РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 декабря 2018 года Свердловский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Оглоблиной М.П., при секретаре Ткаченко П.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 - 4821/2018 по заявлению Администрации г. Иркутска о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь,
УСТАНОВИЛ:
В Свердловский районный суд г. Иркутска обратилась администрация г. Иркутска с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь, объекты недвижимого имущества: линию наружного освещения, въездной знак (стела), указав в обоснование иска следующее.
В соответствии с положениями ГК РФ и Положения о порядке регистрации и использования бесхозяйного недвижимого имущества, находящегося на территории г. Иркутска, Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей администрация г. Иркутска обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества: линию наружного освещения по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>, линию наружного освещения по адресу: <адрес обезличен>, между <адрес обезличен> и <адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>, въездной знак (стела), расположенный в г. Иркутске, Свердловский округ, кадастровый <Номер обезличен>.
14 и 16.07.2018 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены записи о принятии на учет в качестве бесхозяйного имущества указанных выше объектов, что подтверждается выписками.
По истечению года со дня постановки бесхозяйных недвижимых вещей на учет, собственник объектов недвижимости не установлен. По состоянию на 06.08.2018 бесхозяйные недвижимые вещи в реестре федерального имущества не значатся, что подтверждается ответом от 08.08.2018 № 3-38/15024 Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области. Согласно ответу Министерства имущественных отношений Иркутской области от 21.09.2018 № 08-18-1276 указанные бесхозяйные недвижимые вещи в реестре государственной собственности Иркутской области не значатся. Согласно ответу ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» от 31.07.2018 № 5782 сведений о зарегистрированных правах на указанные бесхозяйные недвижимые вещи не имеется. Согласно письму Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска от 25.07. 2018 № 505-71-11565/18 указанные бесхозяйные недвижимые вещи в реестре муниципального имущества города Иркутска не значатся.
Учитывая, что в настоящее время бесхозяйные недвижимые вещи находятся на учете в качестве бесхозяйного имущества более одного года, администрация г. Иркутска в соответствии с Уставом г. Иркутска и ГПК РФ просит суд признать право собственности муниципального образования г. Иркутск на бесхозяйное недвижимое имущество:
- линию наружного освещения по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>,
- линию наружного освещения по адресу: <адрес обезличен>, между <адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>,
- въездной знак (стела), расположенный в г. Иркутске, Свердловский округ, кадастровый <Номер обезличен>.
Заявитель - Администрация г. Иркутска, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, её представитель ФИО1 (действующая на основании доверенности от 09.01.2018) в судебное заседание не явилась, просит суд о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 6, 38, 39, 52, 64, 78).
Заинтересованное лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, его представитель К. (действующая на основании доверенности от 04.09.2018 № 68) в судебное заседание не явилась, в отзыве на заявление Администрации г. Иркутска просит суд рассмотреть дело в её отсутствие (л.д. 40, 53 – 60, 65, 79, 80, 81 - 83).
Суд полагает возможным в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие заявителя и заинтересованного лица.
Огласив заявление, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
Статья 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) устанавливает общие основания приобретения права собственности.
Одни из таких оснований, связанные с устранением ненадлежащего положения имущества в хозяйственном обороте, предусмотрены п. 3 ст. 218 ГК РФ.
В соответствии с данной нормой права в случаях и в порядке, предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Пунктом 3 ст. 225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В соответствии с п. 1.2 Положения «О порядке регистрации и использования бесхозяйного недвижимого имущества, находящегося на территории города Иркутска», утвержденного Решением Думы г. Иркутска от 05.12.2011 № 005-20-280449/1, к бесхозяйному имуществу относится имущество, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен, либо если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которое собственник отказался, находящееся на территории города Иркутска, в том числе: жилые помещения; нежилые помещения; объекты незавершенного строительства; сети теплоснабжения, водопровода и канализации, электроснабжение, трубы газопровода (далее - Сети); другие объекты недвижимости.
Согласно ч. 2 ст. 291 ГПК РФ в заявлении органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь должно быть указано, кем, когда недвижимая вещь поставлена па учет, а также должны быть приведены доказательства, свидетельствующие об отсутствии ее собственника.
Государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (в том числе, принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей) осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и его территориальные органы (Указ Президента РФ от 25.12.2008 № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии»; ст. 131 ГК РФ; ч.ч. 1, 3 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (действующей до 01.01.2017); ч.ч. 1 и 3 ст. 3 Федерального Закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (действующей с 01.01.2017); п. 1 Положения «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457; п. 1 Порядка принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономсоцразвития от 22.11.2013 № 701, действующего до 01.01.2017; п. 2 Порядка принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономсоцразвития от 10.12.2015 № 931, действующего с 01.01.2017).
Как следует из содержания заявления, Администрация г. Иркутска обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества: линию наружного освещения по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>, линию наружного освещения по адресу: <адрес обезличен>, между <адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>, въездной знак (стела), расположенный в г. Иркутске, Свердловский округ, кадастровый <Номер обезличен> (л.д. 5 – 7). Указанные объекты недвижимого имущества приняты на учет как бесхозяйные объекты 14 и 16.07.2018, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 10.09.2018 № КУВИ – 001/2018-7901311, от 11.09.2018 № КУВИ – 001/2018-7900918, № КУВИ – 001/2018-7902511 (л.д. 9, 13, 25).
Из представленного суду кадастрового паспорта от 14.09.2016, следует, что объект недвижимого имущества с кадастровым <Номер обезличен> представляет собой сооружение электроэнергетики – линию наружного освещения, год ввода в эксплуатацию 2006, местоположение: <адрес обезличен> (л.д. 11).
Согласно кадастровому паспорту от 13.09.2016 объект недвижимого имущества с кадастровым <Номер обезличен> представляет собой сооружение электроэнергетики – линию наружного освещения, год ввода в эксплуатацию 2008, местоположение: <адрес обезличен>, между <адрес обезличен> (л.д. 16).
В соответствии с кадастровым паспортом от 21.09.2016, объект с кадастровым <Номер обезличен>, представляет собой иное сооружение – въездной знак (стелу), год ввода в эксплуатацию – 1980, местоположение: г. Иркутск, Свердловский округ (л.д. 28).
Из ответа от 08.08.2018 № 3-38/15024, направленного МТУРОСИМУЩЕСТВА в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, усматривается, что в реестре федерального имущества указанные выше объекты не значатся (л.д. 29).
Согласно ответу от 21.09.2018 № 08 – 18 - 1276 Министерства имущественных отношений Иркутской области, объекты недвижимого имущества: линия наружного освещения по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>, линия наружного освещения по адресу: <адрес обезличен>, между <адрес обезличен> кадастровый <Номер обезличен>, въездной знак (стела), расположенный в г. Иркутске, Свердловский округ, кадастровый <Номер обезличен>, в настоящий момент в реестре государственной собственности Иркутской области не учтены (л.д. 31).
Как следует из запроса Комитета по управлению муниципальным имуществом от 25.07.2018 № 505-71-11566/18 и ответа ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» от 31.07.2018 № 5782 сведения о собственниках на указанные выше объекты в документах, находящихся на архивном хранении в ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости», отсутствуют (л.д. 32 – 34).
Как следует из ответа Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска от 25.07.2018, объекты: линия наружного освещения по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>, линия наружного освещения по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>, въездной знак (стела), расположенный в г. Иркутске, Свердловский округ, кадастровый <Номер обезличен>, в реестре муниципального имущества г. Иркутска не значатся (л.д. 35).
Таким образом, исследовав представленные доказательства в отдельности и в их совокупности, суд приходит к выводу, что собственник недвижимого объекта, указанного выше, неизвестен, поскольку со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет кого-либо имущественного притязания от него не имеется, действий по обеспечению сохранности данного имущества он не предпринимает. Годичный срок с момента постановки указанного сооружения на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества истек, в связи с этим муниципальное образование г. Иркутск вправе требовать признания права муниципальной собственности на указанное имущество.
В соответствии с ч. 2 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на эту вещь.
Оценивая вышеуказанные доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что заявленные администрацией г. Иркутска требования о признании за муниципальным образованием г. Иркутск права собственности на бесхозяйное имущество –линию наружного освещения по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>, линию наружного освещения по адресу: <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>, въездной знак (стела), расположенный в г. Иркутске, Свердловский округ, кадастровый <Номер обезличен>, подлежат удовлетворению. Каких либо доказательств, опровергающих выводы суда, в силу ст. 56, 57 ГПК РФ суду не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление администрации г. Иркутска о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь удовлетворить.
Признать право собственности муниципального образования г. Иркутск на бесхозяйное недвижимое имущество:
- линия наружного освещения по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>,
- линия наружного освещения по адресу: <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>,
- въездной знак (стела), расположенный в г. Иркутске, Свердловский округ, кадастровый <Номер обезличен>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: М.П. Оглоблина