дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пос. Прямицыно 25 ноября 2020 года
Октябрьский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Акимовой Н.С.,
с участием помощника прокурора Октябрьского района
Курской области Минаковой И.В.,
при секретаре Стариковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в защиту интересов Муниципального образования «Октябрьский район» <адрес> к Муниципальному казенному образовательному учреждению «Ленинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» <адрес> о возложении обязанности обеспечить требования к уровню образования контрактного управляющего Муниципального казенного образовательного учреждения «Ленинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» <адрес>,
установил:
Прокурор <адрес> области, действуя в защиту прав и законных интересов Муниципального образования «Ленинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» <адрес>, обратился в суд с иском к Муниципальному казенному образовательному учреждению «Ленинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» <адрес> о возложении обязанности обеспечить требования к уровню образования контрактного управляющего Муниципального казенного образовательного учреждения «Ленинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» <адрес>, мотивируя тем, что прокуратурой <адрес> в соответствии с заданием прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ проведена проверка исполнения законодательства в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в МКОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» <адрес>, в ходе которой было установлено, что в соответствии с приказом директора МКОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О возложении обязанностей контрактного управляющего», ФИО1 назначена контрактным управляющим МКОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» <адрес>. ФИО1 имеет высшее профессиональное образование, квалификация «Учитель физики», учитель информатики по специальности «Физика» с дополнительной специальностью «Информатика», ДД.ММ.ГГГГ получила удостоверение о повышении квалификации в ОГБОУ ДПО «Курский институт непрерывного профессионального образования (повышение квалификации и профессиональной переподготовки) специалистов отрасли образования» по дополнительной профессиональной программе «Управление государственными и муниципальными закупками. Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» в объеме 120 часов.
Контрактный управляющий МКОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» <адрес> ФИО1 не соответствует занимаемой должности по уровню образования, поскольку не имеет ни высшего образование в сфере закупок, ни дополнительного образования в сфере закупок со сроком освоения программ профессиональной переподготовки не менее 250 часов.
Просил суд обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение «Ленинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» <адрес> в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего Муниципального казенного образовательного учреждения МКОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» <адрес> в соответствии с ч.6 ст.38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Минакова И.В. заявленные требования поддержала в полном объеме по указанным в иске основаниям, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика – МКОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» <адрес>, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без его участия, исковые требования признал.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
На основании п.6 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.
Согласно ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон №44-ФЗ) контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с ч.2 ст.9 Закона №44-ФЗ, заказчики принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Общие требования к контрактной службе и контрактному управляющему определяются на основании положений статьи 38 Закона №44-ФЗ, а также Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Типовое положение).
В соответствии с частью 2 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий).
Положениями части 6 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено, что работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Согласно части 5 статьи 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик включает в состав комиссии по осуществлению закупок преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.
При этом в соответствии с частью 6 статьи 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон №273-ФЗ) содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено Законом №273-ФЗ и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.
Согласно пункту 12 порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ№, формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получения новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.
Приказами Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ№н, №н утверждены профессиональные стандарты «Специалист в сфере закупок», «Эксперт в сфере закупок».
Профессиональным стандартом «Специалист в сфере закупок» установлено требование к образованию: среднее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок.
Профессиональным стандартом «Эксперт в сфере закупок» установлено требование к образованию: высшее образование – бакалавриат, дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации в сфере закупок.
В соответствии со ст.195.1 Трудового кодекса РФ, квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Стандарты разработаны во исполнение статьи 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации и призваны, в том числе, обеспечить принцип профессионализма заказчика, предусмотренный положениями статьи 9 Закона о контрактной системе.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в соответствии с приказом директора МКОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О возложении обязанности контрактного управляющего», на ФИО1 возложены обязанности контрактного управляющего МКОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» <адрес>.
Согласно удостоверению о повышении квалификации от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 повысила свою квалификацию в ОГБОУ ДПО «Курский институт непрерывного профессионального образования (повышение квалификации и профессиональной переподготовки) специалистов отрасли образования» по дополнительной профессиональной программе «Управление государственными и муниципальными закупками. Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» в объеме 120 часов.
В нарушение требований ст.195.1 Трудового Кодекса РФ, ч.5 ст.39, ч.6 ст.38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Приказов Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ№н, №н, контрактный управляющий МКОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» <адрес> ФИО1 не соответствует занимаемой должности по уровню образования, поскольку не имеет ни высшего образование в сфере закупок, ни дополнительного образования в сфере закупок со сроком освоения программ профессиональной переподготовки не менее 250 часов.
Отсутствие необходимого образования не позволяет контрактному управляющему МКОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» <адрес> ФИО1 на основе принципа профессионализма выполнять возложенные на нее функции и полномочия в сфере закупок, что может привести к нарушению действующего законодательства о контрактной системе, а также к нарушению интересов МКОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» <адрес>, муниципального района «<адрес>» <адрес>, который в соответствии с п.1.6 Устава МКОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» <адрес>, утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ является учредителем образовательного учреждения.
При данных обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом вышеизложенного, определяя срок для устранения указанных выше нарушений, суд, учитывая объем предстоящих работ (количество академических часов), необходимых для прохождения (прослушивания) слушателем академических часов по обучению согласно разработанной исполнителем целевой программе, полагает возможным установить его исходя из указанного прокурором в иске срока – два месяца, исчисляя указанный срок со дня вступления решения в законную силу, считая его разумным и достаточным для устранения допущенных нарушений действующего законодательства РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес>, действующего в защиту интересов Муниципального образования «Октябрьский район» <адрес> к Муниципальному казенному образовательному учреждению «Ленинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» <адрес> о возложении обязанности обеспечить требования к уровню образования контрактного управляющего Муниципального казенного образовательного учреждения «Ленинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» <адрес>, удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение «Ленинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» <адрес> в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего Муниципального казенного образовательного учреждения «Ленинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» <адрес> в соответствии с ч.6 ст.38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года
Судья