: эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Статьей 34 БК РФ, установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, который заключается в том, что участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Согласно ст. 38 БК РФ, принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В силу ст. 162 БК РФ, к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В соответствии с ч.1 ст. 306.4 БК РФ, нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с условиями Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ и на период до ДД.ММ.ГГГГ», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 № 598, Комитет сельского хозяйства Волгоградской области на основании Сводного списка участников мероприятий – получателей социальных выплат Волгоградской области на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, предоставил ФИО1, а также членам ее семьи социальную выплату в размере 1 941 319 руб. на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.

Как следует из свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках вышеуказанной программы, в соответствии с условиями программы ей предоставляется социальная выплата в размере 1 941 319 руб. на строительство индивидуального жилого дома на территории <адрес>, в том числе за счет: средств федерального бюджета 1 358 923 руб., средств областного бюджета 582 396 руб., а также собственных средств 831 994 руб. Свидетельство действует не более 1 года с даты выдачи. Расчетная стоимость строительства составляет 2 773 312 руб.

Истец перечислил на счет ФИО1 денежные средства в размере 1 358 923 руб., что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ, а также 582 396 руб., что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО1 заключила с ООО «ВостокМонтажСтрой» договор подряда на строительство жилого дома по <адрес>.

Как следует из акта осмотра выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, составленного комиссией администрации Быковского муниципального района Волгоградской области, жилой дом не достроен.

ДД.ММ.ГГГГ администрация Быковского муниципального района Волгоградской области направила ответчику письмо с просьбой представить информацию о ходе строительства данного дома.

На указанное письмо ФИО1 не отреагировала, информацию и документы, подтверждающие строительство не предоставила.

Как усматривается из решения Быковского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску <данные изъяты> к ФИО1 о расторжении договора подряда, взыскании убытков, процентов за пользование чужими денежными средствами, по встречному иску ФИО1 к <данные изъяты> о расторжении договора подряда, взыскании суммы, уплаченной по договору, компенсации морального вреда, вступившего в законную силу, договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между <данные изъяты> и ФИО1 расторгнут, с подрядчика <данные изъяты> в пользу ФИО1 взыскана стоимость не выполненных работ в сумме 371 191,67 руб. из расчета: (1 038 810,64 руб. (перечисленная подрядчику сумма) - 667 618,97 руб. (стоимость фактически выполненных работ)).

Между тем, срок действия свидетельства, и срок, предусмотренный для оформления в общую долевую собственность жилого помещения истек в ДД.ММ.ГГГГ, ответчиком документы, подтверждающие завершение строительства жилого дома не предоставлены.

Таким образом, ФИО1 свои обязательства, предусмотренные п. 4.3 Порядка формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и выдачи им свидетельств о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 18.06.2014 г. № 302-п и п. 30 Типового положения об оформлении в установленный срок в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, жилого помещения не исполнила, условия федеральной целевой программы не выполнила, документы подтверждающие завершение строительства жилья не предоставила.

Поскольку ответчиком условия программы не выполнены, что свидетельствует о нецелевом использовании социальной выплаты, полученные средства подлежат возврату в полном объеме.

ДД.ММ.ГГГГ истец направил ответчику требование о возврате полученной социальной выплаты, на которое ответ не поступил.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Комитета сельского хозяйства Волгоградской области к ФИО1 о взыскании суммы социальной выплаты подлежат удовлетворению.

Доводы ФИО1 о том, что полученные в рамках Программы денежные средства не подлежат возврату в связи с отсутствием её вины в нарушении условий Программы, являются несостоятельными, поскольку ответчиком не предоставлено доказательств, подтверждающих объективную невозможность распорядиться указанными средствами в установленный срок.

Свидетельство ФИО1 выдано ДД.ММ.ГГГГ сроком на 1 год. Срок действия свидетельства, с учетом 6 месяцев на оформление в общую долевую собственность жилого помещения закончился в декабре 2016 года. Указанный срок является пресекательным, после окончания срока действия свидетельства, финансирование строительства невозможно.

Доказательств, отвечающих требованиям ст. 59, 60 ГПК РФ, свидетельствующих о непредставлении истцом ответчику денежных средств на строительство дома в период действия свидетельства, суду не представлено.

Утверждения ФИО1 о том, что денежные средства не подлежат возврату, так как строительство жилого дома не завершено, вследствие не выполнения обязательств по договору подрядной организацией, суд не может принять во внимание, поскольку заключая с <данные изъяты> договор строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома на территории <адрес> ответчик ФИО1 была свободна в выборе подрядчика. Кроме того, вступившим в законную силу решением Быковского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ в пользу ФИО1 с <данные изъяты> взыскано 371 191,67 руб.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Комитета сельского хозяйства Волгоградской области к ФИО1 о взыскании социальной выплаты – удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в бюджет Волгоградской области социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 1 941 319 руб., из которых 1 358 923 руб. средства областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, 582 396 руб. собственные средства областного бюджета.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Быковский районный суд Волгоградской области.

Мотивированное решение изготовлено 25.12.2017г.

Судья: