ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-481/2016 от 16.03.2016 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 марта 2016 года <Адрес>

Ленинский районный суд <Адрес> в составе:

председательствующего судьи Мехряковой Л.И.

при секретаре М.,

с участием истцов ФИО3, ФИО4,

представителя истца ФИО3 - ФИО8, действующей на основании доверенности,

представителя ответчика ФИО9, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по <Адрес> о признании решения незаконным, возложении обязанности восстановить в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий,

установил:

истцы обратились в суд с иском к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по <Адрес> (далее по тексту ГУФСИН России по <Адрес>) о признании решения незаконным, возложении обязанности восстановить в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО3 в период с ДД.ММ.ГГГГ проходила службу в органах уголовно-исполнительной системы. Решением жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГФИО3 и члены ее семьи поставлены на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. При постановке на учет ими (истцами) предоставлен полный пакет документов. Решением жилищно-бытовой комиссии ГУФСИН России по <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО3 и члены ее семьи исключены из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с необоснованной постановкой. Считает решение незаконным, поскольку решение от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным не признано, в период прохождения службы неоднократно проверялась правомерность постановки ФИО3 и членов ее семьи на соответствующий учет. Оспариваемое решение не содержит ссылок на положения ст.56 ЖК РФ, предусматривающей основания для снятия семьи истцов с соответствующего учета. До настоящего времени ФИО3 и члены ее семьи жилым помещением не обеспечены, какая-либо иная помощь в улучшении жилищных условий семье не оказана.

Истец ФИО3 в судебном заседании на удовлетворении иска наставила. В дополнение указала, что в период прохождения службы ее мужу и двум несовершеннолетним детям на праве собственности принадлежало жилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес>, которые к моменту постановки на учет (ДД.ММ.ГГГГ) в декабре ДД.ММ.ГГГГ отчуждено. При постановке на учет, ею (истцом) предоставлен полный пакет документов, необходимых для постановки на соответствующий учет. Также пояснила, что на момент постановки на учет, в перечне документов отсутствовала информация о необходимости предоставления документов, подтверждающих отчуждение жилого помещения.

Представитель истца ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала. Дополнительно пояснила, что истцы жилых помещений на праве собственности до настоящего времени не имеют. Основания для снятия семьи ФИО12 с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий отсутствуют, в решении ГУФСИН России по <Адрес> основания для снятия с учета не указаны. ФИО1 по <Адрес> является незаконным, семья ФИО12 подлежит восстановлению в соответствующих списках. Какие-либо действия по намеренному ухудшению жилищных условий семья истцов не совершала, выезд в <Адрес> носил вынужденный характер. Просит заявленные требования удовлетворить.

Истец ФИО4 в судебном заседании исковые требований и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал. Просил исковые требования удовлетворить.

Истцы ФИО5, ФИО6 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия, на исковых требованиях настаивали (л.д.74).

Представитель ответчика - в судебном заседании исковые требования не признала. В обоснование возражений указала, что с заявлением о постановке на учет ФИО3 обратилась ДД.ММ.ГГГГ., приложив необходимый пакет документов, в том числе справки об отсутствии на праве собственности жилых помещений. Решением ЖБК ГУФСИН России по <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО3 и члены ее семьи поставлены на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Вместе с тем, ФИО3 при постановке на учет намеренно скрыт факт того, что до ДД.ММ.ГГГГ. муж истца и двое ее детей являлись собственниками трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <Адрес>, общей площадью 66 кв.м. Считает, что у комиссии имелись основания для снятия семьи ФИО12 с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с пп.6 п.1 ст. 56 ЖК РФ.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, материалы устного дела, суд считает требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.

Согласно ст. 28 ЖК РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

Согласно ст. 31 ЖК РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производились по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.

Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с ЖК РСФСР, рассматривались в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию.

В соответствии с п. 1 ст. 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию (ч.2 ст. 30 ЖК РСФСР).

На основании ст. 32 ЖК РСФСР, право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях:

1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения;

2) выезда на другое постоянное место жительства;

3) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет;

4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность. Не могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете.

Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет.

О снятии с учета граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме.

Постановка на учет граждан по месту работы в учреждении в рассматриваемый период времени регламентировалась Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Пермской области, утвержденных решением Пермского областного Совета народных депутатов от 16.08.1988 года № 102 (с последующими изменениями и дополнениями), Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.01.1984 года № 335.

Решением исполкома Пермского областного СНД от 16.08.1988 г. № 102 утверждены Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Пермской области (далее Правила), согласно которым нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого городскими (районными) Советами народных депутатов (п.6.1); проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно - строительных, жилищных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади (п.6.5); проживающие в служебных жилых помещениях.

В соответствии с п. 19.1 Правил, граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения (пункт 6.1 - 6.9 Правил); выезда на другое постоянное место жительства (п.19.2); выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет (п.19.3); прекращения трудовых отношений с предприятием, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию и переходом на выборную должность (п.19.4).

В соответствии с ч.2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

По смыслу ч. 2 ст. 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» гражданам, принятым на учет до 01 марта 2005 года, гарантировано сохранение права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и предусмотрена возможность снятия их с учета (помимо оснований, указанных в пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ) только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса РФ.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от 1 декабря 2009 года № 1549-О-П по жалобе на нарушение прав ч. 2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» это положение закона не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признаются граждане, пользующиеся собственным или предоставленным на условиях социального найма жильем, но при этом обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии со ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 ЖК РФ оснований снятия их с учета.

Согласно ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;

выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

В соответствии с п.3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий (ст. 53 ЖК РФ).

Как следует из материалов дела, ФИО3 проходила службу в уголовно-исполнительной системе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. (учетное дело);

ДД.ММ.ГГГГФИО3 обратилась в ГУИН МЮ РФ по <Адрес> с заявлением о постановке ее семьи в составе четырех человек: ФИО3, ФИО4 (муж), ФИО6 (сын), ФИО5 (сын) на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. К заявлению приложен следующий пакет документов: справка от ДД.ММ.ГГГГ о составе семьи и стаже службы, справка о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства, справку из МУП «БТИ» <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., справки из МУП «БТИ» <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ., справки из <Адрес> регистрационной палаты» от ДД.ММ.ГГГГ. об отсутствии у ФИО3 и членов ее семьи на праве собственности жилых помещений на территории <Адрес>. (л.д.9, 10, 11, 12, 13, 14, учетное дело).

Решение жилищно-бытовой комиссии ГУИН Минюста России по <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО3, с составом семьи из четырех человек, поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.7, учетное дело).

В период с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время семья истцов проживала в служебном и арендованном жилье, что подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается ( материалы устного дела).

На основании протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ГУФСИН России по <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО3 с составом семьи из четырех человек исключена из очереди граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в связи с необоснованной постановкой в очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в ГУФСИН (л.д.15-16, учетное дело).

ФИО4, ФИО6, ФИО5 до ДД.ММ.ГГГГ принадлежала 1/3 доля в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес>, общей площадью 66 кв.м. (учетное дело).

По данным Управления Росреестра по <Адрес>, ГУП «ЦТИ <Адрес>» ФИО3, ФИО10, ФИО5, ФИО6 жилья на праве собственности не имеют, что подтверждается материалами дела (л.д. 49, 66, 68, 69, 71).

Суд, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств приходит к выводу о том, что ФИО3 в установленном законом порядке была поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку на момент принятия решения от ДД.ММ.ГГГГ ни ФИО3, ни члены ее семьи не являлись ни нанимателями жилого помещения, ни собственниками жилых помещений.

Проанализировав нормы как ранее действовавшего жилищного законодательства, так и положения жилищного законодательства, действующего на момент принятия оспариваемого решения, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение нельзя признать законным и обоснованным, поскольку из содержания решения ЖБК не представляется возможным сделать вывод об основаниях снятия семьи истцов с очереди. Указанное ЖБК ГУФСИН России по <Адрес> основание: в связи с необоснованной постановкой в очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в ГУФСИН, исходя из положений ст. 32 ЖК РСФСР и ст. 56 ЖК РФ, не являются основанием для снятия с учета. Перечень оснований для исключения граждан из очереди, нуждающихся в улучшении жилищных условий является и исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Недочеты в работе жилищно-бытовой комиссии, при том, что, судя по всему, у истца имелись причины для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении, не являются основанием для снятия истца с названного учета.

Доводы представителя ответчика о не предоставлении истцом документов из представительства Управления Росреестра по <Адрес> в <Адрес> о наличии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. в собственности мужа и сыновей ФИО3 жилого помещения состоятельным признать нельзя, поскольку сотрудниками жилищно-бытовой комиссии истцу не предлагалось дополнительно представить какие-либо документы. Кроме того, данное обстоятельство само по себе не является основанием для снятия с учета, так как комиссия изначально должна была их затребовать, либо в случае обнаружения своей недоработки комиссия не была лишена возможности запросить нужные сведения из соответствующих учреждений. Кроме того, не представление данных документов, само по себе не свидетельствует о том, что имелись, предусмотренные пп.6 п.1 ст. 56 ЖК РФ основания для снятия семьи истцов с соответствующего учета, поскольку в представленных истцами документах какие-либо сведения не соответствующие действительности на дату принятии решения о постановке на учет (ДД.ММ.ГГГГ.), отсутствуют. Действующие на тот период времени ЖК РФ, Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в <Адрес>, утвержденных решением <Адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.01.1984 года № 335 не предусматривали отказ в постановке на учет в связи с намеренным ухудшением жилищных условий и необходимость исчисления пятилетнего срока с момента совершения действий по отчуждению имущества. Кроме того, на момент принятия оспариваемого решения пятилетний срок истек, решение ЖБК такое основание, как снятия с учета в связи с намеренным ухудшением также не содержит.

Удовлетворяя требования истцов, суд также принимает во внимание, что нуждаемость семьи ФИО12 в жилье до настоящего времени не отпала, так как с момента постановки на учет и до момента принятия оспариваемого решения, семья ФИО12 жилья на праве собственности либо по договору социального найма не приобрела, в связи с чем, ФИО3 с составом семьи из четырех человек подлежит восстановлению в очереди на улучшение жилищных условий с даты ее постановки на учет.

Ссылки представителя ответчика в судебном заседании на то, что семья истцов снята с соответствующего учет на основании пп.6 п.1 ст. 56 ЖК РФ судом во внимание не принимаются, поскольку основаны на неверном толковании и применении норм материального права, оценка которым дана судом при принятии настоящего решения. Кроме того, оспариваемого истцами решение ЖБК, основания для снятия с учета, предусмотренные па.6 п.1 ст. 56 ЖК РФ не содержит. Доказательств обратному ответчиком в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требований ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю удовлетворить -

признавать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ГУФСИН России по <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об исключении ФИО3 и членов ее семьи из очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

возложить на Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний России по <Адрес> обязанность восстановить ФИО3 и членов ее семьи в составе ФИО4, ФИО5, ФИО6 в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты необоснованного исключения из очереди.

Решение в течение одного месяца может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми, со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: п/п (Л.И. Мехрякова)

Копия верна, судья: (Л.И. Мехрякова)