ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-481/2014 от 09.09.2014 Кумторкалинского районного суда (Республика Дагестан)

 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 с. Коркмаскала 09 сентября 2014 г.

 Кумторкалинский районный суд Республики Дагестан в составе:

 председательствующего – судьи Н.Ю. Камалова,

 при секретаре А.М. Солтановой,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации и Республики Дагестан к индивидуальному предпринимателю Разиеву ФИО15 о прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды,

 УСТАНОВИЛ:

 Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации и Республики Дагестан обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Разиеву ФИО16 о прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, указывая, что проверкой исполнения законодательства о недропользовании на участке недр, предоставленном индивидуальному предпринимателю Разиеву, установлено следующее:

 Приказом Комитета Правительства Республики Дагестан по лесному хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ № Разиеву предоставлен в аренду лесной участок в квартале 35, выдел 5, квартале 37, выдел 1, общей площадью 20 га на срок действия лицензии на пользование недрами.

 ДД.ММ.ГГГГ между Агентством по лесному хозяйству РД и ИП Разиевым заключен договор аренды лесного участка, в соответствии с которым последнему предоставляется лесной участок площадью 20 га, расположенный по адресу: Республика Дагестан, Кумторкалинский район, ГУ «Пригородное лесничество», Кумторкалинское участковое лесничество, квартал 35, выдел 5, - 5 га; квартал 37, выдел 1, - 15 га, кадастровый номер (условный номер лесного участка по государственному лесному реестру №).

 Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Дагестан ИП Разиеву выдана лицензия № на право пользования недрами в целях добычи общераспространенных полезных ископаемых на лесных землях Кумторкалинского участкового лесничества ГУ «Пригородное лесничество», в квартале 35, выдел 5, квартале 37, выдел 1, на участке ранее разведанного Дагестанской комплексной геологической экспедицией Шуринского месторождения строительных песков, запасы которых утверждены ГУП «РЦ Дагестангеомониторинг» протоколом НТС № от ДД.ММ.ГГГГ

 Лицензия зарегистрирована в Минприроды РД ДД.ММ.ГГГГ в реестре за №.

 ДД.ММ.ГГГГ индивидуальным предпринимателем Разиевым гражданину Алискандиеву ФИО17 выдана нотариально заверенная доверенность на представление его интересов в качестве индивидуального предпринимателя и арендатора лесного участка.

 ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками Минприроды РД обнаружен факт осуществления Алискандиевым добычи песка с использованием выданной ИП Разиеву лицензии на право пользования недрами на территории Кумторкалинского участкового лесничества ГКУ «Пригородное лесничество» и приостановлена добыча песка.

 ДД.ММ.ГГГГ начальником ОМВД России по Кумторкалинскому району также обнаружен факт осуществления добычи песка в указанной местности с использованием выданной ИП Разиеву лицензии на право пользования недрами и приостановлена добыча песка.

 ДД.ММ.ГГГГ при проведении Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Минприроды РД совместной с прокуратурой Республики Дагестан, прокуратурой Кумторкалинского района и ОМВД России по Кумторкалинскому району проверки исполнения законодательства о недропользовании на побережье Каспийского моря в лесном фонде на территории Кумторкалинского участкового лесничества ГКУ «Пригородное лесничество» выявлен факт осуществления добычи песка 4 лицами: «А. ФИО18», «ФИО19», «ФИО20» и «ФИО21», не находящимися в трудовых отношениях с указанным индивидуальным предпринимателем, с использованием автопогрузчиков без государственных регистрационных знаков.

 При осмотре сотрудниками полиции автомашины «Ситроен» за государственными регистрационными знаками Е 150 РР 05/РУС под управлением гражданина М.М. Инквачилова, не находящегося в трудовых и иных договорных отношениях с ИП Разиевым, в ее багажнике обнаружено 2 целлофановых пакета с накладными на отпуск песка за ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ и записная книжка с записями об отпуске песка.

 Согласно сведениям накладных и записной книжки 4 лицами: «А. ФИО2», «ФИО5», «ФИО22» и «ФИО24ФИО23 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в лесном фонде на территории Кумторкалинского участкового лесничества ГКУ «Пригородное лесничество», лесопарковой зоне, добыто 50 649,4 м3 песка, в результате чего от его реализации извлечен доход в размере 11 144 040 рублей.

 Гражданином, представившимся Алдаевым ФИО25, также не находящимся в трудовых отношениях с указанным предпринимателем, предъявлены копии бланка лицензии на имя индивидуального предпринимателя Разиева и определения Арбитражного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении действия приказа Минприроды РД от ДД.ММ.ГГГГ № об аннулировании вышеуказанной лицензии.

 Деятельность по разработке месторождений песков ИП Разиевым по выданной ему лицензии на право пользования недрами с привлечением указанных лиц осуществляется с нарушением требований законодательства о недропользовании, лесопользовании и об охране окружающей среды.

 В установленном порядке в территориальном органе Ростехнадзора горноотводный акт, являющийся документом, определяющим уточненные границы горного отвода, и неотъемлемой составной частью лицензии на право пользования недрами, ИП Разиевым не получен (в соответствии с ранее действовавшим законодательством).

 Проектная и техническая документация на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых подлежала рассмотрению и согласованию комиссией, созданной Управлением по недропользованию по РД.

 Однако, по информации Управления по недропользованию по РД, указанная проектная документация ИП Разиевым на согласование не представлялась.

 За период с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время в Республике Дагестан не принят нормативный правовой акт, регламентирующий вопросы рассмотрения и согласования проектной и технической документации на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения; комиссией Минприроды РД проектная документация разработки месторождений песка на участке недр, предоставленном ИП Разиеву; выданных Минприроды РД документов, определяющих уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, содержащими верхнюю и нижнюю границы в контуре месторождения полезного ископаемого, и ведомостью координат угловых точек) ИП Разиев не имеет; в соответствии со ст.ст. 6 и 25 Закона РД «О недрах» и Положением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участках недр местного значения, а также об участках недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, утвержденным постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ №, специально созданной экспертной комиссией индивидуальному предпринимателю Разиеву заключение государственной экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых на участке недр, предусмотренном лицензией на право пользования недрами, не выдано.

 Как следует из ответа Минприроды РД от ДД.ММ.ГГГГ на запрос Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры, ИП Разиев с документами, определяющими уточненные границы горного отвода, в Минприроды РД не обращался и такой документ ему не выдавался.

 Таким образом, недропользование на территории лесного фонда осуществляется без документов, являющихся неотъемлемыми составными частями лицензии на право пользования недрами, т.е. самовольно.

 Также, в нарушение требований ст.ст.17 и 20 Закона Республики Дагестан «О недрах» и лицензионного соглашения добыча песков осуществляется без утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами; ведения геологической, маркшейдерской и иной документации; предоставления геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации; предоставления достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики; обеспечения безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами; соблюдения утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; приведение участков земли, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования и т.д.

 Согласно справке Агентства по лесному хозяйству РД от ДД.ММ.ГГГГ ИП Разиевым без разработки проекта освоения леса и получения положительного заключения государственной экспертизы по нему произведена добыча песка на площади 17 га из предоставленных ему в аренду 20 га, задолженность по арендной плате составляет 581 742 рубля. Договор аренды с ИП Разиевым заключен без его заявления.

 На день проверки – ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение ст.33 Закона РД «О недрах» не внесены налоги и платежи за пользование недрами.

 По информации Дагестанского филиала ФБУ «ТГФИ по ЮФО» от ДД.ММ.ГГГГ представленной по запросу Махачалинской межрайонной природоохранной прокуратуры, ИП Разиевым отчеты по форме 5-гр об объемах добычи песка не предоставлены за ДД.ММ.ГГГГ, последний отчет им сдан за 2010 год с объемом добычи 7400 м3 ДД.ММ.ГГГГ

 По сведениям Минприроды РД, ДД.ММ.ГГГГ ИП Разиевым произведена оплата за пользование недрами (НДПИ) в размере 72 000 рублей.

 Требования ст.ст. 12 и 13 Земельного кодекса РФ о сохранении верхнего плодородного слоя почвы не соблюдаются.

 В нарушение ст. 99 Лесного кодекса РФ и договора аренды лесного участка за использование лесного участка своевременно и в полном объеме не вносится арендная плата.

 По информации Комитета по лесному хозяйству РД на ДД.ММ.ГГГГ за ИП Разиевым числится задолженность по арендной плате в размере 631 742 рублей.

 В нарушение ст. 53.1 Лесного кодекса РФ не приняты меры по противопожарному обустройству лесного участка.

 В нарушение ст.ст.88 и 89 Лесного кодекса РФ лесопользование ИП Разиевым до ДД.ММ.ГГГГ осуществлялось без проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов.

 Приказом председателя Комитета по лесному хозяйству РД от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено заключение государственной экспертной комиссии государственной экспертизы проекта освоения лесов в квартале 35, выдел 5, квартале 37, выдел 1, Кумторкалинского участкового лесничества ГКУ «Пригородное лесничество» для ИП Разиева с выводом, что предусмотренные проектом освоения лесов мероприятия по использованию лесов соответствует целям, видам освоения лесов, материалам лесоустройства, законодательству Российской Федерации.

 В то же время, из лесохозяйственного регламента ГКУ «Пригородное лесничество», проекта освоения лесов лесного участка, предоставленного ИП Разиеву и ответов Комитета по лесному хозяйству РД следует, что по целевому назначению они относятся к защитным лесам, в т.ч. к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, а именно к лесопарковой зоне.

 Из ответа Председателя Комитета по лесному хозяйству РД от ДД.ММ.ГГГГ № на запрос Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры следует, что согласно данным государственного лесного реестра и лесохозяйственного регламента лесничества леса, предоставленные ИП Разиеву, относятся к лесопарковой зоне и на них запрещается разработка месторождений полезных ископаемых.

 Из приведенного следует, что использование ИП Разиевым указанного земельного участка и разработка им карьера для добычи песка не соответствуют законодательству об охране земель и лесов, а официальные документы: заключение экспертной комиссии государственной экспертизы проекта освоения лесов в квартале 35, выдел 5, квартале 37, выдел 1, Кумторкалинского участкового лесничества ГКУ «Пригородное лесничество», предоставленных ИП Разиеву, с выводом, что предусмотренные проектом освоения лесов мероприятия по использованию лесов соответствует целям, видам освоения лесов, материалам лесоустройства, законодательству Российской Федерации, а также приказ председателя Комитета по лесному хозяйству РД от ДД.ММ.ГГГГ № об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов для ИП Разиева не соответствуют фактическим обстоятельствам и требованиям действующего федерального законодательства; указанные документы выданы с превышением должностных полномочий работниками Комитета по лесному хозяйству Республики Дагестан, что подтверждается и вышеуказанным письмом Председателя Комитета по лесному хозяйству РД от ДД.ММ.ГГГГ №

 Кроме того, хозяйственная деятельность по недропользованию им осуществляется в нарушение и других требований законодательства об охране окружающей среды.

 Так, ДД.ММ.ГГГГ в процессе проводимой Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с сотрудниками УЭБ и ПК МВД по РД и ОГ СЭБ ФСБ России по Северо-Кавказскому федеральному округу с привлечением специалистов Управления Росприроднадзора по РД, Минприроды РД, Комитета по лесному хозяйству РД и ГКУ «Махачкалинское лесничество» проверки с выездом на место фактического осуществления недропользования с использованием лицензии на право пользования недрами, выданной индивидуальному предпринимателю Разиеву, выявлено, что Алискандиевым с привлечением 4 автопогрузчиков осуществляется добыча песка на территории Кумторкалитнского участкового лесничества ГКУ «Пригородное лесничество». Начальником отдела земельного надзора, ООПТ и в сфере охоты Управления Росприроднадзора по РД А.Ш. Алиевым с использованием навигатора «Гармин» по системе координат зафиксировано местонахождение автопогрузчиков, производивших добычу песка:

 - погрузчик № - широта 43(14(54,4( долгота 47(29(12,5(;

 - погрузчик № - широта 43(14(55,7( долгота 47(29(09,6(;

 - погрузчик № - широта 43(15(02,7( долгота 47(29(08,5(;

 - погрузчик № - широта 43(15(03,6( долгота 47(29(25,3(.

 Из ситуационного плана расположения участка недр (приложение № к Лицензии), являющегося в соответствии с ч.1 ст.11 и ч.1 ст.12 Закона РФ «О недрах» неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами, усматривается, что лицензионный участок недр расположен на территории Кумторкалинского района Республики Дагестан, его границы ограничены угловыми точками со следующими координатами:

 - точка № 1-Х: «по координатной сетке» 47 93 910,0, «географические» 43 гр. 15 мин. 10,3 сек; У: «по координатной сетке» 87 02 075,0, «географические» 47 гр. 29 мин.18,2 сек.;

 - точка № 2-Х: «по координатной сетке» 47 93 850,0, «географические» 43 гр. 15 мин. 08,0 сек.; У: «по координатной сетке» 87 02 465,0, «географические» 47 гр. 29мин. 34,8 сек;

 - точка № 3-Х: «по координатной сетке» 47 93 360,0, «географические» 43 гр. 14 мин. 52,3 сек; У: «по координатной сетке» 87 02 380,0, «географические» 47 гр. 29 мин. 29,3 сек.;

 - точка № 4-Х: «по координатной сетке» 47 93 420,0, «географические» 43 гр. 14 мин. 54,1 сек; У: «по координатной сетке» 87 01 985,0, «географические» 47 гр. 29 мин. 12,7 сек.

 Согласно договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ Агентством по лесному хозяйству Республики Дагестан индивидуальному предпринимателю Разиеву предоставлен лесной участок площадью 20 га, расположенный по адресу: Республика Дагестан, Кумторкалинский район, ГУ «Пригородное лесничество», Кумторкалинское участковое лесничество, квартал 35, выдел 5 ( 5,0 га); квартал 37, выдел 1 (15га), кадастровый номер (условный номер лесного участка по государственному лесному реестру) №.

 Из представленных Комитетом по лесному хозяйству Республики Дагестан координат кварталов (система 1942 года) следует:

 1. квартал № ГУ «Пригородное лесничество», Кумторкалинское участковое лесничество, имеет следующие координаты:

 - точка №. 15 мин. 21,9 сек, У- 47 гр. 29 мин. 14,0 сек.;

 - точка №. 15 мин. 17,2 сек, У- 47гр. 29 мин. 30,0 сек.;

 - точка №. 15 мин. 18,6 сек, У- 47гр. 29 мин. 40,1 сек.;

 - точка № № 14 мин. 51,5 сек, У- 47гр. 29 мин. 33,9 сек.;

 - точка № 14 мин. 56,8 сек, У- 47гр. 29 мин. 06,1 сек.;

 2. квартал № ГУ «Пригородное лесничество», Кумторкалинское участковое лесничество, имеет следующие координаты:

 - точка №. 14 мин. 52,7 сек, У- 47 гр. 29 мин. 26,1 сек.;

 - точка №. 14 мин. 51,5 сек, У- 47гр. 29 мин. 33,9 сек.;

 - точка №. 14 мин. 29,6 сек, У- 47гр. 29 мин. 28,7 сек.;

 - точка № 14 мин. 19,1 сек, У- 47гр. 29 мин. 33,2 сек.;

 - точка № 14 мин. 22,9 сек, У- 47гр. 29 мин. 15,3 сек.

 Согласно заключениям специалистов Управления Росприроднадзора по РД от ДД.ММ.ГГГГ, Минприроды РД от ДД.ММ.ГГГГ работы по добыче песка ДД.ММ.ГГГГ велись 4 погрузчиками марки «Амкадор» за пределами участка, предусмотренного лицензией на право пользования недрами, выданной на имя ИП Разиева.

 Согласно заключению специалиста Комитета по лесному хозяйству РД от ДД.ММ.ГГГГ на момент проверки ДД.ММ.ГГГГ деятельность по добыче песка Алискандиевым осуществлялась с использованием 4 автопогрузчиков, 3 из которых производили добычу песка в пределах предоставленного в аренду ИП Разиеву лесного участка, 1 – за его пределами, чем грубо нарушены требования законодательства.

 По результатам проведенного по требованию Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры независимого исследования кадастровым инженером ООО «Турземкадастр» дано следующее заключение:

 - место обнаружения ДД.ММ.ГГГГ 4 автопогрузчиков, производивших добычу песка, не соответствуют точкам координат лицензионного участка недр, предоставленного ИП Разиеву и находятся за пределами границ лицензионного участка;

 - место обнаружения ДД.ММ.ГГГГ 4 автопогрузчиков, производивших добычу песка, находится в пределах лесного участка, предоставленного ИП Разиеву.

 Следовательно, границы лицензионного участка недр не совпадают с границами лесного участка, предоставленного ИП Разиеву, и Алискандиев осуществлял добычу песка за пределами участка недр, предусмотренного лицензией на право пользования недрами, предоставленного ИП Разиеву, т.е. самовольно и по данному основанию.

 В нарушение 26 Лесного кодекса РФ не представляется лесная декларация.

 Представленная в последующем в Махачкалинскую межрайонную природоохранную прокуратуру лесная декларации ИП Разиева от ДД.ММ.ГГГГ об использовании лесов для геологического изучения недр является подложным документом, что вытекает из его содержания.

 Декларация датирована ДД.ММ.ГГГГ, а из ее содержания следует, что она подана по факту использования лесов ИП РАзиевым за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по факту использования лесов после составления и подачи декларации.

 В нарушение требований ст.ст. 16, 22 и 23 названного Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст.ст. 12 и 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» указанная деятельность осуществляется без разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду, наличие которого является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу указанных нормы Закона разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха, т.е. без разрешительной документации на осуществление хозяйственной деятельности.

 В соглашении об условиях пользования недрами закреплено, что ИП Разиев при недропользовании обязан: «производить необходимые геолого-маркшейдерские замеры и учет добытого полезного ископаемого, а также отходов, вести геолого-маркшейдерскую документацию установленной формы» (ст.4.4); «обязуется проводить рекультивацию нарушенных земель в соответствии с проектной документацией, согласованной в установленном порядке» (ст.4.6); «представлять Уполномоченному органу отчет о своей деятельности за предыдущий год: отчет по ф-5Гр и информацию о выполнении условий Соглашения» (ст.5.1); «осуществлять все виды платежей» (ст.6.1) и т.д., что не обеспечено им.

 Таким образом, при недропользовании ИП Разиевым не соблюдаются требования законодательства об охране окружающей среды: земельного и лесного - о целевом назначении и виде разрешенного использования земель и лесов, в пределах которых осуществляется разработка месторождений песка; охране атмосферного воздуха - о разработке и установлении нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и получении разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду; о недрах - о разработке месторождений песка исключительно в пределах лицензионного участка, согласовании проектной документации разработки месторождения полезных ископаемых, прошедшей в установленном порядке экспертизу и получении документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, являющихся неотъемлемой составной частью лицензии, а также лицензионные условия.

 Деятельностью ИП Разиева по разработке месторождений песка на предоставленном ему земельном участке на землях лесного фонда нарушаются права и законные интересы публичных объединений и неопределенного круга лиц.

 При отсутствии разрешительной документации на использование природных ресурсов и на осуществление хозяйственной деятельности невозможно определить степень прямого или косвенного воздействия осуществляемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, проверить, создается ли в результате этого угроза загрязнения, истощения окружающей среды, оказывает ли такая деятельность вредное воздействие на человека, в связи с чем презумпция экологической опасности хозяйственной деятельности ИП Разиева по недропользованию в защитных лесах не может быть опровергнута в настоящее время.

 Поскольку вышеуказанный земельный участок должен использоваться в соответствии с целевым его назначением, разработка месторождений полезных ископаемых в защитных лесах запрещена, вышеописанная деятельность ответчика по его дальнейшему использованию может привести и в последующем к негативным изменениям качества окружающей среды, в том числе выводу данного земельного участка из состава земель лесного фонда, и невозможности его использования по назначению, в т.ч. и для отдыха населения.

 Таким образом, вследствие деятельности ИП Разиева по разработке морского песка в лесопарковой зоне защитных лесов с нарушением требований законодательства об охране окружающей среды нарушены права и законные интересы Российской Федерации как собственника природных ресурсов, объявленных основой жизни и деятельности народов, на обеспечение соблюдения всеми лицами требований федерального законодательства, в т.ч. установленного порядка и режима использования природных ресурсов: земель; недр; атмосферного воздуха; естественной экологической системы, природного ландшафта и составляющих их элементов, сохранивших свои природные свойства и т.д., Республики Дагестан в лице Комитета по лесному хозяйству РД на осуществление функций по реализации государственной политики в области лесных отношений, оказанию государственных услуг и осуществление государственной лесной охраны на основании п.1 ст. 82 Лесного кодекса РФ и Положения о Комитете по лесному хозяйству Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «Вопросы Комитета по лесному хозяйству Республики Дагестан», а также предусмотренные ст.ст. 37, 41 и 42 Конституции РФ и федеральными законами права и свободы неограниченного круга лиц на отдых, охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, в т.ч. на защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью; свободное, без каких-либо разрешений нахождение на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использование имеющихся на этих участках природных ресурсов в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами (пребывание в традиционном месте отдыха), а также создана угроза нарушения вышеперечисленных прав и интересов в дальнейшем.

 Просит обязать индивидуального предпринимателя Разиева ФИО26 прекратить осуществляемую с нарушением требований законодательства об охране окружающей среды деятельность по недропользованию в виде разработки месторождений песка на основании лицензии на пользование недрами № выданной Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан и зарегистрированной ДД.ММ.ГГГГ в реестре за № УН-02-1709, в лесопарковой зоне защитных лесов на землях лесного фонда Кумторкалинского участкового лесничества ГКУ «Пригородное лесничество» в Кумторкалинском районе Республики Дагестан, в границах лицензионного участка, ограниченного угловыми точками со следующими географическими координатами:

 - точка №: «по координатной сетке» 47 93 910,0, «географические» 43 гр. 15 мин. 10,3 сек; У: «по координатной сетке» 87 02 075,0, «географические» 47 гр. 29 мин.18,2 сек.;

 - точка № «по координатной сетке» 47 93 850,0, «географические» 43 гр. 15 мин. 08,0 сек.; У: «по координатной сетке» 87 02 465,0, «географические» 47 гр. 29мин. 34,8 сек;

 - точка №: «по координатной сетке» 47 93 360,0, «географические» 43 гр. 14 мин. 52,3 сек; У: «по координатной сетке» 87 02 380,0, «географические» 47 гр. 29 мин. 29,3 сек.;

 - точка №: «по координатной сетке» 47 93 420,0, «географические» 43 гр. 14 мин. 54,1 сек; У: «по координатной сетке» 87 01 985,0, «географические» 47 гр. 29 мин. 12,7 сек.

 Судебные издержки отнести на ответчика.

 В судебном заседании представитель истца – помощник Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора Б.Т. Насимов поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении.

 Ответчик Ш.А. Разиев и его представитель А.С. Валиев, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились не представили сведений о причинах неявки.

 Третьи лица – Министерство природных ресурсов и экологии РД, Управление Росприроднадзора по РД и Комитет по лесному хозяйству РД, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку в суд своих представителей не обеспечили и не представили сведений о причинах неявки.

 Суд находит возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.

 Выслушав объяснения представителя истца, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

 Приказом Комитета Правительства РД по лесному хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ № Ш.А. Разиеву предоставлен в аренду лесной участок в квартале 35, выдел 5, квартале 37, выдел 1, общей площадью 20 га на срок действия лицензии на пользование недрами.

 ДД.ММ.ГГГГ между Агентством по лесному хозяйству РД и ИП Разиевым заключен договор аренды лесного участка, в соответствии с которым последнему предоставляется лесной участок площадью 20 га, расположенный по адресу: РД, Кумторкалинский район, ГУ «Пригородное лесничество», Кумторкалинское участковое лесничество, квартал 35, выдел 5, - 5 га; квартал 37, выдел 1, - 15 га, кадастровый номер (условный номер лесного участка по государственному лесному реестру №).

 Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды РД ИП Разиеву выдана лицензия № на право пользования недрами в целях добычи общераспространенных полезных ископаемых на лесных землях Кумторкалинского участкового лесничества ГУ «Пригородное лесничество», в квартале 35, выдел 5, квартале 37, выдел 1, на участке ранее разведанного Дагестанской комплексной геологической экспедицией Шуринского месторождения строительных песков, запасы которых утверждены ГУП «РЦ Дагестангеомониторинг» протоколом НТС № от ДД.ММ.ГГГГ.

 Лицензия зарегистрирована в Минприроды РД ДД.ММ.ГГГГ в реестре за № №.

 ДД.ММ.ГГГГ индивидуальным предпринимателем Разиевым гражданину Алискандиеву ФИО27 выдана нотариально заверенная доверенность на представление его интересов в качестве индивидуального предпринимателя и арендатора лесного участка.

 ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками Минприроды РД обнаружен факт осуществления Алискандиевым добычи песка с использованием выданной ИП Разиеву лицензии на право пользования недрами на территории Кумторкалинского участкового лесничества ГКУ «Пригородное лесничество» и приостановлена добыча песка.

 ДД.ММ.ГГГГ начальником ОМВД России по Кумторкалинскому району также обнаружен факт осуществления добычи песка в указанной местности с использованием выданной ИП Разиеву лицензии на право пользования недрами и приостановлена добыча песка.

 ДД.ММ.ГГГГ при проведении Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Минприроды РД совместной с прокуратурой Республики Дагестан, прокуратурой Кумторкалинского района и ОМВД России по Кумторкалинскому району проверки исполнения законодательства о недропользовании на побережье Каспийского моря в лесном фонде на территории Кумторкалинского участкового лесничества ГКУ «Пригородное лесничество» выявлен факт осуществления добычи песка 4 лицами: «А. ФИО2», «ФИО5», «ФИО28» и «ФИО29», не находящимися в трудовых отношениях с указанным индивидуальным предпринимателем, с использованием автопогрузчиков без государственных регистрационных знаков.

 При осмотре сотрудниками полиции автомашины «Ситроен» за государственными регистрационными знаками № под управлением гражданина ФИО8, не находящегося в трудовых и иных договорных отношениях с ИП Разиевым, в ее багажнике обнаружено 2 целлофановых пакета с накладными на отпуск песка за ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ и записная книжка с записями об отпуске песка.

 Согласно сведениям накладных и записной книжки 4 лицами: «А. ФИО2», «ФИО5», «ФИО30» и «ФИО31» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в лесном фонде на территории Кумторкалинского участкового лесничества ГКУ «Пригородное лесничество», лесопарковой зоне, добыто 50 649,4 м3 песка, в результате чего от его реализации извлечен доход в размере 11 144 040 рублей.

 Гражданином, представившимся Алдаевым ФИО32, также не находящимся в трудовых отношениях с указанным предпринимателем, предъявлены копии бланка лицензии на имя индивидуального предпринимателя Разиева и определения Арбитражного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении действия приказа Минприроды РД от ДД.ММ.ГГГГ № об аннулировании вышеуказанной лицензии.

 Деятельность по разработке месторождений песков ИП Разиевым по выданной ему лицензии на право пользования недрами с привлечением указанных лиц осуществляется с нарушением требований законодательства о недропользовании, лесопользовании и об охране окружающей среды.

 Так, в соответствии со ст.ст. 6, 7, 11, 12 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О недрах» одним из видов пользования недрами являются разведка и добыча полезных ископаемых. В соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр; предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части; пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами; лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

 Согласно ст.ст. 1, 9 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «О недрах» горный отвод - геометризованный блок недр, предоставляемый для добычи полезных ископаемых (соответствующий части или всему объему месторождения полезных ископаемых), строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Горный отвод устанавливает пространственное положение и технические границы объекта недропользования и определяет комплекс технических требований, обеспечивающих выполнение условий пользования недрами в части рационального их использования и охраны, безопасного ведения работ и охраны окружающей среды. Участки недр, предоставляемые в пользование, могут иметь статус горного или геологического отвода; статус горного отвода предоставляется участку недр для добычи полезных ископаемых и определяется в установленном законом порядке; оформление горных и геологических отводов на участке недр местного значения осуществляется территориальным органом управления государственным фондом недр в соответствии с законом.

 Следовательно, пользователь недр обязан иметь документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода.

 Согласно частям первой и второй статьи 23.2 Закона РФ «О недрах» разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами (ч.1); технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды (ч.2); порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (ч.3).

 В силу пункта 7 статьи 49 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до утверждения Правительством Российской Федерации порядка, предусмотренного частью третьей статьи 23.2 Закона № 2395-1, при подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на осуществление работ, связанных с пользованием участками недр, применяются нормативные правовые акты и нормативные технические документы, действующие на день вступления в силу данного Федерального закона.

 Инструкцией по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденной МПР РФ ДД.ММ.ГГГГ №, Госгортехнадзором РФ ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрено, что Инструкция устанавливает порядок предоставления горных отводов и определения их границ при предоставлении лицензий на пользование недрами для добычи полезных ископаемых на территории Российской Федерации, в пределах континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации могут устанавливать иной порядок предоставления горных отводов для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых (п.2); уточненные границы горного отвода устанавливаются после рассмотрения технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых (проекта проведения опытно-промышленных или геолого-разведочных работ), прошедшего в установленном порядке согласование, экспертизу и утверждение. Документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части (п.3); при предоставлении в установленном порядке лицензии на пользование недрами устанавливаются предварительные границы горного отвода по согласованию с территориальными органами Ростехнадзора. Уточненные границы горного отвода устанавливаются после рассмотрения технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых (проекта проведения опытно-промышленных или геолого-разведочных работ), прошедшего в установленном порядке согласование, экспертизу и утверждение. Документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части (п.4); добыча полезных ископаемых осуществляется после получения документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода и в пределах этих границ. Самовольное пользование недрами и самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращаются без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования недрами (п.5); уточненные границы горного отвода устанавливаются только на ту часть предоставленного в пользование участка недр, запасы полезного ископаемого которого прошли государственную экспертизу (п.12); границы горного отвода устанавливаются в целях обеспечения рационального использования и охраны недр при разработке месторождений полезных ископаемых, охраны окружающей среды от вредного влияния горных работ при добыче полезных ископаемых, обеспечения безопасности при ведении горных работ, защиты интересов недропользователя и государства (п.13); предварительные границы горного отвода указываются в географической системе координат, а уточненные границы горного отвода указываются в условной системе прямоугольных координат, принятых в установленном порядке (п.15); горноотводный акт, удостоверяющий уточненные границы горного отвода, выдается на основании представленного пользователем недр проекта горного отвода (п.16); для получения документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, пользователь недр представляет в орган Ростехнадзора письмо (заявку), проект горного отвода и приложения (п.23).

 В указанном порядке в территориальном органе Ростехнадзора горноотводный акт, являющийся документом, определяющим уточненные границы горного отвода, и неотъемлемой составной частью лицензии на право пользования недрами, ИП Разиевым в соответствии с ранее действовавшим законодательством не получен.

 Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № определено, что проектная документация до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом (п.5); комиссия осуществляет в отношении твердых полезных ископаемых согласование следующей проектной документации: проекта опытно-промышленной разработки месторождения, технического проекта разработки месторождения, технического проекта ликвидации или консервации горных выработок (подп. «а», п.9).

 Согласно Положению о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденному постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Федеральное агентство по недропользованию осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы или подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п. 4); рассмотрение и согласование проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых осуществляет Федеральное агентство по недропользованию (п. 5.3.13).

 Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании утратившим силу подпункта ДД.ММ.ГГГГ Положения о Федеральном агентстве по недропользованию» подпункт 5.3.13. признан утратившим силу.

 Следовательно, до вступления в силу настоящего постановления проектная и техническая документация на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых подлежала рассмотрению и согласованию комиссией, созданной Управлением по недропользованию по РД.

 Однако, по информации Управления по недропользованию по РД, указанная проектная документация ИП Разиевым на согласование не представлялась.

 Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование» предусмотрено, что установление границ участков недр осуществляется:

 а) Федеральным агентством по недропользованию - в отношении участков недр федерального значения и участков недр, по которым объем балансовых запасов или прогнозных ресурсов месторождений полезных ископаемых превышает максимальное значение, определенное Агентством;

 б) уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в отношении участков недр местного значения (п.2); границы участка недр обозначаются с помощью географических координат. В описании границ участков недр, предоставляемых в пользование с правом добычи полезных ископаемых, указываются также верхняя и нижняя границы в контуре месторождения полезного ископаемого (п.4).

 За период с ДД.ММ.ГГГГ г. по настоящее время в Республике Дагестан не принят нормативный правовой акт, регламентирующий вопросы рассмотрения и согласования проектной и технической документации на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения; комиссией Минприроды РД проектная документация разработки месторождений песка на участке недр, предоставленном ИП Разиеву; выданных Минприроды РД документов, определяющих уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, содержащими верхнюю и нижнюю границы в контуре месторождения полезного ископаемого, и ведомостью координат угловых точек) ИП Разиев не имеет; в соответствии со ст.ст. 6 и 25 Закона РД «О недрах» и Положением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участках недр местного значения, а также об участках недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, утвержденным постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ №, специально созданной экспертной комиссией индивидуальному предпринимателю Разиеву заключение государственной экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых на участке недр, предусмотренном лицензией на право пользования недрами, не выдано.

 Как следует из ответа Минприроды РД от ДД.ММ.ГГГГ на запрос Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры, ИП Разиев с документами, определяющими уточненные границы горного отвода, в Минприроды РД не обращался и такой документ ему не выдавался.

 Таким образом, недропользование ИП Разиевым на территории лесного фонда осуществляется без документов, являющихся неотъемлемыми составными частями лицензии на право пользования недрами, т.е. самовольно.

 Также, в нарушение требований ст.ст.17 и 20 Закона Республики Дагестан «О недрах» и лицензионного соглашения добыча песков осуществляется без утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами; ведения геологической, маркшейдерской и иной документации; предоставления геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации; предоставления достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики; обеспечения безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами; соблюдения утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; приведения участков земли, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования и т.д.

 Согласно справке Агентства по лесному хозяйству РД от ДД.ММ.ГГГГ ИП Разиевым без разработки проекта освоения леса и получения положительного заключения государственной экспертизы по нему произведена добыча песка на площади 17 га из предоставленных ему в аренду 20 га, задолженность по арендной плате составляет 581 742 рубля.

 На день проверки – ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение ст.33 Закона РД «О недрах» не внесены налоги и платежи за пользование недрами.

 По информации Дагестанского филиала ФБУ «ТГФИ по ЮФО» от ДД.ММ.ГГГГ, представленной по запросу Махачалинской межрайонной природоохранной прокуратуры, ИП Разиевым отчеты по форме 5-гр об объемах добычи песка не предоставлены за ДД.ММ.ГГГГ, последний отчет им сдан за ДД.ММ.ГГГГ с объемом добычи 7400 м3 ДД.ММ.ГГГГ.

 По сведениям Минприроды РД, ДД.ММ.ГГГГ ИП Разиевым произведена оплата за пользование недрами (НДПИ) в размере 72 000 рублей.

 Требования ст.ст. 12 и 13 Земельного кодекса РФ о сохранении верхнего плодородного слоя почвы ИП Разиевым не соблюдаются.

 В нарушение ст. 99 Лесного кодекса РФ и договора аренды лесного участка за использование лесного участка своевременно и в полном объеме не вносится арендная плата.

 По информации Комитета по лесному хозяйству РД на ДД.ММ.ГГГГ за ИП Разиевым числится задолженность по арендной плате в размере 631 742 рублей.

 В нарушение ст. 53.1 Лесного кодекса РФ не приняты меры по противопожарному обустройству лесного участка.

 В нарушение ст.ст.88 и 89 Лесного кодекса РФ лесопользование ИП Разиевым до ДД.ММ.ГГГГ осуществлялось без проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов.

 Приказом председателя Комитета по лесному хозяйству РД от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено заключение государственной экспертной комиссии государственной экспертизы проекта освоения лесов в квартале 35, выдел 5, квартале 37, выдел 1, Кумторкалинского участкового лесничества ГКУ «Пригородное лесничество» для ИП Разиева с выводом, что предусмотренные проектом освоения лесов мероприятия по использованию лесов соответствует целям, видам освоения лесов, материалам лесоустройства, законодательству Российской Федерации.

 В то же время, из лесохозяйственного регламента ГКУ «Пригородное лесничество», проекта освоения лесов лесного участка, предоставленного ИП Разиеву и ответов Комитета по лесному хозяйству РД следует, что по целевому назначению они относятся к защитным лесам, в т.ч. к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, а именно к лесопарковой зоне.

 Из статьи 87 Лесного кодекса РФ следует, что основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка (п.1); в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются:

 1) виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса;

 2) возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования;

 3) ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса;

 4) требования к охране, защите, воспроизводству лесов (п.5); лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка (п.6).

 В п. 2 ст. 6 Лесного кодекса РФ определено, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

 Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36).

 Земельный кодекс РФ в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества и принцип приоритета сохранения особо ценных земель, согласно которому изменение целевого назначения таких земель ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами (подпункты 2 и 6 п.1 ст.1).

 В силу статьи 10 Лесного кодекса РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102 - 109 настоящего Кодекса.

 В соответствии с п.4 ч.3 ст. 105 Лесного кодекса РФ, п.11 Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ №, и п.32 Особенностей использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ №, в лесопарковых зонах запрещается разработка месторождений полезных ископаемых.

 Из ответа Председателя Комитета по лесному хозяйству РД от ДД.ММ.ГГГГ № на запрос Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры следует, что согласно данным государственного лесного реестра и лесохозяйственного регламента лесничества леса, предоставленные ИП Разиеву, относятся к лесопарковой зоне и на них запрещается разработка месторождений полезных ископаемых.

 В обязанности арендаторов, как и иных пользователей, не являющихся собственниками земельных участков, согласно ст. 42 Земельного кодекса, входит использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к определенной категории земель, разрешенным использованием способами, не наносящими вред окружающей среде, осуществление мероприятий по охране земель, соблюдение порядка пользования лесами, водными и прочими природными объектами.

 Из приведенного следует, что использование ИП Разиевым указанного земельного участка и разработка им карьера для добычи песка не соответствуют законодательству об охране земель и лесов, а официальные документы: заключение экспертной комиссии государственной экспертизы проекта освоения лесов в квартале 35, выдел 5, квартале 37, выдел 1, Кумторкалинского участкового лесничества ГКУ «Пригородное лесничество», предоставленных ИП Разиеву, с выводом, что предусмотренные проектом освоения лесов мероприятия по использованию лесов соответствует целям, видам освоения лесов, материалам лесоустройства, законодательству Российской Федерации, а также приказ председателя Комитета по лесному хозяйству РД от ДД.ММ.ГГГГ № об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов для ИП Разиева не соответствуют фактическим обстоятельствам и требованиям действующего федерального законодательства.

 Деятельность по недропользованию ИП Разиевым осуществляется в нарушение и других требований законодательства об охране окружающей среды.

 Так, ДД.ММ.ГГГГ в процессе проводимой Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с сотрудниками УЭБ и ПК МВД по РД и ОГ СЭБ ФСБ России по Северо-Кавказскому федеральному округу с привлечением специалистов Управления Росприроднадзора по РД, Минприроды РД, Комитета по лесному хозяйству РД и ГКУ «Махачкалинское лесничество» проверки с выездом на место фактического осуществления недропользования с использованием лицензии на право пользования недрами, выданной индивидуальному предпринимателю Разиеву, выявлено, что Алискандиевым с привлечением 4 автопогрузчиков осуществляется добыча песка на территории Кумторкалитнского участкового лесничества ГКУ «Пригородное лесничество». Начальником отдела земельного надзора, ООПТ и в сфере охоты Управления Росприроднадзора по РД А.Ш. Алиевым с использованием навигатора «Гармин» по системе координат зафиксировано местонахождение автопогрузчиков, производивших добычу песка:

 - погрузчик № - широта 43(14(54,4( долгота 47(29(12,5(;

 - погрузчик № - широта 43(14(55,7( долгота 47(29(09,6(;

 - погрузчик № - широта 43(15(02,7( долгота 47(29(08,5(;

 - погрузчик № - широта 43(15(03,6( долгота 47(29(25,3(.

 Из ситуационного плана расположения участка недр (приложение № к Лицензии), являющегося в соответствии с ч.1 ст.11 и ч.1 ст.12 Закона РФ «О недрах» неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами, усматривается, что лицензионный участок недр расположен на территории Кумторкалинского района Республики Дагестан, его границы ограничены угловыми точками со следующими координатами:

 - точка №: «по координатной сетке» 47 93 910,0, «географические» 43 гр. 15 мин. 10,3 сек; У: «по координатной сетке» 87 02 075,0, «географические» 47 гр. 29 мин.18,2 сек.;

 - точка №: «по координатной сетке» 47 93 850,0, «географические» 43 гр. 15 мин. 08,0 сек.; У: «по координатной сетке» 87 02 465,0, «географические» 47 гр. 29мин. 34,8 сек;

 - точка №: «по координатной сетке» 47 93 360,0, «географические» 43 гр. 14 мин. 52,3 сек; У: «по координатной сетке» 87 02 380,0, «географические» 47 гр. 29 мин. 29,3 сек.;

 - точка №: «по координатной сетке» 47 93 420,0, «географические» 43 гр. 14 мин. 54,1 сек; У: «по координатной сетке» 87 01 985,0, «географические» 47 гр. 29 мин. 12,7 сек.

 Согласно договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ Агентством по лесному хозяйству РД ИП ФИО12 предоставлен лесной участок площадью 20 га, расположенный по адресу: РД, Кумторкалинский район, ГУ «Пригородное лесничество», Кумторкалинское участковое лесничество, квартал 35, выдел 5 (5,0 га); квартал 37, выдел 1 (15га), кадастровый номер (условный номер лесного участка по государственному лесному реестру) №.

 Из представленных Комитетом по лесному хозяйству РД координат кварталов (система 1942 года) следует:

 1. квартал № ГУ «Пригородное лесничество», Кумторкалинское участковое лесничество, имеет следующие координаты:

 - точка №. 15 мин. 21,9 сек, У- 47 гр. 29 мин. 14,0 сек.;

 - точка №. 15 мин. 17,2 сек, У- 47гр. 29 мин. 30,0 сек.;

 - точка № 15 мин. 18,6 сек, У- 47гр. 29 мин. 40,1 сек.;

 - точка №. 14 мин. 51,5 сек, У- 47гр. 29 мин. 33,9 сек.;

 - точка №. 14 мин. 56,8 сек, У- 47гр. 29 мин. 06,1 сек.;

 2. квартал № ГУ «Пригородное лесничество», Кумторкалинское участковое лесничество, имеет следующие координаты:

 - точка №. 14 мин. 52,7 сек, У- 47 гр. 29 мин. 26,1 сек.;

 - точка №. 14 мин. 51,5 сек, У- 47гр. 29 мин. 33,9 сек.;

 - точка №. 14 мин. 29,6 сек, У- 47гр. 29 мин. 28,7 сек.;

 - точка № 14 мин. 19,1 сек, У- 47гр. 29 мин. 33,2 сек.;

 - точка №. 14 мин. 22,9 сек, У- 47гр. 29 мин. 15,3 сек.

 Согласно заключениям специалистов Управления Росприроднадзора по РД от ДД.ММ.ГГГГ, Минприроды РД от ДД.ММ.ГГГГ работы по добыче песка ДД.ММ.ГГГГ велись 4 погрузчиками марки «Амкадор» за пределами участка, предусмотренного лицензией на право пользования недрами, выданной на имя ИП Разиева.

 Согласно заключению специалиста Комитета по лесному хозяйству РД от ДД.ММ.ГГГГ на момент проверки ДД.ММ.ГГГГ деятельность по добыче песка Алискандиевым осуществлялась с использованием 4 автопогрузчиков, 3 из которых производили добычу песка в пределах предоставленного в аренду ИП Разиеву лесного участка, 1 – за его пределами.

 По результатам проведенного по требованию Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры независимого исследования кадастровым инженером ООО «Турземкадастр» дано следующее заключение:

 - место обнаружения ДД.ММ.ГГГГ 4 автопогрузчиков, производивших добычу песка, не соответствуют точкам координат лицензионного участка недр, предоставленного ИП Разиеву, и находятся за пределами границ лицензионного участка;

 - место обнаружения ДД.ММ.ГГГГ 4 автопогрузчиков, производивших добычу песка, находится в пределах лесного участка, предоставленного ИП Разиеву.

 Следовательно, границы лицензионного участка недр не совпадают с границами лесного участка, предоставленного ИП Разиеву, и Алискандиев осуществлял добычу песка за пределами участка недр, предусмотренного лицензией на право пользования недрами, предоставленного ИП Разиеву, т.е. самовольно и по данному основанию.

 В нарушение 26 Лесного кодекса РФ ИП Разиевым не представляется лесная декларация.

 Представленная в Махачкалинскую межрайонную природоохранную прокуратуру лесная декларация ИП Разиева датирована ДД.ММ.ГГГГ а из ее содержания следует, что она подана по факту использования лесов ИП Разиевым за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по факту использования лесов после составления и подачи декларации.

 В нарушение требований ст.ст. 16, 22 и 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст.ст. 12 и 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» указанная деятельность осуществляется без разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду, наличие которого является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, т.е. без разрешительной документации на осуществление хозяйственной деятельности.

 В соответствии с ч.2 ст. 22 Федерального закона «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить в т.ч. соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами (п.7) и выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (п.10).

 По смыслу ст.ст. 11 и 12 Закона РФ «О недрах» лицензия, включающая в себя в т.ч. установленной формы бланк, а также приложения в форме лицензионного соглашения, определяет основные условия пользования недрами.

 В соглашении об условиях пользования недрами закреплено, что ИП Разиев при недропользовании обязан: «производить необходимые геолого-маркшейдерские замеры и учет добытого полезного ископаемого, а также отходов, вести геолого-маркшейдерскую документацию установленной формы» (ст.4.4); «обязуется проводить рекультивацию нарушенных земель в соответствии с проектной документацией, согласованной в установленном порядке» (ст.4.6); «представлять Уполномоченному органу отчет о своей деятельности за предыдущий год: отчет по ф-5гр и информацию о выполнении условий Соглашения» (ст.5.1); «осуществлять все виды платежей» (ст.6.1) и т.д., что не обеспечено им.

 Таким образом, при недропользовании ИП Разиевым не соблюдаются требования законодательства об охране окружающей среды: земельного и лесного - о целевом назначении и виде разрешенного использования земель и лесов, в пределах которых осуществляется разработка месторождений песка; охране атмосферного воздуха - о разработке и установлении нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и получении разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду; о недрах - о разработке месторождений песка исключительно в пределах лицензионного участка, согласовании проектной документации разработки месторождения полезных ископаемых, прошедшей в установленном порядке экспертизу и получении документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, являющихся неотъемлемой составной частью лицензии, а также лицензионные условия.

 Деятельностью ИП Разиева по разработке месторождений песка на предоставленном ему земельном участке на землях лесного фонда нарушаются права и законные интересы публичных объединений и неопределенного круга лиц.

 В соответствии со ст.ст. 37, 41 и 42 Конституции РФ каждый имеет право на отдых, охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

 Как следует из ст.ст. 1, 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № "Об охране окружающей среды», к компонентам природной среды относятся: земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

 В ст.3 этого же Федерального закона определено, что хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в частности, следующих принципов:

 соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

 обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

 научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

 охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

 презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

 обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

 обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;

 учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

 приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

 допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

 запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

 ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

 При отсутствии разрешительной документации на использование природных ресурсов и на осуществление хозяйственной деятельности презумпция экологической опасности хозяйственной деятельности ИП Разиева по недропользованию в защитных лесах не может быть опровергнута.

 Таким образом, вследствие деятельности ИП Разиева по разработке морского песка в лесопарковой зоне защитных лесов с нарушением требований законодательства об охране окружающей среды нарушены права и законные интересы Российской Федерации как собственника природных ресурсов, Республики Дагестан на осуществление функций по реализации государственной политики в области лесных отношений, неограниченного круга лиц на отдых, охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, а также создана угроза нарушения вышеперечисленных прав и интересов в будущем.

 В соответствии со ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

 Исходя из требований ст.ст. 56 и 80 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 60 ЗК РФ, ст.8 Закона РФ «О недрах», ст.14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" и разъяснений, данных в п. 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", деятельность, осуществляемая с нарушением требований законодательства об охране окружающей среды, причиняющая вред или угрожающая новым вредом, может быть ограничена, приостановлена, прекращена по решению суда.

 Оценив представленные истцом доказательства в совокупности, и учитывая, что в соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, а каких-либо возражений ответчиком, надлежаще извещенным о времени и месте судебного заседания, суду не представлено, суд находит исковые требования обоснованными.

 В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований.

 В соответствии со ст.89 ГПК РФ и ст.333.36 НК РФ прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины при подаче заявления в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации и субъектов РФ.

 В соответствии со ст.103 ГПК РФ и ст.333.20 НК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

 Следовательно, с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина, исчисленная в соответствии со ст.333.19 НК РФ, в размере 4 000 рублей.

 Руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Иск Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации и Республики Дагестан удовлетворить.

 Обязать индивидуального предпринимателя Разиева ФИО33 прекратить осуществляемую с нарушением требований законодательства об охране окружающей среды деятельность по недропользованию в виде разработки месторождений песка на основании лицензии на пользование недрами №, выданной Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан и зарегистрированной ДД.ММ.ГГГГ в реестре за №, в лесопарковой зоне защитных лесов на землях лесного фонда Кумторкалинского участкового лесничества ГКУ «Пригородное лесничество» в Кумторкалинском районе Республики Дагестан, в границах лицензионного участка, ограниченного угловыми точками со следующими географическими координатами:

 - точка № «по координатной сетке» 47 93 910,0, «географические» 43 гр. 15 мин. 10,3 сек; У: «по координатной сетке» 87 02 075,0, «географические» 47 гр. 29 мин.18,2 сек.;

 - точка № «по координатной сетке» 47 93 850,0, «географические» 43 гр. 15 мин. 08,0 сек.; У: «по координатной сетке» 87 02 465,0, «географические» 47 гр. 29мин. 34,8 сек;

 - точка №: «по координатной сетке» 47 93 360,0, «географические» 43 гр. 14 мин. 52,3 сек; У: «по координатной сетке» 87 02 380,0, «географические» 47 гр. 29 мин. 29,3 сек.;

 - точка №: «по координатной сетке» 47 93 420,0, «географические» 43 гр. 14 мин. 54,1 сек; У: «по координатной сетке» 87 01 985,0, «географические» 47 гр. 29 мин. 12,7 сек.

 Взыскать с индивидуального предпринимателя Разиева ФИО34 государственную пошлину в доход государства в размере 4 000 (четырех тысяч) рублей.

 Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

 Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

 Председательствующий-