Дело № 2- 481/2022 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июля 2022 годаг.Чаплыгин
Чаплыгинский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Плехова Ю.В.
при секретареКотовой Е.А.
с участием помощника прокурора Чаплыгинского района Липецкой области Агафонова Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Чаплыгинского района Липецкой области в интересах субъекта Российской Федерации к ФИО1 о взыскании суммы полученной социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Чаплыгинского района Липецкой области в интересах субъекта Российской Федерации обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании суммы полученной социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности.
Исковые требования мотивировал тем, что в соответствии с мероприятиями по улучшению жилищных условий в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Липецкой области на 2014-2017 годы и на период до 2024 года» государственной программы Липецкой области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области», утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 28 октября 2013 года № 485, предоставлялись социальные выплаты на строительство жилья в сельской местности молодым семьям, в которых один из супругов является работником по трудового договору или осуществляет предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или в социальной сфере.
На основании предоставленных документов Управлением сельского хозяйства области ФИО1 выдано свидетельство № от 01.08.2019 «О предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности» на общую сумму . В этот же день между Управлением сельского хозяйства Липецкой области в лице начальника управления ФИО2 с одной стороны, ООО «Раненбургъ», в лице генерального директора ФИО3, с другой стороны, ФИО1, с третьей стороны, в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года №717, Государственной программой Липецкой области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области», утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 28 октября 2013 года №485, был заключен договор №1 об обеспечении жильём молодой семьи (молодого специалиста) с использованием социальной выплаты, согласно п. 3.2.4. которого ФИО1 обязан работать у Работодателя (ООО «Раненбургъ») по трудовому договору не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты. Согласно п. 3.2.6. указанного выше договора ФИО1 был обязан уведомить Управление сельского хозяйства Липецкой области о досрочном расторжении трудового договора с ООО «Раненбургъ» в течение трех рабочих дней с момента расторжения трудового договора. Согласно п. 3.2.7. договора ФИО1 также был обязан заключить трудовой договор с другим работодателем в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности в срок, не превышающий 6 месяцев с даты досрочного расторжения трудового договора. При этом, на основании п. 3.2.8. ФИО1 был обязан уведомить Управление сельского хозяйства Липецкой области о заключении трудового договор с другим работодателем в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности в течение трех рабочих дней с момента заключения трудового договора с другим работодателем в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. В случае невыполнения указанных условий ФИО1, согласно п. 3.2.11, обязан вернуть в полном объеме средства социальной выплаты, полученные на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. С условиями договора ФИО1 был ознакомлен, согласен с ними, в связи с чем заключил договор.
В 2019, 2020 годах денежные средства в указанной сумме ФИО1 получил и освоил в полном объеме на приобретение строительных материалов.
Установлено, что приобретенные ФИО1 за счет средств социальной выплаты строительные материалы использованы частично, что подтверждается материалами прокурорской проверки, а также Актом №2 Управления сельского хозяйства Липецкой области, которым установлено фактическое отсутствие построенного жилого дома по адресу: В.
Согласно сведений ФНС о доходах физических лиц, выплаченных налоговыми агентами, ФИО1 осуществлял трудовую деятельность в ООО «Раненбургъ» в период с 22.07.2014 по 16.08.2021. Иных сведений об осуществлении ФИО1 трудовой деятельности, позволяющих последнему сохранить право на социальную выплату в рамках программы не получено.
Таким образом, как показала проведенная прокурорская проверка, ФИО1 не соблюдены условия получения и использования социальной выплаты, ответчик незаконно использовал денежные средства в виде социальной выплаты на общую сумму копеек, до настоящего времени ФИО1 указанную сумму в федеральный и областной бюджеты не вернул.
В судебном заседании помощник прокурора Чаплыгинского района Липецкой области Агафонов Е.Ю. исковые требования поддержал в полном объёме и просил их удовлетворить, по доводам, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнения.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, надлежаще извещался о времени, дате и месте судебного заседания. Возражений на исковое заявление, заявления об отложении судебного заседания в суд не представил.
Представитель третьего лица Управления сельского хозяйства по Липецкой области в судебное заседание не явился, надлежаще извещался о времени, дате и месте судебного заседания, в представленном в суд заявлении просили удовлетворить исковые требования и рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства, считает, что исковые требования заместителя прокурора Чаплыгинского района Липецкой области в интересах субъекта Российской Федерации к ФИО1 о взыскании суммы полученной социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности подлежат удовлетворению.
К такому выводу суд приходит по следующим основаниям.
В соответствии с мероприятиями по улучшению жилищных условий в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Липецкой области на 2014-2017 годы и на период до 2024 года» государственной программы Липецкой области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области», утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 28 октября 2013 года № 485, предоставлялись социальные выплаты на строительство жилья в сельской местности молодым семьям, в которых один из супругов является работником по трудового договору или осуществляет предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или в социальной сфере.
В соответствии с п.42 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам российской федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, которое является приложением №4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» (далее - Типовое положение) в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты, орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.
При этом, существенными условиями договора, указанного в п.42 настоящего Типового положения, являются:
а)обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты;
б)право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного подпунктом «а» настоящего пункта.
Вместе с тем, согласно п.45 Типового положения в случае досрочного расторжения трудового договора (прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности) право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.
При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя (период ведения прежней индивидуальной предпринимательской деятельности) учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного договором, указанным в пункте 42 настоящего Типового положения.
При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в договоре, указанном в пункте 42 настоящего Типового положения.
На основании предоставленных документов Управлением сельского хозяйства области ФИО1 выдано свидетельство № от 01.08.2019 «О предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности» на общую сумму из бюджета Липецкой области.
В этот же день между Управлением сельского хозяйства Липецкой области в лице начальника управления ФИО2 с одной стороны, ООО «Раненбургъ», в лице генерального директора ФИО3, с другой стороны, ФИО1, с третьей стороны, в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года №717, Государственной программой Липецкой области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области», утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 28 октября 2013 года №485, был заключен договор № от 01.08.2019 об обеспечении жильём молодой семьи (молодого специалиста) с использованием социальной выплаты, согласно п. 3.2.4. которого ФИО1 обязан работать у Работодателя (ООО «Раненбургъ») по трудовому договору не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты. Согласно п. 3.2.6. указанного выше договора ФИО1 был обязан уведомить Управление сельского хозяйства Липецкой области о досрочном расторжении трудового договора с ООО «Раненбургъ» в течение трех рабочих дней с момента расторжения трудового договора. Согласно п. 3.2.7. договора ФИО1 также был обязан заключить трудовой договор с другим работодателем в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности в срок, не превышающий 6 месяцев с даты досрочного расторжения трудового договора. При этом, на основании п. 3.2.8. ФИО1 был обязан уведомить Управление сельского хозяйства Липецкой области о заключении трудового договор с другим работодателем в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности в течение трех рабочих дней с момента заключения трудового договора с другим работодателем в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. В случае невыполнения указанных условий ФИО1, согласно п. 3.2.11, обязан вернуть в полном объеме средства социальной выплаты, полученные на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. С условиями договора ФИО1 был ознакомлен, согласен с ними, в связи с чем, заключил договор.
В 2019, 2020 годах денежные средства в указанной сумме ФИО1 получил и освоил в полном объеме на приобретение строительных материалов.
В ходе прокурорской проверки было установлено, что на основании приказа №-к от 22.07.2014 ФИО1 был трудоустроен на должность «контролер Службы охраны». Приказом 216-к от 16.08.2021 ФИО1 уволен с указанной должности. Договор № об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием социальной выплаты был заключен 01.08.2019.
Исходя из изложенного суд находит, что ФИО1 не выполнено существенное условие использования социальной выплаты на приобретение жилья, поскольку он нарушил принятое на себя обязательство в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий Липецкой области на 2014-2017 годы и на период до 2024 года» и п. 3.2.5 трёхстороннего договора, а именно работать у Работодателя по трудовому договору не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты.
Согласно полученных посредством СМЭВ были сведений из ФНС о доходах физических лиц, выплаченных налоговыми агентами, ФИО1 осуществлял трудовую деятельность в ООО «Раненбургъ» в период с 22.07.2014 по 16.08.2021. Иных сведений об осуществлении ФИО1 трудовой деятельности, позволяющих последнему сохранить право на социальную выплату в рамках программы не получено.
Таким образом, правовых оснований для сохранения за ответчиком права на социальную выплату в рамках программы не имеется, поскольку в срок, не превышающий 6 месяцев с даты досрочного расторжения трудового договора, им не был заключен трудового договор с другим работодателем в агропромышленном комплексе или социальной сфере в сельской местности.
Кроме того, Актом №2 по результатам проверки соблюдения условий трехстороннего договора об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты, а также проверки документов, предоставляемых для получения социальной выплаты с выездом по адресу нахождения жилого помещения либо земельного участка, предоставленного для строительства жилья, утвержденному 14.03.2022 начальником Управления сельского хозяйства ФИО2, установлены расхождения в приобретенных строительных материалах с фактическим их использованием, а именно между ИП ФИО4 и ФИО1 были заключены трудовые договоры купли-продажи строительных материалов:
№12 от 05.09.2019 на сумму ;
№12/1 от 20.12.2019 на сумму ;
№12/2 от 09.07.2020 на сумму .
При этом также установлено, что приобретенные ФИО1 за счет средств социальной выплаты строительные материалы использованы частично, что подтверждается материалами прокурорской проверки, а также указанным выше Актом №2, которым установлено фактическое отсутствие построенного жилого дома по адресу: В.
Из вышеизложенного следует, что ФИО1 не выполнены обязательства, на основании которых у последнего возникает законное право на использование полученной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям в соответствии с мероприятиями по улучшению жилищных условий в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Липецкой области на 2014-2017 годы и на период до 2024 года» государственной программы Липецкой области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области» утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 28 октября 2013 года № 485.
Достоверность и достаточность представленных суду доказательств, документов, письменных доказательств, имеющихся в деле, судом проверялись и признаны допустимыми, в качестве средств обоснования выводов суда.
Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В силу ч. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Согласно ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п.3 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в вышеназванные суды, в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
С учетом размера удовлетворенных исковых требований имущественного характера с ответчика в пользу дохода бюджета Чаплыгинского муниципального района подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 690 рублей 33 копейки.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования заместителя прокурора Чаплыгинского района Липецкой области в интересах субъекта Российской Федерации к ФИО1 о взыскании суммы полученной социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу Управления сельского хозяйства Липецкой области сумму полученной социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2024 года», государственной программы Липецкой области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области», утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 28 октября 2013 года № 485, в сумме
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета Чаплыгинского муниципального района государственную пошлину в размер
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Чаплыгинский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий:Ю.В.Плехов
Решение в окончательной форме изготовлено: 04 августа 2022 года.