Дело № 2-481/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 февраля 2017 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Быченко С.И.,
при секретаре судебного заседания Галдиной Л.М.,
с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону Долгалевой А.А., представителя ответчика ФИО1, действующей на основании доверенности № 05 от 09.01.2017 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к ООО «ЖКХ Ленинского района» об обязании устранить нарушения требований законодательства о порядке размещения сведений управляющей организацией,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с настоящим иском, указав, что прокуратурой района в целях осуществления надзора в сфере законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве и законодательства о противодействии коррупции проведена проверка соблюдения Обществом с ограниченной ответственностью «ЖКХ Ленинского района» (далее ООО «ЖКХ Ленинского района», ответчик) требований законодательства о предоставлении сведений организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами. Проверкой установлены следующие обстоятельства.
В ходе осмотра официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере сравнения многоквартирными домами www.dom.gosusli.ru (далее - сайт), установлено, что ООО «ЖКХ Ленинского района» осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: 344082, <...>.
При этом, в размещенной ООО «ЖКХ Ленинского района» на сайте информации, вопреки вышеизложенным требованиям законодательства, отсутствуют сведения о номере договора управления многоквартирным домом; электронный образ решения (протокола) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которым собственники помещений в многоквартирном доме утвердили условия договора управления многоквартирным домом, поскольку на сайте размещен электронный образ договора управления многоквартирным домом с каждым собственником помещения.
В электронном образе договора управления многоквартирным домом, размещенном на сайте, указано, что договор заключен 12 января 2011 года, в то время как на сайте размещена информация о том, что дата заключения договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: 344082, <...>, - 01 января 2011 года.
Истец полагает, что сложившаяся ситуация в силу социальной значимости охраняемых законом правоотношений в указанной сфере не только препятствует обеспечению реализации государственной жилищной политики и ограничивает право граждан на получение благоприятных условий проживания, а также может привести к несвоевременному принятию мер собственниками жилых помещений, направленных на своевременное и качественное управление многоквартирным домом, в том числе, на предотвращение возможных чрезвычайных ситуаций.
На основании изложенного, истец просит суд обязать ООО «ЖКХ Ленинского района» устранить нарушения требований законодательства путем размещения в сети Интернет на официальном сайте www.dom.gosuslugi.ru: сведений о номере и дате договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: 344082, <...>; электронного образа решения (протокола) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которым собственники помещений в многоквартирном доме утвердили условия договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: 344082, <...>.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону Долгалева А.А. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении.
Представитель ответчика по доверенности ФИО1. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, пояснив, что ответчиком были выполнены требования законодательства, а именно: внесена вся необходимая информация, которая, возможно, не отображается на сайте по техническим причинам, за которые ответчик ответственности не несет, кроме того, указала на продление сроков по обязанности внесения информации до 01.07.2017 года, а также перенос срока наступления административной ответственности за неразмещение информации на 01.01.2018 года.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 115 Конституции РФ и ст. 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Постановления и Распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного управления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из ЖК РФ, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно требованиям ст. 2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе размещают в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 2 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» содержит следующие основные понятия, используемые в данном законе: государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) – единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.
В системе должны размещаться, в том числе, информация о лицах, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества, по предоставлению коммунальных услуг; информация о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе управления указанным домом и способе армирования фонда капитального ремонта, а также документы, подтверждающие принятие соответствующих решений; условия договора управления многоквартирным домом, которые в обязательном порядке должны быть предусмотрены в таком договоре в соответствии с законодательством РФ, договор, а также предусмотренный законодательством РФ отчет о выполнении такого договора; иная информация и документы, подлежащие обязательному размещению в системе в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации.
Субъекты, размещающие информацию в системе (далее - поставщики информации), - органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе.
В соответствии с требованиями ст. 198 ЖК РФ, сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-коммуникационной сети "Интернет", который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации дарственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт для раскрытия информации).
Совместным приказом Минкомсвязи России № 504, Минстроя России № 934/пр от 30.12.2014 «Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет» определен адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.clom.gosuslugi.ru.
Совместным приказом Минкомсвязи России № 368, Минстроя России № 691/пр от 29.09.2015 «Об утверждении состава сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее Приказ) утвержден состав сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, согласно приложению к приказу.
В соответствии с приложением к Приказу сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации (далее - многоквартирные дома), а также сведения в случае изменения перечня многоквартирных домов в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом, подлежащие размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система), включают:
1.1. адрес многоквартирного дома;
1.2. номер и дата договора управления многоквартирным домом;
1.3. дата начала осуществления обязанностей по управлению многоквартирным домом, предусмотренная договором управления многоквартирным домом;
1.4. дата окончания осуществления обязанностей по управлению многоквартирным домом, предусмотренная договором управления многоквартирным домом;
1.5. дата расторжения договора управления многоквартирным домом;
1.6. основание заключения (расторжения) договора управления мноквартирным домом.
В системе также подлежат размещению:
2.1. электронный образ протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (в том числе в случае признания конкурса несостоявшимся) или решения (протокола) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации либо протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, сформированный с использованием системы, в случае проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием системы;
2.2. электронный образ договора управления многоквартирным домом либо договор управления многоквартирным домом, заключенный в электронной форме, в том числе с использованием системы. В случае заключения договора управления многоквартирным домом с каждым собственником помещения в таком доме, в системе также размещается электронный образ решения (протокола) общего собрания собственников помещений в многоквартирном ломе, которым собственники помещений в многоквартирном доме утвердили условия договора управления многоквартирным домом;
2.3. электронный образ документа об изменении, прекращении и расторжении договора управления многоквартирным домом либо соответствующий документ, подписанный в электронной форме, в том числе с использованием системы. В случае заключения договора управления многоквартирным домом с каждым собственником помещения в таком доме в системе также размещаются электронные образы решений (протоколов) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которыми собственники помещений в многоквартирном доме утвердили изменения условий 1 сговора управления многоквартирным домом, приняли решение о прекращении действия или расторжении такого договора.
Судом установлено, что прокуратурой района в целях осуществления надзора в сфере законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве и законодательства о противодействии коррупции проведена проверка соблюдения Обществом с ограниченной ответственностью «ЖКХ Ленинского района» (далее ООО «ЖКХ Ленинского района») требований законодательства о предоставлении сведений организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами. Проверкой установлены следующие обстоятельства.
В ходе осмотра официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере сравнения многоквартирными домами www.dom.gosusli.ru (далее - сайт), установлено, что ООО «ЖКХ Ленинского района» осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: 344082, <...>.
При этом, в размещенной ООО «ЖКХ Ленинского района» на сайте информации, вопреки вышеизложенным требованиям законодательства, отсутствуют сведения о номере договора управления многоквартирным домом; электронный образ решения (протокола) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которым собственники помещений в многоквартирном доме утвердили условия договора управления многоквартирным домом, поскольку на сайте размещен электронный образ договора управления многоквартирным домом с каждым собственником помещения.
В электронном образе договора управления многоквартирным домом, размещенном на сайте, указано, что договор заключен 12 января 2011 года, в то время как на сайте размещена информация о дате заключения договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: 344082, <...>, от 01 января 2011 года.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, доказательств надлежащего внесения полной информации ответчиком не представлено.
Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд не принимает доводы ответчика о надлежащем исполнении ООО «ЖКХ Ленинского района», как поставщика информации, своей обязанности по размещению информации на сайте (прикрепление электронного образа решения (протокола) общего собрания по выбору способа управления от 21.01.2016 г.), поскольку относимых и допустимых доказательств исполнения данной обязанности ответчиком не предоставлено. Ссылку ответчика на неисполнение данной обязанности по причине ненадлежащей организации работы сайта и службы технической поддержки сайта, в результате чего происходит неполное считывание информации, – суд признает ненадлежащей, не подтвержденной какими-либо объективными доказательствами.
Таким образом, имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют о частичном исполнении ответчиком требований законодательства РФ, а именно: в систему ГИС ЖКХ внесены сведения о номере и дате договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>. Но при этом не внесен электронный образ решения (протокола) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 21.01.2016 года, что не оспаривалось сторонами.
Вместе с тем, в полном объеме исковые требования на момент рассмотрения дела не исполнены.
Вместе с тем, суд находит заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению – в силу следующего.
Часть 4 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений и на дату обращения прокурора с иском в суд) устанавливала обязанность поставщиков информации размещать в системе информацию, предусмотренную настоящим Федеральным законом, в срок - с 01 июля 2016 года, но не ранее ввода системы в эксплуатацию. В случае, если законодательством Российской Федерации для поставщиков информации установлен более ранний срок размещения информации в системе, поставщики информации обязаны размещать в системе такую информацию в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 28декабря2016года №469-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу 29.12.2106 года, в статью 12 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» внесены изменения, в соответствии с которыми часть 4 изложена в следующей редакции:
С 1 июля 2017 года поставщики информации обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную настоящим Федеральным законом, за исключением поставщиков информации, осуществляющих деятельность на территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, и поставщиков информации - федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, органов государственного жилищного надзора в части размещения информации, предусмотренной статьей 195 Жилищного кодекса Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (за исключением субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя), лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, в части размещения информации, предусмотренной статьей 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, для которых законодательством Российской Федерации установлен более ранний срок размещения информации в системе.";
Статья 4 дополнена частями 4.1 и 4.2 следующего содержания:
"4.1. Поставщики информации, осуществляющие деятельность на территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную настоящим Федеральным законом, с 1 июля 2019 года.
4.2. Положения части 4.1 настоящей статьи не применяются в отношении лиц, указанных в частях 5, 6, части 7 (в отношении федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов), частях 8 - 12, части 23 (в отношении банков, иных кредитных организаций, организации федеральной почтовой связи, федерального органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации) статьи 7 настоящего Федерального закона.";
Указанным Федеральным законом изменены также сроки наступления административной ответственности за неисполнение требований законодательства по внесению информации в ГИС ЖКХ, а именно: срок наступления административной ответственности перенесен на 01.01.2018 года, а в городах федерального значения – на 01.07.2019 года.
В связи с произошедшими изменениями в законодательстве Российской федерации, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ издано письмо от 13.01.2017 г. № 570-АЧ/04 «Об изменениях законодательства о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», согласно которому в соответствии с Федеральным законом № 469-ФЗ:
- обязанность поставщиков информации по размещению информации в ГИС ЖКХ переносится с 1 июля 2016 года на 1 июля 2017 года, а в городах федерального значения - на 1 июля 2019 года;
- переносится срок наступления административной ответственности для поставщиков информации за неразмещение или размещение не в полном объеме информации в ГИС ЖКХ с 1 января 2017 года на 1 января 2018 года, а в городах федерального значения - на 1 июля 2019 года;
- переносится срок, с начала течения которого платежный документ считается не представленным потребителю жилищно-коммунальных услуг, в случае если информация о размере платы, подлежащей внесению потребителем, не размещена в ГИС ЖКХ или размещенная информация не соответствует платежному документу на бумажном носителе с 1 января 2017 года на 1 января 2018 года, а в городах федерального значения - на 1 января 2020 года;
- до 31 декабря 2017 года, а в городах федерального значения до 30 июня 2019 года лицензионным требованием в соответствии со статьей 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) является соблюдение управляющими организациями части 10 статьи 161 ЖК РФ о размещении информации о деятельности в соответствии с требованиями стандарта раскрытия информации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", в том числе и на сайте www.reformagkh.ru. С 1 января 2018 года, а в городах федерального значения с 1 июля 2019 года лицензионным требованием в соответствии со статьей 193 ЖК РФ будет являться соблюдение части 10.1 статьи 161 ЖК РФ о размещении информации о деятельности управляющей организации в ГИС ЖКХ.
Таким образом, на дату рассмотрения настоящего дела установленная ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» обязанность поставщиков информации по размещению информации в ГИС ЖКХ перенесена с 1 июля 2016 года на 1 июля 2017 года, а в городах федерального значения - на 1 июля 2019 года.
В силу чего, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований и об отказе в их удовлетворении.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к ООО «ЖКХ Ленинского района» об обязании устранить нарушения требований законодательства о порядке размещения сведений управляющей организацией путем размещения в сети Интернет на официальном сайте www.dom.gosuslugi.ru: сведений о номере и дате договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: 344082, <...>; электронного образа решения (протокола) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которым собственники помещений в многоквартирном доме утвердили условия договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: 344082, <...>, – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Мотивированное решение изготовлено 27 февраля 2017 года.
Судья