ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4822/19 от 15.10.2019 Щелковского городского суда (Московская область)

Дело № 2-4822/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 октября 2019 года г. Щёлково Московской области

Щёлковский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Дмитренко В.М.,

при секретаре судебного заседания Румянцевой Э.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Синяковой ФИО13 к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным отказа Щёлковского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области в установлении статуса «многодетная семья», признании права на получение статуса «многодетная семья», обязании выдать удостоверение «многодетная семья»,

У С Т А Н О В И Л:

Синякова Е.И. обратилась в Щёлковский городской суд Московской области, с иском к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным отказа Щёлковского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области в установлении статуса «многодетная семья», признании права на получение статуса «многодетная семья», обязании выдать удостоверение «многодетная семья».

В обоснование исковых требований указала, что находится браке с Синяковым А.В., о чем выдано Красногорским ФИО14 Свидетельство о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ, запись акта о заключении брака -

Синякова Е.И. является матерью несовершеннолетних детей: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Несовершеннолетне дети и Синякова Е.И. зарегистрированы и постоянно проживают по адресу <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ Синяковой Е.И. было выдано удостоверение многодетной матери , действительное до ДД.ММ.ГГГГ в которое были вписаны трое детей.

Супруг Синяковой Е.И. – Синяков А.В. – проживает вместе с супругой и несовершеннолетними детьми по адресу <адрес> (в квартире, в которой ему принадлежит право общей долевой собственности в размере 1/5 доли), в то же время он зарегистрирован по адресу <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Синякова Е.И. обратилась в Щёлковское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи с внесением в удостоверение всех четверых несовершеннолетних детей, предоставив необходимые документы, однако, Синяковой Е.И. в выдаче удостоверения многодетной семьи было отказано в связи с тем, что супруг Синяковой Е.И. – Синяков А.В. не имеет место жительства на территории Московской области.

На основании изложенного, Синякова Е.И. просит суд:

признать незаконным отказ Щёлковского Управления социальной защиты населения в установлении статуса «многодетная семья»

обязать Щёлковское управление социальной защиты выдать удостоверение «многодетная семья».

В судебном заседании истец Синякова Е.И. исковые требования поддержала в полном объеме, просил иск удовлетворить в полном объёме.

Представитель ответчика - Управления Социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области Худовердова Л.А., действующая на основании доверенности (копия в деле) в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы, изложенные в Отзыве на исковое заявление, просила в удовлетворении заявленного иска в полном объеме отказать.

Синяков А.В., привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание и письменных возражений относительно исковых требований, суду не представили, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Отдела социальной защиты населения района Митино СЗАО города Москвы, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание и письменных возражений относительно исковых требований, суду не представили, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав стороны, пояснения истца и мнение представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив в совокупности, представленные письменные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.

Указом Президента Российской Федерации № 431 от 5.05.1992 года "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" установлены меры социальной поддержки многодетных семей.

Пунктом 3 Указа Президента РФ от 5.05.1992 года № 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" меры социальной защиты установлены на федеральном уровне и Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом. Однако такой порядок и условия возмещения расходов приняты не были.

В силу статьи 26.3 Федерального закона от 6.10.1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан,.. . имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) (пункт 2).

Таким образом, данный вопрос отнесён к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обязанность предоставления ряда гарантий многодетным семьям установлена федеральным законом и соответственно подлежит реализации на всей территории Российской Федерации вне зависимости от места регистрации граждан.

Закон Московской области от 12.01.2006 г. № 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области", устанавливающий виды компенсаций, фактически был принят в целях реализации Указа Президента Российской Федерации № 431 от 05.05.1992 года "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".

При таких обстоятельствах, вопрос об обеспечении мерами социальной поддержки многодетных семей отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обязанность предоставления ряда гарантий многодетным семьям установлена федеральным законом и соответственно подлежит реализации на всей территории Российской Федерации.

На основании указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации", регистрация не входит в понятие "место жительства", а является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.

На территории Московской области отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям в Московской области регулируются Законом Московской области «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» от 12 января 2006 года № 1/2006-03 на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Московской области.

Согласно п. 4 ст. 21 Закона Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается Правительством Московской области.

На основании ст. 2 Закона многодетная семья - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее - одинокие матери (отцы)), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц).

Из материалов дела усматривается и судом установлено, что Синякова Е.И. находится браке с Синяковым А.В., о чем выдано ФИО15 Свидетельство о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ, запись акта о заключении брака -

Синякова Е.И. является матерью несовершеннолетних детей: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Несовершеннолетне дети и Синякова Е.И. зарегистрированы и постоянно проживают по адресу <адрес>.08.02.2012 года Синяковой Е.И. было выдано удостоверение многодетной матери , действительное до ДД.ММ.ГГГГ, в которое внесены трое несовершеннолетних детей: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Супруг Синяковой Е.И. – Синяков А.В., проживающий в жилом помещении по адресу <адрес>, в квартире, в которой ему принадлежит право общей долевой собственности в размере 1/5 доли, имеет постоянную регистрацию по адресу <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Синякова Е.И. обратилась в Щелковское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи, предоставив необходимые документы, однако, Синяковой Е.И. в выдаче удостоверения многодетной семьи было отказано в связи с тем, что супруг Синяковой Е.И. – Синяков А.В. не имеет место жительства на территории Московской области.

Постановлением Правительства Московской области от 12.12.2017 № 1029/45 «Об утверждении Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи» (далее – Порядок) устанавливаются Правила и условия выдачи удостоверения многодетной семьи (далее – Удостоверение)

- Удостоверение выдаётся лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей (родившихся и (или) усыновлённых (удочерённых), пасынков и падчериц) (далее – ребёнок, дети) в возрасте до 18 лет, а также достигших совершеннолетия одного или нескольких детей, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения (далее – образовательная организация) и не достигли 23 лет (далее – Заявитель).

- Удостоверение выдаётся, если все члены многодетной семьи имеют место жительства в Московской области.

- многодетной семье выдаётся одно удостоверение на семью.

-за получением удостоверения Заявитель обращается в территориальное структурное подразделение Министерства социального развития Московской области (далее – Подразделение) или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ) по месту жительства.

-для получения удостоверения Заявитель представляет в Подразделение или в МФЦ заявление о выдаче удостоверения, а также:

-паспорт Заявителя или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-паспорт супруга (супруги) Заявителя (в случае зарегистрированного брака) или иной документ, удостоверяющий личность супруга (супруги) Заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- свидетельства о рождении детей;

- паспорт ребёнка (детей) старше 14 лет или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- документы, подтверждающие место жительства Заявителя, супруга (супруги) Заявителя (в случае зарегистрированного брака), детей, достигших 14-летнего возраста, в Московской области, в случае, если эти сведения не содержатся в документах, удостоверяющих личность;

-свидетельство о регистрации по месту жительства ребёнка (детей), не достигшего 14-летнего возраста, или иной документ, подтверждающий место жительства ребёнка (детей), не достигшего 14-летнего возраста, в Московской области (выписка из домовой книги, копия финансово-лицевого счёта нанимателя жилого помещения, единый жилищный документ);

-фотографию Заявителя размером 3х4 см;

-фотографию супруга (супруги) Заявителя (в случае зарегистрированного брака) размером 3х4 см.

То есть, истцом были предоставлены все документы, входящие в перечень, необходимые для установления статуса «многодетная семья» и выдаче удостоверения «многодетная семья».

Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу ст.2 ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, довод ответчика, о том, что отсутствие у супруги истицы Синяковой Е.И. - Синякова А.В. - места жительства в Московской области не дает оснований для не предоставления мер социальной поддержки многодетной семье в Московской области и признается судом необоснованным и противоречащим действующему законодательству.

При таких обстоятельствах, судом установлено фактическое проживание всех членов семьи заявителя Синяковой Е.И.. в жилом помещении по адресу: Московская область, гор. Щелково, ул. Чкаловская, д. 3, кв. 178.

Кроме того, согласно Ответа на судебный запрос из Отдела социальной защиты населения района Митино СЗАО города Москвы, Синяков А.Е., зарег. по адресу г. Москва, ул. Центральная, д. 9, кв. 45, получателем выплата в ОСЗН района Митино не является.

Согласно части 1 статьи 55 и части 1 статьи 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио и видеозаписей, заключений экспертов. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Конституционный Суд РФ в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции РФ вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17 июля 2007 года N 566-О-О, от 18 декабря 2007 года N 888-О-О, от 15 июля 2008 года N 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Из приведенных положений закона следует, что суд первой инстанции оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание положения п. 4 ст. 21 Закона Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области", в соответствии с которой меры социальной поддержки предоставляются многодетным семьям, имеющим место жительства в Московской области на основании удостоверения многодетной матери (отца), на период проживания в Московской области, суд находит исковые требования Синяковой ФИО16 к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным отказа Щёлковского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области в установлении статуса «многодетная семья», признании права на получение статуса «многодетная семья», обязании выдать удостоверение «многодетная семья» законными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Синяковой ФИО17 к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным отказа Щёлковского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области в установлении статуса «многодетная семья», признании права на получение статуса «многодетная семья», обязании выдать удостоверение «многодетная семья» – удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства социального развития Московской области в лице Щёлковского Управления социальной защиты населения (оформленный письмо от ДД.ММ.ГГГГ № Исх. ) об отказе Синяковой ФИО18 в установлении статуса многодетной семьи.

Обязать Министерство социального развития Московской области в лице Щёлковского Управления социальной защиты населения выдать Синяковой ФИО19 удостоверение «многодетная семья».

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Дмитренко В.М.

Резолютивная часть решения составлена 15.10.2019 г.

Мотивированное решение составлено 18.10.2019 г.

Судья Дмитренко В.М.