ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-481/18 от 26.06.2018 Ивантеевского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июня 2018 года

Ивантеевский городской суд Московской области в составе:

Председательствующего судьи: ГУРКИНА С.Н.

при секретаре: Овсепян А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-481/18 по иску Учеваткин В.В. к Министерству социального развития Московской области о восстановлении мер социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

Истец Учеваткин В.В. обратился в суд с иском к ответчику с заявленными требованиями, ссылаясь на то, что он является военнослужащем ВВ МВД РФ и ветераном боевых действий, фактически проживает в служебном жилом помещении - квартире по адресу: МО, <адрес>. С 01.05.2015 года ответчиком незаконно прекращена выплата компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленная Законом о ветеранах. В соответствии с ч.3 ст.15 Закона о статусе военнослужащих Учеваткин В.В. с членами своей семьи зарегистрирован постоянно по месту прохождения службы, по адресу: <адрес>-А. В жилом помещении по адресу: <адрес>, Учеваткин В.В. имеет регистрацию по месту пребывания. Указанное жилое помещение предоставлено для временного проживания, за плату Учеваткин В.В. и членам его семьи – супруге Учеваткиной Э.М., сыну – Учеваткин В.В. по договору найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. По указанному адресу открыт лицевой счет и производится начисление коммунальных платежей исходя из трех проживающих лиц. Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим. Таким образом, прекращение Ивантеевским управлением социальной защиты населения гарантированных государством выплат ветеранам боевых действий является незаконным, существенно нарушает права и законные интересы указанной категории граждан. На основании изложенного просил обязать Министерство социального развития Московской области в лице Ивантеевского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области восстановить с 01 мая 2015 года меры социальной поддержки.

В судебном заседании истец Учеваткин В.В. требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Ивантеевского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области Карпунина А.В. в судебном заседании против удовлетворения требований возражала, пояснила, что из искового заявления и материалов дела следует, что Учеваткин В.В. зарегистрирована по адресу <адрес>. Согласно постановлению Правительства Московской области от 19.12.2017 г. № 1082/46 «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области» меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации по месту жительства получателя. Понятие «место жительства» дается в статье 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее — Закон РФ). В данную статью Федеральным законом от 21.12.2013 № 376 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации» были внесены изменения, согласно которым, с 3 января 2014 года определено, что местом жительства гражданина признаётся жилой дом, квартира, комната.. ., и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 г. № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» установлено, что место жительства удостоверяется отметкой в паспорте гражданина. Нормы указанных правовых актов распространяются на всех граждан Российской Федерации независимо от их социального статуса. Министерством проведена работа по тщательному изучению нормативных правовых актов и опыта других субъектов Российской Федерации, однако каких-либо исключений в отношении предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг для военнослужащих не установлено. Таким образом, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан предоставляются только по месту их жительства, которое удостоверяется отметкой в паспорте гражданина. Истребование у гражданина органом социальной защиты населения сведений о наличии регистрации по месту жительства в Московской области, не имеет целью ограничения прав и свобод гражданина, установленных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а направлено на обеспечение организационных условий реализации действующего законодательства, а также имеет целью защиту прав и законных интересов налогоплательщиков Московской области от неправомерного расходования средств на предоставление мер социальной поддержки лицам, не имеющим места жительства в Московской области. Учитывая, что реализация гражданами прав на меры социальной поддержки, предполагает расходование денежных средств конкретного субъекта Российской Федерации, законодатель вправе предусматривать определённые организационно-учётные правила, способствующие, с одной стороны, беспрепятственной реализации гражданами прав на меры социальной поддержки, а с другой стороны - исключающие возможность злоупотребления данными правами, в частности - путём их реализации не только по месту жительства. Указанная позиция соответствует правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной им в Определении от 06 февраля 2003 года № 105-0. Необходимо учитывать, что предоставление мер социальной поддержки органами социальной защиты населения осуществляется не произвольно - по выбору гражданина, а в соответствии с определёнными правилами и нормами, что не противоречит действующему законодательству. То обстоятельство, что Учеваткин В.В. не реализует свои права на меры социальной поддержки в г. Москве (то есть в том субъекте Российской Федерации, где он зарегистрирован по месту жительства) нельзя рассматривать в качестве основания для предоставления ему мер социальной поддержки по месту проживания в служебном жилом помещении без регистрации. Министерством социального развития Московской области получен ответ на запрос из Министерства обороны Российской федерации от 15.03.2016 года № 194/7/6713 по вопросу регистрации по месту жительства военнослужащих, проживающих в специализированных жилых помещениях. Право военнослужащего на обращение в ФМС России о регистрации по адресу дислокации воинской части, предусмотренное пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», носит заявительный характер и не пресекает права на обращение в ФМС России с заявлением о регистрации по месту жительства в специализированном жилом помещении Минобороны России. Таким образом, решение об отказе в выплате компенсации расходов по оплате жилого помещения является законным, обоснованным, и отмене не подлежит.

Выслушав объяснения сторон и их представителей, изучив материалы дела, суд находит требования Учеваткин В.В. подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16, статьей 10 и статьей 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" одной из мер социальной поддержки, предоставляемых ветеранам боевых действий, является компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов. Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим. Меры социальной поддержки, установленные статьей 16 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Материалами дела установлено, что Учеваткин В.В. как ветеран боевых действий, имеет права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах», в том числе и оспариваемое право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов.

Между истцом и Министерством внутренних дел Российской Федерации заключен контракт о прохождении военной службы во внутренних войсках МВД России сроком на пять лет.

В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" истец постоянно зарегистрирована по месту прохождения военной службы в войсковой части по адресу: <адрес>-<адрес>, помещение жилым не является.

С военнослужащей Учеваткин В.В. заключен договор найма служебного жилого помещения от 14 мая 2013 года, согласно которому Войсковая часть 7456 в лице командира воинской части, действующего от имени собственника жилого помещения – Российской Федерации передало истцу во владение и пользование жилое помещение – <адрес>. Жилое помещение предоставлено истцу в связи с прохождением военной службы.

ДД.ММ.ГГГГ Ивантеевское управление социальной защиты населения Московской области прекратило истцу выплаты мер социальной поддержки, в связи с отсутствием регистрации на территории Московской области города Ивантеевки.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, принимая во внимание фактическое проживание истца в г. Ивантеевки Московской области, что ответчиком не оспорено, суд находит решение Ивантеевского УСЗН о прекращении мер социальной поддержки в отношении истца незаконным, а право истца на получении оспариваемой поддержки подлежащим удовлетворению.

При этом довод ответчика, что выплата компенсации расходов по оплате жилого помещения должна предоставляться только по месту жительства, то есть по месту регистрации, указанной в паспорте, суд находит необоснованным по следующим основаниям.

В силу статей 1 и 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Под местом жительства, в соответствии с названным Законом, понимается жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства.

Между тем, из толкования пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" следует, что меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, именно «проживающим в жилых помещениях…», смысловой нагрузки, что это лицо должно «иметь место жительства», именно в понимании наличия регистрации по месту жительства и отметки в паспорте, не усматривается.

Суд также принимает во внимание положение статьи 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", которой предусмотрена обязанность граждан регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом, регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Не имеет правового значения и ссылка ответчика на постановление Правительства Московской области от 30.12.2008 № 1235/52 «Об утверждении Порядка предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области», согласно которому меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации именно по месту жительства получателя, то есть по месту его регистрации, поскольку право на получение мер социальной поддержки предусмотрено Федеральным законом, и оно не может быть ограничено актами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, суд приходит к выводу, что сам по себе факт регистрации гражданина по месту жительства в г. <адрес> при войсковой части, не может являться основанием для отказа в предоставлении ему мер социальной поддержки в Московской области.

При таких обстоятельствах, с учетом положений приведенного федерального законодательства, а также принимая во внимание доказанность фактического проживания истца в городе Ивантеевка Московской области, суд считает, что требования истца о восстановлении мер социальной поддержки, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

Иск Учеваткин В.В. к Министерству социального развития Московской области о восстановлении мер социальной поддержки удовлетворить.

Обязать Министерство социального развития Московской области возобновить Учеваткин В.В. с 1 мая 2015 года ежемесячные выплаты денежной компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ивантеевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

СУДЬЯ: ГУРКИН С.Н.

решение в окончательной форме

изготовлено 29 июня 2018 года